Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС"

Статья

Автор: Лисицына Ирина Васильевна, учитель химии, ГБОУ Школа № 199, Москва



В раздел основное полное образование



Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика, и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя. Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т.е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем. Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. В химии – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д. Одной из важных проблем современной школы является такая постановка учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает глубокие и прочные знания основ наук и вместе с тем воспитывает у учащихся умение самостоятельно совершенствовать знания, развивает творческую инициативу. Мнения ученых, занимающихся процессуальной стороной обучения, по 1
многим вопросам расходятся. Но они едины в том, что в основе творческого мышления лежит собственная деятельность школьника. Однако основная масса учащихся из года в год теряет интерес к учению. Ребята часто инфантильны, безынициативны, привыкают выполнять лишь кое-что из того, что необходимо. На уроках химии усвоение знаний часто основано только на памяти. Еще одна причина кроется в самой химической символике, которая представляет собой краткую емкую, но все же абстрактную форму химических знаний. Поэтому уже на начальном этапе обучения стараюсь определить общие склонности учащихся к гуманитарным, естественным или техническим наукам. Трудность в том, что большинство учащихся проявляют к химии только первоначальный интерес. Объясняется это просто - привлекает новизна предмета и его зрелищность. По мере изучения более трудных разделов у некоторых ребят интерес исчезает, зато у других он становится стойким. Вот на таких ребят стараюсь опираться при организации самостоятельной деятельности на уроке и вне его. Им на каждом уроке стараюсь давать информацию, стимулирующую мышление ( напр., установление закономерностей химических процессов, составление графиков, алгебраические методы решения задач и т.д.).Таким ребятам предоставлено право провести опыт, если они понимают его цели, не нарушают правила ОТ. Но в каждом ребенке заложен интуитивный принцип поиска, обобщения. Развить, подтолкнуть, «разбудить» то, что заложено природой - цель самостоятельной работы. Начать можно с
учебника.
Очень часто школьники запоминают материал подряд, не умея выделить самое главное. Работу организовываем так. Несколько секунд ребята рассматривают на доске схему, представляющую конспект в виде смысловых пунктов, напр.: Кислотный оксид + щелочь Соль + вода Основный оксид + кислота Основный оксид + вода Щелочь Кислотный оксид + вода Кислота Они запоминают внешний вид схемы. Затем, читая учебник, составляют черновой набросок схемы. После новой демонстрации схемы ребята сверяют с ней свою и записывают наиболее понравившуюся. Однако опыт показал, что не целесообразно предлагать без предварительного объяснения теоретические вопросы, т.е. выбор темы играет существенную роль. Самостоятельную работу иногда предлагаю провести дома. Например, использую групповые домашние задания, работа по которым начинается в классе. Вместе определяем вопросы, раскрывающие задания, просматриваем записи в тетрадях, составляем схему полного ответа; даю необходимые 2
консультации. На следующем уроке учащиеся всех групп последовательно раскрывают вопросы. Остальные в это время делают записи, дают пояснения, дополняют, уточняют, рецензируют ответы. Часто использую домашние задания творческого характера- составление рефератов с использованием дополнительной литературы, схем химических производств с пояснением, работа с различными информационными источниками. Но здесь надо учитывать, что домашняя работа будет результативна лишь тогда, когда: а) она интересна, посильна и не требует больших затрат времени; б) четко определена цель работы; в) дана консультация о способах выполнения; г) учтены индивидуальные особенности учащихся. Однако основная работа по овладению знаниями происходит на уроке. Поэтому с целью облегчения логической обработки материала обязательно учимся составлять
конспекты
