Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа по Естествознанию"

статья

Автор: Калашникова Галина Николаевна, учитель биологии, МБОУ "СОШ № 19", город Изобильный, Ставропольского края



В раздел среднее профессиональное образование




ЧПОУ Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание

Изобильный, 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования для социально-экономического профиля и гуманитарного профилей. Организация разработчик: ЧПОУ «Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления» Разработчик: Г.Н. Калашникова- учитель биологии высшей категории Рекомендована ПЦК специальных дисциплин, протокол

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

1.1. Область применения рабочей программы
Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. Примерная программа ориентирована на достижение
следующих целей:

освоение знаний
о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий; 
овладение умениями применять полученные знания
для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы; 
развитие
интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации; 
воспитание
убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни; 
применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни
для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развитии цивилизации. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование явлений и объектов природы. Естественно- научная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.
ФИЗИКА

1. Механика
Механическое движение. Относительность механического движения. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание * . Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Практические задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений). Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Демонстрации
Относительность механического движения. Виды механического движения. Инертность тел. * В скобках приводится количество часов, рекомендуемых для изучения тем, которые представлены в абзаце.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Невесомость. Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении работы. Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука.
Лабораторные работы
Исследование зависимости силы трения от веса тела. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
2. Молекулярная физика. Термодинамика
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
3. Электродинамика
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор и переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучении свойств вещества, медицине.
Демонстрации
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Нагревание проводников с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Действие магнитного поля на проводник с током. Работа электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. Работа электрогенератора. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр. Интерференция и дифракция света. Отражение и преломление света. Оптические приборы.
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках. Изучение интерференции и дифракции света.
4. Строение атома и квантовая физика
Волновые и корпускулярные свойства света. Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Демонстрации
Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений.
5. Эволюция Вселенной
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.
Демонстрации
Эффект Доплера на звуке или поверхностных волнах. Движение планет в Солнечной системе.
ХИМИЯ

6. Химические свойства и превращения веществ
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента. Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки веществ с различными видами химической связи. Химическая реакция. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие.
Демонстрации
Химические реакции с выделением теплоты. Вещества с различными типами кристаллической решетки. Обратимость химических реакций.
Лабораторные опыты
Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).

7. Неорганические соединения
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора (6). Металлы. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные реакции (6). Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода (2).
Демонстрации
Восстановительные свойства металлов. Химические свойства соединений металлов.
Лабораторные опыты
Реакции обмена в водных растворах электролитов. Определение рН раствора солей. Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей.
8. Органические соединения
Многообразие органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия: структурная, пространственная. Классификация органических соединений. Углеводороды, их строение и характерные химические свойства. Метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов.
Спирты, их строение и характерные химические свойства. Этиловый спирт. Глицерин. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Генетическая связь между классами органических соединений. Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Моющие и чистящие средства. Токсичные вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Демонстрации
Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой. Реакция получения уксусно-этилового эфира. Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты
Качественная реакция на глицерин. Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH) 2 ) и основными оксидами (CuO). Обратимая и необратимая денатурация белков.
БИОЛОГИЯ


9. Клеточное строение организмов
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов. Роль в клетке неорганических и органических веществ. Строение клетки: основные органоиды и их функции. Метаболизм, роль ферментов в нем. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний. Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез).
Демонстрации
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. Объемные модели молекул белка и ДНК. Наблюдение митоза в клетках растений.
Лабораторные работы
Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом. Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках растений.
10. Наследственность и изменчивость
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека). Хромосомная теория наследственности и теория гена. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины. Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Лабораторная работа
Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
11. Многообразие и эволюция органического мира
Система органического мира и ее основные систематические категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального существования видов в природе. Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание. Искусственный отбор, селекция. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека.
Демонстрации и экскурсии
Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения.
Лабораторная работа
Изучение способов адаптации организмов к среде обитания.
12. Надорганизменные системы
Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов. Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Искусственная экосистема – агробиоценоз.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации и экскурсии
Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на развитие растений и животных. Взаимосвязи в природных экосистемах (лес, луг, водоем).
__________________________________________________________________________________________


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Естествознание»

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

104

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

78
Лекционные занятия 60 Практические занятия 18
Самостоятельная работа

26

Итоговая аттестация
в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Естествознание»

Наименование

раздела

дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

макс. 104

всего - 78

Уровень

освоения

Раздел 1.

Химия с

основами

экологии

ТЕМА 1. Вода. Растворы
Вода и ее свойства. Качество воды, ее загрязнение и очистка. Жесткость воды Массовая доля растворенного веществ Приготовление растворов -
Лабораторная работа
Очистка загрязненной воды -
Лабораторная работа
Насыщенные растворы, концентрация растворов Химический состав воздуха Загрязнение атмосферы Химические вещества в атмосфере –
Лабораторная работа
Способы распознания кислот, щелочей
– Лабораторная

работа
Щелочи, соли. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2- 2 1 1 2 2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Естествознание»

Раздел I.

