"Межличностные конфликты при подготовке специалистов в образовательных учреждениях СПО"
статья
Автор: Романова Ольга Федоровна, преподаватель высшей категории, Железнодорожный техникум Нижегородский филиал МИИТ, г.Нижний Новгород
В раздел среднее профессиональное образование
Межличностные конфликты при подготовке специалистов в
образовательных учреждениях СПО.
Эта тема в последнее время становится все более актуальной, ведь бывают как комичные ситуации, так и ситуации, приводящие в ужас. Очень часто встречаются недопонимания между студентами и преподавателями, которые тайно друг друга ненавидят и пытаются насолить друг другу. Такие ситуации возникают не только от неблагодарных и невоспитанных студентов, но и от некомпетентных преподавателей, которые порой не ставят личность человека, ни во что, обращают внимание на национальность студента и на прочие внешние факторы. Со стороны преподавателя такое поведение является недопустимым. У преподавателя не должно быть любимчиков или же наоборот тех, к кому изначально предвзятое отношение. Для высококвалифицированного преподавателя все студенты одинаково равны. Но не стоит скидывать всю ответственность на преподавателя, ведь студенты тоже не являются подарками. Порой неуважение студента к преподавателю крайне возмущает. Молодой человек пытается выставлять человека, более старшего возраста, чем – то незначительным, превращая занятия в настоящий цирк. Такое поведения недопустимо для студента, как и неуважительная речь в сторону преподавателя. Порой бывают такие ситуации, когда преподаватель пытается посредством давления и настойчивости, заставить нерадивого студента работать лучше, ведь преподаватель всегда видит, если обучаемый способен на большее. Не стоит воспринимать в штыки такого рода помощь и не стоит злиться, ведь вам пытаются помочь. Можно говорить бесконечно о достаточно непростых взаимоотношениях между преподавателями и студентами, но насколько бы студенты не вели бы себя безобразно и неуважительно, все в руках преподавателя и такое поведение – это следствие неправильного подхода. Каждый преподаватель или учитель должен найти индивидуальный подход абсолютно каждому, в этом и заключается роль наставника. Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования. Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, напряженные межличностные отношения, стремление к власти и психологическая несовместимость. Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально- психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической
компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к симпатии , завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Особенности межличностных конфликтов в образовательных учреждениях СПО. В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям . К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений. Наиболее распространенная причина конфликтов между студентами и преподавателями — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку "отлично", они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры). Иногда студенты, считая оценку их знаний неадекватной, вступают в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете. Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и среди преподавателей . Противоречия могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель,
который может использовать для этого некоторые обязательные в этих случаях методики и требования: при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации; в случае неудовлетворительного ответа студент должен осознать, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы; ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента. Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодействии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих: компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием; высокого уровня личностного развития каждого преподавателя; предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы; равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей; постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми; культивируемого и доброжелательного межличностного взаимодействия между руководителем и лидерами. Тип конфликта "студент – преподаватель". Участниками более половины зафиксированных студентами конфликтов являются преподаватели. Только десятая часть этих конфликтов никак не описывается. Характер остальных всецело касается личности педагога — его поведения в отношении студентов (таблица 1). Лишь в единичных случаях "виновниками" выступают сами студенты, не выключающие мобильные телефоны во время занятий или демонстрирующие свое материальное превосходства. Таблица 1 - Оценка студентами причин конфликтов с преподавателями Причина % Несправедливость, предвзятость преподавателей на занятиях и экзаменах 39 Высокомерие, уничижительное отношение к студентам, неуравновешенность преподавателей 29 Некомпетентность, халатное отношение к занятиям, неэффективная организация преподавания 23 Из табл. 1 следует, что более трети отмеченных конфликтов связаны с фактором справедливости оценивания знаний. Две другие причины идентифицируются с профессиональной некомпетентностью.
Обращает на себя внимание многочисленность высказываний, относящихся к неуравновешенности педагогов. Описания конфликтов такого рода сводятся к тому, что "преподаватели кричат на студентов", "унижают, оскорбляют". Преподаватели характеризуются как высокомерные, "амбициозные", не стремящиеся понять студента и переносящие на него свое плохое настроение. Действительно, чрезвычайная ситуация в обществе и в образовательных учреждениях приводит к ухудшению психологического самочувствия людей. Наше исследование образа жизни преподавателей обнаружило, что у них наблюдаются симптомы невроза. На вопрос: "Бывает ли у Вас состояние раздражительности, нетерпеливости, рассеянности, тревожности, нарушения сна и каких-либо других проявлений дискомфорта?", 12% ответили, что это их постоянное самочувствие в последнее время. Еще 77% назвали такое состояние периодически возникающим. Исследование подтвердило мысль о социальном происхождении невроза: преподаватели с более низким статусом, соответствующей зарплатой и возможностями чаще отмечают у себя тревожные симптомы. Однако в той же невротической среде живет и другой контрагент конфликтов — студенты. Преподаватели фиксируют их "хамство", стремление словчить, безответственность и нежелание соответствовать статусу студента. Возможная субъективность взаимных характеристик не снимает проблемы профессионального поведения преподавателя. Следствием подобного рода конфликтов может быть "эмоциональное отчуждение" студентов от преподавателей. Предполагается, что конфликтность такого рода в последние годы имеет тенденцию к росту. Вместе с тем не исключены и крайние формы студенческой реакции — жалобы директору, в учебную часть, требования убрать неугодного преподавателя и заменить его другим.
В раздел среднее профессиональное образование