. Основными требованиями к составлению конспектов считаю: а) отражение основного содержания текста; б) запись содержания своими словами с использованием схем, уравнений; в) разборчивость записи; г) включение в творческий конспект сведений из дополнительной литературы; д) графическое изображение химического эксперимента. Беседы с ребятами показали, что работа с учебником на уроке расковывает их внутренне, придает уверенность, снимает напряжение, вызывает интерес к учебнику. После такой работы выполнять домашнее задание намного легче. Однако конспект не всегда является лучшей формой записи теоретического материала. Использование графика помогает более четкому выделению взаимосвязей. Но перекодирование словесного содержания в графическую форму требует больших умственных усилий учащихся, поэтому использую задания нарастающей сложности (с разумной частотой). Такую работу проводим в тетрадях, напр., по темам «Общие свойства кислот», «Генетическая связь между классами неорганических веществ» и т.д.) Особое значение в химии имеют обобщающие таблицы, например, «Виды изомерии», «Сравнение углеводородов»(10кл.). «Качественные реакции в неорганической химии« и т.д. Правда, иногда ребята увлекаются декоративной стороной оформления и теряют смысл работы. Поэтому обязательно вместе анализируем готовые схемы, таблицы. В такой форме работы нравится краткость, обзорность, информационная емкость, также формируется понятие о разных формах записи материала, например: Ме Zn неМе О 2 О 2 Ме x O y ZnO ( неМе) x О y 3
Н 2 О Н 2 О Ме(ОН) y Zп(ОН) 2 НАп Н 2 Z пО 2 В психологии установлено, что многим людям значительно легче объяснить то или иное событие, чем предсказать его. Поэтому на уроках химии часто тренируемся в
прогнозировании
результатов опытов. Перед демонстрацией ставлю вопрос: что получится, если слить данные растворы, нагреть пробирку? Учащиеся «фантазируют» 1-1,5 мин. Это окупается последующим вниманием к опыту, оживлением, когда результаты совпадают с прогнозом. При проведении такого «мысленного» эксперимента развиваются наблюдательность, внимание, углубляется понимание процесса, возникают новые идеи, что, в конечном итоге, способствует развитию творческой самостоятельности ребят. Как одну из форм самостоятельной работы иногда использую ключевые слова, записанные на доске (особенно в слабых классах). Например, по теме « Химическое равновесие» в 9 классе ключевые слова» прямая реакция, динамическое равновесие, температура, катализатор, обратная реакция, сдвиг равновесия». Способ позволяет концентрировать внимание на главном. Иногда ребята самостоятельно определяют ключевые слова в новом материале, а параллельно предлагаю способ их запоминания:
о
кисление-
о
тдача е, лакмус в
к
ислоте –
к
расный. Одной из важных форм самостоятельной деятельности учащихся считаю
семинары, зачеты
в старших классах. Дома ребята продумывают вопросы, а во время урока им предоставляется возможность выбрать вопросы с учетом желаемой отметки каждого из них. Для получения 5 надо набрать 5 баллов (задания по 1-1,5 б.) Иногда предлагаю учащимся самим составить вопросы для семинара, но опыт показал, что этот вид деятельности для них сложен (обычно они перефразируют вопросы учебника). Поэтому такие задания даю не с целью оценки знаний, а чтобы привнести элемент творчества в самостоятельную работу, применяю редко, т.к. при частом использовании интерес к такого рода занятиям утрачивается. Семинары-зачеты иногда провожу в групповой форме с использованием консультантов. Наблюдения показали, что консультанты предъявляют высокие требования к работе своих товарищей. На обычных уроках часто использую само- и взаимопроверку («летучие» письменные опросы, химические диктанты). При проведении заключительных семинаров, зачетов у ребят возникают затруднения. Анализ самых типичных показал, что нелегко даются решение задач, выделение главного, систематизация знаний. В беседах с учащимися выяснились сложности психологического плана: концентрация внимания, неумение организовать свой труд и правильно распределить время. 4
Необходимо было создать памятки- инструкции типа: как работать с книгой, как составить конспект, как слушать объяснение учителя, как подготовиться к экзаменам; как развивать волю; как тренировать память; как управлять вниманием. Потом они были помещены на сменный стенд. Надо заметить, что при организации самостоятельной творческой работы возникают следующие проблемы: отрицательное отношение некоторых учеников к введению разных форм самостоятельной работы, что объясняется привычкой к пассивному восприятию знаний; наличие учащихся. которые не способны воспринимать помощь, не приучены трудиться, с большими пробелами в знаниях по другим дисциплинам (математике, физике и т.д.) Но, в основном рассмотренные виды деятельности способствуют развитию творческой активности учащихся и их познавательного интереса; помогают им в усвоении программного материала, формируют зачатки самообразования. Обязательной составной частью новых педагогических технологий является
тестовый

