Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сущность и содержание процесса воспитания, принципы и методы.Формирование сотрудничества взрослого и ребёнка"

выступление на методическом объединении воспитателей

Автор: Камышникова Наталья Владимировна, воспитатель, Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, р.п.Благовещенка, Алтайского края



В раздел среднее профессиональное образование



1
Благовещенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Выступление на методическом объединении

воспитателей

«Сущность и содержание процесса

воспитания, принципы и методы.

Формирование сотрудничества

ребёнка и взрослого»

Подготовила и выступила:

Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель 1 класса

2013-2014 учебный год

2
Сущность и содержание процесса воспитания, принципы и методы.

Формирование сотрудничества ребёнка и взрослого.
ВОСПИТАНИЕ (от русского «питание» и приставки вос-, что означает - «воспоить», «воскормить») – процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребёнка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями. Развитие личности в данном случае представляет собой сложный процесс её духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностной ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности. Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака:
3 первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний. Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и, особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество - возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания - серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Методы воспитания - способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод
4 создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Принципы и методы процесса воспитания мы все знаем, но мне хотелось бы остановиться на коррекционном учебно-воспитательном процессе. Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно- воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываются для каждого конкретного типа специального образовательного коррекционного учреждения с учётом глубина и характера дефекта находящихся в нем детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Центральная задача, стоящая перед коррекционной педагогикой, - определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребёнка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специального компенсаторно-коррекционного, учебно- воспитательного процесса обязательно учитывается возраст ребёнка, время возникновения и структура дефекта. Вопрос о воспитании неразрывно связан также с обучением детей (целенаправленным процессом взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основным средством подготовки к жизни и труду). Развитие нетипичного ребёнка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного воспитания и обучения. Поэтому при отсутствии соответствующего воспитания и обучения или их несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом: при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными. И воспитание, и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребёнка, которые он ещё не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Л.С.Выготский зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребёнка
5 с проблемами развития. Любое воспитание (как и обучение) должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребёнком – самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное воспитание и обучение ведут за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.
Принципы и методы воспитания
. Принцип (от лат. «основа, первоначало») – основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. Так как специальная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук, ее первым принципом является принцип комплексности заимствованных форм, методов, средств, инструментария смежных наук. С целью изучения психофизических особенностей развития нетипичных детей и закономерностей их обучения и воспитания коррекционная педагогика использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют методы, направленные на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особенностей различных категорий нетипичных детей, так как данное знание способствует повышению уровню образования в целом. Данное исследование проводится сначала в семье ребёнка, затем в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии в условиях самостоятельной жизни. Отсюда второй принцип – принцип комплексности изучения нетипичных людей, то есть сравнения данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами и т.д. Основная задача всех научных исследований в коррекционной педагогике – это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей. Для педагога – способность управлять ходом воспитательного процесса, строить его сообразно с логикой и закономерностями развития, обеспечивая развития личности ребёнка в заданном направлении. Метод воспитания может рассматриваться как система действий педагога, направленная на решение конкретных задач. Метод включает в себя ответы на вопросы: «зачем; с помощью чего; как». Система действий педагога, составляющая структуру метода воспитания, имеет материально-организационную (средства и формы воздействия) и социально-психологическую (позиции и приёмы) стороны.
6 Средством воспитания могут стать книга, игра, познание, труд. Универсальными средствами являются деятельность и общение. На базе имеющихся средств, процесс воспитания и обучения может проходить в разных формах: индивидуальной, групповой, коллективной и т.п. Социально-психологическая сторона метода включает в себя позицию (организатора, консультанта, исполнителя и т.п.) В педагогике существуют различные классификации методов воспитания: 1) Традиционная квалификация, выделяющая методы формирования сознания; положительного опыта поведения; методы поощрения и наказания (Б.В.Щукина); 2) Методы воспитания: метод формирования сознания личности, метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля, самооценки и т.д. (Ю.К.Бабанский) 3) Методы достижения цели, информационно-просветительский, практический, коммуникативный, оценочный (система методов воспитания предложена Е.А.Васильевой)
Формирование сотрудничества ребенка и взрослого.
Педагогика сотрудничества предполагает использование демократического стиля общения и взаимодействия как основного. Существуют и такие варианты сотрудничества, как совместная творческая деятельность педагогов и учащихся; дружеское расположение; равноценное взаимодействие, основанное на взаимном уважении педагога и ребёнка. Выделяются три этапа положительного воздействия на личность в формировании сотрудничества между учителем (воспитателем) и ребёнком с отклонениями в развитии и поведении: 1 этап характеризуется вопросом – установкой («ты можешь», при положительном ответе на который выявляется зависимость «можно, если», ведущая ко второму этапу положительного воздействия на личность, характеризующему вопросом-установкой «ты хочешь». Утвердительный ответ вызывает у воспитанников, как правило, радость и осознание собственных возможностей. Удачное прохождение первых двух этапов ведёт к третьему этапу положительного воздействия на личность. На данном этапе организуется совместная коррекционная работа «педагог - ребенок». Между всеми тремя этапами существует чёткая взаимосвязь. Первый и второй этапы ведут ребёнка к осознанию успеха и постановке новой цели (причём цель ставится совместно, а не учителем (воспитателем))
7 и, следовательно, к решению этой задачи. К условиям обеспечения полноценного сотрудничества относятся: обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей, что является необходимым условием успешности любой деятельности и обучения в том числе. Эмоциональные проблемы затрудняют процесс сотрудничества, сводят на нет попытки установления «качественных» взаимоотношений. Весьма важны приобщение ребёнка к навыку самостоятельного обучения, способствующего само изменению и саморазвитию; развитие интеллектуальных способностей ребёнка, его речи, мышления, памяти, внимания, воображения; воспитание культуры общения. Строясь на основе сотрудничества педагога и ребёнка, учебно-воспитательный процесс сохраняет общий характер, то есть является возможным для всех и регулирует как отношения «ребёнок – взрослый», так и отношения «ребенок – ребенок». Ребёнок не подражает взрослому, а ищет недостающих знаний. При обучении он должен освоить ряд разумных мыслительных операций, которые невозможно имитировать. В тех случаях, когда учитель не дает готовых образцов и определений, ребёнок вынужден осуществлять самостоятельный поиск (познавательная инициатива ребёнка). В процессе обучения ученик активен, понимает, что ему ещё надо или что он знает и умеет не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интересующую его учебную задачу; обращение с конкретным запросом нового знания. В случае незнания ученик обращается к педагогу или к сверстникам не с жалобой на свои трудности, а с новой задачей. Он анализирует создавшуюся ситуацию, выделяет в ней то, что ему непонятно, и ставит себе новую учебную задачу: «Я смогу это сделать, если узнаю что- то». После этого он ставит задачу перед педагогом и сверстниками.


В раздел среднее профессиональное образование