Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Эффективное управление качеством образования"

статья

Автор: Кренделева Наталья Георгиевна, директор, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Дубны Московской области лицей №6 имени академика Г.Н. Флёрова, г. Дубна, Московская область



В раздел основное полное образование



Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Дубны Московской области лицея №6 имени академика Г.Н. Флёрова Заслуженный учитель РФ Наталья Георгиевна Кренделева
«Эффективное управление качеством образования»
Хочу поделиться с Вами подходами в лицее по этому вопросу, то есть, если мы имеем неплохие результаты е, то, очевидно, можно говорить сегодня об эффективном управлении качеством образования.
Два

человеческих

изобретения

можно

считать

самыми

трудными:

искусство

управления и искусство воспитания
. Оба эти искусства должны быть гармонично соединены в работе наших школ. «
Эффективно управлять – значит, работать вместе»
и это не случайные слова, в этом вы убедитесь по мере моего выступления.
Перед Вами достижения лицея с 1996 года:

1996 год – «Школа года России»

2000 год – «Школа века России»

2004 год – «Школа педагогического поиска»

2006 год - Победитель конкурса учреждений, внедряющих инновационные

образовательные программы»

2009 год – Победитель областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья»

2011 год – Диплом II степени, национальная премия в области образования в

номинации «Лучшее средство массовой информации, оказывающей поддержку

и сопровождение инноваций в образовании»

2012 год - Победитель областного конкурса «Интеллектуальный марафон для

лицеиста»

2013 год – «Лучшая школа России -2013» (за высокое качество образования и

воспитания)

2013 год – «лучшая школа России -2013» (Школа духовности и гуманизма)

2014 год – II место в областном конкурсе «Лучший публичный доклад»

2014 год – 13 место лучших школ региона (ТОП-100)

2015 год - 11 место лучших школ региона (ТОП-100)

2015 год - региональная пилотная площадка «Академия социального

управления»

2016 год - 8 место лучших школ региона (ТОП-100)
Причём мы не только участвовали во всех этих проектах, мы всегда ещё и побеждали. Что помогало нам побеждать? Конечно, в первую очередь наши высокие результаты. Эти результаты ковал весь коллектив. Вы никогда не задумывались, почему так иногда происходит: и школа вроде неплохая, и условия нормальные, и оснащена всем необходимым, и кадрами обеспечена, а качество результатов в данной школе желает быть лучшим. Все сидящие в этом зале имеют представление, что понимать под качеством образования, а вот как
управлять этим качеством, причём управлять эффективно –

этому надо учиться, причём делать это постоянно.

П
овышение

качества

образования

должно

осуществляться

через

создание

эффективной современной модели управления.
Оно складывается из управления деятельностью и управления людьми. Я работаю директором уже 27 лет, и мой опыт работы, достижения лицея позволяют сделать некоторые выводы. В последние годы у нас сложилась собственная система управления, ориентированная на результат, в условиях которой
инициативный и творческий коллектив – ценнейший

ресурс.
Все мы работаем над одной проблемой, как сделать школу лучше, успешнее. И все решаем её по разному. А я глубоко уверена в том, что
одним из главнейших ресурсом, который способен

привести к высокому качеству образования в любой школе может стать только

главный капитал школы: учитель и директор, причём в лице директора хотелось бы

видеть лучшего учителя.
Люди, их отношения, поведение являются объектом управления, поэтому
главной цель

управления



уметь

работать

с

людьми,

добиваться

их

заинтересованности

в

постоянном и последовательном повышении качества результатов.


Итак
, первое условие эффективности управления – это люди
. Каждый директор должен стремиться создать эффективную команду, члены которой обладают большой инициативой, чувством ответственности и высокой результативностью. Даже самые талантливые руководители не могут управлять в одиночку, решать все проблемы, находить ответы на множество вопросов, возникающих в процессе работы коллектива. И у нас в лицее такая команда есть. Мне, как директору, вообще везёт на талантливых учителей. Эстафету этих учителей приняли педагоги, которые работают в лицее по настоящее время. Это как раз те люди, о которых можно сказать, что они вызваны к доске «навечно», т.е. это профессионалы высшего класса. В каждом из них есть педагогический стержень, каждого отличает большая любовь к детям, к своей профессии. Они ориентированы на решение главной задачи – повышение качества образования. По разному они решают эту проблему, но едины в том, что идут вперёд и видят перед собой одну и ту же цель. Много лет педагогический коллектив работал над темой: «Педагогический опыт. Поиск. Проблемы. Находки»: проводили педсоветы, круглые столы, побеждали на конкурсах по этой номинации, то есть все включались в поиск путей решения проблемы повышения качества. Наверное, потому и имеем неплохие результаты. У нас сформирована управленческая команда, которая состоит из директора, его заместителей, руководителей кафедр, наиболее продвинутых учителей. Любая команда объединяется для общего дела. Как проходит работа этой команды в условиях развития лицея можно видеть из данной таблицы. № Содержание деятельности в инновационном режиме Результаты 1. Изучение сущности элементов педагогических технологий Учителя глубоко изучают элементы педагогических технологий. ощущают противоречие между современными требованиями к владению педагогической технологией и отсутствием этого в своей практике. 2 Разработка Программы развития Разработка проблемно-ориентированного анализа, концепции, стратегического развития.
Разработка модели выпускника, системы стимулирования трудовой активности учителей 3. Реализация Программы развития Координирование инновационной деятельности учителей, принятие решений об устранении недостатков. Анализ результатов, разработка плана устранения недостатков 4. Разработка инновационного проекта Участие и победы в конкурсах, разработка путей повышения корпоративной культуры, общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик». Главный вопрос для любого руководителя, как сделать так, чтобы педагоги были заинтересованы в усвоении нового, добивались получению конкретного результата? Для этого надо многому учиться, то есть быть профессионалом в своём деле. Поэтому скажу несколько слов о методической работе, как одной из самых массовых и демократических форм повышения профессионального мастерства,
Лицей предоставляет разные пути совершенствования для педагогов, в том числе

