"Патриотическое воспитание на уроках английского языка"
Доклад
Автор: Комаровская Ольга Сергеевна, учитель английского языка, МАОУ "Гимназия (английская)", г.Магадан, Магаданская область
В раздел основное полное образование
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА»
О.С. Комаровская,
учитель английского языка МАОУ
«Гимназия (английская)», г .Магадан
Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к
родной речи - задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать.
Д. С. Лихачев
Вопросы патриотизма всегда были и остаются одними из главных в деле
воспитания молодого поколения. Сегодня российское общество нуждается в
широкобразованных, высоконравственных гражданах, которые обладают не
только глубокими знаниями, но и такими чертами личности, которые
способствовали бы формированию ответственного гражданина. Он должен
быть способен правильно оценивать происходящее и строить свою
дальнейшую деятельность в соответствии с интересами не только своими
личными, но и окружающих людей, того места, где он живет. То есть быть
патриотом своей страны.
Слово «патриотизм» знакомо нам с самого детства. Словари дают
следующие определения данного слова: «Патриотизм – любовь к родине,
привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [2, с.1150];
«Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»
[6, с.486]. И если спросить у учащихся, что значит быть патриотом,
наверное, многие скажут, что это значит любить Родину. А что же включает в
себя любовь к Родине? Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин
считал, что любить Родину, «значит знать её». На самом деле писатель очень
точно выразил само определение слова «патриотизм».
Работа по
патриотическому воспитанию ведётся с раннего возраста, но на практике мы
видим, что его уровень недостаточно высокий. В связи с этим, следует
наряду с воспитанием патриотических чувств, расширять и исторические
знания. Без знания истории невозможно формирование гражданской позиции
растущего человека, воспитания любви к Отечеству, гордости за людей,
чьими трудами, талантами, подвигами славится Россия. Осознание
настоящего невозможно без чувства сопричастности к прошлому, будущему
своего народа, страны.
Чаще всего, говоря о воспитании, подразумевают,
прежде всего, внеклассную деятельность. Однако не следует забывать, что
воспитание является неотъемлемой частью всего общеобразовательного
процесса, который предполагает включение его и в урочную деятельность.
Конечно, специфика преподаваемого мною предмета «английский язык», не
может сравниться с историей, обществознанием, литературой. Но те темы,
которые мы изучаем в ходе уроков, вопросы, на которые мы пытаемся
ответить, дают мне возможность вводить элементы патриотического
воспитания в учебный процесс. В содержание предмета «английский язык» входят знания из различных областей жизни человека. В этом смысле следует рассматривать иностранный язык не как цель обучения, а как средство познания мира. Сегодня возможно говорить о формировании патриотического потенциала учащихся и на уроке иностранного языка, так как наряду с чисто языковыми знаниями, учащиеся имеют возможность расширять свой кругозор, оценивать происходящее. Освоение программы должно обеспечить у учащихся развитие таких личностных результатов как: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства долга перед Родиной.» [1, c.9] Первый цикл учебника английского языка для 9 класса под редакцией О.В.Афанасьевой называется «Страницы истории: связь прошлого и настоящего.» В ходе изучения данной темы мы знакомились с пословицами, высказываниями выдающихся деятелей разных стран. If you want peace, prepare for war. ( Хочешь мира - готовься к войне.); The pen is mighter than the sword. ( Слово сильнее оружия.); History repeats itself. ( История повторяется.); All is fair in love and war. ( Все средства хороши в любви и на войне.) We learn from history that we learn nothing from history. (George Bernard Show) . ( Мы узнаем из истории, что мы ничему не учимся.); Those that fail to learn from history, are doomed to repeat it. (Winston Churchill) (Те, кто не хочет извлекать уроков из истории, обречены на повтор ошибок.); Anybody can make history. Only a great man can write it. (Oscar Wilde) (Любой человек создает историю, но только лишь великий пишет ее.) В ходе работы над пословицами, мы приходим к выводу, что история – это не что-то абстрактное и далекое от нас, а это то, что связывает людей с прощлым, настоящим и будущим. И от каждого человека, какое бы место он не занимал в обществе, в определенной степени зависит история его страны. На занятиях мы говорим о том, что история каждой страны состоит как из светлых, так и из темных страниц. Считаю необходимым концентрировать внимание учащихся на том факте, что во времена тяжелых испытаний, каковыми, например, были и Великая Отечественная война 1812 года, и Великая Отечественная война 1941-1945 годов, происходит подъем патриотического чувства, чувства ответственности за будущее своей страны. Одним из важных вопросов при изучении истории является вопрос об изучении родного края. Этот компонент рассматривается у нас на уроках истории, географии, литературы. Хочется объяснить, почему можно и необходимо вводить элементы регионального компонента и на уроке иностранного языка. Современная программа по иностранному языку предполагает воспитание гражданина своей страны, который может средствами иноязычного общения вести диалог культур в современном мире и достойно представлять свою страну, ее культуру, историческое наследие. Поэтому изучение своей малой Родины является возможным и обязательным.
