Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Олимпиада по дисциплинам "Основы латинского языка с медицинской терминологией", "Фармакология"

методическая разработка

Автор: Ефименко Анна Юрьевна, преподаватель латинского языка, ГБОУ СПО "Тольяттинский медколледж", город Тольятти, Самарская область



В раздел среднее профессиональное образование




Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тольяттинский медицинский колледж»

Методическая разработка олимпиады

по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской

терминологией», «Фармакология»

Специальность:

060501 Сестринское дело

2 курс

Преподаватели:

Ефименко А.Ю., Якименко И.Ф.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 4 Протокол № __ от «__» _______ 20___ г. Председатель ЦМК _______ Е. А. Стремякова
2
Пояснительная записка
Олимпиада по учебным дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология» проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин для студентов II курса специальности «Сестринское дело» очной формы обучения. Цели олимпиады:  закрепление умений по дисциплинам, полученных в процессе практического обучения;  стимулирование творческого роста студентов. Задачи олимпиады:  повышение интереса к общепрофессиональным дисциплинам и профессии медицинского работника;  развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников;  выявление и поощрение одаренных студентов;  воспитание у студентов навыков конкурентной борьбы;  активизация внеаудиторной работы студентов. Олимпиада проводится после полного изучения дисциплин без предварительной подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочими программами и соответствуют требованиям к уровню подготовки медицинских сестер/медицинских братьев по данным дисциплинам. Олимпиада проводится во внеурочное время. Для участия в олимпиаде преподаватели отбирают 3 – 4 наиболее способных студентов из каждой группы. Студентам предлагается 6 разнонаправленных заданий повышенной сложности:  Общие вопросы по фармакологии.  Задания на определение фармакологических групп лекарственных средств по их характеристике.  Задача по фармакологии.  Выписывание рецептов на латинском языке без сокращений, вычленение частотных отрезков в названиях лекарственных препаратов.  Перевод клинических терминов с латинского языка на русский.  Работа с латинскими афоризмами. На оформление работы студентам отводится 2 академических часа. Для мотивации осознанного и плодотворного участия студента в олимпиаде задания составлены с учетом будущей профессиональной деятельности. Рядом с
3 каждым заданием указывается максимальное количество баллов, которое студент набирает при полном и правильном ответе. Максимальное количество баллов олимпиады –
38
. Предлагаемая олимпиада развивает творческие способности студентов, интерес к дальнейшему изучению дисциплин, расширяет кругозор в предметной области, способствует формированию общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. Проведение олимпиады способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности: Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
4
Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия (олимпиады) для

преподавателя

Тема: Олимпиада по учебным дисциплинам «Основы латинского языка с

медицинской терминологией», «Фармакология»
Цели олимпиады: 
Учебные:
- выявить уровень усвоения студентами учебной информации по дисциплинам; - углубить изучение дисциплин. 
Воспитательные:
- развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплин; - расширение кругозора студентов в предметной области. Методы обучения: активные, частично-поисковые, практические методы проверки знаний и умений. Образовательная технология: технология проблемного обучения. Оснащение олимпиады: комплект контролирующих материалов (олимпиадные задания повышенной сложности для студентов) Продолжительность олимпиады: 2 часа (90 минут) Место проведения олимпиады: кабинет фармакологии (318)
5
План проведения олимпиады:



Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин)
1. Организационный этап (вводное слово преподавателя). Сообщение студентам цели занятия, алгоритма выполнения олимпиадного задания, а также критериев оценивания (баллов) выполненных заданий. Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мотивировать к получению высоких баллов. 5 2. Самостоятельная работа студентов. Каждый студент получает вариант олимпиадного задания, пишет письменные ответы. Побудить студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельного и умственного труда. 55 3. Проверка олимпиадных работ. Преподаватели проверяют олимпиадные работы, выделяют типичные ошибки, проводят их разбор. Проверить и оценить знания и умения по дисциплинам. 23 4 . Подведение итогов, результаты. Подведение итогов олимпиады, подсчет баллов, определение призовых мест. Создание мотивации на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплин для дальнейшей профессиональной деятельности. 5 5. Резерв времени преподавателей 2
6
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

«ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ

ТЕРМИНОЛОГИЕЙ», «ФАРМАКОЛОГИЯ»

Специальность:

060501 Сестринское дело (базовая подготовка)

очная форма обучения

I.

Ответьте на следующие общие вопросы по фармакологии.
1. Назовите классификационные группы лекарственных средств с учетом их хранения и отпуска. 2. Укажите лекарственную форму, представляющую собой устойчивую частицу- пузырек размером от 20 до 500 мкм, внутри которого заключено лекарственное вещество. 3. Назовите орган, в котором происходит биотрансформация 90 – 95% лекарств. 4. Укажите гормон, содержание которого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него увеличивается, зрачки расширены. 5. Укажите антагонист по отношению к морфину и другим опиатам. За каждый правильно составленный ответ 2 балла. Максимальное количество баллов – 10.
II.

