Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Вера, Надежда, Любовь и мать их София"

сценарий классного часа

Автор: Попова Наталья Владимировна, Бондарева Галина Анатольевна, преподаватель информатики и преподаватель правовых основ профессиональной деятельности, ГБПОУ КК "Апшеронский лесхоз-техникум", город Апшеронск, Краснодарский край

Смотреть презентацию



В раздел среднее профессиональное образование




Сценарий классного часа

«Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

Цель:
дать представление о добре и зле в современном мире, поднять вопросы о смысле жизни человека и сформировать христианские ценности современной семьи.
Задачи:
1. Ознакомление обучающихся с традициями православных праздников, историей их возникновения и особенностями празднования. 2. Приобщение к христианским ценностям семьи. 3. Воспитание нравственных и семейных ценностей. 4. Развитие творческих способностей.
1 ведущий:
православный праздник, день святых Надежды, Веры, Софии и Любови празднуется в России 30 сентября. История праздника тяжела и печальна. Вера, Надежда, Любовь и мать их София (греч. Мудрость) — святые мученицы, жившие во II веке в Риме. Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Обучающаяся исполняет на скрипке музыкальное произведение «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна. На фоне музыки 2 ведущий читает текст.
2 ведущий:
прошло уже более 100 лет с тех пор, как ученики Иисуса Христа, святые апостолы разошлись по всему миру проповедовать Святое Евангелие. В те времена самым большим государством была Римская империя, которую населяли языческие народы. Но с каждым днём христиан в Римской империи становилось всё больше и больше. Их ненавидели и боялись ревностные язычники, их проклинали языческие жрецы. Христианам не разрешалось строить храмы и для богослужений они собирались в отдалённых домах или горных пещерах. Преследовали христиан и римские правители. Император Траян издал указ против христиан, повелевающий открыто их обвинять, привлекать к суду и казнить. Тысячи последователей Христа были распяты на крестах, сожжены на кострах, обезглавлены или затравлены дикими зверями.
3 ведущий:
в это тяжёлое для Церкви время жила благочестивая христианка София, что в переводе с греческого означает "Премудрость". Она родилась и выросла в богатой семье. Её окружали многие искушения и соблазны мира, но она ревностно исповедовала веру Христову. Даже, когда она вышла замуж за язычника, любящий муж не запрещал ей верить в Господа. Живя в честном супружестве, благочестивая София родила трех дочерей и назвала их именами главных христианских добродетелей: Пистис, Эльпис, Агапэ, что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг. Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Она разделила своё имущество между бедняками и переселилась вместе с дочерьми в Рим. Всё своё внимание и заботу она обратила на воспитание детей.

