Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

обобщение опыта работы

Автор: Алимова Лилия Абубакировна, учитель истории и обществознания, МОУ Дербишевская СОШ, д.Дербишева Челябинская область



В раздел основное полное образование



. Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ Дербишевская сош Алимова Лилия Абубакировна
Метапредметный подход в

преподавании истории и обществознания

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». /К.Д. Ушинский/.
. Современное информационное общество с его инновационной экономикой требует от школы личности, креативной, всесторонне развитой, компетентной, владеющей универсальными способами познания, умеющей приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Новые вызовы 21 века, решение комплексных проблем, вызванных техногенными, социально-политическими, религиозными и другими причинами, сегодня под силу специалистам, владеющим, как гуманитарными, так и естественнонаучными знаниями.

пп

Интегрированный подход

Метапредметный

подход
Подготовка таких компетентных кадров, отвечающих требованиям времени, предполагает включение в содержание школьного образования междисциплинарного взаимодействия.



Метапредмет
имеет древние корни. Им оперировали еще во времена Аристотеля. «Мета» – (от греч. мeta- между, после, через) означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому.

Метапредметный подход


является важной составляющей фундаментального ядра стандартов нового поколения Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга и , как следствие , учебных предметов


проблема

?

Метапредметность предполагает обучение с выявлением связи между различными дисциплинами и возможности универсального использования в процессе познавательной деятельности . общест вознан ие с в я з и Физика история литерат ура геогра фия

Метапредметное обучение
направлено на достижение
метапредметных результатов, которые
включают:
-
освоенные учащимися универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), на развитие базовых способностей учащихся, : мышления, понимания, коммуникации, рефлексии , действия
Метапредметный урок -
это урок, целью которого является: получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях. Реализацию метапредметного подхода мы представляем в виде схемы на следующем слайде.

Социальный заказ

Межпред

метные

связи

Внутрикуро

вые связи



Результат целостная личность, владеющая

универсальными способами познавательной и

практической деятельности.

Интеграция

Метапредметные результаты: формирование

универсальных учебных действий, базовые умения

Метапредметные подход

Межкурсо

вые связи

Социальный заказ

Всесторонне развитая, компетентная,

креативная, конкурентноспособная личность

Реальные

жизненные

ситуации


Метапредметный урок выстраивается вокруг

мыследеятельностной педагогики.
Как один из ориентиров нового стандарта, деятельностный подход в преподавании предметов выдвинут нашей школой в качестве основной задачи.
Ю.В. Громыко распределяет метапредметы по блокам:
знание, проблема, задача,

смысл, категория
и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.

Метапредмет

«Знание
».
Работа с понятиями.

Работа с понятиями.

Чтобы учащиеся отличали «революцию» от «бунта» и «восстания», им

необходимо овладеть основной идеей этого понятия



бунт
==
революция
==
восстание









Результат Результат

социальной революции: научной революции:


структурные переворот в изменения во всех мировоззрении сферах общественной человечества. жизни. качественное глубокое изменение

Метапредмет «Проблема»

Роль религии в современном мире.

История
-
Наследовать и сохранять

духовные ценности;
-
извлекать уроки из

прошлого;

- воспитание толерантности;

- формирование

Российской гражданской

идентичности.
Крестовые походы, «Варфоломеевская ночь», реформы Никона, современный исламский фундаментализм ПпППпП
МХК

Обществознание
Понятие религии, структура, функции.

Северная война

в истории, литерату

ре, искусстве
История Литература Живопись Архитектура
1 групп

а

3 группа

2 группа

4 группа
В рамках метапредмета «Знак», рисуя схемы, опорные сигналы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы, которые могут быть применимы в других областях знаний. Эти цели можно реализовать
на уроке –

путешествии.


Но близок, близок миг победы!
«Северны й союз» «Окно в Европу» «Царь антихрист» «Незабыва емое бывает» «Нарвская конфузия» Петр император «Матерь Полтавской битвы» Раскрытие смысла каждой цитаты, обсуждение картины позволяют учащимся, анализировать факты и события истории, что отвечает требованиям проблемного, развивающего обучения
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» /Б. Паскаль/ Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.
Метапредмет
«Задача»



Задача№1.
Скалы на Гибралтарском проливе назвали «Геракловы столпы». Какое имеет мифический герой к этим местам?
Задача№2.
в Греции сохранилась беговая дорожка, длину которой отмерял сам Геракл. Она равнялась 600 его стопам. По нашим измерениям -192 м. вычислить размер обуви Геракла. ( Данные задания втягивают ученика в творческий исследовательский поиск, проводить метапредметное обучение на уровне интеграции знаний и умений по истории, географии и математике).
Вместо ожидаемой Индии Колумб нашел другие земли. Почему Колумб был убежден, что доберется до Индии через Атлантический океан? В чем заключается загадка ошибки Колумба? Проблемные задачи стимулируют научный творческий поиск, формируют осмысленное изучение учебного материала. Метапредмет
«Задача»






Работа с историческими документами.


«Отчеты португальских мореплавателей ХIV в.» О каких экспедициях, землях идет речь? Вставьте пропущенные слова. Ваше величество через четыре с половиной месяца после отплытия мы обогнули ……. и вышли к ее восточному побережью. Сильные бури и встречные течения затрудняли плавание. Матросы страдали от жары, умирали. Но мне удалось найти опытного лоцмана, который провел корабли через ………… океан. С радостью в сердце сообщаю Вам, что в мае 1498 г. Португальские корабли бросили якорь у берегов ………
Формируем способности решать личностно- значимые проблемы. Выборы в 2009, 2010 г. г. события на Болотной и на Поклонной натолкнули учащихся на проектно- исследовательскую работу «Изучить политическое поведение населения в Дербишевском поселении».
Создаем свою политическую партию. Планирование предстоящей работы, распределение задач. - Сбор и анализ информации об итогах выборов в Государственную думу . - Социальный опрос населения. - Анализ социально-экономических проблем поселения. района, области, страны. - Разработка политической программы, идеологии, устава, - Учредительное собрание. Формируем регулятивные универсальные учебные действия .
Систематизация и анализ итогов информации выбор связывают с личностью Путина 46% считают привлекательной программу партии 34% за партийные проекты 13% считают что нет достойной альтернативы 7%

Учредительный съезд


Руководители партии знакомят нас

с программой своей будущей партии.



