Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

 

  Скорикова Елена Сергеевна,

  преподаватель первой квалификационной категории

  Волжского филиала

государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Волгоградский медицинский колледж»

 

   Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования, выделяется требование подготовки конкурентоспособного специалиста на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. От того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы соци¬ально-экономической жизни, и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны. Новые требования ориентируют систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентностному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся.

   В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Общие компетенции – это знания, умения, способности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Освоение данных компетенций особенно актуально для студентов медицинских колледжей. Профессия медицинской сестры, акушерки относится к такому виду деятельности, где сформированность общих компетенций есть такая же неотъемлемая часть профессии, как специальные навыки и умения. Представители среднего медицинского персонала, как работники системы «человек-человек», постоянно включены в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с пациентами, их родственниками, коллегами по работе. Их деятельность предполагает четкое и координированное взаимодействие на основе положительных взаимоотношений, взаимопонимания и благоприятного социально-психологического климата, переработку и систематизацию большого потока информации, умении продуктивно организовывать рабочий день.

  Практика показала, что полностью овладеть базовыми компетенциями только в аудиторное время невозможно, так как рамки урока зачастую не дают возможности полностью раскрыть потенциал обучающихся.

Большую роль в решении этой задачи играет организация внеаудиторной работы, а именно, деятельность студенческих сообществ, под которыми мы понимаем образовательную среду, в результате функционирования которой происходит активизация познавательной самостоятельности, воспитывается готовность к осознанным действиям в ситуации профессионального и личностного выбора, предоставляется возможность для самореализации.

       Одной из самых распространенных форм студенческих сообществ являются студенческие клубы. Употребляя понятие «клуб», мы имеем в виду информационно-досуговое сообщество, особую организацию учебно-творческой деятельности, а также особый стиль общения.

Клубные занятия как одна из форм организации внеклассной работы студентов востребованы, прежде всего, самими студентами, поскольку на каждом заседании клуба они удовлетворяют свои особые познавательные и социальные потребности. Эти потребности, можно свести к шести основным блокам:

 • потребность в общении;

 • потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;

 • потребность в творчестве;

 • потребность в разностороннем развитии;

 • потребность в отдыхе;

 • потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.

Для педагогически последовательного интеллектуально-творческого развития обучающихся необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения, ролевые перемещения и изменение социального статуса. В этой связи клуб, как специфическое объединение студентов, дает возможность оптимизировать их познавательно-творческую деятельность, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб помогает повысить самостоятельность студентов, помогает сформировать основные общие компетенции, а также, дает возможность обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности.

   С 2006 в колледже работает общественно-политический студенческий клуб «Выбор», организованный цикловой комиссией общих гуманитарных- социальных дисциплин.

Главной целью его работы является обеспечение условий для формирования личности, умеющей отстаивать свою позицию, разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющемся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, находить способы самореализации в различных сферах деятельности и на различных этапах жизненного пути.

В работе клуба реализуются следующие педагогические принципы:

• принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого студента, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;

• принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба;

• принцип индивидуального роста каждого студента - обеспечивается через его активное участие в подготовке и проведении заседаний клуба;

• принцип самостоятельности - в отличие от учебной работы, где помощь преподавателей играет ведущую роль, во внеаудиторной работе студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеаудиторных мероприятий, в выборе форм работы.

• принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри клуба;

• принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность клуба как взаимосвязанный элемент целостной системы профессионального развития студентов.

Деятельность клуба осуществляется на основании Положения о клубе и плана работы. Свою работу клуб «Выбор» ведет по трем основным направлениям:

- во-первых, проведение информационных мероприятий. Работа в данном направлении организуется в виде создания информационных стендов, посвященных важным событиям и памятным датам (Международный день прав человека, День конституции РФ и др.), и в виде проведения лекториев для всех студентов колледжа по актуальным общественным проблемам

( «Права и ответственность человека», «Что такое коррупция и ее место в современном мире»), в виде тематических видеопоказов («Сталинградская битва»);

  - во-вторых, организация и проведение тематических общеколледжных мероприятий :деловая игра «Навстречу выборам», диспут «Суициду да? Суициду нет?», конкурс плакатов «Мои права»;

   -в третьих, организация исследовательской работы обучающихся.

 За время существования клуба были опробованы разные формы его работы. Мы постепенно отказались от академичных форм, дублирующих формы традиционных аудиторных занятий. Так, оказалось, что подготовка докладов студентами превращает заседание клуба в подобие семинара. В этом случае сам смысл клубной формы утрачивается, внимание студентов быстро рассеивается. Поэтому каждое заседание клуба мы проводим в различных, нестандартных формах: дискуссии, круглые столы, тренинги, защита проектов, исследовательских работ, групповая работа, практико-ориентированные занятия.