4 ведущий:
по мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание. Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и правитель той части Рима, где жила София - претор Антиох, и пожелал их видеть. Святые отроковицы явились к нему и не стали скрывать своей веры во Христа. Разгневанный Антиох донёс на них императору Адриану (117–138), и тот велел привести их к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры.
5 ведущий:
София хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру и знала, что за неповиновение их ждет там только одно – смерть…. София беспокоилась за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет - вот что её беспокоило. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны.
6 ведущий:
удивленный смелостью юных христианок, император, не желая вступать с ними в продолжительную беседу и судить их, отослал Софию вместе с дочерьми к одной знатной римлянке-язычнице Палладии, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой святые девы не изменили своих убеждений. Тогда через 3 дня их снова привели к императору Адриану. Видя, что "по-хорошому" убедить не получается, разгневанный император приказал жестоко истязать их и предать различным пыткам: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Обучающаяся исполняет на скрипке музыкальное произведение «Ave Maria» Франца Шуберта. На фоне музыки 1 и 2 ведущие читают текст.
1 ведущий:
Палачи начали с Веры, старшей дочери Софии. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее кнутами, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки.
Юную Надежду сначала подвергли бичеванию, а потом бросили в огонь. Но огонь не причинил ей вреда. Тогда её подвесили на дереве и стали царапать тело железными крючьями. После этого Надежду бросили в котёл с кипящей смолой. Но тут случилось чудо: котёл раскололся, а смола разлилась, обжигая палачей. Однако это не вразумило императора - гнев затмил его совесть и разум. Он приказал отрубить ей голову. Младшую, Любовь, привязали к громадному колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенеся невиданные муки, святая Любовь тоже была обезглавлена.
2 ведущий:
святую Софию не подвергли телесным мучениям. Её подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены. На день смерти Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9 лет. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Пострадали они в 137 году.
3 ведущий:
так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с 777 года вплодь до Французской революции (1789г.) покоятся в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму" (Завещание Ремигия, 15 марта 778 года). С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".
4 ведущий:
в 1792 году, спустя 3 года после Французской революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10 100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями. После того, как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены историческим памятником, началось постепенное восстановление обители. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи св. Софии и ее дочерей, а
другую - в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями. С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей св. Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
5 ведущий:
Вера, Надежда и Любовь - это имена святых мучениц. Однако Вера, Надежда, Любовь - это еще и христианские добродетели, которые упомянуты в Новом Завете (1-е послание к Коринфянам апостола Павла): "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше"
.
В православном искусстве принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как святых мучениц, поэтому на иконах они представлены в виде маленьких девочек вместе с матерью Софией. В западном искусстве Веру, Надежду и Любовь принято изображать как взрослых женщин, символизирующих христианские добродетели. Вера часто изображается с крестом, Надежда - с якорем, а Любовь - в окружении детей. Когда Вера, Надежда и Любовь изображаются рядом, то Любовь всегда находится в центре. Святые дети Вера, Надежда и Любовь удостоились мученического венца и несказанного блаженства в райских чертогах Господа Бога. Они имели в себе "столп веры, крылья надежды и огонь любви".
6 ведущий:
святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Обучающаяся исполняет на скрипке музыкальное произведение «Ave Maria» Франца Шуберта. На фоне музыки 6 ведущий читает стихотворение Юрия Гарина «Три свечи». В наших жизнях человечьих Есть один простой секрет: В нас горят и гаснут свечи, Излучая тонкий свет. Три свечи - свеча Надежды, Веры, и свеча Любви, - Три огня святых и грешных Освещают изнутри. Жизнь нетленна, жизнь прекрасна, Но бывает в жизни так: Почему-то свечи гаснут, Наступает полный мрак. Ничего вокруг не видно, Страшно, холодно, и в ней, В этой темноте, так просто За врагов принять друзей, За любовь принять измену, Слепо растоптать цветы, И не вырваться из плена Этой жуткой темноты... Не пугайтесь, истерично Не рубите сгоряча! Нужно просто чиркнуть спичкой, - И опять горит свеча, И опять душа согрета, И опять светло вокруг, Снова тонкий лучик света Освещает жизни круг... ...Друг мой! Жизнь под этим небом Нужно пламенно прожить Кем бы ты на свете не был, Не гаси огонь души.

Классный руководитель:
а сейчас ответьте на следующие вопросы. 1) Знали ли вы о святых мученицах Вере, Надежде, Любви и Софии? 2) Как вы считаете, актуален ли сегодня этот подвиг духа? 3) Что для вас значат семейные ценности, каковы они? 4) Являются ли добродетели святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии исключительно православными, или эти добродетели общечеловеческие?
Классный руководитель
(заключительное слово). Семья является непреходящей ценностью в жизни каждого человека, играет важную роль в воспитании новых поколений. В современных условиях происходят глубокие изменения во всех элементах системы семейной жизнедеятельности, снижением ответственности родителей за воспитание детей, их нравственных ценностей. На примере жизни Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии мы хотели сказать, как много значит воспитание в вере, любви. Невольно приходит на ум вопрос: « А смог бы ты, как эти совсем маленькие девочки, которые, пройдя через пытки, муки, кровь, не отреклись от Христа, не изменить своей вере, своей Родине?» Православные почитают этих Святых мучениц, молятся им, надеются на их помощь, потому что в нашей жизни всегда присутствует МУДРОСТЬ, ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ. Список используемых источников. 1. Барская Н.А. Сюжеты и образы святых мучениц. - М.: "Просвещение", 2003. 2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Культурология. - М.: "Изобразительное искусство", 2002.


В раздел среднее профессиональное образование