Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Методическая копилка

Конспект урока по теме: "Безударные личные окончания глаголов" 5 класс

Автор: Муглинец Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы, БОУ г. Омска "СОШ № 106", Омск, Омская область



В раздел основное полное образование



Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 106» Конспект урока по теме: «
Безударные личные окончания глаголов» 5 класс


Подготовила учитель русского языка и литературы Муглинец Светлана Григорьевна

Конспект урока по русскому языку на тему:
«
Безударные личные окончания

глаголов» 5 класс
Муглинец Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 106» Тема урока: «
Безударные личные окончания глаголов»

Цели и задачи
- знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями; - знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; - уметьопределять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов; - развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; - научиться распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме для верного написания безударных личных окончаний глаголов;
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, раздаточный материал, задания для работы в группе, учебник "Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2015, М. Ход урока
I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания
- Начнём с проверки домашнего задания. Вы должны были выучить спряжение глаголов. - Итак, сколько спряжений у глаголов? - Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Какие – к 1 спряжению?
СЛАЙД 1

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спряжение

II спряжение.
1. Глаголы-исключения на -ить: брить, стелить, зыбиться, 1. Глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться
зиждиться 2. Глаголы на –ать. 2. Глаголы-исключения на –ать: гнать, держать, слышать, дышать 3. Глаголы на –еть. 3. Глаголы-исключения на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 4. Глаголы на – оть, - ыть, - уть и т.д.
СЛАЙД 2

Зиждиться
- книжн., устар., основываться, строиться на чём-нибудь; опираться на что-либо ◆ Сила бойцов зиждется на вере в победу.
Зыбиться
- колыхаться, колебаться, волноваться ◆ Зыблется вода в озере. Продолжение опроса: - А что такое спряжение? Если возникли трудности, ищите в учебнике, в интернете. - А что значит, изменение глаголов по лицам и числам? - Какие есть лица? - Проспрягаем глаголы везти и облегч
и
ть. (2 человека у доски) - Слово ОБЛЕГЧ
И
ТЬ запишите в орфоэпический словарик. Проговорим его - Выделить окончание в словах. - Скажите, пожалуйста, глаголы какого спряжения мы написали? (Ответы учащихся) - Легко ли было в данных глаголах написать личные окончания? (Да) - Почему? (Они стоят под ударением) - Т.е. в сильной позиции? - Хорошо. А как быть с такими глаголами? (Ответы учащихся)
СЛАЙД 3
Рису…шь Пиш…шь Брод…т Вер…т Ход…т (множественное число)
- Вызвало ли у вас затруднение написание окончаний? (Нет) - Проверьте, правильно ли вы написали окончание глаголов.
СЛАЙД 4
Рисуешь Пишешь Бродит Верит Ходят
САМООЦЕНКА
- Поставьте себе 5 баллов, если вы не сделали ни одной ошибки. 4 балла, если есть 1 ошибка и т.д. - А какие вы напишете окончания в следующих словах?
СЛАЙД 5
Они бор…тся кле…т сыпл…т ве…т бел…т - Скажите, а эти глаголы так же было легко писать или были затруднения? - Значит, знаний у нас всё же недостаточно?
III. Проблемная ситуация. Изучение новой темы
- Почему сложно было написать окончания в данных глаголах? - Что нужно знать, чтобы правильно писать личные окончания глаголов? (Спряжение) - А ещё? (Какие личные окончания бывают у глаголов I и II спряжений) - По какой форме глагола мы определяем спряжение (По инфинитиву) - Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока?
СЛАЙД 6

Тема: «Безударные личные окончания глаголов»

Эта тема была изучена вами в начальной школе. Но, как показал предыдущий урок, тема эта достаточно сложная и вами несколько забытая. - Итак, у нас проблема. И её надо решить. - Как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим?
СЛАЙД 7

