Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Атомная энергетика. Её экологические проблемы"

методическая разработка

Автор: Тотмина Ирина Аркадьевна, преподаватель физики, Чердынский филиал ГБПОУ СПТ, г. Чердынь



В раздел основное полное образование



Чердынский филиал ГБПОУ СПТ Методическая разработка защиты проекта по исследовательской работе «Атомная энергетика. Её экологические проблемы» Обучающиеся группы № 1 по профессии: 15.01.15“Сварщик (электросварочные и газосварочные работы»” Место проведения: кабинет №7 Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут) Курс: 1 Преподаватель физики: Тотмина И.А. Преподаватель биологии: Копытова Л.Ю. Чердынь 2015 г
Содержание: 1. План выполнения работы. 2. Цели проекта. 3. Мотивация проекта. 4. Отчёт. 5. Сценарий проведения защиты проекта. 6. Презентация проектов 7. Приложение. Положение о проекте и его защите.
Тема: «Атомная энергетика. Её экологические проблемы» Цель: Защита проектно-исследовательской деятельности обучающихся по выполненной работе. I. План выполнения работы: 1. Предварительное задание обучающимся даётся на двухнедельный срок. 2. Итоги работы должны представить в письменной форме с приложением электронного варианта, т.е. презентации, которую необходимо подготовить на компьютере для защиты проекта. 3. На защиту проекта будут выдвинуты самые лучшие работы. Была определена тема проекта (исследовательской работы) - «Атомная энергетика. Её экологические проблемы». Для осуществления проекта обучающиеся использовали интернет для знакомства с разными разделами физики, биологии и занимались в библиотеке. Для осуществления отчета о проделанной работе были выбраны такие программы Word, PowerPoint,Publisher, Интернет. Были сформулированы вопросы: - Зачем нужны атомные электростанции. - К каким экологическим последствиям приводят аварии на атомных электростанциях. - Естественная радиация. - Влияние радиации на организм человека. - Последствия выхода ядерной энергии из- под контроля человека при применение ядерного оружия. II. Цели проекта: Дидактические цели проекта:  Формирование навыков самостоятельной практической работы;  Формирование познавательной активности;  Формирование навыков работы в команде;  Умение увидеть проблему и наметить пути ее решения;  Применение знаний и практических навыков, полученных на занятиях по физике. Образовательные:  показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика;  проанализировать действие радиации на организм человека;  изучить последствия аварий на АЭС. Воспитательные:  уметь слушать и слышать, уважать чужую точку зрения;  воспитать творческую активность обучающихся.
Развивающие:  развивать интерес к физике, биологии, экологии;  уметь осмысленно воспроизводить подобранный материал, в ходе подготовки и проведения конференции;  обеспечить условия для развития умений обучающихся самостоятельно работать с дополнительной литературой. III. Мотивация проекта Проектно-исследовательская работа создавалась с целью более глубокого освоения различных тем, которые мы изучали на втором курсе – завершающий урок в разделе “Атомная физика», а по биологии был урок - «Глобальные экологические проблемы и пути их решения». Происходит повторение изученного материала, так как обучающиеся уже знают строение атомного ядра, знакомы с понятием радиация, основными открытиями Беккереля, опытами Резерфорда, умеют записывать ядерные реакции, устройство ядерного реактора. Так же происходит обсуждение насущных вопросов о пользе и вреде использования ядерной энергии. Разбираются вопросы действия радиации на организм человека, возникающего при атомных взрывах. Материал имеет большое значение в формировании мировоззрении обучающихся, расширения и уточнения представлений о строении атомного ядра и той колоссальной энергии, которая скрыта в нем. Применение ИКТ делает наше мероприятие современным, интересным, запоминающимся. IV. Отчет: 1. Время проведения: ноябрь 2015год 2. Место проведения: кабинет № 7 3. Время защиты проектов 90 мин. 4. Участники:обучающиеся по профессии «Сварщик». Оборудование:  компьютер;  мультимедийный проектор;  демонстрационный экран; Литература 1. Сиборг Г., Корлисс У. Человек и атом (пер. с англ. М.: Мир), 2005. 2. Юдасин Л.С. Энергетика: проблемы и надежды: Книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 2008. 3. Материалы из Википедии. 4. О.И. Василенко «Радиационная экология», М.: Медицина, 2004
5. Э, Ж. Холл «Радиация и жизнь», М.: Медицина, 1989 г. 6. Журнал «Физика. № 13. 2011 г.» А.Б.Колдобский «Авария на АЭС «Фукусима – 1» Интернет-ресурсы 1. :physbook Электронный учебник физики 2. :energ Информационно-аналитический портал 3. :atominfo 4. :ewascience Интересный и познавательный блог о жизни человека на планете Земля V. Порядок проведения и организация защиты проектов: 1. Организационный момент-5 мин 2. Выступление – презентация проектов -60 мин 3. Итоговое обсуждение – рефлексия-10 мин 4. Подведение итогов - 10 мин. 5. Заключительная часть -2 мин 1. Организационный момент Преподаватель проверяет готовность обучающихся к защите проектов,предлагает занять свои места, знакомит с условиями проведения защиты. Для проведения защиты необходима экспертная группа. Преподавателем предлагается состав экспертной группы: Оконешникова Н.В., преподаватель информатики, Копытова л. Ю., преподаватель биологии. Вступительное слово: Атомная энергетика это результат работы многих великих ученых в первой половине ХХ века. А вы задавались, хоть раз, таким вопросом: какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твёрдого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Задумайтесь и еще над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует всё больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает ядерная энергия. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться. АЭС – это основа ядерной энергетики. Главное их назначение – производство электроэнергии или комбинированное производство электроэнергии и тепла.Ядерной энергетике, как и многим отраслям промышленности присущи вредные и опасные факторы воздействия на окружающую среду. Наибольшую потенциальную опасность представляет собой радиоактивное загрязнение. Вина ядерной энергии в том, что
