Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сочинение на лингвистическую тему"

методическая разработка

Автор: Рогалевич Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №64" г. Перми, Пермский край, город Пермь



В раздел основное полное образование






Методические рекомендации по приемам работы над сочинением на

лингвистическую тему.
Предлагаем вам приемы работы над сочинением на лингвистическую тему. Занятие №1. Учащиеся знакомятся с заданием. Обращаем внимание на то, что необходимо из текста привести
два
примера, иллюстрирующих
разные
функции обращения, при этом указывая номера нужных предложений или применяя частичное цитирование. Начать сочинение можно как фразой, принадлежащей Павлу, так и собственным высказыванием. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Т Е К С Т
(1) Когда выступал Шаляпин в Большом театре, я встал тихонько у дверей его артистической и наблюдал, как он гримируется.(2) Однажды вижу, к певцу подходит врач-ларинголог и говорит: «Феденька! Покажи мне свою глотку!» (3) И тогда все, кто был в комнате, перестали разговаривать, подошли к Шаляпину и, оттесняя друг друга, стали заглядывать ему в рот, а он очень спокойно его показывал. (4) Наконец, певец прогнал всех, они отошли в свой угол, встали в кружок, как опытные заговорщики, и стали обсуждать виденное… (5) Из тех слов, которые можно расслышать за порогом, я понял, что пропустил нечто сверхъестественное, чего уже, может быть, никогда не увижу. (6) И тогда я оторвался от косяка, вступил в комнату, робко приблизился к Шаляпину и сказал: «Федор Иванович! А мне нельзя?» (7) Шаляпин спросил: «А ты где был-то? Жаль мне тебя, темнота горькая! Так уж и быть - посмотри!» (8) Вы не знаете, что я увидел! (9) Кратер! (10) Небо - настоящий купол! (11) И вот под этим куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса! (12) Язык, как морская волна в знойный полдень, едва зыблется за ожерельем нижних зубов… (13) И во всей глотке ни одной лишней детали! (14) Она не только инструмент певца, но и творение великого мастера! (15) Я не мог оторвать глаз от этого необыкновенного зрелища! (16) Да, горло Шаляпина – это чудо! (17) Но это не чудо природы! (18) Это чудо непрерывной работы певца, это тончайший инструмент, отшлифованный в результате систематической тренировки… (19) У Шаляпина от природы великолепный бас - редчайшие связки, но совершенно обыкновенная глотка. (20) Однако его первый учитель пения специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое небо, расширил стенки гортани, он выучил Шаляпина - ну как тебе объяснить? - полоскать горло звуками… (21)Я когда-нибудь покажу тебе принцип упражнений, которые помогли Шаляпину отшлифовать дар природы… (22) Шаляпин – это великий труженик! (По И. Андроникову

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 Во – первых, одна из главных функций обращений –
звательная.

Она заключается в том, чтобы привлечь внимание собеседника.

ВСТУПЛЕНИЕ 1
« В письменной речи без обращения обойтись невозможно ,» - считает Павел. Прав Павел, что «без обращения в письменной речи обойтись невозможно .» . По мнению Павел, без обращения в письменной речи обойтись невозможно. Действительно, это так, потому что обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение обычно употребляется с целью привлечь или поддержать внимание собеседника.
ВСТУПЛЕНИЕ 2
Часто ли мы задумываемся над ролью обращения в тексте? Скорее всего нет, так как эта роль – звательная. И заключается она в том, чтобы привлечь внимание собеседника. Я считаю, что обращения необходимы, потому что они могут передать все оттенки чувств и выразить определенное отношение к собеседнику. Полезные сведения дал Дэйл Карнеги в своей книге «Путь к успеху»: нужного для тебя человека в разговоре несколько раз назови по имени, которое ласкает ему слух, и ты достигнешь желаемого результата. Обращения выполняют в тексте несколько функций. Они выражают отношение, чувства, эмоции говорящего к названному лицу, привлекают внимание читателя к адресату.
Примеры из текста (номера нужных предложений или частичное цитирование).  Во – вторых, обращения выполняют
оценочную
функцию.
С помощью обращения можно не только назвать собеседника, но и

выразить к нему определенное отношение, поэтому обращение

выполняет оценочную роль.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который

обращается и тот к кому обращаются.
Примеры из текста (номера нужных предложений или частичное цитирование).  В – третьих, это функция
изобразительная.

