"Программа по допрофессиональному обучению растениеводству воспитанников с интеллектуальной недостаточностью" (возраст от 14 до 18 лет)
Программа
Автор: Пахомова Вера Алексеевна, Воспитатель, ГБУ РК "Республиканский Кочпонский ПНИ", г. Сыктывкар
В раздел среднее профессиональное образование
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГУ РК «КОЧПОНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»
Программа
допрофессионального обучения
растениеводству воспитанников
с умеренной интеллектуальной
недостаточностью
(возраст от 14 до 18 лет)
Автор:
Воспитатель высшей категории Пахомова В.А. Сыктывкар 2012
2
Содержание
Пояснительная записка
3 – 8
Учебный план
9
Содержание программы
10-13
Литература
14
3
Пояснительная записка
Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в детских, а затем и во взрослых психоневрологических интернатах является развитие потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения воспитанников, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, приобщение их к доступному им общественно- полезному труду и приобретение социального опыта. В настоящее время специализированные учреждения не стремятся изолировать ребенка, а меняют свою ориентацию на гуманизацию, социальную реабилитацию и интеграцию детей с интеллектуальной недостаточностью в общество. В их число входит и наш Кочпонский детский дом-интернат, который старается создавать для них условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, соответствующие уровню жизни, необходимому для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития. Труд, является неотъемлемой частью человеческой деятельности, оказывает благотворное влияние на физическое, психическое и интеллектуальное развитие в целом. Труд – это важнейшее средство воспитания. Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально- психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью. Педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития и умственной деятельности воспитанников. У подавляющего большинства умственно отсталых детей формируются автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако сам процесс формирования протекает очень медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с недоразвитием интеллекта можно считать мало разработанной и тем самым актуальной. Возросшие возможности умственно отсталых детей позволяют привлекать их и к сельскохозяйственному труду. С этой целью в Кочпонском детском доме проводятся специальные занятия по допрофессиональному обучению воспитанников младшего возраста от 14 до 18 лет основам растениеводства. Растениеводство – это возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах. На занятиях по растениеводству предусматривается ознакомление детей с интеллектуальной недостаточностью с отдельными элементами живой природы, со строением и жизнью наиболее распространенных и частично знакомых учащимся растений. Организация труда параллельно на пришкольном участке и цветнике, в уголке живой природы дает возможность совершенствовать знания воспитанников о растениях, их трудовые умения и навыки. В детском доме труд детей направлен на озеленение помещений. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у воспитанников речь, мышление, инициативу, наблюдательность при систематическом наблюдении за
4 ростом и развитием опытных растений, сравнении их, учете результатов наблюдений и умения сделать правильный вывод из них. Образовательная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью строится как на общедидактических, так и на специальных принципах обучения. Общедидактические принципы обучения: 1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя; 2. принцип систематичности и последовательности; 3. принцип наглядности; 4. принцип доступности и посильности; 5. принцип учета возрастных особенностей обучаемых; Специальные принципы обучения, среди которых необходимо особо отметить такие принципы, как: воспитывающий характер обучения; практическая направленность обучения; расширение социальных связей; коррекционно-развивающая направленность обучения; учет индивидуальных особенностей и возможностей воспитанника Данная программа является собранием многолетнего опыта работы по обучению умственно отсталых детей основам растениеводства. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с темами программы от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывается всё более полно. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения. При составлении программы учитывается принцип коррекции высших психических функций, мотивация деятельности, принцип динамичности восприятия, постепенности усложнения в формировании умений и навыков, принцип повторяемости пройденного учебного материала, принцип увеличения объема сведений, принцип построения обучения на достаточном уровне трудности, принцип сезонности полевых работ. «Программа по допрофессиональному обучению растениеводству воспитанников с умеренной умственной отсталостью» направлена на формирование у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью знаний об основных элементах природы, о строении и жизни растений, составлена с учетом их психофизических особенностей и направлена на доступный им уровень социально-трудовой адаптации. Данная программа адресована специалистам, участвующим в обучении и воспитании детей в школьных коррекционно- образовательных учреждениях, в учреждениях социального обеспечения, различных социальных центрах. Она может быть рекомендована для занятий с детьми и подростками школьного возраста с выраженными нарушениями интеллектуального развития в семье. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в классы для учащихся с умеренной.
Цель:
создание условий для социальной адаптации воспитанников в процессе занятий по растениеводству в соответствии с их возрастом и особенностями развития.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения обращаться с сельскохозяйственным инвентарём и инструментами, соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.
5 - Знакомить с разнообразием растительного мира, растениями Республики Коми, строением растений, особенностями их жизнедеятельности и ухода за ними. - Формировать общетрудовые и специальные навыки и умения детей с умеренной умственной отсталостью по посадке, уходу и размножению растений. - Учить определять по существенным признакам необходимость вида ухода за декоративными и овощными растениями.
Коррекционно- развивающие:
- Коррекция мыслительной и речевой деятельности путем работы по технологическим схемам, таблицам и рисункам, создания проблемных ситуаций. Расширять словарный запас слов специальной терминологией; - Вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать вы воды, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни растений. - Развивать эмоциональные качества и чувства детей, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на их чувства. - Коррекция мелкой моторики посредством практических работ в теплице и на участке. - Коррекция общих недостатков физического развития.
Воспитательные:
- Воспитывать организационные умения и привычки, необходимые для продуктивной и безопасной работы в классе, теплице и на участке; - Воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям труда. - Воспитывать волевые качества (терпение, усидчивость), желание довести начатое дело до конца. - Воспитывать бережное отношение к природе.
Все эти задачи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного
подхода к обучению.
Срок
реализации:
программа рассчитана на 3 года обучения детей с умеренным нарушением интеллекта.
Особенности
организации
учебного
процесса.
Обучение должно осуществляться малыми группами (не более 5 человек). Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.
Продолжительность учебной недели
— 5 дней.
Начало учебного года
- 1 сентября. Учебный год строится по четвертям.
Продолжительность урока
35 минут. Цель учебно-воспитательного процесса: - формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях; - формирование максимально возможного навыка самостоятельности; - совершенствование качества жизни учащихся. Обучение детей и подростков в соответствии с учебным планом по «Программе» осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию нарушений социально- личностного и познавательного развития обучающихся. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний по растениеводству, формированием практических общеучебных, общетрудовых и специальных навыком по выращиванию и уходу за растениями, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также раз- витие социально значимых качеств личности.
