Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Турнир знатоков информатики"

внеклассное мероприятие

Автор: Пономаренко Любовь Михайловна, Чебокчинова Татьяна Михайловна, преподаватель, КГБ ПОУ "НГГПК", город Находка, Приморский край



В раздел среднее профессиональное образование



1 Разработчики: Пономаренко Любовь Михайловна, преподаватель КГБ ПОУ «НГГПК» Чебокчинова Татьяна Михайловна, преподаватель КГБ ПОУ «НГГПК»
Ход внеклассного мероприятия «Турнир знатоков информатики»

Методическая цель:
Создание условий для повышения мотивации к изучению информационных технологий, повышение познавательной активности и качества знаний студентов через общие компетенции, освоение студентами правильной предметной терминологии, повторение и закрепление материала, выраженного в неординарных ситуациях.
Цели:
 Повышение интереса студентов к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.  Помощь студентам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.  Повышение интереса к использованию компьютерных программ в учебной и практической деятельности.
Средства оснащения внеклассного мероприятия:
мультимедиа проектор, ноутбуки, карточки с заданиями, листы контроля, шары надувные.
Введение:
Данное мероприятие проводится в виде командного соревнования. Ведущий мероприятия объясняет суть задания. За каждое задание командам начисляются баллы, количество которых зависит от быстроты и правильности выполнения задания, а также соблюдения командной дисциплины. По завершению соревнования члены жюри подсчитывают очки, полученные командами, и определяют места. Мероприятие состоит из 7 туров:  Представление команд.  «Анаграмма».  «Конкурс мудрецов».  «Заморочки из бочки».  «Опознай пословицу».  «Конкурс капитанов».  «Дальше, дальше, дальше…».
Ход внеклассного мероприятия и комментарии:

I Организационный этап
Взаимное приветствие. Ведущий объявляет название внеклассного мероприятия, его цели.
II Объяснение правил, условий соревнования
Данное мероприятие проводится в виде командного соревнования. За каждое задание командам начисляются баллы, количество которых зависит от быстроты и правильности выполнения задания, а также соблюдения командной дисциплины, команда набравшая большее количество баллов объявляется победителем. Оценивать команды будет жюри. Соревнование состоит из 7 туров:  Представление команд.
2  «Анаграмма» на знание терминологии по дисциплине «Информатика и ИКТ».  «Конкурс мудрецов» на умение декодировать информацию.  «Заморочки из бочки» на умение решать задачи по информатике.  «Опознай пословицу» на умение кодировать информацию.  «Конкурс капитанов» на проверку практических навыков.  «Дальше, дальше, дальше…» на быстроту мышления.
III Проведение соревнования:
1. Представление команд. Участники по очереди представляют свои команды (название, девиз, эмблема). Каждая команда оценивается по трехбалльной шкале. 2. «Анаграмма». Каждой команде дается по две минуты и с помощью тестовой оболочки MyTest команды разгадывают анаграммы, опираясь на их определения. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
Определение