контроль
. Тест- система заданий возрастающей трудности, специфической формы. Тест обязательно содержит фрагмент содержания учебной дисциплины. В своей работе использую следующие разновидности тестов: а) задания с выбором ответов; б) задания на дополнение ( вставить нужные формулы, цифры); в) задания на установление соответствия; г) задания на установление правильной последовательности. В тесте необходимы краткость и четкость формулировок, а также наличие однозначного ответа. Бланк задания выдается каждому ученику, время - ограниченно, последовательность выполнения любая. В связи с использованием тестового итогового контроля ЕГЭ на уроках часто выполняем образцы заданий из открытого банка данных ЕГЭ. В своей работе также часто использую
дифференцированные

самостоятельные работы,
т.к. в классах обычно четко проявляются различия учащихся по способностям. Условно их можно разделить на 3 группы: а) учащиеся со слабой обучаемостью, с неразвитыми навыками умственного труда; б) учащиеся с отличными способностями. позволяющими устанавливать причинно- следственные связи в) основная масса - учащиеся с репродуктивным характером действий. стремлением опираться на образец. С расчетом на последнюю группу строится, в основном обучение в школе. Методика индивидуального подхода при обучении химии ставит своей целью обеспечить учащихся с разными способностями такую деятельность, которая могла бы опираться на наивысшую границу работоспособности и была бы доступна. Дифференцированные самостоятельные работы применяю на всех типах уроков - при закреплении, тренинге и т.д. Обязательным условием является постоянное повышение трудности задания, подготовка учащихся к более сложным вариантам, что, в 5
конечном итоге, обеспечивает повышение уровня сформированности универсальных учебных действий у всех обучающихся. По характеру дифференцированные задания могут быть: а) адаптирующие (применяются, если пропустившего занятия ученика нужно быстро ввести в курс дела). Содержат материал в конспективном виде; б) алгоритмы решения чего-либо - разработаны, например, алгоритмы решения основных типов задач; в) тренировочного характера (для сильных учащихся, которым необходимо повышать общий уровень развития, расширять кругозор). Кроме того, на стадии урока, когда требуется оперативный контроль за первичным пониманием вопроса, выполнением домашней работы, использую химические и биологические диктанты (экономия времени и формирование навыков самоконтроля). Такие работы часто провожу с элементами взаимоконтроля по четко обозначенным критериям оценивания. Для развития познавательной активности в процессе самостоятельной работы часто использую
дидактические игры
(из букв правильных ответов получается название вещества; исключить лишнее; химический ринг; конвейер; скоростные дорожки и т.д.). Для развития навыков самоконтроля использую карточки-задания с ответами на обратной стороне. В результате ученик узнает правильное решение не на следующем уроке (успев забыть условие задачи), а тут же; сам оценивает свою работу по приведенным критериям. По некоторым темам (в основном 8 и 9 класса) использую индивидуальные домашние задания, методика проведения которых заключается в следующем. Общее задание вывешивается на стенд в начале изучения темы. Тут же приводятся различные варианты списков веществ, конкретно для которых учащийся должен выполнить задание. Задание включает 5-8 вопросов по большому блоку знаний. В процессе изучения темы ученик, получив свой номер варианта, выполняет задания для веществ своего варианта. Возможна взаимопроверка в такой работе, а также контроль учителя. В 10-11 классах, где требованиями предусмотрен большой объем материала для обобщения и систематизации, вместе с учащимися составляем справочники, например, по органической химии. По определенному плану (дается учителем или предлагается учащимися) составляется характеристика каждого гомологического ряда веществ. Запись ведется тезисно в форме. удобной для учащегося (графически, таблично, текстом и т.д.). Впоследствии справочники используются при подготовке к семинарским занятиям, зачетам, практическим работам, экзаменам. Одним из основных критериев педагогического мастерства современного учителя считается наряду с умением хорошо преподносить учебный материал, умение эффективно организовывать на уроке самостоятельную работу учащихся. Самостоятельная работа на уроке характеризуется существенными признаками: 1. Задание (одинаковое или дифференцированное) дается всем учащимся класса. 6
2. Для выполнения задания учитель отводит учащимся специальное время. 3. Работа выполняется без непосредственного участия учителя, но под его консультативным руководством. Учитель определяет объем, тип и продолжительность задания, инструктирует о порядке выполнения работы, во время работы организовывает помощь слабым учащимся, контролирует консультирует всех, организует подведение итогов работы. При этом степень помощи учителя и степень самостоятельности учащихся могут быть различными, однако, главное то, что все учащиеся поставлены в такие условия, при которых любой из них вынужден думать и выполнять задание сам. 4. Результаты выполнения задания фиксируются в виде записи, рисунка, модели и т.