  Большой потенциал в создании условий для формирования общих компетенций несут деловые игры, являющиеся одной из форм работы клуба.

В деловой игре возможно создание условий, в которых обучающийся сам бы добывал знания и видел перспективы их реализации; учился быть независимым в действиях и поступках, при этом чувствовал ответственность за них; самостоятельно и творчески подходил к деятельности.

При проведении игры «Навстречу выборам», в ноябре 2011 года, была смоделирована ситуация выборов в Государственную думу. Группы третьего курса всех отделений создавали партии, писали предвыборные программы, придумывали свои «партийные» логотипы, агитировали студентов колледжа накануне выборов. В день выборов лидеры партий произносили речи, устраивали дебаты, партии презентовали свои программы, а в конце зрители - «электорат» проводили тайное голосование, в результате которого победила партия «Зубр» зуботехнического отделения.

В условиях деловой игры формируются способы мышления, общения, понимания, рефлексии, действия. Проявляются элементы толерантности в ситуациях разрешения межличностных и деловых конфликтов, в выборе способов взаимодействия и отстаивания своих интересов.

Формированию общих компетенций способствует внеаудиторная исследовательская работа как одна из форм работы клуба.

Она создает условия для развития необходимых деловых и нравственных качеств специалиста, так как повышает ответственность и уровень мотивации, развивает стремление к познавательной деятельности и управлению своим обучением на любом уровне в течение всей жизни, воспитывает в нем способность адаптироваться к любым изменениям на рынке труда.

Исследовательская деятельность студентов в рамках работы клуба включает в себя: использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов для подготовки к заседаниям клуба, к проведению лекториев; создание презентаций; оформление плакатов, буклетов, памяток; выполнение групповых творческих проектов; написание тематических исследовательских работ.

   Основными критериями оценки эффективности работы студенческого клуба «Выбор» являются:

  1.Активное участие его членов в конференциях областного, городского уровней. Так, в апреле 2013г, Черемушникова И., студентка 2 курса, участвовала в работе XVIII Юношеских чтений, посвященных Сталинградской битве со своей исследовательской работой «Организация медицинской службы в период Сталинградской битвы», и была отмечена в номинации «Лучшее использование архивного материала».

  2.Участие в конкурсах учебно-исследовательских работ студентов в рамках колледжа. Такие конкурсы клубом проводятся каждый год. По результатам конкурса создаются сборники лучших исследовательских работ: «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Никто не забыт, ничто не забыто». Исследовательские работы, вошедшие в эти сборники, имеют особую ценность, так как основаны на реальных событиях. Шаг за шагом, исследуя военный и профессиональный путь членов своей семьи, земляков, юные исследователи вынуждены работать с огромным объемом информации, налаживать контакты с непосредственными участниками событий, организовывать свою деятельность, определять личное ценностное отношение к изучаемым событиям. Все это способствует формированию у студентов устойчивой гражданской позиции, чувства патриотизма, ответственности, правовой культуры, духовности и нравственности.

    3.Улучшение положительных показателей аудиторной учебной работы обучающихся, т.к. члены клуба показывают более высокий уровень самостоятельности при решении учебных задач, отсутствие страха перед ошибкой, более высокую культуру коллективного взаимодействия и более быстрые темпы работы с информацией.

 Таким образом, деятельность студенческого клуба, как внеаудиторная форма работы обучающихся способствует формированию и развитию общих компетенций, играющих важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении будущих специалистов. На занятиях клуба раскрываются индивидуальные особенности студентов, их творческие устремления, формируется мотивация к профессиональной деятельности, развиваются такие качества как активность, самостоятельность и ответственность. Новое время требует новые идеи, профессиональное отношение к делу, а следовательно, активных, самостоятельных и креативных специалистов. Клубная работа является школой активного формирования профессиональных качеств будущего специалиста, прививает стремление к поиску, потребности в непрерывном образовании, развивает инициативу, самостоятельность, делает выпускника более конкурентоспособным.

 

Список литературы:

1.Колосова, Т.В. Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской деятельности студентов в образовании [Текст] / Т.В. Колосова // Ср.Проф.Образование.- 2004 .- №11.-С. 32-34.

2.Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов[Текст] /И.Г. Никонова // Прил. к журн. «СПО». – 2008. – № 10. – С. 55–68.

3. Орлова, В.И. Самостоятельность и активность учащихся [Текст] / И.Г. Никонова // Ср. Проф.Образование.- 2009 г.- № 9.

В раздел среднее профессиональное образование