и в стенах самого лицея.

Это:

методические

советы,

кафедры,

ГМО,

самообразование,

педсоветы,

методические

дни,

участие

в

профессиональных

конкурсах,

семинар-практикум,

мастер-классы и т.д.
Завершая 1-ю часть своего выступления подчеркну, что одно
из

главных

условий

высокого

качества

образовательного

процесса



это

постоянно

растущая

удовлетворённость педагогов работой в своей школе.

.
Для получения высоких результатов в образовании необходимо
эффективно

использовать

чрезвычайно

мощный

ресурс,

а

именно

-

потенциал

учительского

корпуса, так как без его активного участия прогрессивные изменения невозможны.
Второе, на чём мне хотелось бы остановиться особо – это на внутришкольном контроле как одном из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
ВШК

в

лицее

мы

рассматриваем

как

инструмент

управления

качеством

образовательного

процесса:

т.е.

накопление,

переработка,

осмысление

и

выдача

информации, необходимой для поддержания высокого качества образования.


Контроль как правило осуществляется как за результатами деятельности, так и за процессом, потому что для участников образовательного процесса важен не только конечный результат (качество подготовки выпускников), но и комфортные безопасные условия самого процесс обучения. Ц
ель ВШК перед Вами:

Обеспечить

условия

для

качественного

образования

через

контроль

результатов

деятельности.

Для осуществления её необходимо решить задачи:

1.

Повышение

качества

результатов

ан

основе

требований

к

результатам

основной общеобразовательной деятельности.

2.

Обеспечение качества процесса на основе создания условий для реализации

основной образовательной программы.

3.

Усовершенствование качества управления как ресурс для инновационных

изменений в лицее.
Для этого:

1.

включаем в перечень объектов ВШК все результаты, ресурсы, условия

2.

измеряем в процессе ВШК не просто уровень или динамику процесса, но и

оценивать степень соответствия того, каким он должен быть
Мы понимаем, что
каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый

показатель- описание уровней достижений.
ВШК реализуем по трём направлениям. 1.
ВШК качества результатов
2.
ВШК процесса
3.
ВШК управления
По каждому направлению выработаны критерии, сформированы показатели, выбраны методы и технологии проведения контроля. Остановлюсь на последнем направлении ВШК – это
ВШК управления
.
Перед Вами критерии результативности для данного вида контроля:

Качество ООП

Качество управления ОП

Качество управления материально-технической базой

Качество управления профессиональным ростом педагогов

Компетентность субъектов управления

Качество ведения документов и т.д.
. Данные контроля фиксируются, а итоги воплощаются в виде документа: справки, приказа и заслушиваются на совещании при директоре. ВШК – это сложный и многогранный процесс. Поэтому он должен быть обязательным. На основе данных контроля принимаются целенаправленные управленческие решения, суть которых заключается в изменении ресурсного обеспечения. При этом ресурсы выступают как рычаги, с помощью которых происходит управленческое воздействие на образовательный процесс, а через него и на результат. Перед нами в школах сегодня стоит самый главный вопрос:
Как

выстроить

систему

образовательного

процесса

в

школе

так,

чтобы

она

соответствовала

современным

требованиям

к

качеству

образования,

была

результативна

и

способна

к

обновлению,

внесению

корректив,

обеспечивающих

перспективность развития?


Это довольно сложная задача. Решают её в педагогических коллективах по-разному. Но нам, управленцам, важно понимать, что:
1. Управление школой – работа командная.
Качество – талант руководителя школы занимать лидирующую позицию, постоянно самосовершенствоваться, а также уметь держать руку на пульсе» времени для устойчивого развития и стараться идти на шаг впереди. Это удовлетворённость всех участников образовательного процесса своей деятельностью, базирующаяся на внутренней и внешней экспертизе работы образовательного учреждения
.


Я думаю, что если лицей имеет высокие показатели качества учебно-воспитательного процесса на протяжении многих лет и не снижает планку, а старается подниматься всё выше, то происходит это только потому, что со мной работают умные, талантливые люди, преданные лицею, и я им за это благодарна и низко кланяюсь.



В раздел основное полное образование