Определите

фармакологические

группы

лекарственных

средств

по

их

характеристике.
1. С помощью этих лекарственных средств можно стимулировать выработку желудочного сока. 2. Препараты, предназначенные для направленного регулирования сократительной деятельности миометрия и его тонуса при патологических отклонениях в послеродовом периоде. 3. Лекарственные препараты, избирательно устраняющие болевую чувствительность или ослабляющие чувство боли. 4. Вещества преимущественно микробного происхождения, их полусинтетические и синтетические аналоги, способные в больших разведениях избирательно подавлять жизнеспособность чувствительных к ним микроорганизмов. 5. Вещества разных фармакологических групп, способные устранять и предупреждать спазм бронхов, применяемые при бронхоспастических состояниях. За каждую правильно и полно названную группу 1 балл. За неполный ответ 0.5 балла. Максимальное количество баллов – 5.
7
III.

Задача по фармакологии.
Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Как называется данное осложнение? Какова причина возникшего состояния? За правильно и полно составленный ответ 2 балла. За неполный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 2.
IV.

Переведите

рецепт

на

латинский

язык

без

сокращений.

Выделите

частотный

отрезок в названии лекарственного препарата, объясните его значение.
Возьми: Масляного раствора нитроглицерина 1% - 0,0005

Выдать такие дозы числом 20 в капсулах. Обозначить: За правильно переведённый и оформленный рецепт 5 баллов. За правильно выделенный и переведённый частотный отрезок 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
V. Переведите клинические термины на русский язык:
1. Metrorrhagia. 2. Cardiologia. 3. Glossitis. 4. Gastropathia. 5. Carcinoma. За каждый правильно переведенный термин 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
VI. Восстановите латинскую пословицу по начальному слову. Переведите её.
1. Invia …………………………. 2. Optimum ……………………. 3. Mens…………………………. 4. De mortuis ……………………. 5. Repetitio ……………………… За правильно восстановленную пословицу 1 балл. Правильный перевод пословицы – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 38.

8
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО

УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО

ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»,

«ФАРМАКОЛОГИЯ»

Специальность:

060501 Сестринское дело (базовая подготовка)

очная форма обучения

I. Вопросы на знание фармакологии
. 1. Список А (яды); список Б (сильнодействующие); общего списка (отпускаемые без рецепта врача.) 2. Спансулы. 3. Печень. 4. Адреналин. 5. Налорфин.
II. Определите

фармакологические

группы

лекарственных

средств

по

их

характеристике.
1. Средства, влияющие на систему пищеварения. Горечи. 2. Средства, влияющие на мускулатуру матки. Утеротонические средства. 3. Средства, влияющие на центральную нервную систему. Наркотические и ненаркотические аналгетики. 4. Химиотерапевтические средства. Антибактериальные средства. 5. Средства, влияющие на функции органов дыхания. Бронхолитические средства.
III. Задача по фармакологии.
Ортостатический коллапс. Заключается в том, что при резком изменении положения тела при вставании после введения антигипертензивного средства недостаточен приток крови к головному мозгу. Вследствие этого произошло снижение артериального давления.
IV.

Переведите

рецепт

на

латинский язык

без

сокращений.

Выделите

частотный

отрезок в названии лекарственного препарата, объясните его значение.
Recipe: Solutionis Nitro
glyc
erini oleosae 1% - 0, 0005 Dentur tales doses numero 20 in capsulis. Signetur: Частотный отрезок
glyc-
сладкий
V. Переведите клинические термины на русский язык.
1. Metrorrhagia – маточное кровотечение. 2. Cardiologia – наука о сердечно-сосудистых заболеваниях. 3. Glossitis – воспаление языка. 4. Gastropathia – заболевание желудка. 5. Carcinoma – раковая опухоль.
9
VI. Восстановите латинскую пословицу по начальному слову. Переведите её.
1. Invia est in medicina via sine lingua Latina. – Непроходим путь в медицине без латинского языка. 2. Optimum medicamentum quies est. – Наилучшее лекарство – покой. 3. Mens sana in corpore sano. – В здоровом теле – здоровый дух. 4. De mortuis aut bene, aut nihil. – О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего. 5. Repetitio est mater studiorum. – Повторение – мать учения.
10
Список использованной литературы

Основные источники:
1. Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии – М.: «А Н Т И», 2011. – 345 с. 2. Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. – М.: Медицина, 2012. – 315 с. 3. Громов Э. Г. Справочник по лекарственным средствам, 2007. 4. Кржечковская В.В., Р.Ш. Вахтангишвили Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 5. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. 6. Машковский М.Д. Лекарственные средства в 2-х т., 2007. 7. Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: Учебник. Изд.3-е, доп. – М.: «ГЭОТАР-МЕДИА», 2009. 8. Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник. – М.: ЗАО «ШИКО», 2011. – 448 с.


В раздел среднее профессиональное образование