Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Понятие и сущность инновационного потенциала педагогического коллектива"

методический материал

Автор: Петерс Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ Краснооктябрьская СОШ, п.Ишалино, Челябинская область



В раздел основное полное образование




Понятие и сущность инновационного потенциала педагогического

коллектива
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики. Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рождённый в данной школе; педагогический опыт, рождённый в других школах; нормативные документы; мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по–новому. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов. Инновационная деятельность в образовательной практике, в том числе у ее индивидуальных и коллективных субъектов, в настоящее время
многогранно изучается. Это связано с рядом факторов, среди которых отметим поиск руководящими органами образования и образовательными учреждениями путей реализации основных направлений реформирования российского образования, поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексно-целевых программ развития образовательных учреждений. Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений Для того, чтобы обосновать развитие педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности, нам необходимо вначале определить сущность его инновационной деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений в настоящее время определилась их инновационная деятельность - деятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих все сферы их жизнедеятельности. Большинство исследователей инновационных процессов в образовании понимают под инновационной деятельностью любое новое, нестандартное, необычное, что осваивается в конкретном образовательном учреждении. Основываясь на таком подходе, можно утверждать, что практически все образовательные учреждения в той или иной степени занимаются инновационной деятельностью. Для определения сущности инновационной деятельности педагогического коллектива мы обратились к анализу научной литературы. В 30-х годах XX века австрийский экономист И. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». В отечественной науке и практике появление устойчивого интереса к инновациям в образовании приходится на середину 80-х годов XX века . Появляется потребность и необходимость в изучении феномена инновационной педагогической деятельности, систематизации и
осмысления существующего инновационного опыта. С этого момента реально обозначаются контуры будущего научного направления, получившего название «педагогическая инновация». В педагогической литературе инновации характеризуются (в качестве одного из вариантов) «как актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие». В отечественной педагогической науке традиционными являются исследования инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (Ю.К. Бабанский, А.Н. Бойко, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, М.М. Поташник и др.), поэтому в педагогической практике процессы внедрения и распространения передового опыта стали рассматриваться как виды инновационных процессов. Так, В.И. Загвязинский трактует инновационную деятельность через так называемый «инновационный поток» как «деятельность всех категорий педагогов, очень тесно связанную с развитием психолого-педагогических наук, несущей в образовательную практику новые идеи, новое содержание и обновленную технологию». И.Е.Пискарева, проанализировав различные подходы в понимании феномена инновационной деятельности, определяет ее как «деятельность, связанную с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходящую за рамки действующих нормативов, являющуюся основой личностно-творческой, индивидуально направленной деятельности педагога, воспитателя и создающую новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность».
А.И. Пригожин предлагает следующую общеприменимую классификацию нововведений (инноваций). По его мнению, нововведения бывают материально-технические и социальные. Социальные нововведения делятся на: экономические; управленческие (имеющие организационные и собственно социальные доминанты); правовые; педагогические, включающие в себя методы обучения и воспитания. Социальные нововведения отличаются от материально-технических нововведений следующими важными признаками, у них: более тесная связь с конкретными общественными отношениями, с деловой культурой; большая сфера применения; сильнее зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей; не очевидными и слабо доказуемыми преимуществами как это имеет дело в случае с техническими нововведениями, более сложным учётом их эффективности. При этом новизна социальных нововведений, включая и педагогические новшества, чаще всего бывает не лабораторного, а полевого происхождения. Она возникает, вырастает из передового опыта, из находок практиков. В целом в научном обиходе инновационная деятельность обычно трактуется как многофункциональная деятельность всех субъектов, вовлеченных в процесс обновления своей организации. В современной научной литературе прослеживается подход, рассматривающий инновационную деятельность как деятельность активных субъектов инновационного процесса. Активность является одной из ведущих характеристик субъекта деятельности, поэтому для нашего исследования существенным является определение активности индивида или группы. Под активностью мы будем понимать способность социального субъекта изменять и преобразовывать окружающую действительность - способность, которая оценивается со стороны объективной результативности этого преобразования, меры фактического участия субъекта в тех или иных видах социальной деятельности, включая и инновационную.
Под инновационным потенциалом педагогического коллектива в науке понимается «его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий». Развивая данное понятие, считаем, что существующие характеристики инновационного потенциала педагогического коллектива можно дополнить следующими понятиями: способностью создавать и воспринимать новшества, а также своевременным отказом от устаревшего, педагогически нецелесообразного. На основании анализа специальной литературы мы считаем целесообразным выделение трех уровней инновационного потенциала педагогического коллектива: - низкий уровень - коллектив не способен разрабатывать и адаптировать у себя известные новшества, способствующие и развивающие систему образовательного учреждения. Возможны лишь единичные, частные, так называемые «локальные» новшества на индивидуальном педагогическом уровне; - средний уровень - педагогический коллектив способен не только адаптировать у себя известные новшества, но также их комбинировать, приводя тем самым к изменению отдельные блоки образовательной системы учреждения; - высокий уровень - педагогический коллектив сам способен разрабатывать новшества и экспериментально их проверять. При этом разрабатываемые или применяемые новшества могут приводить к изменению всей системы образовательного учреждения в целом. Обозначенные уровни инновационного потенциала педагогического коллектива существенным образом зависят от управления им, уровня квалификации и профессиональной подготовки членов педагогического коллектива, особенностей ближайшего социального окружения, сформированности социального заказа, участия общественности в процессе управления образовательным учреждением.


В раздел основное полное образование