Так, в прошлом учебном году учащиеся 8 классов на уроке английского языка готовили проект «Улицы нашего города». Многие ребята даже никогда и не задумывались, в честь кого названы улицы их родного города. В ходе работы над проектом учащиеся узнали и о геологе Юрии Александровиче Билибине, и о поэте Сергее Наровчатове, и о Герое Советского Союза Иване Куприяновиче Скуридине, который повторил подвиг Александра Матросова. Воспитание патриота своей страны невозможно без сохранения целостности исторического знания, воспитания бережного и уважительного отношения к историческому прошлому своей малой Родины. В связи с этим мы не смогли пройти мимо такого события в жизни нашей страны как 70-летие Великой Победы. На уроках английского языка мы рассматривали вопрос о вкладе Магаданской области в дело победы. Учащимися 9-х классов был подготовлен проект «История моего края в годы войны». Ребята работали по двум основным направлениям: «Трудовой вклад колымчан» и «Магаданцы – защитники Отечества». Учащиеся рассказывали о Скуридине, Шумейко, Козлове, Никулине, семье Бойко. Интересно, что в ходе подготовки проекта выяснилось, что один из участников боевых действий, Герой Советского Союза Стёпин Виктор Александрович, который после войны работал заместителем начальника штаба гражданской обороны Магаданской области с 1962 по 1968 год, является прадедом учащегося 9 класса нашей гимназии. Участие школьников в проектной деятельности предполагает развитие у учащихся определенной внутренней активности, способности определять проблемы, ставить перед собой необходимы цели и, добывая знания, приходить к желаемому результату. Проектная деятельность способствует воспитанию патриотических чувств, развитию активной творческой личности, необходимой государству. Интерес к истории страны может выходить за рамки урока. Так, одна из моих учениц в прошлом учебном году изъявила желание выступать на Пасхальных ученических чтениях. Мы подготовили доклад для выступления в секции, посвященной Великой Отечественной войне. Мы рассказали о человеке, который, возглавив антифашистское движение в Германии, стал православным святым. Мы узнали, что в 2012 году произошло важное и интересное событие в истории немецкой православной церкви. В том году был канонизирован и причислен к лику местно чтимых святых антифашист Александр Шморель. Он был канонизирован под именем Александра Мюнхенского в Берлинско- германской епархии. Большую часть своей короткой жизни он прожил в Германии, но родом он из России, из семьи русских немцев. Александр явился организатором и участником религиозной антифашистской организации «Белая роза». «Белая роза» появилась в Мюнхене в первой половине 1942 года. Александр родился в 1917 году в Оренбурге и был крещён в православной церкви. Его отец был немцем, а мать русской, дочерью православного священника, которая умерла от тифа, когда Саше было два года. Потом отец женился вторично, уже на немке, сестре милосердия Елизавете Егоровне Хофман. Вся семья вернулась на историческую родину во время гражданской войны. Они поселились в
Мюнхене. Не смотря на уже тогда существовавший строй в Германии, семья жила по русским обычаям и члены семьи говорили на русском языке, исповедовали православную веру. Неудивительно, что с годами Александр начинает ощущать, как в нём усиливается тяга к России. В письме к своей знакомой - Ангелике он писал: «Если бы не отец, меня давно уже не было бы в Германии - никакая страна не заменит мне Россию, будь она столь же красива! Никакой человек не будет мне милее русского человека!...» [5, с.38] Александр глубоко переживал нападение Германии на Советский Союз. Он был противником большевизма, но мысль, что его Родину топчут чужие сапоги, причиняла ему боль, которую он не скрывал. Александр был врачом, организатором антифашистского движения. В результате предательства, Александр был схвачен и казнен. Интересным на наш взгляд, явился тот факт, что в прошении о помиловании Александра, направленном родственниками Генриху Гиммлеру, рейхсфюрер СС указывал, что деяние Александра в большей степени было обусловлено присутствием в нем русской крови, он заслуживает справедливого наказания. Прошло не одно десятилетие, прежде чем подвиг Александра по достоинству оценили в Баварии, и о нем узнали в его родном Оренбурге. Решение прославить Александра Шмореля, было принято сначала Синодом, а потом Архиерейским собором Русской зарубежной церкви. Подводя итог, необходимо отметить, что та работа, которая проводится в ходе учебно-воспитательного процесса, может стать одним из условий по формированию у участников образовательного процесса нравственно-патриотических чувств. Ибо нельзя не согласиться с английским поэтом Дж.Байроном, который считал, что то государство, которое не ставит обязательной целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, просто не имеет будущего. Список литературы 1.Апальков В.Г.Английский язык. Предметная линия учебников И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой. М.: Просвещение, 2012. 2. Большой российский энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2005 3.Губанова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. // Воспитание школьников. – 2011. - № 5. – С. 8-14. 4.Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. 5. Лукина Т. Всё за Россию! - // Русский дом. 2012 - № 8 – 2012 – С.38-39 6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1996.
