Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Писатель и время: проблема исторической памяти в романе А.И. Чмыхало "Плач о России"

статья

Автор: Кропочева Валентина Федоровна, преподаватель литературы, КГБОУ СПО "Ачинский педагогический колледж", г. Ачинск, Красноярского края



В раздел среднее профессиональное образование




Кропочева В.Ф.
(Россия, Ачинск)
ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ:

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В РОМАНЕ

А.И. ЧМЫХАЛО «ПЛАЧ О РОССИИ»
Ключевые слова: память, прошлое, настоящее, история, трагедия, Россия, русская литература, истина, размышления, писатель. Статья написана к 90-летию известного сибирского писателя Анатолия Ивановича Чмыхало. Многообразие русской жизни, в которую он был втянут, возглавляя Красноярскую писательскую организацию, постоянные вторжения литературы в жизнь, а жизни в литературу определили особенность его романа. Конкретность повествования усиливает эмоциональную и учительскую сторону произведения, вызывает нравственную неудовлетворённость, досаду, обиду, желание изменить мир, способствовать его нравственному очищению. Известно, что память возвращает нам прошлое не для того, чтобы переделать его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять настоящее. Тот, кто не запоминает прошлое, осужден на повторение его. Поэтому философия 20 века становится здравым смыслом века 21. С этого утверждения можно начать разговор о романе А.И. Чмыхало «Плач о России», потому как автор затрагивает основные вопросы, занимающие нас сегодня: - Октябрьской революции 90 лет – каков её результат? - Приближается 65 лет Победы в Великой Отечественной войне – почему оскверняются или уничтожаются за переделами России памятники нашим воинам? - Что станется с Россией в грядущие годы? Ответить на эти вопросы невозможно, но размышлять о них необходимо. И вот перед нами мысли умудрённого жизнью человека, прошедшего войну, повидавшего великие стройки, объездившего почти всю страну. Он пишет потому, что его волнуют большие общенациональные и социальные проблемы. «Я беззаветно люблю Россию, как мать любит своего больного ребёнка, боясь потерять его навсегда. Я молюсь за неё каждодневно и Господь слышит мои молитвы… Нравственное падение общества прослеживается во всём. Людей обворовали – они оказались без стыда и совести. И обозлились на власть и друг на друга… Справедливость – это цирковой номер на канате неравенства. Русским, как прежде, ничего не достаётся при делёжке пирога привилегий. Не слишком ли дорогая плата за федерацию? И стоило ли Ивану Калите собирать Русь из разрозненных ханств и княжеств, чтобы теперь возрождать их? И нужно ли было Ивану Грозному завоёвывать татарскую орду, чтобы сегодня платить ей дань?.. Разве не наша земля родила Пушкина, Тютчева, Блока? Только за одно это считайте её святой », - пишет Анатолий Иванович. Отношения между обществом и человеком, между людьми, государством и человеком, человеком и природой всегда волновали русских писателей; регуляция этих отношений и составляет смысл и цель нравственности. Осознание этого, память о пережитом, оценка прошедшего – ключевые темы романа «Плач о России». По истечении определённого времени – полвека, век – эти темы возникают в русской литературе под пером того, кто болеет о России. Исповедальный характер русская литература 20 века ведёт от поэта Владимира Луговского. «Середина века» - так называлась его поэма, опубликованная в 50-е годы. И подзаголовок - «Исповедь сына века». Звучит тема предварительных итогов. Каковы они? Рядом с пафосом славы – пафос трагедии, крови, но последнее не так отчётливо. Многое
зашифровано и носит символический характер. Поэт получает право на собственное видение истории (помимо историков). История подаётся читателю через личную жизнь. Утверждается тезис «не только я в истории, но и история во мне». Впереди ещё полвека… Да много крови, но впереди свет. Эти же настроения в поэме А. Твардовского «За далью - даль», поэме А. Вознесенского «Лонжюмо», у Е. Евтушенко в «Братской ГЭС». Пафос преодоления и надежда на то, что это никогда не повторится. Ольга Берггольц и Анна Ахматова высказываются с точки зрения жертв: призвать к ответу палачей, рассудить. Но их позиция не проходит даже в годы оттепели. «А что же делать с памятью?» и тогда А. Твардовский пишет поэму «По праву памяти». Это исповедь человека с надорванным сердцем: раскаяние перед отцом, другом, которого предал, перед теми, кому лгал. И вывод: мы все делали эту историю, не надо искать виноватого, каждый участвовал… Как сказали бы сегодня: найден консенсус. Прошло ещё полвека. И мы видим другую оценку. Поиск правды-истины – неотъемлемое свойство русской литературы. Будучи уверенными, что истина принадлежит человеку, а заблуждение - его эпохе, русские писатели всегда находились в дороге. Как журналист и писатель постоянно в командировках и поездках А. Чмыхало: встречи с интересными людьми, истинными русскими патриотами, поиски документов для будущих романов. Материал для этого романа собирался всю жизнь. Вернее, жизнь накапливала материал для этого романа, а писатель только обработал его «… высоко в небо, под самые облака, взлетала над Шарыповом ослепительно белая Чайка. Её видно было за тридцать километров со стороны Большого божьего озера. Она не махала крыльями, а несуетно плыла между туч, гордо выпятив высокую грудь и выпрямив тонкую шею. Она как бы собиралась протрубить на всю округу о несравненной радости жить на родимой земле. Это была церковь Спаса с приделом Параскевы Пятницы. Я не видел храма в счастливый период его благополучия… Не видел его разграбления и превращения в руины… Я же