6
Первый год обучения
В этот период осуществляется знакомство с воспитанниками, психолого- педагогическое изучение их в ходе обучения. В это время идет подбор педагогического воздействия. Даются общие представления о растениях, происходит формирование общетрудовых и специальных навыков, освоение элементарных навыков работы с инвентарём, инструментами и натуральными объектами.
Второй год обучения
Знания о растениях, их росте и развитии усложняются. С воспитанниками проводятся упражнения по запоминанию специальных терминов, по овладению навыками планирования предстоящей работы. Воспитанники учатся работать по схемам, рисункам. таблицам. В этот период формируются элементы самостоятельности в работе, понимание обращенной речи, освоение технологии ухода за растениями. Воспитанники учатся выполнять работу по словесной инструкции педагога с показом приемов работы, учатся давать оценку своей работе.
Третий год обучения
Вся работа по овладению воспитанниками понятий и навыков строится на достаточно высоком уровне сложности и самостоятельности. Воспитанники учатся планировать работу, работать по агротехническим схемам, анализировать этапы и результаты своей работы. Идет подготовка воспитанников для работы в производственной бригаде в теплице.
Формы занятий:
теоретические, практические, комбинированные.
Формы организации обучения:
на специально организованных занятиях (индивидуальных и групповых); весенние и осенние работы на пришкольном участке практические работы в режиме дня (уход за комнатными растениями); работа на грядках и клумбах в течение лета;
Методы
организации
социально-реабилитационного
процесса
и
познавательной
деятельности.
Методы обучения
являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Методы и приемы:
Уровни помощи педагога при работе с детьми: – совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий; – частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам); – педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого; - расписание действий, деятельности ребенка в виде серий фотографий, картинок, схематической последовательности выполнения действий; – ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога; – ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно. По способам передачи и соответственно — восприятия материала методы обучения разделяют на следующие группы: 1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы). Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя. Словесные методы на занятиях по растениеводству в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
7 2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы). К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения. На занятиях по растениеводству демонстрируются различные средства наглядности: натуральные растения и их изображения, инструменты, различные инструкционные карты, натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации, видеофильмы... Наблюдение — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. 3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия ее (практические методы). Из практических методов используются различные упражнения. Упражнения — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого воспитанники постепенно овладевают специальными навыками, необходимыми на занятиях по растениеводству. Широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале педагог показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у воспитанников сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения воспитанников, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением. Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс работы воспитанникам хорошо знаком и все трудовые операции ими усвоены.
Условия реализации программы
1.
Обучение растениеводству организуется в специальных помещениях: -
Класс
, где проводится теоретическая часть занятия. Он оборудован доской, столами, стульями, шкафами, где хранятся пособия и ручные инструменты. Столы, стулья, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети должно по своим размерам соответствовать их ростовым показателям. -
Класс
комнатного цветоводства, где находятся стеллажи с разнообразными комнатными растениями. Все комнатные растения должны быть безопасными для здоровья (следует исключить ядовитые и условно ядовитые, травмоопасные растения). -
Бытовая комната
, где расположен умывальник, хранится хозяйственный инвентарь. Все оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых ёмкостях. В пользование детям даются исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками. Все колющие и режущие предметы должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми с ведома и под контролем взрослого. -
Теплица
рассадного типа. Лотки, ящики должны быть изготовлены из оструганных досок, краны, шланги исправными. -
Санитарная комната
с туалетом и умывальником. Рядом с теплицей должны быть расположены грядки, клубы, компостный ящик, подсобные помещения для хранения инвентаря и различной тары.
8
2.
Ведущими методами являются наблюдение, эксперимент и собственная продуктивная деятельность. Они максимально соответствуют особенностям мыслительных процессов умственно – отсталых детей ( наглядно – образному и наглядно – действенному) и позволяют воспринимать реальные связи, существующие в природе. Очень важно включать детей в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально- волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые и будет опираться педагог в своем общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь ребенка в активную деятельность, через которую педагог постепенно будет преобразовывать индивида из субъекта потребляющего в индивида производящего.
3.
Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуется одновременно несколько видов деятельности.
4.
Интерес детей к занятиям по растениеводству очень велик, доминирующей эмоцией детей является радость от общения, от процесса познания, от полученных результатов своего труда.
5.
Ведущим принципом взаимоотношений воспитателя и детей является педагогика сотрудничества, позволяющая максимально раскрыться потенциальным возможностям детей.
6.
Работа по программе невозможна без богатой развивающей среды.
7.
Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе.
Ожидаемый результат:
Использование предлагаемой программы обучения растениеводству будет способствовать социально-бытовой адаптации, более целенаправленной реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детей, при условии дифференцированного подхода, который позволяет учитывать не только уровень интеллектуального дефекта, но и интересы детей-инвалидов. Навыки, приобретенные умственно-отсталыми детьми на основе использования данной программы, будут полезными в старшем звене и в дальнейшей жизни .
Обучающиеся должны знать:
- названия инвентаря; - правила техники безопасности при работе с инструментами; - общие представления о разновидности растений; - условия для роста и развития растений, - правила ухода за комнатными растениями, растениями на грядках и клумбах; - названия растений в ближайшем окружении;
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать рабочий инвентарь и инструменты для работы. - выполнять элементарные действия при работе с землей, готовить почвенные смеси; - классифицировать растения; - определять комнатные растения и ухаживать за ними; - проращивать семена, определять на всхожесть, заделывать семена в почву. - убирать мусор на грядках; - подготавливать грядки к посеву; - рассаживать растения и ухаживать за посаженным растениями.. - убирать урожай, собирать семена. да за предметами и за собой, правила техники безопасности при работе,
9 -последовательность выполняемых трудовых операций.
Оценка эффективности работы по программе:
Результаты работы по программе отслеживаются и заносятся в карты социальной адаптации воспитанников. Педагогическое обследование воспитанников проводится в конце каждого учебного года.
План-сетка распределения часов по темам
I год обучения
№ п/п Разделы Теоретические занятия Практические занятия Всего
I
Введение
1
1
2
II
Осенние работы в теплице,
на грядках и клумбах
1
7
8
III
Общие представления о
растениях
2
10
12
IY
Комнатные растения и уход
за ними
2
22
24
Y
Весенние работы в теплице,
на грядках и клумбах
1
9
10
YI
Итого:
7
49
56
II год обучения
№ п/п
Разделы Теоретические занятия Практические занятия Всего
I
Введение
1
1
2
II
Осенние работы
-
6
6
III
Повторение: Общие
представления о растениях.