Цели и задачи
- знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями; - знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; - уметьопределять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов; - развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; - научиться распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме для верного написания безударных личных окончаний глаголов; Учитель: В течение урока мы будем с вами совершенствовать навыки написания личных окончаний. - Для того чтобы разобраться с нашей проблемой, предлагаю объединиться в микрогруппы из 4-5 человек. Вам нужно проанализировать примеры, выполнить задание и объяснить условия написания окончаний глаголов. (Дети должны заранее знать, в какую группу они войдут, нужно назначить ответственного, проинструктировать его) Задание для групп: 1) Поставить глаголы в неопределённую форму. У обоих глаголов должен совпадать вид. ( Пример: Что делаешь? Собираешь. Что делать? Собирать) 2) Распределить глаголы в 2 столбика. 1 столбик – глаголы 1 спряжения 2 столбик – глаголы 2 спряжения 3) Посмотреть, какие окончания соответствуют 1 спряжению, какие – 2. 4) Вставить орфограммы
5) Пользоваться можно всеми имеющимися средствами (учебник, таблицы, интернет) 6) Сделать вывод 1 группа Рису…шь, Черне…т (ед.число) Приказыва…м (мн.ч.) Замеча…те (мн.число) Откро…т (мн.число) Пиш…т (мн.число) Приготов…шь, Лов…т (ед.число) Держ…м Брод…т (мн.число) Вер…те (мн.число) Дыш…т (мн.число) 2 группа Открыва…шь Узна…т (ед.число) Приказыва…м Бега…те Прыга…т (мн.число) Ищ…т (мн.число) Пил…шь Свет…т (мн.число) Чист…м Пр
о
с…те (мн.число) Черт…т (мн.число) Слыш…т (мн.число) 3 группа Меня…шь Разделя…т (ед.число) Исполня…м Покоря…те (мн.число) Управля…т (мн.число) Стон…т (мн.число) Плат…шь Чин…т (ед.число) Уступ…м Отм
е
н…те Ход…т (мн.число) Держ…т (мн.число) Учитель: Прошу сесть на своё место, а руководителей групп суммировать все результаты и сделать выводы. Проверка результатов - Итак, что мы должны знать, чтобы не ошибиться в написании окончаний глаголов? (Нам надо знать, к какому спряжению относится глагол, а значит, способы определения спряжения глагола) - Работая в группах, что вы хотели узнать? - Что вы узнали? - Вы поняли, как это делать?
САМООЦЕНКА
Поставьте себе «5», если вы активно работали в группе, если были не очень активны, поставьте себе «4», не принимали никакого участия, поставьте «2»
СЛАЙД 8

Алгоритм
1. Убедимся, что у глагола безударное личное окончание.
2. Поставим глагол в неопределённую форму. На что он оканчивается? 3. Применяем правило.
СЛАЙД 9

Личные окончания глаголов I и II спряжения
- Написать личные окончания глаголов в тетрадь ФИЗМИНУТКА Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.
IV. Закрепление
Задание 1 1. Прочитать.Определить тему текста.В связи с чем я взяла такой материал? (Трёхсотлетие Омска) 2. Найти глаголы. Определить их спряжение
СЛАЙД 10

Первая Омская крепость была основана в 1716 году казачьим отрядом под командованием И. Д. Бухгольца, отправившегося расширять и укреплять рубежи Российской Империи по именному указу Петра I. Задание 2 1)Прочитать.Определить тему текста 2) Вставьте орфограммы, объясните.
СЛАЙД 11
Город Омск стоит на одной из крупнейших рек России. Длина Иртыша, с учётом его «притока», Оби, составля…т 5410 км. По своей протяженности Иртыш превосход…т такие крупные реки, как Лена (4400 км) и Обь (3650 км). Задание 3 1) Что нужно сделать в этом задании? Правильно, «Лови ошибку» .
СЛАЙД 12
Краеведческий музей – самый первый музей Омска, он был основан в 1878 году. Это старейший музей во всей Сибири. Кстати, наша «галерея» отличаится от остальных не только солидным возрастом, но и количеством экспонатов, которых насчитываится более 150 тысяч. Учитель - О городе Омске пишут свои стихотворения и настоящие поэты, и те, кто делает в этом направлении первые шаги. Послушайте автора
СЛАЙД 13
Город – сад С праздником, мой город – сад! Вот уж триста лет подряд У тебя есть свой обряд: Всех
выводишь
на парад. А за яркий твой наряд
Называем
«город – сад». Много памятных вещей: Крепость Омская, музей.
Здесь Колчак и казаки Были на брегу реки. Здесь построен был завод, Где бензин рекой течёт.
Строим
мы мосты, дома. Вот уж триста лет труда! Есть космический завод,
Называется
«Пилот». В вузах
учим
мы ребят, В Светлом
служит
наш солдат. И в трёхсотый юбилей Ты теплом своим согрей. Беляева Настя, ученица 5 «2» класса, БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 106» Задание 4
1)
Цифровой диктант. У нас 6 выделенных глаголов. 6 цифр. Сверху написать цифры, снизу спряжение. 1 2 3 4 5 6 Задание 5
Тест по теме: «Спряжение глаголов» Вариант 1
1. Выбери номера слов, обозначающих глаголы 1 спряжения 1) бегаешь 2) верит 3) следите 4) шагают 5) чистим 6)знаете 2. Выберите номера слов, обозначающих глаголы 11 спряжения 1) наступает 2) наступит
3) летают 4) замолкнут 5) лежат 6) долбишь 3. Выберите номера слов, в которых допущена ошибка 1) свистят 2) гаснит 3) строешь 4) поют 5) выводют 6) кидаем 4. Выберите номера слов, которые обозначают глаголы-исключения 1) обидеть 2) слышать 3) писать 4) гнать 5) сидеть 6) вертеть 5. В окончаниях каких слов пишется буква «И» 1) налов…т 2) побре…т 3) украс…те 4) заболе…т 5) завис…т 6) посмотр…шь --------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тест по теме: «Спряжение глаголов» Вариант 2
1. В окончаниях каких слов пишется буква «Е» 1) дыш…т 2) встреча…шь
3) свищ…т 4) увелич…т 5) нагре…шь 6) вид…м 2. В окончаниях каких слов пишется буква «Е» 1) побор…тесь 2) слуша…м 3) заверт…т 4) побре…те 5) отвеча…м 6) расчеш…т 3. В окончаниях каких слов пишется буква «Е» 1) подпил…шь 2) накида…шь 3) отглад…те 4) закопа…шь 5) заро…те 6) напо…т 4. В окончаниях каких слов пишется буква «Е» 1) Счита…т 2) покорм…т 3) отмен…т 4) отделя…т 5) лов…т 6) вид…т 5. В окончаниях каких слов пишется буква «Е» 1) старту…м 2) глад…т 3) требу…т 4) игра…те
5) слуша…шь 6) накос…т --------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 14