Анаграмма
Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ Одна из характеристик работы монитора РАЗРЕШЕНИЕ Часть имени файла РАСШИРЕНИЕ Устройство передачи данных внутри компьютера МАГИСТРАЛЬ Емкость, в которой находится порошок для лазерного принтера КАТРИДЖ Операция, проводимая с файлом УДАЛЕНИЕ Единица измерения тактовой частоты процессора МЕГАГЕРЦ Расположение объектов некоторой классификации в порядке от высшего к низшему ИЕРАРХИЯ Жаргонное название процессора связанное с основой его микросхемы КРИСТАЛЛ Совещание, участники которого территориально удалены друг от друга и которое осуществляется с использованием средств связи ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ Увеличение электрической проводимости с ростом температуры ПОЛУПРОВОДНИК Процесс создания компьютерных программ ПРОГРАММИРОВАНИ Е 3. «Конкурс мудрецов». Командам предлагается разгадать ребусы. За каждый правильно разгаданный ребус команда получает по одному баллу.
3 ИНТЕРНЕТ ПРОЦЕССОР ПРИНТЕР ПИКСЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ
4 КЛАВИША 4. «Заморочки из бочки». Каждая команда по очереди достает карточку с номером вопроса (по 1 баллу за задачу + 1 балл за быстроту). 
Волк, коза и капуста.
Один человек должен был перевести через реку волка, козу и капусту. Но его лодка была такая маленькая, что он при каждом переезде мог взять с собой или одно животное или капусту. Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть. Нельзя было так же допустить, чтобы коза оставалась одна с капустой, т.к. она могла ее съесть, как при этих условиях перевести все на другой берег? Составьте алгоритм переправы на другой берег. 1 - везет козу 2 - возвращается и везет капусту 3 - возвращает козу обратно и везет волка 4. оставляет волка с капустой на втором берегу и возвращается за козой 
Переливашка.
Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л. воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами). 1).В 8 литровый кувшин набрать воду - перелить в 3 литровый кувшин (в 8 литровом остается 5 литров) 2).перелить из 8 литрового в 3 литровый (в 8 литровом останется 2 литра) 3). Эти 2 литра перелить в 3 литровый кувшин 4). Набрать полностью 8 литровый кувшин и долить до конца из 8 литрового в 3 литровый и остаётся в 8 литровом 7 литров воды 
Золотой ключик.
Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано: "Здесь золотой ключик"; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста"; а на зелёной - "Здесь сидит змея". Все надписи неверны. Где золотой ключик? в зелёной 
Встреча подруг.
Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет? Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном 
Что быстрее?
Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пущены вниз по наклонной плоскости, что первым очутится внизу? Первым достигнет низа куб, вторым — шар, последним — цилиндр. Шар и цилиндр потратят часть энергии на вращение, что соответственно уменьшит их скорость. 
Прилив
С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступень-ками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды
5 стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа? Через два часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время прилива лестница поднимается вместе с пароходом. 
Ночью
Мужчина ночью долго ворочался в кровати и никак не мог заснуть... Потом он взял телефон, набрал чей-то номер, прослушав несколько длинных гудков - положил трубку и спокойно заснул. Вопрос: почему он до этого не мог заснуть? За стеной громко храпел сосед, который потом проснулся от телефонного звонка. 
Переправа солдат
Отделение солдат вышло к берегу реки. На ее противоположный берег запланировано было перебраться через существующий мост, но в связи с ремонтом он оказался закрытым для перехода. Вблизи моста с лодки рыбачили двое мальчишек, которые с радостью согласились помочь солдатам в переправе. Однако их лодка была настолько мала, что могла удержать на плаву либо одного солдата, либо их самих. Но эта проблема сразу разрешилась, и солдаты благополучно осуществили переправу при помощи этой же лодки. Каким образом переправа осуществилась? Один мальчик высаживает другого на противоположном берегу и плывет к солдатам. Солдат садится в лодку и один переплывает на противоположный берег к мальчику, который обратно доставляет лодку к солдатам и своему товарищу. Оба мальчика снова плывут к противоположному берегу, на котором один из них высаживается, а другой возвращается к солдатам для переправы следующего солдата … 
Двойное значение
В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим “десять”? Когда мы смотрим на часы, которые показывают десять минут какого-либо часа. 5. «Опознай пословицу». Конкурс проводится с помощью надувных шаров. В надувные шары помещаются скрученные в тонкие трубочки листы с текстом измененных пословиц. Каждый участник команды прокалывает по одному шару булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл.
ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. В Тулу со своим самоваром не ездят. Утопающий за F1 хватается. Утопающий за соломинку хватается. Бит байт бережет. Копейка рубль бережет. Что из Корзины удалено, то пропало. Что с возу упало, то пропало. За одного хакера семь кандидатов наук дают. За одного битого семь небитых дают. Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. Всяк кулик свое болото хвалит. 6. «Конкурс капитанов». Капитан от каждой команды вытягивает одну из предложенных карточек и с помощью мимики и жестов пытается изобразить один из предложенных вариантов:  Принтер.  Сканер.  Компьютер завис.  Мышь.  Мальчик, играющий в компьютерную игру.  Неисправный дисковод.  Интерактивная доска.  Мультимедиа проектор.  Звуковые колонки.
6 7. «Дальше, дальше, дальше…». Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение двух минут. Если команда не знает ответ на вопрос, то должна сказать: «Дальше». 1. Наименьшим адресуемым элементом оперативной памяти является? Машинное слово 2. Кто был основателем фирмы Microsoft? Билл Гейтс и Пол Ален 3. Кто считается «первым» программистом в история вычислительной техники?Графиня Ада Лавлейс (дочь поэта Байрона) 4. Укажите устройство компьютера, выполняющее обработку информации? Процессор 5. Производительность работы компьютера зависит от? Частота процессора 6. Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера? Абакан, столица Республики Хакасия. Абак счеты в Древней Греции, Древнем Риме, а затем в Западной Европе до XVIII в. 7. Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? Эти слова - синонимы 8. Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они скорее всего пользовались? Восьмеричной 9. На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской? И на той, и на другой одновременно, ведь это разные названия одной платы. 10. Почему все шалуны очень хорошо и быстро считают? Потому что внутри каждого шалуна находится АЛУ — арифметико-логическое устройство: шАЛУн. 11. Название какого узла устройств ЭВМ частенько выкрикивают в театрах на хороших представлениях? БИС — большая интегральная схема. Бис — обращенный к исполнителю возглас, требующий повторного исполнения. 12. Какой магнитный носитель имеет форму пиццы? Гибкий, жесткий, компакт-диски. 13. Кто жужжит в дисководе? Овод — диск
овод
. 14. Назовите устройство персонального компьютера от французского кутюрье Кристиана Диора. Дисковод
CD
-ROM. CD — инициалы Кристиана Диора —
C
hristian
D
ior 15. Какое зерно интересует программистов? Зерно дисплея. 16. Высокое разрешение — это подпись начальства на вашем заявлении или способность монитора четко отображать текст и графику. Последнее. 17. Что это за романтическое место в компьютере, где может причалить усталое и потрепанное бурями периферийное устройство? Порт. 18. Отгадайте, чья это шуточная характеристика. «Он требует множества игрушек и примочек. Так и норовит задать дурацкий вопрос. Считает себя самым умным, но не может обойтись без папы или мамы. Тронь пальцем — он и заведется. Жалуется на
7 нехватку памяти. Любит, когда с него сдувают пылинки и протирают спиртом. Всегда мечтает попасть в сети. Нашего друга — компьютера. 19. Программисты шутят, что во Вселенной есть три постоянные величины (они же константы): смерть, налоги и то обстоятельство, что купленный вами сегодня компьютер уже ... Коврик под мышью. 20. Чем опасна пожизненная гарантия, обещанная вам при покупке компьютера? Устарел. 21. Назовите самого любимого русского писателя всех программистов? А.Г.Битов. 22. Излюбленное мясное блюдо всех программистов — это ... Биточки. 23. Назовите излюбленный напиток компьютерщиков. Сбитень — горячий напиток из меда с пряностями. 24. Сколько байт информации необходимо человеку, который понимает все с полуслова? Один байт, ведь слово — это два байта. 25. Какое количество байт информации русская пословица приравнивает к серебру? Два байта, или слово. Слово – серебро, а молчание — золото. 26. Что такое кульбит? Пакет, кулёк с битами. 27. Почему кошки очень любят лизать руки программистам? Потому что их руки пахнут мышкой 28. Как называют учителя информатики, преподающего детишкам язык программирования ЛОГО? Логопед 29. Цикламен – это программист мужского пола, программы которого всегда изобилуют циклами, или же альпийская фиалка? Альпийская фиалка. 30. Сколько бит в одном байте 8 31. Поименованная область внешней памяти файл 32. Программы для подключения внешней памяти драйверы 33. Небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам вирус 34. Минимальная единица измерения кол-ва информации. бит 35. Перечень файлов каталог 36. Пересылка данных с носителя данных в основную память загрузка 37. Универсальное электронное устройство обработки информации ЭВМ 38. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране курсор 39. Алгоритм, записанный на языке программирования
8 программа 40. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. информатика 41. Организованная последовательность действий. алгоритм 42. Устройство ввода информации. клавиатура 43. Набор символов алфавита русского языка. кириллица 44. Сколько байт в одном килобайте. 1024 45. Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа. сканер
IV Подведение итогов внеклассного мероприятия
Жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Побеждает так команда, количество набранных баллов которой будет больше. Участники команд, занявших 1, 2 и 3 места получают сладкие призы.


В раздел среднее профессиональное образование