Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Счастливый случай"

методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор: Трофимова Ольга Григорьевна, учитель географии, МБОУ "Смородинская СОШ", с. Смородино Грайворонского района Белгородской области



В раздел основное полное образование




ХОД ИГРЫ

Первый гейм «Дальше, дальше»

VIII класс

1. Движение воздушных масс

(циркуляция атмосферы).

2. Изменение горных пород под

действием высокой

температуры и давления

(метаморфизация).

3. Погода без ветра (штиль).

4. Изменение свойств

воздушных масс

(трансформация).

5. Мелководная часть моря

(шельф).

6.

Линии на карте,

соединяющие места, где

отмечается одинаковая средняя

температура воздуха (изотермы).

7. Сорняк для щей (крапива).

8. Птица - любительница кедровых орешков (кедровка).

9. Отношение количества осадков к испаряемости (коэффициент увлажнения).

10. Вода в твердом состоянии (снег, лед).

11. Положение какой-либо территории на карте (физико-географическое положение).

12. Количество тепла, поступающего на земную поверхность (солнечная радиация).

13. Туман на большой высоте (облака).

14. Модель Земли (глобус).

15. Сосновый лес (бор).

IX классы

1. Укрупнение производства (концентрация).

2. Проход судов вдоль границ другого государства (большой каботаж).

3. Мероприятия по улучшению состояния земель (мелиорация).

4. Наука о населении (демография).

5. Количество груза, транспортируемо

го на определенное расстояние за едини

цу

времени (грузооборот).

6. Удобрение, летающее в воздухе (азот).

7. Вода в газообразном состоянии (пар).

8. Связи с целью производства готовой продукции (кооперирование).

9. Выпуск однородной продукции пред-

приятием, районом или страной (специализация).

10. Тот, кто дает деньги в долг (кредитор).

11. Посредник между продавцом и покупателем (брокер).

12. Место регистрации безработных (биржа труда).

13. Запасы, ценности, средства, возможности (ресурсы).

14. То, что продается и покупается на рынке (товар).


15. Отрасль экономики,

осуществляющая реализацию

товаров путем купли-про дажи

(торговля).

16. Рощи из дуба (дубравы).

X класс

1. Карта с изображением стран

мира (политическая).

2. Политика невмешательства

в войны между другими

государствами (нейтралитет).

3. Эмигранты,

возвратившиеся на роди

ну

(реэмигранты).

4. Государство с едиными центральными органами управления (унитарное).

5. Измеритель цены (деньги).

6. Затраты на изготовление продукции (издержки).

7. Процесс обратный импорту (экспорт).

8. Снижение покупательной способности населения (инфляция).

9. Нарушение правильных соотношений между частями производства

(диспропор-

ция).

10. Срастание соседних городских агломераций (мегалополис).

11. Глава Ватикана (папа римский).

12. Она видна по полету (птица).

13. Преданность интересам Родины (патриотизм).

14. Страна, где впервые приготовили спагетти (Италия).

15. Название Бразильской фермы (фа-зенда).

16. Самое длинное государство (Норвегия).

17. Еловый лес (ельник).

18. Небольшие участки березового леса (колки).

Второй гейм «Гонка за лидером»

VIII класс

1.

Понижения земной поверхности (впадины).

2. Газообразная вода (пар).

3. Модель Земли (глобус).

4. Время суток после ночи (утро).

5. Путь Земли вокруг Солнца (орбита).

6. Нелетающая птица (киви, страус, пингвин).

1. Период вращения Земли вокруг своей оси (сутки).

8. Хитрый наматывает, ленивый дует (ус).

9. Форма Земли (геоид).

1Х-Х классы

1. Судоходство между портами одной страны (малый каботаж).

2. Провоз грузов или пассажиров через промежуточные пункты (транзит).

3. Лицо, занимающееся частной торговлей (коммерсант).


4. Конторский служащий (клерк).

5. Совладелец предприятия (компаньон).

6. Приспособление к изменяющимся условиям (адаптация).

1. Владелец акций (акционер).

8. Натуральный товарообмен (бартер).

9. Наличие незанятого рабочего места (вакансия).

10. Специалист по управлению произ

водством и обращением товаров, наемный

управляющий (менеджер).

11. Нотариально оформленный договор купли-продажи недвижимости (купчая).

12. Самое маленькое государство (Ватикан).

13. Резкий подъем сельского хозяйства за счет новых технологий

(зеленая рево -

люция).

14. Столица самого северного государства (Рейкьявик).

15. Новая столица Казахстана (Акмала).

16. Биологический зачинщик гриппа (вирус).

17. Коренной житель (абориген).

Третий гейм «Заморочки из бочки»

VIII класс

1.

«В седом океане, в

полярной пустыне,

От края родного вдали

Четыре товарища жили на

льдине,

У самой вершины Земли».