Домашняя работа
: Письменное задание на выбор: 1) Параграф 118 – 119, упр. 669 2) Параграф 118 – 119, написать стихотворение об Омске или сочинение на одну из тем: «Мой любимый город», «Если бы я был(а) губернатором Омской области (мэром Омска)»
Рефлексия
Я узнал(а)… Было интересно (неинтересно) Было легко (трудно)... Я понял(а), что.. Теперь я могу... Я научился...(научилась) - И последнее задание: передайте правило «по радио» как самую свежую новость: «Внимание! Передаю последнее известие! Ученикам 5 класса стало известно, что …
СЛАЙД 1
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спряжение

II спряжение.
1. Глаголы-исключения на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться 1. Глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться 2. Глаголы на –ать. 2. Глаголы-исключения на –ать: гнать, держать, слышать, дышать 3. Глаголы на –еть. 3. Глаголы-исключения на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 4. Глаголы на – оть, - ыть, - уть и т.д. СЛАЙД 2

Зиждиться
- книжн., устар., основываться, строиться на чём-нибудь; опираться на что-либо ◆ Сила бойцов зиждется на вере в победу.
Зыбиться
- колыхаться, колебаться, волноваться ◆ Зыблется вода в озере. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 3 Рису…шь Пиш…шь Брод…т Вер…т Ход…т (множественное число) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 4 Рисуешь Пишешь Бродит Верит Ходят ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 5 Они бор…тся кле…т сыпл…т ве…т бел…т ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 6
Тема: «Безударные личные окончания глаголов»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 7
Цели и задачи:

- знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями; - знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; - уметьопределять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов; - развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; - научиться распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме для верного написания безударных личных окончаний глаголов; ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 8
Алгоритм
1. Нужно убедиться, что у глагола безударное личное окончание. 2. Ставим глагол в неопределённую форму (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?), смотрим, на что он оканчивается. 3. Применяем правило ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 9 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 10 (фотография Омской крепости)
Первая Омская крепость была основана в 1716 году казачьим отрядом под командованием И. Д. Бухгольца, отправившегося расширять и укреплять рубежи Российской Империи по именному указу Петра I. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 11
(
фотография Иртыша
)
Город Омск стоит на одной из крупнейших рек России. Длина Иртыша, с учётом его «притока», Оби, составля…т 5410 км. По своей протяженности Иртыш превосход…т такие крупные реки, как Лена (4400 км) и Обь (3650 км). ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 12 (фотография Краеведческого музея) Краеведческий музей – самый первый музей Омска, он был основан в 1878 году. Это старейший музей во всей Сибири. Кстати, наша «галерея» отличаится от остальных не только солидным возрастом, но и количеством экспонатов, которых насчитываится более 150 тысяч. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 13 Город – сад С праздником, мой город – сад! Вот уж триста лет подряд У тебя есть свой обряд: Всех выводишь на парад. А за яркий твой наряд Называем «город – сад». Много памятных вещей: Крепость Омская, музей. Здесь Колчак и казаки Были на брегу реки. Здесь построен был завод, Где бензин рекой течёт. Строим мы мосты, дома.
Вот уж триста лет труда! Есть космический завод, Называется «Пилот». В вузах учим мы ребят, В Светлом служит наш солдат. И в трёхсотый юбилей Ты теплом своим согрей. Беляева Настя, ученица 5 «2» класса, БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 106» ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- СЛАЙД 14 Домашняя работа: Письменное задание на выбор: 1) Параграф 118 – 119, упр. 669 2) Параграф 118 – 119, написать стихотворение об Омске или сочинение на одну из тем: «Мой любимый город», «Если бы я был(а) губернатором Омской области (мэром Омска)»


В раздел основное полное образование