Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЕДАГОГИКА""

статья

Автор: Лебедева Ирина Юрьевна, преподаватель педагогики, ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж, Самарская область



В раздел среднее профессиональное образование




ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж Преподаватель: Лебедева Ирина Юрьевна В системе профессионального образования актуальным вопросом является преподавание не только профессиональных модулей, но и профессиональных дисциплин, в том числе и дисциплины «Педагогика». В рамках преподавания дисциплины основными задачами является подготовить студентов к успешной профессиональной деятельности по получаемой специальности, формирование необходимых профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС и запросов работодателей. Изучение курса «Педагогика» является одной из базовых, фундаментальных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога. Данный курс помогает в решении многих профессиональных задач, объяснить факты, проблемы, возникающие в профессиональной деятельности начинающего педагога. Очень важно научить студента ориентироваться в современных вопросах и проблемах образования, развивать у будущего педагога профессионально-педагогические знания, профессиональные компетенции. Несомненно, в настоящее время профессиональная подготовка будущих специалистов среднего профессионального образования специальностей педагогического профиля, требует пересмотра содержания, форм, методов и средств обучения таким образом, чтобы правильно организовать сопровождение студентов по вопросам изучения курса «Педагогика». Актуальность среди современных методов обучения имеют методы, позволяющие активизировать деятельность студента, т.е. - это методы обучения, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Активные методы обучения
способствуют формированию познавательных и профессиональных мотивов студентов, развитию системного мышления и целостного представления о профессиональной деятельности. Фундаментальная база системы активного обучения была заложена на рубеже 70-х годов в работах психологов и педагогов по проблемному обучению. Например, в работах А.М. Матюшкина была доказана необходимость применения проблемных методов во все видах и звеньях учебной работы обучающихся педагогического колледжа, введено понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно и адекватно передающего суть процессов совместной деятельности преподавателя и учащихся, их взаимной активности в рамках «субъект – субъектных отношений». Другое направление активизации, возникшее относительно независимо от понятий проблемного и активного обучения, выразилась в появлении активных методов обучения (АМО), к числу которых относят, прежде всего, учебные деловые игры, базирующиеся на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципом проблемности и совместной деятельности; анализ конкретных производственных ситуаций; семинары – дискуссии; проблемные лекции; методы математического моделирования с помощью ЭВМ и др. Курс изучения дисциплины «Педагогика» призван формировать у студента важнейшие способности: способность самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать их, сформулировать выводы, прогнозировать применение полученных результатов и т.д. Возможность решения новой учебно-познавательной задачи реальна при использовании творческого мышления, так как в данном случае нельзя использовать лишь известные способы, применение которых обеспечивается
так называемыми репродуктивными психическими процессами, связанными с воспроизведением шаблонов поведения, приобретенных путем подражания. Учебную проблемную ситуацию можно представить как психическое состояние мыслительного взаимодействия данного субъекта (учащегося, группы) с объектом (проблемой) под руководством другого субъекта (преподавателя). Таким образом, учебную проблемную ситуацию характеризуют отношения вида «субъект-объект-субъект». Проблемная ситуация – это совокупность параметров, определяющих состояние познающей личности, которая входит в организованную особым образом учебную среду, объективную по своему содержанию; проблемная ситуация характеризует субъекта познания (учащегося) и его окружение, создаваемого субъектом обучения (преподавателем). Применяя и учитывая свои знания по проблемному обучению, преподаватель не преподносит готовых знаний, а ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждает искать пути и средства для их решения. Определяющим является то, что знания вводятся не ради получения следующей порции сведений, а ради решения проблемы или серии проблем, является принципиально важным. Очень важно тщательно продумать не только активные формы организации обучения будущих специалистов, но и методы, приемы, средства, которые используются педагогом. Они предполагают соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, учитывать последние научные исследования. Элементы проблемного обучения используются в процессе проведения лекций проблемного характера, семинаров – дискуссий, организации самостоятельной работы обучающихся. Также к методам активного обучения можно отнести анализ педагогических задач, мозговой штурм, дерево решений и др. Метод анализа педагогических задач позволяет развивать у студентов аналитические навыки, способствовать правильному использованию имеющейся информации,
вырабатывать самостоятельность и инициативность. Мозговой штурм стимулирует интеллектуально-творческие и познавательные способности студентов. В развитии творческого педагогического мышления студентов, формированию профессиональной компетентности помогают индивидуально- дифференцированные задания. Таким образом, методы и формы обучения должны активизировать, мотивировать деятельность студента в процессе изучения дисциплины «Педагогика», способствовать формированию у студентов профессиональных компетенций.


В раздел среднее профессиональное образование