воспитания в учебный процесс. В содержание предмета «английский язык» входят знания из различных областей жизни человека. В этом смысле следует рассматривать иностранный язык не как цель обучения, а как средство познания мира. Сегодня возможно говорить о формировании патриотического потенциала учащихся и на уроке иностранного языка, так как наряду с чисто языковыми знаниями, учащиеся имеют возможность расширять свой кругозор, оценивать происходящее. Освоение программы должно обеспечить у учащихся развитие таких личностных результатов как: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства долга перед Родиной.» [1, c.9] Первый цикл учебника английского языка для 9 класса под редакцией О.В.Афанасьевой называется «Страницы истории: связь прошлого и настоящего.» В ходе изучения данной темы мы знакомились с пословицами, высказываниями выдающихся деятелей разных стран. If you want peace, prepare for war. ( Хочешь мира - готовься к войне.); The pen is mighter than the sword. ( Слово сильнее оружия.); History repeats itself. ( История повторяется.); All is fair in love and war. ( Все средства хороши в любви и на войне.) We learn from history that we learn nothing from history. (George Bernard Show) . ( Мы узнаем из истории, что мы ничему не учимся.); Those that fail to learn from history, are doomed to repeat it. (Winston Churchill) (Те, кто не хочет извлекать уроков из истории, обречены на повтор ошибок.); Anybody can make history. Only a great man can write it. (Oscar Wilde) (Любой человек создает историю, но только лишь великий пишет ее.) В ходе работы над пословицами, мы приходим к выводу, что история – это не что-то абстрактное и далекое от нас, а это то, что связывает людей с прощлым, настоящим и будущим. И от каждого человека, какое бы место он не занимал в обществе, в определенной степени зависит история его страны. На занятиях мы говорим о том, что история каждой страны состоит как из светлых, так и из темных страниц. Считаю необходимым концентрировать внимание учащихся на том факте, что во времена тяжелых испытаний, каковыми, например, были и Великая Отечественная война 1812 года, и Великая Отечественная война 1941-1945 годов, происходит подъем патриотического чувства, чувства ответственности за будущее своей страны. Одним из важных вопросов при изучении истории является вопрос об изучении родного края. Этот компонент рассматривается у нас на уроках истории, географии, литературы. Хочется объяснить, почему можно и необходимо вводить элементы регионального компонента и на уроке иностранного языка. Современная программа по иностранному языку предполагает воспитание гражданина своей страны, который может средствами иноязычного общения вести диалог культур в современном мире и достойно представлять свою страну, ее культуру, историческое наследие. Поэтому изучение своей малой Родины является возможным и обязательным.