1
7
8
IY
Овощные культуры
2
12
14
Y
Условия, необходимые для
роста и развития овощей
1
6
6
YI
Размножение овощных и
цветочных культур
1
9
10
YII
Весенние работы на грядках
и клумбах
-
10
10
Итого
6
50
56
III год обучения
№ п/п
Разделы
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Всего
I
Введение
1
1
2
II
Осенние работы в теплице,
на грядках и клумбах
-
10
10
10
III
Цветоводство
4
12
16
IY
Выращивание рассады
2
18
20
Y
Весенние работы в
цветнике и на грядках
-
8
8
I
Итого:
7
49
56
Содержание программы.
1 год обучения:
Введение. 2 ч.
Основные понятия:
Наука-растениеводство. Кабинет растениеводства. Теплица. Правила поведения, техники безопасности и пользования оборудованием в кабинете растениеводства и в теплице. Профессия растениевод. Многообразие растений, их значение для человека. Растения Коми края. Названия наиболее распространённых растений.
Экскурсия
в близлежайший лес, поле, на поля совхоза, по территории интерната. Смена времён года, изменения растительности.
Осенние работы в теплице, на грядках и клумбах: 8 ч.
Основные понятия:
Общие закономерности сезонных изменений в жизни растений. Последовательность смены времён года и внешний вид растений весной, летом, осенью, зимой. (Названия растений, наиболее распространённых в местных условиях растений (деревья, кустарники, цветы, цветочно-декоративных культур, овощей). Значение и необходимость осенних работ. Виды работ, выполнямых в осеннее время на грядках, клумбах. Садово-огородный инвентарь, правила безопасной работы с ним. Гигиенические навыки, необходимые при работе с растениями. Агротехника осенних работ. Охрана природы.
Практические работы:
Подбор садово-огородного инвентаря для работы на грядках и клумбах. Сбор семян овощных и цветочных растений. Уборка корнеплодов и капусты. Внесение удобрений, перекопка грядок и клумб. Заготовка почвы на зиму.
Общие представления о растениях 12 ч.
Основные понятия:
Общие представления о растениях. Группы растений по внешнему виду ( деревья, кусты, травы), по месту произрастания(лес, парк, луг, сад, огород), по использованию в пищу (фрукты, ягоды, овощи). Названия растений, наиболее распространённых в местных условиях. Органы растений, значение каждого органа для растения. Видоизменения органов растений, значение их в питании человека. Условия, необходимые для роста растений: тепло, воздух, вода, свет, почва. Как влияют их недостатки на рост и развитие растений. Стадии развития растений: посев, всходы, рост молодых растений, цветение, плодоношение, сбор урожая. Семена. Значение семян в жизни растений. Почва, ее состав и свойства. Названия составных частей почвенной смеси для грунта теплиц и комнатного цветоводства.
Практические
работы:
Обмолот семян однолетних и многолетних растений. Определение влажности, сухости почвы, определение количества воды для полива растений. Полив комнатных растений. Заготовка почвы для теплицы и для комнатного цветоводства. Приготовление почвенных смесей и заполнение почвенной смесью горшков и ящиков».
Комнатные растения и уход за ними 24 ч.
Основные понятия:
11 Многообразие и значение комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Полив, опрыскивание. Рыхление, содержание растений в чистоте. Перевалка и пересадка комнатных растений (понятие, значение, сроки). Удобрения, их многообразие. Органические удобрения. Подкормка комнатных цветов. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений. Виды размножения комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренившихся черенков комнатных цветов. Уход за посажеными черенками.
Практические
работы:
Полив, опрыскивание, рыхление, содержание растений в чистоте. Перевалка комнатных растений. Приготовление раствора коровяка. Подкормка комнатных растений. Пересадка комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренённых черенков комнатных растений. Уход за молодыми растениями.
Весенние работы в теплице, на грядках и клумбах 10 ч.
Основные понятия:
Значение, необходимость и виды весенних работ на грядках и клумбах, в теплице. Очерёдность их выполнения. Названия овощей, декоративных растений, выращиваемых на пришкольном участке. Правила безопасности при проведении весенних работ на пришкольном участке. Умение выбирать трудовой инвентарь в соответствии с видом работы. Правила и агротехника обработки почвы, формирование грядок, оформления клумб, рабаток, посева семян и др.
Практические
работы:
Поверхностное рыхление граблями посадок зимующих многолетников. Подноска перегноя (торфа) или компоста в цветник и материала для оформления грядок, клумб и рабаток. Вскапывание и формирование грядок, клумб и рабаток для выращивания однолетних растений. Посадка (контроль качества педагогом), полив и подкормка посадок.
Лето:
Уход за растениями: полив, прополка, рыхление, подкормка.
2 год обучения.
Вводное занятие. 2 ч.
Выявление уровня сформированности понятий: о значении растений в жизни человека, растениях Коми края, о правилах поведения в кабинете и безопасности. Названия растений из ближайшего окружения.
Экскурсия:
Осенние явления в природе.
Осенние работы 6 ч.
Основные понятия:
Сезонные изменения в природе. Значение и необходимость осенних работ. Виды работ, выполнямых в осеннее время на грядках, клумбах. Садово-огородный инвентарь, правила безопасной работы с ним. Гигиенические навыки, необходимые при работе с растениями. Агротехника осенних работ. Охрана природы.
Практические работы:
Сбор овощей в теплице и на грядках. Сбор семян цветов. Очистка теплицы, грядок и цветника от органических остатков, переноска их в компостный ящик, засыпка землёй. Подготовка грядок к зиме. Заготовка почвы на зиму.
Повторение: Общие представления о растениях. 8 ч.
Основные понятия:
Группы растений по внешнему виду. Строение растений. Органы цветковых растений (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для растения. Многообразие растений. Растения культурные и дикорастущие(на примере растений ближайшего окружения). Их значение в жизни и питании человека. Комнатные растения. Многообразие и значение комнатных растений. Условия роста, их зависимость от места
12 происхождения. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, рыхление, содержание растений в чистоте, перевалка и пересадка. Удобрения, их многообразие. Органические и минеральные удобрения. Подкормка комнатных цветов. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений. Виды размножения комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренившихся черенков комнатных цветов.
Экскурсия
в цветочный магазин.
Практические работы:
Определеление комнатных растений по внешним признакам. Уход за комнатными растениями. Полив, опрыскивание. Рыхление, содержание растений в чистоте. Перевалка и пересадка комнатных растений. Подкормка комнатных цветов. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренившихся черенков комнатных цветов. Уход за молодыми растениями.
Овощные культуры 14 ч.
Основные
понятия:
Многообразием овощей, их неоценимое значение в питании человека. Картофель. Столовые корнеплоды. Капустные овощи. Плодовые овощи. Луковичные культуры. Зеленные культуры. Особенности строения, развития, значение в питании человека. Овощные культуры, выращиваемые в нашей местности.
