Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Программа профилактики аутоагрессивного поведения среди несовершеннолетних"

Методическая разработка

Автор: Иванова Клара Николаевна, педагог-психолог, МБОУ "Намская СОШ1", село Намцы Намский район РС(Я)



В раздел основное полное образование




Программа

профилактики аутоагрессивного поведения

среди несовершеннолетних.

Содержание программы

Актуальность проблемы
Согласно статистическим данным ВОЗ за 2008 год РФ занимает по подростковым суицидам 3 место в мире. (По материалам республиканского семинара «Суицидальное поведение у подростков: организация медико-психологической помощи» от 13-15 октября 2009 в г. Якутске. Руководитель семинара: Н.Б. Семенова д.м.н., к.пс.н., ведущий научный сотрудник клинического отделения психического и соматического здоровья детей НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН). О тревожной ситуации с суицидами в РС(Я), об усилении профилактических мер указывается в приказах МО, начальника УО Намского улуса: 1. О мерах по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков №11/392 приказ начальника УО Намского улуса от 25.09.07. 2. Об усилении мер профилактики суицидального поведения среди обучающихся № 01-08 (приказ министра образования РС(Я) от 09.12.08.) Одним из факторов, способствующих к суицидальному поведению, является социокультурные особенности личности, такие как личностная тревожность, фрустрационная толерантность. Повышенная тревожность выявляется и у учащихся нашей школы. Так, ежегодно в среднем у 15% 5-классников выявляется повышенный уровень тревожности в период адаптации к новым условиям обучения. Повышенный уровень тревожности по методу «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» выявлен у 27% учащихся основной школы в 2008-2009 учебном году. Повышенная тревожность отмечается в ситуациях, связанных со школой и проявляется по таким параметрам как «страх ситуации проверки знаний», «тревожность в отношениях с учителем»; также повышенный уровень тревоги и беспокойства в ситуациях общения, в ситуациях самооценки. Повышенная тревожность препятствует нормальным взаимоотношениям и обучению, длительная, устойчивая тревожность может привести к вегетативным, неврозоподобным и психическим нарушениям. Исследование по методам «Шкала депрессии Зунге (Модификация Т. И. Балашовой)», «Анкета выявления суицидального риска» от 20.03.09. выявило у 97% учащихся с 8 по11 классов состояние без депрессии. У 3% опрошенных выявлен второй
уровень депрессии, т.е. состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза, значительный суицидальный риск т.е. существует вероятность совершения самоубийства при попадании в экстремальную ситуацию. Приведенные факты указывают на необходимость организации профилактических мер в школе.
Цель:
Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья обучающихся, создание социально-педагогических условий для успешной социализации личности.
Задачи программы:
 снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;  формирование позитивного мышления, нравственных ценностей и смысла жизни;  помочь обучающимся в формировании адаптивности, как способности к социализации и приспособлению кризисным жизненным ситуациям;  развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Направления (этапы) деятельности педагогов по профилактике суицидального