Так, в прошлом учебном году учащиеся 8 классов на уроке английского языка готовили проект «Улицы нашего города». Многие ребята даже никогда и не задумывались, в честь кого названы улицы их родного города. В ходе работы над проектом учащиеся узнали и о геологе Юрии Александровиче Билибине, и о поэте Сергее Наровчатове, и о Герое Советского Союза Иване Куприяновиче Скуридине, который повторил подвиг Александра Матросова. Воспитание патриота своей страны невозможно без сохранения целостности исторического знания, воспитания бережного и уважительного отношения к историческому прошлому своей малой Родины. В связи с этим мы не смогли пройти мимо такого события в жизни нашей страны как 70-летие Великой Победы. На уроках английского языка мы рассматривали вопрос о вкладе Магаданской области в дело победы. Учащимися 9-х классов был подготовлен проект «История моего края в годы войны». Ребята работали по двум основным направлениям: «Трудовой вклад колымчан» и «Магаданцы – защитники Отечества». Учащиеся рассказывали о Скуридине, Шумейко, Козлове, Никулине, семье Бойко. Интересно, что в ходе подготовки проекта выяснилось, что один из участников боевых действий, Герой Советского Союза Стёпин Виктор Александрович, который после войны работал заместителем начальника штаба гражданской обороны Магаданской области с 1962 по 1968 год, является прадедом учащегося 9 класса нашей гимназии. Участие школьников в проектной деятельности предполагает развитие у учащихся определенной внутренней активности, способности определять проблемы, ставить перед собой необходимы цели и, добывая знания, приходить к желаемому результату. Проектная деятельность способствует воспитанию патриотических чувств, развитию активной творческой личности, необходимой государству. Интерес к истории страны может выходить за рамки урока. Так, одна из моих учениц в прошлом учебном году изъявила желание выступать на Пасхальных ученических чтениях. Мы подготовили доклад для выступления в секции, посвященной Великой Отечественной войне. Мы рассказали о человеке, который, возглавив антифашистское движение в Германии, стал православным святым. Мы узнали, что в 2012 году произошло важное и интересное событие в истории немецкой православной церкви. В том году был канонизирован и причислен к лику местно чтимых святых антифашист Александр Шморель. Он был канонизирован под именем Александра Мюнхенского в Берлинско- германской епархии. Большую часть своей короткой жизни он прожил в Германии, но родом он из России, из семьи русских немцев. Александр явился организатором и участником религиозной антифашистской организации «Белая роза». «Белая роза» появилась в Мюнхене в первой половине 1942 года. Александр родился в 1917 году в Оренбурге и был крещён в православной церкви. Его отец был немцем, а мать русской, дочерью православного священника, которая умерла от тифа, когда Саше было два года. Потом отец женился вторично, уже на немке, сестре милосердия Елизавете Егоровне Хофман. Вся семья вернулась на историческую родину во время гражданской войны. Они поселились в
Мюнхене. Не смотря на уже тогда существовавший строй в Германии, семья жила по русским обычаям и члены семьи говорили на русском языке, исповедовали православную веру. Неудивительно, что с годами Александр начинает ощущать, как в нём усиливается тяга к России. В письме к своей знакомой - Ангелике он писал: «Если бы не отец, меня давно уже не было бы в Германии - никакая страна не заменит мне Россию, будь она столь же красива! Никакой человек не будет мне милее русского человека!...» [5, с.38] Александр глубоко переживал нападение Германии на Советский Союз. Он был противником большевизма, но мысль, что его Родину топчут чужие сапоги, причиняла ему боль, которую он не скрывал. Александр был врачом, организатором антифашистского движения. В результате предательства, Александр был схвачен и казнен. Интересным на наш взгляд, явился тот факт, что в прошении о помиловании Александра, направленном родственниками Генриху Гиммлеру, рейхсфюрер СС указывал, что деяние Александра в большей степени было обусловлено присутствием в нем русской крови, он заслуживает справедливого наказания. Прошло не одно десятилетие, прежде чем подвиг Александра по достоинству оценили в Баварии, и о нем узнали в его родном Оренбурге. Решение прославить Александра Шмореля, было принято сначала Синодом, а потом Архиерейским собором Русской зарубежной церкви. Подводя итог, необходимо отметить, что та работа, которая проводится в ходе учебно-воспитательного процесса, может стать одним из условий по формированию у участников образовательного процесса нравственно-патриотических чувств. Ибо нельзя не согласиться с английским поэтом Дж.Байроном, который считал, что то государство, которое не ставит обязательной целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, просто не имеет будущего. Список литературы 1.Апальков В.Г.Английский язык. Предметная линия учебников И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой. М.: Просвещение, 2012. 2. Большой российский энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2005 3.Губанова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. // Воспитание школьников. – 2011. - № 5. – С. 8-14. 4.Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. 5. Лукина Т. Всё за Россию! - // Русский дом. 2012 - № 8 – 2012 – С.38-39 6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1996.
В раздел основное полное образование