Практические работы:
Определение овощей по внешнему виду, на вкус, по запаху, на ощупь. Строение клубня картофеля, Кочана капусты, луковицы, томата. Определение семян в плодах томата. Приготовление овощного салата.
Условия, необходимые для роста и развития овощей 6ч.
Основные понятия:
Условия, необходимые для роста овощей: тепло, воздух, вода, свет, почва. Дополнительные меры, улучшающие условия роста овощей. Удобрения, виды удобрений. Почва. Требования к почве для выращивания овощей. Возделывание овощей в открытом грунте, в теплицах и парниках. Обработка и охрана почв. Необходимый инвентарь. Подготовка почвы для посева и посадки овощных культур в открытом грунте и в теплице.
Практические работы:
Внесение удобрений в почву теплицы. Определение влажности почвы. Подготовка почвенной смеси в лотках и в ящиках.
Размножение овощных и цветочных культур 10 ч.
Основные
понятия:
Размножение овощных культур. Вегетативное и семенное размножение овощных культур. Размножение вегетативными частями: корнеплодами (картофель), луковицами (лук, чеснок). Размножение овощей семенами (морковь, свёкла, огурцы, кабачки, патиссоны, томаты, перец, баклажаны, капуста, салат, зелень и пр.). Рассадный способ выращивания овощей: значение и необходимость Сроки, агротехника посева овощных культур (томат, огурец, капуста) и цветочных культур в теплице на рассаду. Правила и виды Ухода за всходами, рассадой.
Практические работы:
Подготовка почвенной смеси в лотках. Посадка лука, укропа. Посев семян овощей на рассаду. Уход за всходами и рассадой.
Весенние работы на грядках и клумбах 10 ч.
Основные понятия:
Садово-огородный инвентарь, подбор инвентаря в соответствии с видом работы. Правила и последовательность перекопки почвы, формирования грядок, оформление клумб и рабаток. Агротехника посадки овощных и цветочных культур семенами и рассадой. Правила безопасной работы.
Практические
работы:
Поверхностное рыхление граблями посадок зимующих многолетников. Подноска перегноя (торфа) или компоста в цветник и материала для оформления грядок, клумб и рабаток. Вскапывание и формирование грядок, клумб и рабаток для выращивания однолетних растений. Посадка овощей, однолетних растений семенами и рассадой (контроль качества педагогом), полив и подкормка посадок.
13
Лето:
Уход за растениями: полив, прополка, рыхление, подкормка.
3 год обучения.
Вводное занятие 2 ч.
Выявление уровня сформированных понятий: о значении растений в жизни человека, признаках осени (созревание плодов, семян, увядание цветов, изменение окраски листьев, листопад), причинах осенних изменений, растениях Коми края, о правилах поведения в кабинете и безопасности. Названия растений из ближайшего окружения. Названия комнатных растений, овощей, выращиваемых в теплице и на участке.
Экскурсия
в природу, на пришкольный участок.
Осенние работы в теплице, на грядках и клумбах 10 ч.
Основные понятия:
Виды осенних работ на грядках, клумбах
,
в теплице. Размножение растений семенами. Сроки и правила сбора семян. Агротехника сбора овощей. Правила подготовки грядок, клумб, теплицы к зиме. Необходимость и значение пересадки и посадки некоторых растений осенью.
Практические работы:
Сбор семян однолетних и многолетних цветов, овощей. Уборка овощей (картофеля, моркови, свёклы). Уборка органических остатком с грядок, клумб, из теплицы. Внесение удобрений на грядки, клумбы. Перекопка грядок, клумб под зиму. Пересадка многолетних цветов. Подготовка грядки, посадка чеснока, моркови и др.
Цветоводство 16 ч.
Основные понятия:
Многообразие цветов. Многолетники, двулетники, однолетки. Особенности выращивания цветов. Уход за комнатными растениями (виды, необходимость, правила). Болезни и вредители цветочных культур. Методы борьбы с вредителями. Способы вегетативного размножения цветочных растений. Черенкование. Размножение цветочных растений семенами. Подготовка семян к посеву (обмолот, переборка и расфасовка семян овощей и цветов).
Практические
работы:
Полив, опрыскивание комнатных растений. Рыхление и подсыпание почвы. Подкормка комнатных растений. Обработка комнатных растений от вредителей. Посадка растений отпрысками, корневищем, луковицами, черенками. Обмолот и переборка семян.
Выращивание рассады 20 ч.
Основные понятия:
Размножение растений. Рассадный способ выращивания овощей и цветов: значение и необходимость. Ручной инвентарь для выращивания рассады. Ёмкости, почва, её состав. Способы посева семян. Виды ухода за посадками (полив, опрыскивание, рыхление, подкормка, пикировка, пересадка).
Практические работы:
Подготовка семян к посеву: отбор крупных и здоровых семян, их замачивание. Подготовка почвенной смеси, горшков, ящиков для посева семян на рассаду. Посев семян бархатцев в горшки. Посев семян однолетних цветов и плодовых овощей на рассаду. Уход за всходами и за рассадой. Пикировка рассады, пересадка рассады.
Весенние работы в цветнике и на грядках 8 ч.
Основные
понятия:
Значение и необходимость весенней обработки почвы. Садово- огородный инвентарь, подбор инвентаря в соответствии с видом работы. Правила и последовательность перекопки почвы, формирования грядок, оформление клумб и рабаток. Агротехника посадки овощных и цветочных культур семенами и рассадой. Правила безопасной работы.
14
Практические работы:
Вскапывание и формирование грядок, клумб и рабаток для выращивания однолетних растений. Посадка овощей, однолетних растений семенами и рассадой (контроль качества педагогом), полив и подкормка посадок. Посадка рассады овощных культур в теплице. Уход за посадками в теплице.
Лето:
Уход за растениями на территории и в теплице: полив, прополка, рыхление, подкормка. Работа в производственной бригаде в теплице. Литература: 1. Баряева Л. Б. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: КАРО, 2009. 2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. 3. Екжанова Е. А. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2-е изд. — 2005. 4. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е издание.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 5. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд. Учебное пособие для 4-6 классов вспомогательных школ . М.: «Просвещение» 1992. 6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 7. Маллер А.П. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000. 8. Миханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012. 9. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. 10. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. 11. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007 12. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: 1983. 13. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под ред. Дементьевой Н.Ф. – М.: 1993. 14. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2000. 15. Тютюнник О.Ю. и другие. Программа социально-психологической и медицинской реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью. - Новгород, 1998. 16. Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. – Минск: Издательство БелАПДИ - "Открытые двери", 1997.
