Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования гуманитарных дисциплин"

статья

Автор: Борисова Ирина Николаевна, Преподаватель русского языка и литературы, ГАОУ СПО ТСПК, город Тольятти, Самарская область



В раздел среднее профессиональное образование




Информационно-образовательная среда

как фактор повышения качества образования

гуманитарных дисциплин
ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж Преподаватель: Борисова Ирина Николаевна Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Современный процесс обучения уже практически невозможно представить без использования компьютерных технологий. В ходе научно- технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями, количество неизбежно переходит в новое качество - информационную среду. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должно играть обучение, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Будущий воспитатель, учитель должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: 1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; • раскрытия творческого потенциала обучающихся; • освоения студентами современных информационных технологий. 2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: - при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, - для создания индивидуальных тестов; - для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов. 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. 4. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно- коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь сети Интернет. В концепции модернизации российского образования сказано, что главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманитарные дисциплины – благодатная почва для внедрения ИКТ. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем
прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов довольно сложно удерживать постоянный интерес студентов. Зачастую, оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ. На русском языке и культуре речи чаще всего применяются разнообразные информационные технологии: опорные схемы, тематические таблицы, тестовый материал, использование которых позволяет на занятии повторить основные темы раздела и проверить умения и навыки грамотного письма и произношения. Построение схем, таблиц, заданий с последующей проверкой в форме презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал, делают занятие интересным. За годы работы у меня сложилась своя система использования информационных технологий на разных этапах урока в зависимости от типа занятия. Например, При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я использую электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Изучение произведений русской классики 19 века вызывает определенную трудность: давно исчезли реалии той эпохи, коренным образом изменился уклад русской жизни. А главное – многие слова наполнились совершенно иным лексическим значением, это другой язык. Поэтому для чтения и понимания русской классики требуется не просто понять произведение, а эмоционально пережить его, так как только прочувствованное становится достоянием духовного опыта и запоминается надолго. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства , необходим яркий
иллюстративный материал, с использованием презентаций и видео- аудиозаписей. Перед просмотром фрагмента фильма или спектакля ставится учебная задача, затем начинается работа не только по видеоматериалу, но и по тексту, фильм становится замечательным средством постижения произведения . Детская литература с практикумом по выразительному чтению Для занятий студенты готовят разнообразные проекты ( которые потом будут применяться ими в работе): это уроки-путешествия в мир кино и мультипликации, в мир музыки и живописи, в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор студентов, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором студентам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации. Наличие вышеперечисленных условий позволит перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы преподавателя по организации учебного процесса (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к занятиям, сдача задолженностей). Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:  Экономию времени при объяснении нового материала;
 Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;  Воздействие на разные системы восприятия обучающихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;  Вариативность в работе преподавателя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста студентов, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения. В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном педагоге , который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.


В раздел среднее профессиональное образование