раскрепостившись, вырвавшись из атома, она стала нести людям катастрофы, болезни, смерти. На её счету множество преступлений против человечества, унесших тысячи жизней. 2. Выступление – презентация проектов а) Презентация:История развития атомной энергетики. б) Презентация: Последствия аварий на атомных электростанциях. в) Презентация: Последствия излучения для человека? г)Презентация: Атомные станции России. д)Презентация: Радиация и окружающая среда. 3.Итоговое обсуждение – рефлексия Аргументы против: Несмотря на то, что это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный, он тоже дает отходы. Это ставшие радиоактивными детали и отработавшие тепловыделяющие элементы. Просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отхода мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, который мы получаем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. И далее, взрыв реактора на АЭС – грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывов будет несколько, на нашей планете может наступить ядерная зима. Человек не сможет выжить, он погубит и себя, и Землю! Аргументы за: Многие готовы отказаться от развития атомной энергетики только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Но какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Необходимо задуматься еще и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает атомная энергетика. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться. 4.Заключительная часть Заключительное выступление преподавателя:
Использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев, положительное, в применении ядерной энергии, человек начал ее пропагандировать, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить ядерную энергии, прекратить ее использование. Это не выход. Человек должен всегда помнить, что, вторгаясь в тайны природы, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать последствия на несколько ходов вперед. А главное – всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты. По итогам защиты нашего проекта мы создадим бюллетень и распространим его среди обучающихся остальных групп. (созданный бюллетень выпуск №1 прилагается к проекту в программе Publisher)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Положение о проекте и его защите среди обучающихся в ГБПОУ СПТ. Общее положение 1. Защита проекта проводится согласно плана внеаудиторной самостоятельной работы по физике. Что необходимо нашимобучающимся для успеха?  Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи  Уметь работать в команде и обладать навыками общения  Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них  Эффективно использовать знания изученного материала  Компьютерная грамотность Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна закончиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этапы проектной деятельности: 1.Проблемно – целевой этап:  Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его создания; как в дальнейшем будет использоваться данный проект;  Каким должен быть проект;  Кто будет создавать проект; какие знания, умения и навыки имеют студенты в начале и будут иметь в конце создания проекта. 2.Разработка сценария:  первичное изучение источников;  отбор содержания;  определяется примерный объем проекта;  Прописываются роли всех участников проекта;  уточнение задач;  уточнение календарного плана; 3.Практическая работа:  воплощение в жизнь поставленных задач;  выполнение работы;  координация деятельности участников проекта. 4.Предварительная защита:  Выявляются недоработки;  Намечаются пути устранения недостатков;  Производится отладка 5.Защита проекта.
2.Этапы проекта: Выдвижение гипотез решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем.  Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.  Ребята делятся на группы по 3-5 человек, выбирают форму для представления результатов.  Обсуждение плана работы в группе.  Продумывание пути проведения своих исследований. Обсуждение сообучающимися возможных источников информации: Цель: Задать направление для выполнения работы;  Необходимо остановиться на достоверности источников информации. Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе.  Составление плана и сроки исполнения.  Роль преподавателя – консультирование, помощь, направление деятельности: Требования к оформлению отчета о проделанной работе: 1. Работа оформляется в PowerPoint. 2. Размер слайдов - А4, ориентация - книжная. 3. Количество слайдов: 8 – 10. 4. На каждом слайде - колонтитул, номер страницы. 1 слайд – титульный; 2 слайд – содержание; 3-7(9) слайды -основной материал данной темы. 8(10) слайд – информация об авторах работы. Выбор темы для защиты Один день Подбор материала в интернете В течение двух – трёх недель Составление отчёта о проделанной работе Создание проекта После выполнения работы в течение недели. Защита проекта На уроке физики, согласно расписания


В раздел основное полное образование