Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие вооружения в Средневековой Западной Европе"

Исследование

Автор: Дик Александр Игоревич, учитель истории и обществознания, БОУ г. Омска "Школа-интернат среднего общего образования № 9 им. Маршала Советского Союза Д.Т. Язова", Омск



В раздел основное полное образование



Как известно, тяжеловооруженный конный воин, рыцарь, является одним из символов западноевропейского средневековья. А специфические доспехи, в свою очередь, традиционно служат важнейшим маркером западного рыцарства. В данном докладе мы поставили своей целью проследить эволюцию рыцарского вооружения от битвы при Гастингсе, где всадники Вильгельма Завоевателя были закованы в кольчугу и в первые использовали удар копьём на перевес, до XV века, когда кольчуга уже играла вспомогательную роль, уступив место латам. Мы будем использовать при этом различные изобразительные и, археологические источники. На первом слайде вам будет предложена периодизация защитного вооружения рыцарства, основанная на периодизации английского историка вооружений Клода Блэра. 1-Эпоха кольчуги 1066-1250. Период абсолютного господства кольчужной брони. 2-Появление пластинчатых доспехов 1250-1330. Появляются бригантные доспехи и отдельные пластинчатые элементы защиты, такие как наруч, поножи, налокотники и наколенники 3- Период смешанного доспеха 1330-1410. Выявить один тип невозможно. Рыцари применяли и латные элементы доспеха и бригантные, не выходила из употребления кольчуга. Гобелен из Байо пожалуй самый информативный изобразительный источник XI-XII веков. Мы перед нами всадники в кольчужных рубахах до колен, в шлемах норманках, закрывающих лишь макушку и нос, надетых поверх кольчужного капюшона. Кольчуга не защищает руку от ладони до локтя, а так же ноги всадников не имеют защитных элементов.
Норманка имеет важное значение, поскольку именно он будет менять свою форму и средневековые мастера создадут потхельм–шлем где лицо рыцаря закрывает железная маска. XII век уже характеризуется абсолютным господством кольчуги. Кольчужное полотно защищало тело, голову, полностью руки и ноги. Тем самым максимально заковав рыцаря в тяжелый доспех. Вес полной кольчужной брони был около 15 кг, только кольчуги, без шлема, меча и поддоспешника. Кольчуга является излюбленным средством защиты в те времена. Она очень дорогая, но она того стоила. Главным врагом рыцарей были мелкие раны, которые получались вследствие порезов и режущих ударов, но кольчуга делал такой удар безболезненным и оставляла владельца целым и невредимым. Разумеется, от колющего удара она не спасала, но кольчуга очень часто спасала рыцарям жизнь, защищая от ударов сарацинских мечей и сабель. От рубящего удара европейского меча кольчуга так же не спасала, но на протяжении XI-XII века это и не нужно было. Рыцари не стремились убить противника, но лишь захватить в плен, чтобы продать за большую сумму его доспех и лошадь, или же для собственного использования. Разумеется были крупные междоусобные битвы, однако говорить о том, что это были битвы на истребление не приходиться. Археологические данные говорят нам о существовании кольчуги двух видов. 1) Клепанная. Каждое кольцо заклепывалось, тем самым становясь более прочным. Самый дорогой вариант. 2) Клепанно-сеченая. Часть колец изготавливалась не из проволоки, а вырубалась из листа железа. Данный вариант дешевле, проще и намного прочнее, ведь часть колец цельные. Это изображение из Библии Мациевского, датированная 1240- 1250 годами. Уникальная рукописная Библия, созданная по заказу короля Франции Людовика IX Святого, вошедшего в историю как вдохновитель и
