Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Образы русской природы в музыке".

Учебно – методическое пособие

Автор: Остапенко Линна Илларионовна, преподаватель, ГБОУ СПО "Пермский музыкальный колледж", г. Пермь



В раздел среднее профессиональное образование



Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края Государственная бюджетная образовательное учреждение Среднего профессионального образования
«Пермский музыкальный колледж»

Образы русской природы в музыке.

Часть 1.
Учебно - методическое пособие для студентов, учащихся, преподавателей ПМК.
Автор – составитель:

преподаватель Пермского

музыкального колледжа Остапенко

Линна Илларионовна
Пермь 2011

2

Содержание.
Стр. I. История создания и издания цикла ,,Времена года”……………...3 II. Методические рекомендации………………………………………………...4 1.,,У камелька” Январь…………………………………………………………..6 2.,,Масленица” Февраль……………………………………………………….7 3.,,Песнь жаворонка” Март……………………………………………………9 4.,,Подснежник ” Апрель……………………………………………………….10 5.,,Белые ночи ” Май……………………………………………………………..12 6.,,Баркарола” Июнь………………………………………………………………14 III. Музыкальные фрагменты………………………………………………………16 1.,,У камелька” Январь…………………………………………………………..16 2.,,Масленица” Февраль……………………………………………………….18 3.,,Песнь жаворонка” Март……………………………………………………20 4.,,Подснежник ” Апрель……………………………………………………….22 5.,,Белые ночи ” Май……………………………………………………………..24 6.,,Баркарола” Июнь………………………………………………………………26 IV. Список используемой литературы………………………………………..29

3

I. История создания и издания цикла ,,Времена года”
В конце 1875 – первой половине 1876 года П.И.Чайковский написал цикл пьес для фортепиано ,,Времена года” по заказу Н.М. Бернарда – редактора и издателя петербургского журнала ,,Нувеллист”. Приглашение к сотрудничеству не было для него неожиданным – еще раньше, с 1873 года, композитор написал для этого журнала, и несколько его романсов было опубликовано. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но из его содержания можно заключить : во-первых, что композитора это предложение заинтересовало; во-вторых, Чайковскому был предложен большой по тем временам гонорар; в-третьих, названия пьес придуманы издателем, Чайковский лишь одобрил их. Журнал выходил первого числа каждого месяца. Чайковский должен был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го числа предыдущего месяца. К середине декабря уже были готовы первые две пьесы цикла. Когда дело дошло до публикации, Н.Бернард предложил еще одно ,,усовершенствование”: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Против этой идеи Петр Ильич не возражал. Издатель подобрал эпиграфы к пьесам из произведений русских поэтов, к которым Чайковский обращался в своем творчестве: В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.А.Фета. Свое название - ,,Времена года” – этот цикл получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за соответствующий месяц, т.е., когда Н.Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Сборнику присвоен, как принято в музыке, номер опуса – 37 bis. ,,Bis” требует пояснения: в данном случае это уточнение указывает на то, во-первых, что существует другое произведение под этим номером (без ,, bis”), это Большая соната соль мажор для фортепиано. Во-вторых, что ,,Времена года” получили свое обозначение как опус позднее, когда следующие номера по списку сочинений композитора уже были присвоены другим сочинениям: 38 - Шесть романсов, 39 - ,,Детский альбом” (1878). Тема ,,Времена года” (весна, лето, осень зима) привлекала многих композиторов, поэтов, художников. Именно так называются четыре скрипичных концерта Антонио Вивальди, так же называет четыре части своей

4
оратории ,,Времена года” Йозеф Гайдн. Так же построены ,,Времена года” (,,Балет для оркестра”, 1945) американского композитора Джона Кейджа. В балете А.Глазунова ,, Времена года”(1899) действие начинается с зимы. Симфоническая сюита английского композитора сэра Эдварда Джеман, написанная в это же время, начинается с ,,Весны”, а последняя часть - ,,Зима” – имеет подзаголовок ,,Святки” и совпадает по сюжету со ,,Святками” (,,Декабрь”) Чайковского. У Чайковского цикл пьес начинается с первого месяца года . Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро "Времена года" стали необычайно популярными и у музыкантов - любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. Об особенности формы пьес ,,Времен года”. Все пьесы этого цикла написаны в трехчастной форме, которую в самом обобщенном виде можно выразить формулой: А – В – А1. Эта конструкция называется простая трехчастная форма. В конце каждой пьесы мы вновь слышим первоначальный музыкальный материал в том же или почти в том же виде, в каком он изложен в начале (в разделе А). Это облегчает понимание музыкального материала пьесы, открывает простор для фантазии как исполнителя, так и слушателя. Часть пьес написана в сложной трехчастной форме.
II. Методические рекомендации.
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал ,,святой восторг” при общении с природой. ,,…Я еще не встречал человека, - писал Чайковский, - более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи.” В предложенном ему цикле ,,Времена года”, ставшим уникальным в своем жанре , композитора привлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями. В искренних , правдивых музыкальных образах двенадцати пьес все выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского. Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времен года волнующе передает и порывы к счастью, элегическую мечтательность и