д. Это помогает включить в работу всех учащихся и контролировать ее. В процессе совместной работы не все ученики, особенно слабые, успевают самостоятельно думать и находить решение. При преждевременной и чрезмерной помощи со стороны учителя и товарищей работа большинства школьников перестает быть самостоятельной, не развивает познавательную активность, отрицательно сказывается на воспитании ответственного отношения к учебе, порученному делу. В кабинете имеется памятка «Как выполнять задания для самостоятельной работы»: 1. Прежде, чем выполнять задание, внимательно прочтите условие и уясните, что требуется определить, какие исходные данные содержатся в самом условии. 2. Встретив затруднения, не спешите обращаться за помощью, постарайтесь сами разобраться, а для этого вспомните и мобилизуйте свои знания и жизненный опыт, обдумайте результаты наблюдений, изучите указанную литературу. 3. Ответы аргументируйте, подготовьтесь кратко изложить свои доказательства. 4. В ходе работы и после окончания примените поэтапный и итоговый контроль. 5. Задания практического характера (наблюдения, опыты и т.д.) выполняйте аккуратно, правильно и сдайте учителю для проверки в указанный срок. 6. При выполнении практических заданий в природных условиях будьте другом животных и растений, щадите их, любите и охраняйте. 7. При выполнении практических заданий в химической лаборатории соблюдайте правила охраны труда. Особую актуальность приобретают в наше время самостоятельные работы при проверке выполнения домашнего задания. Предпочитаю в начале урока сразу дать всему классу небольшое (8-10 мин.) задание для самостоятельной работы по ранее изученному материалу. Систематическое применение таких заданий приучает учащихся с самого начала урока без 7
раскачки организованно включаться в познавательную деятельность. Такое задание не исключает устного опроса, а сочетается с ним и дополняет его Один и тот же вид самостоятельной работы может быть проведен на разных уровнях в зависимости от содержания задания, опыта, наличия опорных знаний учащихся, педагогического мастерства учителя. Не всякая самостоятельная работа одинаково развивает мышление, наиболее эффективны в этом отношении творческие работы. Однако познавательный процесс в том и диалектичен, противоречив, что творческое мышление ученика зависит от наличия опорных знаний, сообщаемых учителем в готовом виде. Следовательно, поисковые, проблемные задания нужно оптимально сочетать с другими типами, выполняемыми по образцу и аналогии, при этом приходится учитывать ограниченность времени и познавательных возможностей школьников. Таким образом, уроки репродуктивного характера не вытеснены из практики преподавания, а творчески вписываются в структуру урока усвоения новых знаний по ФГОС, взаимодействуют и дополняют его. Важно постепенно усложнять самостоятельную работу, уменьшая опеку, подбирать такие задания, которые экономны во времени и требуют от учащихся напряженного мышления, особенно от старшеклассников, у которых относительно высоко развита способность к теоретическим обобщениям. Одним из направлений совершенствования самостоятельной работы является
сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности
. Как показывает практика работы, при выполнении сложных заданий положительно сказывается организация в классе временных групп по 4-5 рядом сидящих учеников. Групповая работа не заменяет индивидуальную, а дополняет ее. После того, как в отведенное время каждый учащийся сам выполнит задание (одинаковое для всех или дифференцированное), начинается групповой этап работы; под руководством звеньевого в группе обсуждаются результаты работы. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках и экскурсиях активизирует учащихся и дает учителю возможность оказывать дифференцированную, строго дозированную помощь, способствует воспитанию взаимопомощи. Значительные резервные возможности в совершенствовании самостоятельной работы заключены в обучении учащихся
самоконтролю
- умению проверять и оценивать собственные действия. Наибольшую эффективность дает поэтапный самоконтроль, он обеспечивает своевременное (в ходе выполнения задания, не дожидаясь завершения) установление правильности каждого этапа в работе и этим предупреждает ошибки в ответе. Итоговый самоконтроль состоит из нескольких стадий: установление правильности выполнения задания в целом, нахождения ошибок в ответе (если они допущены), выяснение причин ошибок и их устранение. 8
Самоконтроль сочетается с взаимоконтролем (в группах) и контролем учителя. Учебно-воспитательное значение самоконтроля велико. Систематический самоконтроль наряду с творческим отношением к труду для человека любой профессии является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей. Следовательно, обучая самоконтролю на уроках, учитель вносит существенный вклад в трудовое и нравственное воспитание школьников, в подготовку их к жизни. Как учить самоконтролю? После выполнения первых же заданий, но до контроля учителя, предлагаю учащимся еще раз прочитать задание, сопоставить его со своим ответом, постараться найти ошибки и исправить их. Полезен и другой прием - посоветовать повторно выполнить задание с целью убедиться в правильности работы. В последующем предлагаю ребятам применять, кроме названных общих приемов, еще и другие специфические приемы самоконтроля, в зависимости от содержания самостоятельной работы: справляться в учебниках и Интернет- пространстве и находить в них нужные данные; вспоминать научные понятия, которые служат теоретическим обоснованием задания; сопоставлять эти знания с результатами своей работы, чтобы установить соответствие или несоответствие их; анализировать попарно и устанавливать причинно-следственные связи между упоминаемыми явлениями; «прикидывать» приближенно в уме ожидаемые результаты вычислений, чтобы предотвратить грубые математические ошибки.
Совершенствование