15
Программа
допрофессионального обучения
растениеводству воспитанников
с умеренной интеллектуальной
недостаточностью
(возраст от 14 до 18 лет)
Автор:
Воспитатель высшей категории Пахомова В.А. Сыктывкар 2012
2
Содержание
Пояснительная записка
3 – 8
Учебный план
9
Содержание программы
10-13
Литература
14
3
Пояснительная записка
Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в детских, а затем и во взрослых психоневрологических интернатах является развитие потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения воспитанников, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, приобщение их к доступному им общественно- полезному труду и приобретение социального опыта. В настоящее время специализированные учреждения не стремятся изолировать ребенка, а меняют свою ориентацию на гуманизацию, социальную реабилитацию и интеграцию детей с интеллектуальной недостаточностью в общество. В их число входит и наш Кочпонский детский дом-интернат, который старается создавать для них условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности, соответствующие уровню жизни, необходимому для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития. Труд, является неотъемлемой частью человеческой деятельности, оказывает благотворное влияние на физическое, психическое и интеллектуальное развитие в целом. Труд – это важнейшее средство воспитания. Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе. Она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально- психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью. Педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития и умственной деятельности воспитанников. У подавляющего большинства умственно отсталых детей формируются автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако сам процесс формирования протекает очень медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с недоразвитием интеллекта можно считать мало разработанной и тем самым актуальной. Возросшие возможности умственно отсталых детей позволяют привлекать их и к сельскохозяйственному труду. С этой целью в Кочпонском детском доме проводятся специальные занятия по допрофессиональному обучению воспитанников младшего возраста от 14 до 18 лет основам растениеводства. Растениеводство – это возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах. На занятиях по растениеводству предусматривается ознакомление детей с интеллектуальной недостаточностью с отдельными элементами живой природы, со строением и жизнью наиболее распространенных и частично знакомых учащимся растений. Организация труда параллельно на пришкольном участке и цветнике, в уголке живой природы дает возможность совершенствовать знания воспитанников о растениях, их трудовые умения и навыки. В детском доме труд детей направлен на озеленение помещений. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у воспитанников речь, мышление, инициативу, наблюдательность при систематическом наблюдении за
4 ростом и развитием опытных растений, сравнении их, учете результатов наблюдений и умения сделать правильный вывод из них. Образовательная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью строится как на общедидактических, так и на специальных принципах обучения. Общедидактические принципы обучения: 1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя; 2. принцип систематичности и последовательности; 3. принцип наглядности; 4. принцип доступности и посильности; 5. принцип учета возрастных особенностей обучаемых; Специальные принципы обучения, среди которых необходимо особо отметить такие принципы, как: воспитывающий характер обучения; практическая направленность обучения; расширение социальных связей; коррекционно-развивающая направленность обучения; учет индивидуальных особенностей и возможностей воспитанника Данная программа является собранием многолетнего опыта работы по обучению умственно отсталых детей основам растениеводства. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с темами программы от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывается всё более полно. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения. При составлении программы учитывается принцип коррекции высших психических функций, мотивация деятельности, принцип динамичности восприятия, постепенности усложнения в формировании умений и навыков, принцип повторяемости пройденного учебного материала, принцип увеличения объема сведений, принцип построения обучения на достаточном уровне трудности, принцип сезонности полевых работ. «Программа по допрофессиональному обучению растениеводству воспитанников с умеренной умственной отсталостью» направлена на формирование у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью знаний об основных элементах природы, о строении и жизни растений, составлена с учетом их психофизических особенностей и направлена на доступный им уровень социально-трудовой адаптации. Данная программа адресована специалистам, участвующим в обучении и воспитании детей в школьных коррекционно- образовательных учреждениях, в учреждениях социального обеспечения, различных социальных центрах. Она может быть рекомендована для занятий с детьми и подростками школьного возраста с выраженными нарушениями интеллектуального развития в семье. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в классы для учащихся с умеренной.
Цель:
создание условий для социальной адаптации воспитанников в процессе занятий по растениеводству в соответствии с их возрастом и особенностями развития.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения обращаться с сельскохозяйственным инвентарём и инструментами, соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.
5 - Знакомить с разнообразием растительного мира, растениями Республики Коми, строением растений, особенностями их жизнедеятельности и ухода за ними. - Формировать общетрудовые и специальные навыки и умения детей с умеренной умственной отсталостью по посадке, уходу и размножению растений. - Учить определять по существенным признакам необходимость вида ухода за декоративными и овощными растениями.
Коррекционно- развивающие:
- Коррекция мыслительной и речевой деятельности путем работы по технологическим схемам, таблицам и рисункам, создания проблемных ситуаций. Расширять словарный запас слов специальной терминологией; - Вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать вы воды, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни растений. - Развивать эмоциональные качества и чувства детей, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на их чувства. - Коррекция мелкой моторики посредством практических работ в теплице и на участке. - Коррекция общих недостатков физического развития.
Воспитательные:
- Воспитывать организационные умения и привычки, необходимые для продуктивной и безопасной работы в классе, теплице и на участке; - Воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям труда. - Воспитывать волевые качества (терпение, усидчивость), желание довести начатое дело до конца. - Воспитывать бережное отношение к природе.
Все эти задачи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного
подхода к обучению.
Срок
реализации:
программа рассчитана на 3 года обучения детей с умеренным нарушением интеллекта.
Особенности
организации
учебного
процесса.
Обучение должно осуществляться малыми группами (не более 5 человек). Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.
Продолжительность учебной недели
— 5 дней.
Начало учебного года
- 1 сентября. Учебный год строится по четвертям.
Продолжительность урока
35 минут. Цель учебно-воспитательного процесса: - формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях; - формирование максимально возможного навыка самостоятельности; - совершенствование качества жизни учащихся. Обучение детей и подростков в соответствии с учебным планом по «Программе» осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию нарушений социально- личностного и познавательного развития обучающихся. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний по растениеводству, формированием практических общеучебных, общетрудовых и специальных навыком по выращиванию и уходу за растениями, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также раз- витие социально значимых качеств личности.
6
Первый год обучения
В этот период осуществляется знакомство с воспитанниками, психолого- педагогическое изучение их в ходе обучения. В это время идет подбор педагогического воздействия. Даются общие представления о растениях, происходит формирование общетрудовых и специальных навыков, освоение элементарных навыков работы с инвентарём, инструментами и натуральными объектами.