Название:
«
Социал-демократическая партии Российской Федерации –

СДПРФ»
Идеология
Флаг
Правовое государство с парламентской демократией, свободное справедливое общество с социально ориентированной смешанной экономикой
Положения программы, вызвавшие наиболее острые дискуссии.
Ужесточение закона за

преступление против

несовершеннолетних.

- Бесплатное образование в

вузах.

- Аттестация государственных

служащих.
Дискуссия, как вид интерактивной работы, отвечает требованиям деятельностного подхода к обучению ( коммуникативные УУД)
Проектно- исследовательская работа предполагает метапредметные условия для формирования познавательных, коммуникативных, личностных, универсальных учебных действий. В процессе этой работы старшеклассники сумели в сложной ситуации выделить проблему и предложить пути ее решения, т. е проявили себя подлинными субъектами учебно-познавательной деятельности.
Метапредмет « Смысл» Кто мы? Кто наши предки? Каково их место в истории моей страны, и вообще, в общемировом цивилизационном процессе?
На уровне межкурсовых связей по Всеобщей истории, истории

России, истории Урала. Мы формируем любовь и сопричастность к

прошлому свой Родины, родного края, уважение к предкам.
Герой Советского Союза Мурзагалимов Г.Г. Султангареев С.К. Наши односельчане – участники Курской битвы. «Участие южноуральцев в Курской битве»
В рамках метапредмета «Смысл» теоретические представления переводим в плоскость личных рассуждений. «Мировой экономический кризис. Новый курс Рузвельта» Отрывок из творческой работы «Рузвельт и В.В. Путин» Так мы формируем не просто знания, а способы работы с ними. «Сравнительная характеристика» -творческая работа, которую выполняют как на уроках литературы, так и истории.
Учитель XXI века призван создавать целостную личность, способную проявить творческую инициативу, формировать свое мировоззрение. Отрывок из сочинения «Удивительная страна». Индия - страна удивительная, яркая. Индусы строго соблюдают свои обычаи и традиции. Я подружи лась с мальчиком, которого зовут Бабу. Однажды мы гуляли по городу.
Вдруг он увидел идущего

навстречу человека, одетого в черное,

и перевел меня на другую

сторону улицы. Я спросила, зачем он

это сделал . Он ответил, что этот

челевек – неприкасаемый. Все мои

впечатления об Индии в один миг

исчезли. Я была разочарована.

Как здорово, что в нашей

России люди не делятся на касты.

/ученица 5 класса Ишниязова Назиля/

• • «Можно мы вам станцуем индийский танец?» Такому желанию, такой просьбе отказать было просто невозможно. Ведь мы на уроке увлеченно говорили об Индии.

Выводы:

Таким образом,
изучая теоретическую литературу по метапредметному подходу, мы пришли к выводу:
метапредметное обучение – это дидактическое

условие, способствующее мотивации учебно-познавательной

деятельности.
Мотив, как правило, обусловлен необходимостью решения какой либо проблемы. Проблемное обучение - основополагающее требование ФГОС. Метапредметное обучение способствует: - развитию аналитического, творческого мышления учащихся; - формированию целостного научного мировоззрения, позиции исторического и национального самоопределения, российской идентификации; - ценность этого феномена в том , что он направлен на добывание знаний самостоятельным путем; на овладение способностями , применимыми в разных областях знаний; - благодаря метапредметам эффективно используется учебное время; - метапредметный подход способствует формированию всесторонне развитой, креативной личности , готовой приспосабливаться к меняющимся условиям, делать Россию конкурентно способной в глобальном мире.

Результаты ЕГЭ за последние 3 года

2011 г.- средний балл 65

2012г. - средний балл 56

2013 г.- средний балл 65


Результаты муниципальных олимпиад

2010- 10 класс- 2 место (история)

2011- 11 класс- 2 место (обществознание)

2012 – 8 класс- 1 место (история)

8 класс- 1 место (обществознание

10 класс- 2 место (обществознание)

10 класс- 3 место (право)

11 класс – 2 место (право)

2013 9 класс - 2 место (экономика)

10 класс – 3 место (история)



2011- районный семинар - совещание директоров «Школа на пути ФГОС» (доклад «Анализ уроков с точки зрения ФГОС» ). 2012- районный методический день учителей начальных классов (доклад «Метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла») 2014 (апрель) - выступление на заочной всероссийской конференции «Интеграция».
Обобщение опыта




«…ребёнок черпает то, что ему доступно, и

теми средствами, которыми он владеет, поэтому,

чем культурно богаче окружение ребёнка, тем

больше он создаёт стимулов к овладению более

сложными культурными средствами и позволяет

ему шире использовать это окружение»

Блонский П.П.

• •


Литература
• 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004. • 2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000. • 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. • 4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007. • 5. «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок» • Фёдорова Светлана Шамиловна • 6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие • Автор: Громыко Нина Вячеславовна
7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)
8.
Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» 9. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с. 9. АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта» • 10.Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с. • ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»
• Формирование российской идентичности очень сложная проблема. Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению детей можно вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Задача учителя - сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя литературу, историю, в целом русскую культуру. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Историю нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения. • • Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленных на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности •


В раздел основное полное образование