экспериментальных

умений
и навыков происходит, в основном, в процессе выполнения лабораторных опытов и решения экспериментальных задач. Ребята выполняют те же опыты, которые делали раньше, но с предоставлением большей самостоятельности. Это достигается тем, что в содержании задания указывают цель опыта, моменты наблюдения и оформления результатов опыта. Выбор же реактивов и оборудования из имеющихся на столе и путей достижения цели опыта, а также объяснение его сущности предоставляется делать учащимся самостоятельно. Лабораторные опыты необходимо предусматривать и проводить на большинстве уроков. Экспериментальные задачи выполняются без инструкций и поэтому требуют от учащегося значительно большей самостоятельности. По мере накопления теоретических знаний и умений предоставляется возможность предлагать учащимся задания
исследовательского характера
. Опыт показывает, что наиболее целесообразно проводить такие работы при изучении тем описательного характера. Например, при рассмотрении оксидов учащиеся сами приходят к выводу о составе оксидов и правилах образования их названий, работая по заданию, предусматривающему совместное обсуждение результатов и выводов. В данном случае есть все основания организовать самостоятельную работу, поскольку учащиеся умеют составлять формулы и давать названия бинарным соединениям, образованным элементами с переменной валентностью. 9
При разработке системы самостоятельных заданий исследовательского характера стремлюсь к тому, чтобы в них содержался изученный материал и постепенно нарастала сложность. Самостоятельные работы следует составлять так, чтобы после их анализа учащиеся могли сделать определенные выводы, найти закономерности и др. Структура самостоятельных заданий должна быть логичной и компактной. Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как универсальных учебных действий, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.” Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету. Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно- познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание. Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся 10
способствуют также компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов
Технология проблемного обучения
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Проблемную ситуацию на уроке может создать и сам учитель. Пример урока. Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель предоставляет ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.
Интеллектуально-творческие игры
(ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.) Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры 11