был свидетелем уже окончательного разрушения… почти все мы в какой-то степени были истребителями святой Руси. Одни глумились над нею, другие терпеливо сносили это». Ещё пронзительнее память о людях. В главе «Игинские сироты» Анатолий Иванович пишет: «Кто виноват в ужасающей нищете народа? Мы сами и только мы». Пятеро обвиняемых. Одна из них несовершеннолетняя. Собирали в поле колоски после уборки урожая. «Господи! И что у нас за государство, когда оно готово поставить к стенке своего гражданина или свою гражданку всего лишь за одну ложку каши!» Глава «Орденоносец» рассказывает об одном таком гражданине – кавалере ордена Трудового Красного Знамени - Кривохиже. Конь у него напоролся на вилы, вот председатель и заставляет коня прирезать, а Кривохижа уперся и не дает. Председатель ругается, грозит высчитать стоимость коня, если тот сдохнет. А конюх готов свою хату и орден продать, лишь бы Карьку (так звали коня) сохранить. «И опять те же ночи без сна, та же грызущая сердце тоска о том, что могло бы быть с Россией и чего не случилось…» Русская литература – это и русская история, и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения. Пока она доступна, печатается – у русского народа всегда будут силы для нравственного самоочищения. «В царстве свободы» назвал свою дилогию Анатолий Иванович. Первая книга – «Ночь без сна», вторая – «Плач о России». Это закономерно: настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса. Мы не сможем вспомнить эпоху, которая воспринималась бы её современниками как стабильная и благополучная. «Русская история прошла под знаком тревог, вызванных неудовлетворённостью настоящим», поэтому стремление русских писателей к откровению, исповеди ведет к отрыву от устоявшейся формы, она стесняет автора, он минует мешающую ему форму, предпочитая чистоту содержания. «Плач о России» - это роман-воспоминание, состоящий из отдельных, на первый взгляд не связанных между собой глав. Прихотливая память и творческое воображение скачут по оси исторического времени: от путешествия по Средней Азии – к истории прадеда
Родиона Чмыхала, от легенды Ачинской земли о Фёдоре Кузьмиче – к истории Хакасии, только что автор окунулся в воспоминания о курсантской военной молодости, и вот уже мысль переносит его в современный Красноярск. Однако при внимательном чтении видишь, что порядок расположения глав тщательно продуман. Повествование начинается с художественной ассоциации о Чёрной вдове. Самка чёрного и злого паука каракута в начале лета зовёт его к себе, а когда он сделает своё дело, паучиха его сжирает. И остаётся баба вдовой. Чёрной вдовой. «Я понял, что произошло тогда в Питере. Так не сердись же, Россия, на своего верного сына и не считай меня неблагодарным. Я тебя люблю и потому мой долг – сказать тебе всю правду о потрясшем страну большевистском перевороте. Да только ли о большевистском! Плечом к плечу с Лениным шагали российские и иностранные экстремисты и масоны. Это они были запевалами невиданной в истории бойни… Обманом, лживыми обещаниями эти, с позволения сказать революционеры опутали несчастный народ. И тогда, моя великая родина, ты съела не только отца нации Николая Второго, но и себя. В моём представлении ты стала одновременно и Чёрной вдовой, и такою же дикой пустыней, как Бетпак-Дала». Каждая глава романа имеет трёхчастную композицию: воспоминание – раздумье – стихи по случаю. Воспоминания дают тему для раздумий. В них действуют реально существующие или существовавшие люди. И их жизнь или случай из жизни наводят автора на размышления о России и её судьбе. Движение повествования вперёд сопровождается возвращением к жизни и простоте действительности. Многообразие русской жизни, в которую был втянут писатель (а он возглавлял Красноярскую писательскую организацию), постоянные вторжения литературы в жизнь, а жизни в литературу определили особенность его произведения. Конкретность повествования усиливает эмоциональную и учительскую сторону романа, вызывает нравственную неудовлетворённость, досаду, обиду, желание изменить мир, способствовать его нравственному очищению. Мы становимся единомышленниками автора. Стихи по случаю, резкие, ироничные, иногда шутливые, определяют настроение автора и его отношение к воспоминанию и размышлению. Часто они перекликаются с прибаутками, поговорками, иногда достигают уровня философских миниатюр. * * * Голодною степью шагал караван Сквозь годы ужасные эти: И первым, как водится, брёл Иван, А за Иваном – Ивановы дети. * * * Не гадайте по ладони, Уясните наперёд: Без сомненья не утонет, Тот, кто в воду не войдёт. * * * Я мудрость в сердце сберёг, Исчерпав её до дна: К неправде ведут сто дорог, А к правде – всего одна. На уровне организации художественного текста просматривается определённый мировоззренческий комплекс эмоционально окрашенных представлений о политике, истории, культурологи и философии. Перед нами «литературно понимаемая философия», поэтически и повествовательно организованные философские рассказы, такие как «Чёрная вдова» и «Тарасова гора». Весь роман состоит из «простых, маленьких историй-рассказов». Их смысл – «драматизировать наше понимание кризиса». Всё внимание читателя
концентрируется на единичных фактах воспоминаний и несоизмеримых величинах рассуждений и сопровождающих их стихов по случаю, то озорных, то грустных, то резких и злых. * * * Мне бесчестье не по карману, Мне иудою не бывать. Я другой и иным не стану, Мне на всех иных наплевать. Ещё совсем недавно так вознесённый консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью.
Литература
1. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 2004.


В раздел среднее профессиональное образование