Кому принадлежат эти

строки? О ком идет речь?

(Папанин, Кренкель, Федоров,

Ширшов были высажены на

льдину у Северного полюса в

1937г. и пробыли на ней 272

дня, проплыв 2,5 тыс. км.

Автор строк — Исаевский.)

2.

Поэт П. Богданов

пишет:

«Ни разу не был я на океане,

Мне даже не представить никогда,

Что на каком-то там меридиане

От полюса до полюса вода».

Существуют ли такие меридианы? (Да).

3.

Все мы любим поэзию А.С.

Пушкина, и стихи, которые я

прочту, вам известны.

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя».

(Зимний вечер)


«Вечор, ты помнишь,

вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась...»

(Зимнее утро)

О каких атмосферных процессах идет речь? (О циклоне?)

4. «Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный».

Какому атмосферному процессу дается определение? (Антициклону)

5. Один автор писал:

«Был новогодний день.

Праздничный.

Середина лета!»

Возможно ли это?

(Да. В тропических странах южного полушария)

6. Полюс холода в южном

полушарии на станции

«Восток» (-88,3°)-

Где полюс холода в

северном полуша

рии?

(Оймякон).

7. На улицах нашего города

встречаются неровности,

названия которых состоят

из двух местоимений.

Как они называют

ся?

(Ямы).

8. Писатель Н.Н. Михайлов

(он был географом) в своей

книге «Иду по меридиа ну»

пишет, что день длился 180

суток. «Сол нце ходило по кругу почти на одной высо

те и невозможно было ни

угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг».

О каком месте пишет автор? (О широте 90°.)

1Х-Х классы

1. Уважаемые Знатоки! Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб —

всему голова. Как вы думаете, какая пшеница — яровая или озимая — будет давать у

нас более высокие урожаи?

(Озимую пшеницу в Сибири не выращивают, так как там сильные морозы и ее посевы

вымерзают)

2. Где зародилась аквакультура и что это такое?

(Аквакультура — искусственное

разведение рыбы, возникла впервые в Китае)

3. О каком природном явлении писал И. Бунин:

«В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила —


Ее уж тянет, тянет

Сила Всходящей за морем луны».

(Прилив)

«Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады».

(С. Щипачев)

Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении

(мировой

круговорот воды в природе).

5. «...В этой стране вечного льда и снега выращивают дыни, арбузы, виноград и даже

бананы и ананасы! В стране случают

ся катастрофические наводнения, которые

совершенно не связаны с изменениями погоды и сменой времен года. На каждого

жителя этой республики приходится 4,5 овцы».

Как называется республика и ее столи

ца, о которых говорится в этом отрывке?

Почему в столице этой республики дома без дымовых труб? Чем объяснить, что в

стране иногда случаются катастрофичес кие наводнения, не зависящие от погоды и

смены времени года? Почему, несмотря на суровый климат, в этой стране выращи

-

вают даже наиболее теплолюбивые куль

туры? Почему в стране, несмотря на зна

-

чительные размеры ее территории, нет железных дорог?

В отрывке говорится об Исландии, столица республики

— город Рейкьявик. В до мах

Рейкьявика нет дымовых труб, пото му что они обогреваются природными го рячими

источниками, которыми изобилу

ет Исландия. Катастрофические наводне

ния,

которые иногда случаются в Ислан

дии, действительно не зависят от пого

ды и

смены времен года, так как

возникают они из-за

извержения вулканов. Вулка ны

временами возобновляют свою

деятельность и, выделяя

большое количество тепла,

растапливают ледяной

покров.

Далее даю задания по

краеведению с

использованием стихов А.

Твардовского и местных

поэтов.

Четвертый гейм «Самое,

самое»

Этот гейм очень прост. Суть

его заклю чается в том, что

участник команды назы

вает и показывает географические объек

ты, которые

выделяются среди подобных своими размерами. Например: самое глу

бокое озеро

(Байкал), самые высокие горы (Гималаи), самое маленькое государство (Ватикан) и

т.д. Набирает больше баллов тот, кто за 1 мин ответит на большее коли

чество

вопросов


Пятый гейм «Темная лошадка»

(конкурс частушек)

Звучат частушки в исполнении Николая Бандурина и Михаила Лушакова, записан

-

ные из телепередачи «Счастливый случай».

Затем участники игры исполняют частушки.

Ах, подружка моя,

Как тебе не стыдно

Географию не учишь,

Думаешь, не видно!

«Спасибо», «здравствуйте»,

«простите»,

Говорить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык!

Перемена, перемена,

заливается звонок.

Хором радуются дети,

Что закончился урок!

Заключение

1. Звучит (тихо) музыка, жюри оглашает итоги.

2. Команды получают сувениры.


В раздел основное полное образование