Методика

использования

образовательных

ресурсов

на

электронных носителях
. Программные продукты на электронных носителях обладают большим потенциалом и дают возможность:  использовать изобразительные возможности (анимация, видеофрагмент) и звук, что делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;  сопровождать учебный материал динамическими рисунками, т.е. рассматривать изучаемое явление с различных сторон и на различных уровнях;  моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;  проиллюстрировать сложные химические эксперименты (например, реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком медленно, и пр.);  провести быстрое и эффективное тестирование учащихся;  организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом;  в случае необходимости организовать дистанционное обучение. Использование программных продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность. Однако современные информационные технологии не могут полностью заменить изучение химии стандартными методами, а являются лишь полезным дополнением к уроку, средством самоподготовки учителя и учеников В литературе рассмотрены проблемы, возникающие при использовании компьютерных технологий. Одна из проблем заключается в том, что диалог учащегося с компьютером никогда не сможет заменить общения с настоящим педагогом. Компьютер не может создать настроения. Другая проблема – наличие именно в кабинете химии компьютера и мультимедийного проектора. Без этих технических средств невозможно полностью использовать все плюсы новых информационных технологий. Конечно, это требует от педагога дополнительных усилий, но с лихвой окупается в дальнейшем. Компьютер надежно хранит информацию и дает возможность корректировать ее под каждую конкретную задачу. 12
Преимущество готовых программных продуктов заключается в том, что на них представлены обширные сведения по различным областям химии, приведены справочные материалы, иллюстрации, видеофрагменты и т.д. Здесь же в большинстве случаев имеются тесты по отдельным темам и по всему материалу в целом. Однако часто эти тесты слишком сложны для учащихся средней школы, что затрудняет их использование. Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при изучении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке сформированности УУД и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Компьютерные технологии дают возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют учителя, опирающиеся только на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На своих уроках использую различные программы на компакт- дисках, которые помогают мне в объяснении новых или повторении изученных тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Фосфор. Аллотропия фосфора и его химические свойства.” В процессе урока использовался мультимедиа проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Таким образом, компьютерные технологии повышают качество обученности и вызывают интерес учащихся к предмету
Технология работы с ресурсами Интернет на уроках химии.
Интернет широко вошел в жизнь школьников и взрослых. Использование этого огромного информационного пространства в образования имеет свои « плюсы» и « минусы». Считаю возможным использовать информационные ресурсы сети Интернет по следующим направлениям. 1. Самообразование, т. е. изучение опыта коллег в других городах России и других странах. Подготовка к тематическим семинарам школьных и муниципальных методических объединений. (Косвенно это повышает общий уровень подготовки учителя и уровень преподавания.) 2. Подготовка конспектов и дидактических материалов по новым курсам и углубление содержания традиционных курсов. Подготовка аттестационных материалов. 3. Внеклассная работа учащихся при подготовке рефератов, докладов по индивидуальным творческим заданиям, при работе по тематике школьных проектов. 13