поведения:
1. Санитарно – просветительская работа среди педагогов, родителей. 2. Диагностический. 3. Коррекционно-профилактический. 4. Консультационный.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:  повышение стрессоустойчивости, понижение астенических состояний у школьников;  снижается ситуативная и личностная тревожность учащихся;  формируются навыки регуляции негативных эмоциональных состояний;  повышается самооценка и уверенность в себе;  формируется адекватное отношение к жизни и смерти. На первом этапе цель педагогов СПС состоит в повышении психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам суицидального поведения среди подростков, в распространении знаний о факторах и причинах суицидов, о распознавании сигналов, о мифах, о том, где подросток может получить помощь, о необходимости йодной профилактики и т.д. Занятия проводятся в форме психологического
семинара, родительских педвсеобучей или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов. Примерная тематика психологических семинаров для педагогов и родителей. 1. Возрастные и психологические особенности детей и подростков. 2. Основные понятия и терминология: суицид, суицидальное поведение, умышленное самоповреждение (УСП), самоповреждающее поведение. 3. Причины самоубийств и факторы риска: психические, социально-экономические, семейные, личностно-психологические, когнитивные. Кристаллизирующие факторы. 4. Мифы о подростковых суицидах. Изменение поведения подростка как сигнал предупреждения. 5. Оказание помощи в кризисном состоянии. 6. Роль СМИ в повышении уровня суицидов: эффект Вертера. Как следует сообщать о самоубийствах в целом и как следует сообщать о конкретном самоубийстве. 7. Психологически безопасная среда в образовательном учреждении: педагогическая этика, педагогический такт, педагогическое общение. 8. Типы кризисных ситуаций. Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях. Способы преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, просветительский блок включает в себя разработку информационных средств: памятки для родителей, педагогов, подростков; рекламу Телефона доверия «Республика». Второй этап – психодиагностический. Цель этого направления – оценка психических состояний личности, выявление уровня депрессивного состояния, тревожности. На данном этапе используется комплекс психодиагностических методик для выявления группы риска по суицидальному поведению , рекомендованный МО РС(Я) от 2008 года. Параметры Методики Тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Депрессия. Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой) Тревожность и депрессия. Шкала тревожности и депрессии Зигмонда Межличностные отношения ребенка с родителями и другими членами семьи. Проективный тест «Рисунок семьи». Проективное исследование личности. Применение этого диагностического аппарата в выявлении группы риска Проективная методика «Человек и дерево».
основано на определении адекватного суицидному состоянию критерию- признаку. Проблемы в семейных и межличностных отношениях, несправедливые методы воспитания, акцентуация личности и др. Шкала оценки риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова) Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем. Блок коррекционно-профилактических мероприятий включает в себя групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. В групповую форму работы включены психологические тренинги: в основном, тренинги личностного роста, тренинги саморегуляции.
Формы и методы работы
Формы Профилактика Санитарно- просветительская работа Коррекция Групповые Тренинги личностного роста, поведения в стрессовых ситуациях. Тренинги формирования навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний. Психологические игры. Семинары. Беседы об умышленном самоповреждении, о факторах и причинах суицидов, о распознавании сигналов, о возрастных и психологических особенностях детей и подростков. Разработка информационных средств, реклама Телефона доверия «Республика». Тренинги, направленные на снятие психоэмоциональног о напряжения, тревожности. Тренинги коррекции межличностных отношений, отношения к себе. Тренинги личностной и фрустрационной толерантности. Релаксация. Индивидуа льные Индивидуальные психологические консультирования учащихся, педагогов, родителей по проблемам взаимоотношений, предупреждения возможных отклонений в психологическом и личностном развитии обучающихся.
Индивидуальные собеседования социальных педагогов с учащимися, родителями. Кроме того, коррекционно-профилактический блок включает мероприятия: 1. Организация досуга обучающихся: определение в кружки, секции, обеспечение в летний период разнообразными формами занятости. 2. Привлечение ресурсов социума: взаимодействие с общественными организациями, ОВД, КДН, СРЦН, ЦСППМ, НЦУБ и др. 3. Домашнее визитирование обучающихся ГР. 4. Привлечение обучающихся к участию в школьных, улусных, республиканских мероприятиях, конкурсах, создание условий для ситуации успеха. 5. Классные часы на формирование адекватного отношения к жизни и смерти, школьные акции «Я выбираю жизнь», конкурсы рисунков и сочинений «Разноцветная жизнь» и т.д. 6. Йодная профилактика обучающихся. 7. Работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума для оказания комплексной помощи детям с проблемами в обучении и поведении. 8. Уроки психологии, элективные курсы, занятия социальных педагогов для учащихся с 8 по 11 классы с целью сохранения психического здоровья учащихся и развития личностной и социальной компетентности. Четвертый этап – консультационный. На данном этапе проводятся индивидуальные психологические консультирования учащихся, педагогов, родителей по проблемам взаимоотношений, предупреждения возможных отклонений в психологическом и личностном развитии обучающихся. Индивидуальные собеседования социальных педагогов с учащимися, родителями.


В раздел основное полное образование