Второй год обучения
Знания о растениях, их росте и развитии усложняются. С воспитанниками проводятся упражнения по запоминанию специальных терминов, по овладению навыками планирования предстоящей работы. Воспитанники учатся работать по схемам, рисункам. таблицам. В этот период формируются элементы самостоятельности в работе, понимание обращенной речи, освоение технологии ухода за растениями. Воспитанники учатся выполнять работу по словесной инструкции педагога с показом приемов работы, учатся давать оценку своей работе.
Третий год обучения
Вся работа по овладению воспитанниками понятий и навыков строится на достаточно высоком уровне сложности и самостоятельности. Воспитанники учатся планировать работу, работать по агротехническим схемам, анализировать этапы и результаты своей работы. Идет подготовка воспитанников для работы в производственной бригаде в теплице.
Формы занятий:
теоретические, практические, комбинированные.
Формы организации обучения:
на специально организованных занятиях (индивидуальных и групповых); весенние и осенние работы на пришкольном участке практические работы в режиме дня (уход за комнатными растениями); работа на грядках и клумбах в течение лета;
Методы
организации
социально-реабилитационного
процесса
и
познавательной
деятельности.
Методы обучения
являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Методы и приемы:
Уровни помощи педагога при работе с детьми: – совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий; – частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам); – педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого; - расписание действий, деятельности ребенка в виде серий фотографий, картинок, схематической последовательности выполнения действий; – ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога; – ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно. По способам передачи и соответственно — восприятия материала методы обучения разделяют на следующие группы: 1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы). Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя. Словесные методы на занятиях по растениеводству в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
7 2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы). К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения. На занятиях по растениеводству демонстрируются различные средства наглядности: натуральные растения и их изображения, инструменты, различные инструкционные карты, натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации, видеофильмы... Наблюдение — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. 3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия ее (практические методы). Из практических методов используются различные упражнения. Упражнения — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого воспитанники постепенно овладевают специальными навыками, необходимыми на занятиях по растениеводству. Широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале педагог показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у воспитанников сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения воспитанников, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением. Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс работы воспитанникам хорошо знаком и все трудовые операции ими усвоены.
Условия реализации программы
1.
Обучение растениеводству организуется в специальных помещениях: -
Класс
, где проводится теоретическая часть занятия. Он оборудован доской, столами, стульями, шкафами, где хранятся пособия и ручные инструменты. Столы, стулья, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети должно по своим размерам соответствовать их ростовым показателям. -
Класс
комнатного цветоводства, где находятся стеллажи с разнообразными комнатными растениями. Все комнатные растения должны быть безопасными для здоровья (следует исключить ядовитые и условно ядовитые, травмоопасные растения). -
Бытовая комната
, где расположен умывальник, хранится хозяйственный инвентарь. Все оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых ёмкостях. В пользование детям даются исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закреплёнными рукоятками. Все колющие и режущие предметы должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми с ведома и под контролем взрослого. -
Теплица
рассадного типа. Лотки, ящики должны быть изготовлены из оструганных досок, краны, шланги исправными. -
Санитарная комната
с туалетом и умывальником. Рядом с теплицей должны быть расположены грядки, клубы, компостный ящик, подсобные помещения для хранения инвентаря и различной тары.
8
2.
Ведущими методами являются наблюдение, эксперимент и собственная продуктивная деятельность. Они максимально соответствуют особенностям мыслительных процессов умственно – отсталых детей ( наглядно – образному и наглядно – действенному) и позволяют воспринимать реальные связи, существующие в природе. Очень важно включать детей в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально- волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые и будет опираться педагог в своем общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь ребенка в активную деятельность, через которую педагог постепенно будет преобразовывать индивида из субъекта потребляющего в индивида производящего.
3.
Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуется одновременно несколько видов деятельности.
4.
Интерес детей к занятиям по растениеводству очень велик, доминирующей эмоцией детей является радость от общения, от процесса познания, от полученных результатов своего труда.
5.
Ведущим принципом взаимоотношений воспитателя и детей является педагогика сотрудничества, позволяющая максимально раскрыться потенциальным возможностям детей.
6.
Работа по программе невозможна без богатой развивающей среды.
7.
Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе.
Ожидаемый результат:
Использование предлагаемой программы обучения растениеводству будет способствовать социально-бытовой адаптации, более целенаправленной реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детей, при условии дифференцированного подхода, который позволяет учитывать не только уровень интеллектуального дефекта, но и интересы детей-инвалидов. Навыки, приобретенные умственно-отсталыми детьми на основе использования данной программы, будут полезными в старшем звене и в дальнейшей жизни .
Обучающиеся должны знать:
- названия инвентаря; - правила техники безопасности при работе с инструментами; - общие представления о разновидности растений; - условия для роста и развития растений, - правила ухода за комнатными растениями, растениями на грядках и клумбах; - названия растений в ближайшем окружении;
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать рабочий инвентарь и инструменты для работы. - выполнять элементарные действия при работе с землей, готовить почвенные смеси; - классифицировать растения; - определять комнатные растения и ухаживать за ними; - проращивать семена, определять на всхожесть, заделывать семена в почву. - убирать мусор на грядках; - подготавливать грядки к посеву; - рассаживать растения и ухаживать за посаженным растениями.. - убирать урожай, собирать семена. да за предметами и за собой, правила техники безопасности при работе,
9 -последовательность выполняемых трудовых операций.
Оценка эффективности работы по программе:
Результаты работы по программе отслеживаются и заносятся в карты социальной адаптации воспитанников. Педагогическое обследование воспитанников проводится в конце каждого учебного года.
План-сетка распределения часов по темам
I год обучения
№ п/п Разделы Теоретические занятия Практические занятия Всего
I
Введение
1
1
2
II
Осенние работы в теплице,
на грядках и клумбах
1
7
8
III
Общие представления о
растениях
2
10
12
IY
Комнатные растения и уход
за ними
2
22
24
Y
Весенние работы в теплице,
на грядках и клумбах
1
9
10
YI
Итого:
7
49
56
II год обучения
№ п/п
Разделы Теоретические занятия Практические занятия Всего
I
Введение
1
1
2
II
Осенние работы
-
6
6
III
Повторение: Общие
представления о растениях.
1
7
8
IY
Овощные культуры
2
12
14
Y
Условия, необходимые для
роста и развития овощей
1
6
6
YI
Размножение овощных и
цветочных культур
1
9
10
YII
Весенние работы на грядках
и клумбах
-
10
10
Итого
6
50
56
III год обучения
№ п/п
Разделы
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Всего
I
Введение
1
1
2
II
Осенние работы в теплице,
на грядках и клумбах
-
10
10
10
III
Цветоводство
4
12
16
IY
Выращивание рассады
2
18
20
Y
Весенние работы в
цветнике и на грядках
-
8
8
I
Итого:
7
49
56
Содержание программы.