4. Использование непосредственно на уроках при самостоятельной работе учащихся документов, справочных материалов, справочных баз данных, имеющихся в сети методических материалов, схем, таблиц, рисунков. 5. Тестирование знаний учащихся по отдельным предметам или разделам курсов. (Для этого на некоторых серверах или сайтах есть программы тестирования со свободным доступом.) 6. Демонстрация непосредственно на уроках по подходящей теме с помощью проектора, управляемого компьютером, документов, графических материалов, таблиц, диаграмм из баз данных сети. 7. Работа непосредственно на уроках с обучающими интерактивными моделями из Сети, например работа с интерактивной таблицей элементов Д.И.Менделеева. 8. Участие в дистанционных предметных олимпиадах, викторинах, телетестинге. Технически можно организовать работу с ресурсами Интернета на уроке в двух вариантах. Первый – учащиеся могут работать в режиме on-line, т. е. с непосредственным доступом в Интернет, если компьютеры обеспечивают относительно быстрый доступ в Сеть и загрузка документов не занимает значительную часть урока. Естественно, при этом учитель заранее должен проверить доступность интересующих материалов: серверы и сайты могут быть временно по разным причинам недоступны. Второй вариант более надежен – с опосредованным доступом в Интернет. Учитель заранее при подготовке урока копирует необходимые для занятия web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. В любом варианте доступ в Интернет для учителя химии повышает и уровень подготовки самого учителя, и уровень проведения занятий, и качество знаний учащихся. При этом интерес большинства учащихся к компьютеру и Интернету повышает мотивацию обучения. Сейчас на рынке программных продуктов представлено множество готовых обучающих дисков по химии, в своей работе применяю следующие.
1С: Репетитор. Химия
Диск предназначен для старшеклассников, учителей и абитуриентов, имеет сертификат Министерства образования России. Серия «1С: Репетитор. Естественные науки» названа продуктом года (Мир ПК, 2000 г.). Для удобства пользователей на диске есть калькулятор, кнопка вывода на печать, словарь основных терминов, таблица, в которой представлены справочные материалы, исторические сведения (биографии ученых). 14
В альбоме собраны видеоматериалы, анимации, иллюстрации. Альбом сгруппирован по разделам: основы теоретической химии, неорганическая химия (по группам элементов), органическая химия. Имеется большое количество видеофрагментов с показом опытов. При помощи анимации представлены структурные формулы веществ, процесс электролиза, некоторые химические процессы и др. Этот диск можно использовать при изучении нового материала, закреплении пройденного, обобщении, подготовке к олимпиаде или экзамену.
Уроки химии Кирилла и Мефодия.
«Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по химии в основной школе и с учетом требований федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002–2006 гг.». Цель уроков – помочь школьникам 8–9-х классов освоить курс неорганической химии на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания, научиться определять, характеризовать и объяснять свойства веществ и химических реакций. На диске содержится большое количество иллюстраций, проверочных упражнений и задач. Также представлены около ста видеофрагментов и справочник с терминами и понятиями. В конце прохождения курса можно оценить результаты обучения, сдав экзамен по курсу. Простое и доступное изложение предмета, эффективная система интерактивных упражнений и тестов позволяет в короткие сроки лучше освоить учебный материал. Система оценки результатов тестирования дает возможность проследить динамику успеваемости и скорректировать процесс обучения в соответствии с показанными результатами. Каждый урок содержит 12–17 шагов тщательно дозированной информации:  представление нового материала;  закрепление в форме интерактивных вопросов;  выводы и обобщения в конце каждого урока;  задания для отработки навыка по теме;  информация о количестве правильно решенных заданий; 15
 информация о количестве набранных баллов. Данный диск – один из наиболее интересных продуктов для использования на уроках химии в 8–9-х классах средней школы. Использование образовательных ресурсов на электронных носителях при обучении химии в современных условиях позволяет существенно улучшить качество преподавания предмета, повысить интерес учащихся к предмету. Присутствующие на дисках ошибки, опечатки, несоблюдения правил техники безопасности грамотный учитель может использовать как положительный момент, обращая внимание учеников на необходимость тщательного анализа любой поступающей информации. В 2012 учебном году году в рамках проекта Тульского школьного портала « Дистанционные образовательные технологии г.