В поэтической речи обращение может выполнять изобразительную

функцию

и использоваться для усиления выразительности речи. В таком

случае появляются риторическое обращение и обращение –

олицетворение.
Примеры из текста (номера нужных предложений или частичное цитирование).
Переходя к заключению, отмечаем ряд вводных слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом (следовательно, итак, в итоге и т.д.), без обращения часто в тексте обойтись невозможно.


Основная часть
Без обращений в жизни не обойтись, и используются они для разных целей. Во-первых, основная роль обращения – звательная. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание собеседника: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М. Лермонтов).
С помощью обращения можно не только назвать собеседника, но и выразить к нему определенное отношение, поэтому, во-вторых, обращение выполняет и оценочную роль: Что, ты, голубчик, задумчив сидишь? (А.Фет). Большую роль в речи играют этикетные слова, употребляемые при обращении в разных ситуациях, когда требуется собеседника назвать: уважаемые коллеги, господа, мадам, сударыня, товарищ. В поэтической речи обращение может выполнять, в- третьих, изобразительную роль и использоваться для усиления выразительности речи. В таком случае появляется риторическое обращение, обращение – олицетворение: Но люблю тебя, родина кроткая! (С.Есенин) Частица
О
от обращения знаками препинания не отделяется: О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов).
Заключение
Итак, обращение на письме выделяется знаками препинания, чаще всего запятыми. Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком. Обращение имеет грамматические, интонационные и пунктуационные особенности и произносятся с особой интонацией.
Занятие №2.
Знакомим учащихся со значением обращения и его функциями в письменной речи. Комментируя функции обращения, обращаем внимание на речевые клише, которые могут быть использованы для оформления письменной речи.
Значения обращений и

их функции в письменной речи


Пример

Значение

Функция

обращения в

письменной

речи

Знаки

препинания при

обращении

Старик!
Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М.Лермонтов) Это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь Звательная функция Эмоционально окрашенное обращение, стоящее в начале предложения, выделяется восклицательным знаком Что ты
, голубчик,
задумчив сидишь? (А. Фет) Обращение не только называет собеседника, но и выражает к нему определенное отношение (ласку, доброту, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д.) Обращение выполняет оценочную роль На письме обращение выделяется чаще всего - запятыми Так вот судьба твоих сынов
, о Рим,

о громкая держава!
(А. Пушкин ) Обращение используется для усиления выразительности речи В поэтической речи обращение может выполнять изобразительную роль (обращение- олицетворение) Частица
о
от обращения знаками препинания не отделяется Сильным учащимся рекомендуем использовать в сочинении следующую таблицу. Прием Определение Пример Значение

Риторическое

обращение
Подчеркнутое обращение к кому- нибудь или к чему- нибудь Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. (Пушкин) Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи. (В данном предложении автор подчеркнуто обращается к деревне, выражая глубокую любовь)

Друзья мои! Прекрасен наш союз… (А.С.Пушкин). Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния автора На этапе закрепления учащиеся отрабатывают навыки написания вступления. Далее знакомим со структурой основной части. Обращаем внимание на функции обращения.
На этапе закрепления предлагаем по любому тексту сформулировать предложения, иллюстрирующие различные функции обращения. В конце занятия выстраиваем алгоритм работы над основной частью.
Алгоритм работы над основной частью
 Прочитай внимательно текст.  Найди яркие примеры использования обращения, иллюстрирующих разные функции (не менее двух).  Определи значение найденных обращений.  Опиши их функции, указывая номера нужных предложений или используя частичное цитирование (избегай чрезмерного цитирования).  Построй логично и последовательно композицию основной части, не нарушая абзацного членения текста сочинения.


В раздел основное полное образование