руководитель двух крестовых походов — Седьмого и Восьмого. Мы видим рыцарей, уже в полностью закрывающих голову шлемах, полностью облаченных в доспехи, рыцарский удар копьем, а так же новые вооружения булаву и тесак. У рыцарей появился топфхельм. В нем ограничен обзор, однако это компенсировалось тем, что лицо рыцаря было изолированным от воздействия оружия противника, если тот не нанес очень мощный удар топором или булавой, а меч причинял вред сначала шлему, а лишь потом его носителю. Мы видим изображение английского рыцаря, датированное серединой XIII века, а справа топфхельм барона фон Даргена, который сейчас в Берлинском музее. Бригантина святого Маврикия, но поскольку, это ранний образец бригантного доспеха, то многие ученые называют данный тип доспеха котт оф плэйтс, что означает пластины скрепленные с котт де армом (буквально означает накидка на доспех), который сделан из сукна. Пластины прикрывают живот, грудь, ребра и нижнюю часть спины. Данный образец весил около 6 кг и одевался он поверх кольчуги. Это начало нового периода. Длиннорукавная кольчуга сохранилась, но для максимально эффективной защиты добавили котт оф плэйтс. Зачем? Четкого ответа нет, но мы осмелимся высказать одно предположение. Крестовые походы заканчиваются. Рыцарям больше не нужен Иерусалим, он требует слишком много жертв. Рыцарь остается в своем королевстве и единственные войны для него это воины с соседями и еретиками. Как уже было сказано выше, кольчуга от рубящего удара европейского меча защищала не эффективно, но данный доспех значительно ослаблял удар за счёт пластин, идущих внахлест. То есть одного удара будет не достаточно для того, что бы убить или даже ранить противника если на нем бригантина. На следующем слайде мы увидим бригантину из Визби. Это уже не котт оф плэйтс, а полноценная бригантина.
Столетняя война стала переломным моментом, как в психологии, так и в вооружении. Битва при Азенкуре, где король Англии Генрих V, победил французов имея армию в 10тыс. человек, в то время как у французов было 36тыс.человек. В этом сражении шла битва на смерть. Генрих сделал ставку не на конных рыцарей, а на пехоту и лучников. Интересен момент, который произошел после битвы. Генрих приказал убить всех пленных французских рыцарей. Английские рыцари этого не сделали из-за солидарности, но вот йомены (лучники) с радостью убивали цвет французского рыцарства. Война приобрела смертоносный характер, где целью ставилось не победить врага, но истребить его. Именно по данной причине доспехи рыцарей стали приобретать иной облик. Появились, как уже было сказано бригантины, латные ноги и руки, новые шлема например бацинет Хундсхугель. Различные варианты бригантного доспеха использовались до начала XV века. Железная кираса только начала применяться, но была не удобна по сравнению с бригантным доспехом, где было несколько небольших пластин. Лишь в XV веке мы увидим, что латный доспех полностью исключил бригантный (изображение слева на слайде 14). В будущем это будет время готического доспеха. Итак, мы видим, что в том, что рыцари носили тяжелую кольчугу виноваты не кузнецы, которые якобы не умели изготавливать пластинчатые доспехи и имели достаточно примитивные орудия труда, отнюдь нет. Кольчуга в изготовлении намного сложнее бригантного доспеха и даже латного доспеха. Кольчуга имеет 18000-25000 колец, которые нужно соединить и заклепать. На ее изготовление уходил минимум месяц усердной работы. Бригантный доспех изготавливался намного проще. Из листа железа вырезаются крупные пластины (хотя имеются находки с пластинами размером с пол ладони), гнуться, а затем с помощью заклепок крепятся к заготовке из брезента и сукна.
В период крестовых походов пластинчатые доспехи просто не пользовались спросом. Главный враг находился на Востоке. Люди Востока не отличались такой силой, как у европейцев, более того, раны при которых рыцарь может еще жить и продолжать бой для сарацина являются смертельными. Победы крестоносцев в Святой земле, являлись именно следствием выносливости и живучести рыцарей. Особого снаряжения, такого как латный доспех просто не нужно. Кольчуга и поддоспешник прекрасно защищали от сарацинских мечей и стрел. Пластинчатый доспех приобретает популярность именно, в следствии, обострения внутренних конфликтов в Западной Европе, самым крупным из которых является Столетняя война. Отсюда и появление таких видов атакующего вооружения как алебарды, двуручные мечи, и шестопёры, которые эффективно могли пробить бригантину и кирасу.


В раздел основное полное образование