Тулы» мною был разработан электронный обучающий курс «Химия для любознательных». В 2012 году я успешно закончила обучение в НОО ВПО НП «Тульском институте экономики и информатики» по программе «Разработка обучающих курсов в среде Moodle» и выполнила итоговую работу по теме « Элективный курс « Химия для любознательных». Данный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов гуманитарного и других непрофильных классов, а также для учащихся 9-го класса основной школы. Курс является дистанционным и предполагает самостоятельную работу учащихся в Интернет-пространстве: изучение материалов курса, выполнение заданий творческого и познаватального характера, общение со сверстниками и учителем внутри курса ( для этого созданы форумы), также в конце каждого модуля в качестве контроля предполагается прохождение теста с различными видами вопросов. Курс рассчитан на 34 ч и носит предметно- ориентированный характер. Содержание курса знакомит учащихся с историей возникновения и применения различных веществ, окружающих нас. Программой курса реализуются межпредметные связи с биологией, медициной, информатикой и т.д. Дистанционный курс «Химия для любознательных» включает в себя 5 тем (модулей). В каждой теме представлен теоретический материал, после изучения которого выполняются предложенные задания и тесты. Элементы контроля состоят главным образом из тестов. [ CITATION htt \l 1049 ] 
Задания
. Их выполнение будет требует совершения каких- либо действий. В качестве отчета о выполнении задания присылаются либо письменные сообщения, либо файлы. Некоторые задания требуют самостоятельной работы со справочной литературой, материалами Интернета, создания презентаций и т.д. Особый тип заданий составляют т.наз. задания с ответом вне сайта. При их выполнении 16
преподаватель получит информацию о выполнении не через страницу курса, а каким- либо другим путем. Большинство заданий требуют присылки короткого извещения- рапорта о выполнении задания. 
Тесты
присутствуют в каждом разделе этого курса. Большинство тестов настроено на обучающий режим, это означает, что имеется возможность несколько раз выполнять этот тест (это даже рекомендуется, и только высшая оценка засчитывается), при этом можно видеть правильные и неправильные ответы. Лимит времени при этом либо достаточно мягкий, либо отключен совсем. Один тест настроен на контрольный режим, он отличается увеличенным числом вопросов, которые охватывают несколько тем, довольно жестким контролем времени (1,5..2 минуты на ответ) и меньшим числом попыток. Режимы тестирования и количество баллов можно видеть в заголовках тестов. Число попыток прохождения тестов ограничено. 
Глоссарий
. В главный глоссарий, расположенный во Введении, включены словарные статьи для основных терминов по всем темам модуля, кроме « Химия и пища». Для этой темы словарные статьи будут создаваться студентами курса (это является одним из заданий в модуле), после чего лучшие статьи будут перенесены в главный глоссарий. 
Форум.
Курс содержит форум, необходимый для осуществления коммуникаций между участниками курса и преподавателем. Обсуждать в нем можно все, что касается данного курса и, вообще, химии. 
Оценка
за изучение курса складывается из оценок за каждый из элементов курса. Количество баллов за каждый элемент
указано в его
заголовке. В итоге учащийся набирает 100 баллов. Электронный курс вызывает большой интерес в среде учащихся и успешно используется мною для стимулирования их познавательной деятельности, самостоятельной и творческой работы, внедрения элементов соревнования в ученической среде, а также для формирования способов совместной деятельности и сотрудничества учителя и учеников.

Таким образом, комплексное применение различных методов, средств и форм обучения и осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся дает возможность за короткий срок добиться систематизации и обобщения знаний по химии, совершенствования умений и навыков самостоятельной работы. Все выше перечисленные методы и формы работы дают возможность наилучших результатов при экономной затрате сил педагога. Данный опыт 17
работы перспективен, существует реальная возможность его творческого использования. 18


В раздел основное полное образование