1 год обучения:
Введение. 2 ч.
Основные понятия:
Наука-растениеводство. Кабинет растениеводства. Теплица. Правила поведения, техники безопасности и пользования оборудованием в кабинете растениеводства и в теплице. Профессия растениевод. Многообразие растений, их значение для человека. Растения Коми края. Названия наиболее распространённых растений.
Экскурсия
в близлежайший лес, поле, на поля совхоза, по территории интерната. Смена времён года, изменения растительности.
Осенние работы в теплице, на грядках и клумбах: 8 ч.
Основные понятия:
Общие закономерности сезонных изменений в жизни растений. Последовательность смены времён года и внешний вид растений весной, летом, осенью, зимой. (Названия растений, наиболее распространённых в местных условиях растений (деревья, кустарники, цветы, цветочно-декоративных культур, овощей). Значение и необходимость осенних работ. Виды работ, выполнямых в осеннее время на грядках, клумбах. Садово-огородный инвентарь, правила безопасной работы с ним. Гигиенические навыки, необходимые при работе с растениями. Агротехника осенних работ. Охрана природы.
Практические работы:
Подбор садово-огородного инвентаря для работы на грядках и клумбах. Сбор семян овощных и цветочных растений. Уборка корнеплодов и капусты. Внесение удобрений, перекопка грядок и клумб. Заготовка почвы на зиму.
Общие представления о растениях 12 ч.
Основные понятия:
Общие представления о растениях. Группы растений по внешнему виду ( деревья, кусты, травы), по месту произрастания(лес, парк, луг, сад, огород), по использованию в пищу (фрукты, ягоды, овощи). Названия растений, наиболее распространённых в местных условиях. Органы растений, значение каждого органа для растения. Видоизменения органов растений, значение их в питании человека. Условия, необходимые для роста растений: тепло, воздух, вода, свет, почва. Как влияют их недостатки на рост и развитие растений. Стадии развития растений: посев, всходы, рост молодых растений, цветение, плодоношение, сбор урожая. Семена. Значение семян в жизни растений. Почва, ее состав и свойства. Названия составных частей почвенной смеси для грунта теплиц и комнатного цветоводства.
Практические
работы:
Обмолот семян однолетних и многолетних растений. Определение влажности, сухости почвы, определение количества воды для полива растений. Полив комнатных растений. Заготовка почвы для теплицы и для комнатного цветоводства. Приготовление почвенных смесей и заполнение почвенной смесью горшков и ящиков».
Комнатные растения и уход за ними 24 ч.
Основные понятия:
11 Многообразие и значение комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Полив, опрыскивание. Рыхление, содержание растений в чистоте. Перевалка и пересадка комнатных растений (понятие, значение, сроки). Удобрения, их многообразие. Органические удобрения. Подкормка комнатных цветов. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений. Виды размножения комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренившихся черенков комнатных цветов. Уход за посажеными черенками.
Практические
работы:
Полив, опрыскивание, рыхление, содержание растений в чистоте. Перевалка комнатных растений. Приготовление раствора коровяка. Подкормка комнатных растений. Пересадка комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренённых черенков комнатных растений. Уход за молодыми растениями.
Весенние работы в теплице, на грядках и клумбах 10 ч.
Основные понятия:
Значение, необходимость и виды весенних работ на грядках и клумбах, в теплице. Очерёдность их выполнения. Названия овощей, декоративных растений, выращиваемых на пришкольном участке. Правила безопасности при проведении весенних работ на пришкольном участке. Умение выбирать трудовой инвентарь в соответствии с видом работы. Правила и агротехника обработки почвы, формирование грядок, оформления клумб, рабаток, посева семян и др.
Практические
работы:
Поверхностное рыхление граблями посадок зимующих многолетников. Подноска перегноя (торфа) или компоста в цветник и материала для оформления грядок, клумб и рабаток. Вскапывание и формирование грядок, клумб и рабаток для выращивания однолетних растений. Посадка (контроль качества педагогом), полив и подкормка посадок.
Лето:
Уход за растениями: полив, прополка, рыхление, подкормка.
2 год обучения.
Вводное занятие. 2 ч.
Выявление уровня сформированности понятий: о значении растений в жизни человека, растениях Коми края, о правилах поведения в кабинете и безопасности. Названия растений из ближайшего окружения.
Экскурсия:
Осенние явления в природе.
Осенние работы 6 ч.
Основные понятия:
Сезонные изменения в природе. Значение и необходимость осенних работ. Виды работ, выполнямых в осеннее время на грядках, клумбах. Садово-огородный инвентарь, правила безопасной работы с ним. Гигиенические навыки, необходимые при работе с растениями. Агротехника осенних работ. Охрана природы.
Практические работы:
Сбор овощей в теплице и на грядках. Сбор семян цветов. Очистка теплицы, грядок и цветника от органических остатков, переноска их в компостный ящик, засыпка землёй. Подготовка грядок к зиме. Заготовка почвы на зиму.
Повторение: Общие представления о растениях. 8 ч.
Основные понятия:
Группы растений по внешнему виду. Строение растений. Органы цветковых растений (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для растения. Многообразие растений. Растения культурные и дикорастущие(на примере растений ближайшего окружения). Их значение в жизни и питании человека. Комнатные растения. Многообразие и значение комнатных растений. Условия роста, их зависимость от места
12 происхождения. Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание, рыхление, содержание растений в чистоте, перевалка и пересадка. Удобрения, их многообразие. Органические и минеральные удобрения. Подкормка комнатных цветов. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений. Виды размножения комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренившихся черенков комнатных цветов.
Экскурсия
в цветочный магазин.
Практические работы:
Определеление комнатных растений по внешним признакам. Уход за комнатными растениями. Полив, опрыскивание. Рыхление, содержание растений в чистоте. Перевалка и пересадка комнатных растений. Подкормка комнатных цветов. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений. Черенкование комнатных растений. Посадка укоренившихся черенков комнатных цветов. Уход за молодыми растениями.
Овощные культуры 14 ч.
Основные
понятия:
Многообразием овощей, их неоценимое значение в питании человека. Картофель. Столовые корнеплоды. Капустные овощи. Плодовые овощи. Луковичные культуры. Зеленные культуры. Особенности строения, развития, значение в питании человека. Овощные культуры, выращиваемые в нашей местности.
