Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Эффективные методы обучения учащихся по истории"

методическая разработка

Автор: Ахмедов Мамед Таджибович, учитель истории, МКОУ "Хрюгская СОШ", село Хрюг, Республика Дагестан



В раздел основное полное образование




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ХРЮГСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ
Выполнил: Ахмедов Мамед Таджибович- учитель истории МКОУ «Хрюгская СОШ» Ахтынского района РД
с. ХРЮГ- 2017


ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ.
Становление демократического государства, возрождение России и возвращение её в мировую цивилизацию, курс на гуманитаризацию образования подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического образования. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в информационном обществе, учит его современным формам общения, развивает способности осваивать информацию и принимать эффективные решения. Учёные и учителя испытывают в настоящее время трудности в том числе методического характера. Учителя проводят уроки с учётом программ и концепции истории. Наиболее опытные учителя продолжают творчески использовать традиционные методы обучения: уроки – лекции, уроки – семинары, уроки- практикумы, уроки – игры, уроки – исследования с компьютерной поддержкой, круглые столы, научно – практические конференции. Необходимость возникает и в использовании исторических карт, а также в оказании помощи учащимся с алгоритмом – инструкцией для работы с ними. Учащиеся стараются проявлять интерес к историческим фактам, учатся их анализировать, интерпретировать (толковать), умеют выразить своё отношение к истории в устной форме особенно на уроках – семинарах. С учётом этого, учителями при проведении урока – семинара особое внимание должно уделяться гуманизации исторического учебного материала, которое предполагает акцентирование на исторические судьбы людей, к их повседневной жизни и быта. Необходимо акцентировать внимание на личностно – психологическом аспекте истории, давая портреты видных государственных деятелей, полководцев, народных вождей, учёных в системе таких всеобщих ценностей, как добро, справедливость, уважение, смелость, героизм, следует выработать интерес к изучению жизни человека прошлого, будь – то известный исторический деятель или простой человек, который становится важнейшим объектом исследования. Важное значение следует придавать процессу организации семинара. Пути совершенствования занятий по историческим проблемам заключаются в тщательной подготовке учителем проблемных вопросов, организации учащихся на изучение исторической литературы, проведении дискуссии по 2
результатам выполненных на уроке учебных заданий. Главным путём интенсификации процесса обучения истории может явиться применение тестирования с использованием компьютерной техники. Наши исследования показывают, что именно применение современной компьютерной техники, являющейся важным элементом новой информационной технологии обучения (НИТО) позволяет интенсифицировать процесс обучения, придать ему динамизм, гибкость и тем самым поднять его на качественно новый уровень. Можно использовать такие обучающие программы, как программы – тренажёры, программы проблемно – модульного обучения, контролирующие, игровые и проектные программы. Традиционные обучающие программы дают возможность варьировать обучающее воздействие в зависимости от ответов учащихся в ограниченной мере. Возможности этих программ ограничены тем, насколько в них предусмотрены варианты ответов учащихся, зачастую немногочисленные. Правильные ответы, выходящие за рамки изначально предусмотренных, могут оцениваться как неправильные. Этот недостаток отсутствует у появившихся совсем недавно экспертных систем учебного назначения (обучающие системы с элементами искусственного элемента – ОСИЭ). Экспертная система (ЭС) содержит следующие компоненты 1) интерфейс – систему, обеспечивающую учащему информационное общение с ЭС в удобной для него форме 2) базу знаний -совокупность всех имеющих сведений о проблемной области, для которой предназначена данная ЭС (данные, совокупность правил, зависимостей и т. п.) 3) машину вывода – формально-логическую систему , позволяющую из информации учащегося выводить интересующую его информацию при помощи базы знаний 4 ) блок объяснений. Экспертные системы учебного назначения позволяют достигнуть качественно нового уровня в обучении благодаря возможности управлению процессом решения задач. В отличие от обыкновенной обучающей программы блок объяснений ЭС позволяет убедиться в правильности ответов. Важнейшее свойство интеллектуальных систем - способность к самообучению (фиксирование достигнутых результатов, что позволяет учащимся использовать больше знаний, чем в них было первоначально заложено). Компьютерная техника - удобный и универсальный носитель индивидуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, справочники, содержащие текстовую, звуковую и видеоинформацию). Главные плюсы компьютеризации обучения учащихся по истории: повышение информационной обеспеченности (в т. ч. накопление и тиражирование), самостоятельность (особенно при выполнении домашних заданий), объективность оценки знаний, усиление внутрипредметных и межпредметных знаний. Преимущество современного урока истории в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем эффективных методов и технологий организации уроков. 3
Можно выделить условия, необходимые для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности: 1) возможность проявления умственной самостоятельности и инициативности; чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учащихся; основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование учителем таких проблемных вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности; 2) трудность учебного материала, которая способствует повышению интереса; 3) новизна учебного материала: 4) эмоциональное изложение учителем учебного материала, когда повышается у учащихся познавательный интерес и учебная мотивация в целом. Таким образом, можно сделать вывод: творческое использование эффективных методов обучения учащихся позволяют повысить качество знаний учащихся, их мотивацию обучения и способствуют появлению новых тенденций в состоянии преподавания истории. 4

Литература
1. Григорович Л. А. Педагогическая психология. Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2003. – С. 222-224. 2. Дидактика средней школы. /Под. ред. М. Н. Скаткина. М., 1982. 3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1984. 4. Полаг Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., Издательский мир «Академия», 1999. 5


В раздел основное полное образование