Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитание толерантности"

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Автор: Шуст Лидия Михайловна, преподаватель иностранного языка, ГПОАУ АКПО и ФК, Благовещенск, Амурская область



В раздел среднее профессиональное образование



1
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ
Л. М. Шуст «Амурский колледж педагогического образования и физической культуры» преподаватель иностранного языка г. Благовещенск Начну свое выступление со следующих слов: « Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас». На современном этапе развития системы образования повысилось внимание к проблемам воспитания и социализации молодежи. Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей заболеваний. Роль педагога - помочь данной категории молодежи в самоопределении и самореализации через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, которая наполнена интересными делами, событиями, где студенты востребованы и могут проявлять свои творческие способности. Необходимо было создать оптимальные условия для безбарьерной среды и успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к новой системе обучения. Передо мной была поставлена задача в построении воспитательной системы группы студентов с ОВЗ первого года обучения специальности «Прикладная информатика». Целью воспитательной работы на первом году обучения явилось создание условий для успешной адаптации и интеграции студентов в учебной и внеучебной деятельности. На следующих курсах – создание условий для развития профессиональной компетентности студентов – их духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, укреплению и совершенствованию собственного здоровья. Для реализации этих целей были определены задачи. Одна из главных задач – формирование толерантных качеств личности как социальной нормы, в которую входят следующие компоненты: 1) доверие, умение слушать и выслушивать другого; 2) способность к сочувствию, сопереживанию; 3) готовность принять другого таким, какой он есть. Погружение в проблемы толерантности началось для студентов с первого года обучения, когда совместно со студентами старших курсов прошли классные часы, встречи, беседы. Это помогло им включиться в воспитательно-общественную жизнь группы, отделения, колледжа. Развитие воспитательной системы группы осуществлялось на основе самоуправления. Были определены основные направления:
2 1) Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, осуществлялась через участие студентов в конкурсе рисунков и плакатов, посвященному « 65-летию Победы; в поэтическом смотре-конкурсе « Жить, любить – все было им дано»; в интеллектуальном турнире « Ратные страницы Отечества»; встречи с десантниками, с ветеранами войны; посещение выставки, посвященной Дню победы; классные часы: «Гражданин и общество» с участием председателя Ассоциации пожилых людей; «Я гражданин своей страны»; «Что значит быть патриотом или в чем смысл жизни?» и другие мероприятия; 2) организационная и информационная работа. Участие студентов в проведении недели иностранного языка; в ежегодном выпуске газеты « На студенческой волне»; в конкурсе плакатов «Мир без насилия», в городском конкурсе социальных реклам «Отражение », «Ты с нами – мы с тобой. Мы вместе!», в фотоконкурсе «Молодежный взгляд». В 2014 году студент 333 группы Изовский Денис стал победителем городского конкурса «Студент года – 2014». 3) организация и проведение традиционных мероприятий, таких как День Знаний, День Матери, участие студентов в выставках, в фестивалях творчества «Мир равных возможностей», в рамках методической недели совместно со студентами провели открытый классный час «Семья и семейные ценности» и др.; 4) научно-исследовательская работа студентов. Участие студентов в научно- практических конференциях «Студент и наука: творчество и перспектива», «Духовно- нравственная культура: формирование, характер проявления»; 5) спортивно-оздоровительная работа: участие студентов в спортивных праздниках и соревнованиях (участие во Всероссийском Дне бега «Кросс нации»; «Лыжня России»), в акциях: против курения, наркотиков, День борьбы со СПИДом; в конкурсе плакатов «Мир без насилия» и др.; 6) активизация профессионального самоопределения студентов через участие студентов в подготовке и проведении классных часов, бесед, встреч. Классные часы: «Формирование коммуникативных навыков будущего специалиста», «Самопрезентация на рынке труда», «Этика трудоустройства», «Особенности профессионального имиджа и этикета» совместно со студентами других специальностей. Беседа «Мне нравится моя профессия», встречи с депутатами «Перспективы развития Амурской области и дальнейшее трудоустройство молодых специалистов», со специалистами предприятий города Благовещенска. В воспитательной работе придерживаюсь личностно-индивидуального подхода к студентам. Стараюсь находить ключ к каждому студенту, помогая ему раскрыть свою индивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. Часто обращаю внимание студентов на то, что «Счастье-это путь, а не пункт назначения, нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме … (как) Сейчас! Живи и наслаждайся данным моментом». Партнерство и доверительные отношения «на равных» с близким окружением, при необходимости корректировка их негативного влияния на качество и стиль жизни студента – это наиболее продуктивная педагогическая тактика, приводящая к улучшению результатов профессионального обучения и обогащению жизненных компетенций лиц с ОВЗ. «Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть». Воспитание культуры толерантности у студентов осуществляется по формуле: родители+студенты+педагоги. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к студентам в роли наставника. Живое общение, живое слово педагога – это путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию в семье, в колледже, в обществе.
3 Индивидуальная работа с семьей, с родителями студентов – одно из направлений в воспитательной системе работы классного руководителя, так как семья является наиболее важной социально-реабилитационной средой. В семье происходит формирование самооценки студента, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной степени зависит его дальнейшая судьба. Родители оказывают ему психологическую поддержку, помогают адаптироваться к современному образу жизни, приобрести профессию. Они также принимают участие в жизни группы, колледжа и помогают в проведении мероприятий: 1) в проведении классных часов, например, классный час «Семейные ценности», в подборе материалов для выпуска газет; 2) в оформлении выставки, посвященной Дню инвалида «Когда мы вместе - мы сильнее»; 3) помощь в устройстве на преддипломную практику и на работу. Все это позволило достичь достаточно серьезных результатов: 1)высокая активность студентов в проведении мероприятий разных уровней (группы, отделения, колледжа, города, области); 2)высокий уровень творческой самореализации в процессе подготовки социальных проектов; 3)активная социальная и гражданская позиция при участии в волонтерской деятельности; 4)прочные установки на здоровый образ жизни, социальную и профессиональную самореализацию. Эти результаты подтверждаются наличием грамот, дипломов, благодарностей за участие студентов в городских, областных, всероссийских конкурсах и соревнованиях. Благодаря насыщенной, интересной жизни в группе, активном участии студентов на отделении колледжа, города, области, у студентов сформирована мотивация на получении профессии, развита профессиональная направленность. Студенты показали прочные знания во время прохождения преддипломной практики на предприятиях города Благовещенска и Амурской области). Многие из них определись в своей будущей профессиональной деятельности, планируют собственную карьеру. А самое главное, они умеют принять других такими, какими они есть. Я всегда говорю студентам, что самая важная вещь в этой жизни – это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку. И мои студенты этому научились. Список использованной литературы 1. Крайг Грэйс, Бокум Дон Психология развития. – 9-е изд.- СПб.: Питер, 2005. 2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости, 2009. 3. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. - М.: Издательско-торговая корпорация «Даликов и К», 2009. 4. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: «Питер», 2009.


В раздел среднее профессиональное образование