Практические работы:
Определение овощей по внешнему виду, на вкус, по запаху, на ощупь. Строение клубня картофеля, Кочана капусты, луковицы, томата. Определение семян в плодах томата. Приготовление овощного салата.
Условия, необходимые для роста и развития овощей 6ч.
Основные понятия:
Условия, необходимые для роста овощей: тепло, воздух, вода, свет, почва. Дополнительные меры, улучшающие условия роста овощей. Удобрения, виды удобрений. Почва. Требования к почве для выращивания овощей. Возделывание овощей в открытом грунте, в теплицах и парниках. Обработка и охрана почв. Необходимый инвентарь. Подготовка почвы для посева и посадки овощных культур в открытом грунте и в теплице.
Практические работы:
Внесение удобрений в почву теплицы. Определение влажности почвы. Подготовка почвенной смеси в лотках и в ящиках.
Размножение овощных и цветочных культур 10 ч.
Основные
понятия:
Размножение овощных культур. Вегетативное и семенное размножение овощных культур. Размножение вегетативными частями: корнеплодами (картофель), луковицами (лук, чеснок). Размножение овощей семенами (морковь, свёкла, огурцы, кабачки, патиссоны, томаты, перец, баклажаны, капуста, салат, зелень и пр.). Рассадный способ выращивания овощей: значение и необходимость Сроки, агротехника посева овощных культур (томат, огурец, капуста) и цветочных культур в теплице на рассаду. Правила и виды Ухода за всходами, рассадой.
Практические работы:
Подготовка почвенной смеси в лотках. Посадка лука, укропа. Посев семян овощей на рассаду. Уход за всходами и рассадой.
Весенние работы на грядках и клумбах 10 ч.
Основные понятия:
Садово-огородный инвентарь, подбор инвентаря в соответствии с видом работы. Правила и последовательность перекопки почвы, формирования грядок, оформление клумб и рабаток. Агротехника посадки овощных и цветочных культур семенами и рассадой. Правила безопасной работы.
Практические
работы:
Поверхностное рыхление граблями посадок зимующих многолетников. Подноска перегноя (торфа) или компоста в цветник и материала для оформления грядок, клумб и рабаток. Вскапывание и формирование грядок, клумб и рабаток для выращивания однолетних растений. Посадка овощей, однолетних растений семенами и рассадой (контроль качества педагогом), полив и подкормка посадок.
13
Лето:
Уход за растениями: полив, прополка, рыхление, подкормка.
3 год обучения.
Вводное занятие 2 ч.
Выявление уровня сформированных понятий: о значении растений в жизни человека, признаках осени (созревание плодов, семян, увядание цветов, изменение окраски листьев, листопад), причинах осенних изменений, растениях Коми края, о правилах поведения в кабинете и безопасности. Названия растений из ближайшего окружения. Названия комнатных растений, овощей, выращиваемых в теплице и на участке.
Экскурсия
в природу, на пришкольный участок.
Осенние работы в теплице, на грядках и клумбах 10 ч.
Основные понятия:
Виды осенних работ на грядках, клумбах
,
в теплице. Размножение растений семенами. Сроки и правила сбора семян. Агротехника сбора овощей. Правила подготовки грядок, клумб, теплицы к зиме. Необходимость и значение пересадки и посадки некоторых растений осенью.
Практические работы:
Сбор семян однолетних и многолетних цветов, овощей. Уборка овощей (картофеля, моркови, свёклы). Уборка органических остатком с грядок, клумб, из теплицы. Внесение удобрений на грядки, клумбы. Перекопка грядок, клумб под зиму. Пересадка многолетних цветов. Подготовка грядки, посадка чеснока, моркови и др.
Цветоводство 16 ч.
Основные понятия:
Многообразие цветов. Многолетники, двулетники, однолетки. Особенности выращивания цветов. Уход за комнатными растениями (виды, необходимость, правила). Болезни и вредители цветочных культур. Методы борьбы с вредителями. Способы вегетативного размножения цветочных растений. Черенкование. Размножение цветочных растений семенами. Подготовка семян к посеву (обмолот, переборка и расфасовка семян овощей и цветов).
Практические
работы:
Полив, опрыскивание комнатных растений. Рыхление и подсыпание почвы. Подкормка комнатных растений. Обработка комнатных растений от вредителей. Посадка растений отпрысками, корневищем, луковицами, черенками. Обмолот и переборка семян.
Выращивание рассады 20 ч.
Основные понятия:
Размножение растений. Рассадный способ выращивания овощей и цветов: значение и необходимость. Ручной инвентарь для выращивания рассады. Ёмкости, почва, её состав. Способы посева семян. Виды ухода за посадками (полив, опрыскивание, рыхление, подкормка, пикировка, пересадка).
Практические работы:
Подготовка семян к посеву: отбор крупных и здоровых семян, их замачивание. Подготовка почвенной смеси, горшков, ящиков для посева семян на рассаду. Посев семян бархатцев в горшки. Посев семян однолетних цветов и плодовых овощей на рассаду. Уход за всходами и за рассадой. Пикировка рассады, пересадка рассады.
Весенние работы в цветнике и на грядках 8 ч.
Основные
понятия:
Значение и необходимость весенней обработки почвы. Садово- огородный инвентарь, подбор инвентаря в соответствии с видом работы. Правила и последовательность перекопки почвы, формирования грядок, оформление клумб и рабаток. Агротехника посадки овощных и цветочных культур семенами и рассадой. Правила безопасной работы.
14
Практические работы:
Вскапывание и формирование грядок, клумб и рабаток для выращивания однолетних растений. Посадка овощей, однолетних растений семенами и рассадой (контроль качества педагогом), полив и подкормка посадок. Посадка рассады овощных культур в теплице. Уход за посадками в теплице.
Лето:
Уход за растениями на территории и в теплице: полив, прополка, рыхление, подкормка. Работа в производственной бригаде в теплице. Литература: 1. Баряева Л. Б. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: КАРО, 2009. 2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. 3. Екжанова Е. А. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2-е изд. — 2005. 4. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е издание.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 5. Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд. Учебное пособие для 4-6 классов вспомогательных школ . М.: «Просвещение» 1992. 6. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 7. Маллер А.П. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000. 8. Миханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012. 9. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006. 10. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. 11. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007 12. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: 1983. 13. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под ред. Дементьевой Н.Ф. – М.: 1993. 14. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 2- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2000. 15. Тютюнник О.Ю. и другие. Программа социально-психологической и медицинской реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью. - Новгород, 1998. 16. Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. – Минск: Издательство БелАПДИ - "Открытые двери", 1997.
15
В раздел среднее профессиональное образование