Химия с

основами

экологии

Наименование разделов и тем занятий

Вид

заняти

й

Календ

арн.

сроки

изучени

я

Количест

во

часов

наглядн

ость

Задания для

самостоятельной работы

примеча

ние

Тема 1.1.
Вода. Растворы Вода и ее. свойства. Качество воды, ее загрязнение и очистка. Жесткость воды лекция 1 неделя 2 презен тация конспект 2 Массовая доля растворенного веществ лекция 1 неделя 2 презен тация конспект 3 Приготовление растворов Лаб.р. 2 неделя 2 Лаб. оборуд ование Составить таблицу 4 Очистка загрязненной воды Лаб.р. 2 неделя 2 Лаб. оборуд ование Составить графическое изображение
5 Насыщенные растворы, концентрация растворов лекция 3 неделя 2 конспект 6 Химический состав воздуха лекция 3 неделя 2 конспект 7 Загрязнение атмосферы лекция 4 неделя 2 конспект 8 Химические вещества в атмосфере Лаб.р 4 неделя 2 Лабора торное оборуд ование Решение задач 9 Способы распознания кислот, щелочей Лаб.р 5 неделя 2 Лабора торное оборуд ование Составление таблицы 10

Щелочи, соли. лекция 5 неделя 2 Конспект 11 Химия и организм человека лекция 6 неделя 2 Конспект 12 Неорганические вещества лекция 6 неделя 2 Конспект 13 Органические вещества лекция 7 неделя 2 Презента ция Составить конспект
14 Определение содержания веществ в продуктах Лаб.р 7 неделя 2 Вертуа льная лабора тория Составить схему 15 Роль белков в питании Основы экологии Лекция 8 неделя 2 Конспект конспект 16 Классификация живых организмов. Уровни организации. лекция 8 неделя 2 конспект 17 Обмен веществ и энергии лекция 9 неделя 2 презен тация Составить план- конспект 18 ДНК-носитель наследственности лекция 9 неделя 2 презен тация конспект 19 Рассматривание клеток в оптический микроскоп Лаб.р 10 неделя 2 Составить таблицу 20
Организм человека и основные проявления его

жизнедеятельности.
Ткани, органы и системы органов человека лекция 10 неделя 2 Презен тация Создание презентации «Систематическое положение человека.
21 Рассматривание тканей в оптический микроскоп Лаб.р 11неде ля 2 Лабора торное оборуд ование Заполнить таблицу 22
Человек и окружающая среда
Экологические факторы лекция 11неде ля 2 таблиц ы конспект 23 Влияние человека на окружающую среду. лекция 12неде ля 2 таблиц а Составить кроссворд по терминологии
.

25
Законы динамики Ньютона Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Реактивное движение лекция 13неде ля 2 презен тация Составить схему
26
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. лекция 13неде ля 2 Таблиц а: Решение задач
27
Работа и мощность. Колебания и волны. Ультразвук. лекция 14неде ля 2 таблиц ы Подготовить сообщение
28
«Исследование зависимости силы трения от веса тела» Лаб.ра б 14неде ля 2 Лаб.об орудов ание Подготовить сообщения
29
Решение задач по материалам ЕГЭ по теме «Механика» Лаб.р 15 неделя 2 Решение задач
30
Тепловые явления. Тепловое движение атомов и молекул лекция 15 неделя 2 презен тация Составить кроссворд по терминологии

31
. Агрегатное состояния вещества. Взаимные переходы между агрегатными состояниями. Закон сохранения энергии в тепловых процессах лекция 16 неделя 2 презен тации Сообщение
32
Измерения температуры вещества при изменении агрегатного состояния Тепловые машины, их применение. 16 неделя 2 презен тация Составить диаграмму
33
Электрические заряды и их взаимодействия. Закон Кулона. Проводники и изоляторы. Постоянный электрический ток лекция 17 неделя 2 презен тация
34
Сила тока, напряжения и сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие тока лекция 17 неделя 2 презен тация Составить реферат
35
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. лекция 18 неделя 2 презен тация Решение задач
36
Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Электромагнитные волны лекция 18 неделя 2 презен тация
37
Интерференция и дифракция света лекция 19 неделя 2 презен тация
38
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках лекция 19 неделя 2 презен тация Электронное сообщение по теме «Самые экономичные источники энергии». Домашний эксперимент – сборка источника электрического тока.
39
Решения задач по теме «Электрические цепи» 20неде ля 2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естествознание» Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-наглядные пособия по теории государства и права Технические средства обучения: - интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Для обучающихся
Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2012г.
Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2012–2013. Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2013. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2010. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2010. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2013. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2013. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2010, 2013. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2010–2012. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.
Для преподавателей
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2010. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003. Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2013. Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2013. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2013.


В раздел среднее профессиональное образование