5
размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. Цель: - знакомство с музыкальными образцами русской классической музыки, а также с литературным содержанием ( стихи русских поэтов); - расширение музыкального кругозора учащихся; - воспитание и формирование художественного вкуса детей. Задачи: - образное, содержательное исполнение разнохарактерных музыкальных пьес; - воспитание любви к родному краю, используя произведения живописи, литературы и музыки - ознакомление с различными музыкальными жанрами, формами, приобретение разнообразных технических приемов. Все пьесы носят программный характер. Это помогает педагогу в работе над эмоционально – образным восприятием музыки учащихся. Выразительное исполнение основано на изучении популярных фрагментов русской классики. Изучение пьес цикла ,,Времена года” Чайковского можно начинать в старших классах ДМШ, ДШИ. Исполнение требует определенного уровня пианистического мастерства, развитого воображения, слуховой культуры. Существует практика концертного исполнения этого цикла студентами старших курсов колледжа. В каждой пьесе возникают свои задачи, прежде всего в передаче образа в его развитии, только прочувствовав, услышав музыку своим внутренним слухом, можно найти нужные средства выразительности. Основные трудности, касающиеся формы и темпа: 1. Трехчастная форма всех пьес выдвигает проблему контраста крайних частей и средней части, трактовки 3-й части как варианта, связанного с дальнейшим развитием образа или как повтора 1-й части без изменений. 2. Быстрые темпы некоторых пьес требуют мобилизации исполнительской воли, умения в заданном времени осмыслить и прослушать фактуру. Результатом такой работы будет точный выбор темпа, соответствующего уровню мастерства и мышления пианиста.

6

,,У камелька”. Январь.
"И мирной неги уголок Ночь сумраком одела. В камине гаснет огонек, И свечка нагорела." А.С.Пушкин Из стихотворения ,,Мечтатель” Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса "У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. Форма пьесы сложная трехчастная с кодой. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. Четырехголосная основа изложения напоминает звучание струнного квартета; длинная мелодическая линия верхнего голоса сочетается с мелкими штрихами в других голосах. Теме свойственна простота, некоторая свобода во времени. Подчеркнет штрихи неглубокая короткая педаль. В середине первой части (т.11-20) тема меняется. Многократные повторы залигованных интонаций, частые смены тональностей вносят в музыку характер легкой взволнованности. Репризу первой части автор сокращает на два последних такта, заканчивая ее на динамическом подъеме вопросительной интонацией: эта прерывная интонация должна быть осмысленна и прочувствованна исполнителем. Небольшая люфтпауза сделает появление первых звуков средней части неожиданным, а контраст настроения более впечатляющим. Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. Необходимо добиться стройности звучания до - мажорного аккорда с опорой на первую ноту мелодической фразы пятым пальцем правой руки. Всю фразу

7
нужно сыграть очень выразительно, тепло, проникновенно, на одной педали, нажав ее до аккорда. Следующие за мелодической фразой фигурации должны прозвучать еще тише, можно взять левую педаль. Это легкое дуновение ветерка. Далее мелодия становится более взволнованной. Раздел, подводящий к кульминации, требует от исполнителя душевного подъема, умения довести линию напряжения до последней ,,прерванной” интонации перед знаком фермато. Ритмический рисунок следует выполнять точно, но непринужденно, как бы импровизируя, дослушав последнюю ноту. Образы средней части – это наша активная действительность, а реприза – воспоминание о чем-то давно прошедшем. Музыкальный материал первой части повторяется без изменений, однако окончание пьесы становится более динамичным. В коде (последние семь тактов) звук ,,ля” после взлета мелодической фигурации надо мягко освободить от педали, на мгновенье услышать только один этот звук, а затем наложить на него гармонию. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает. Мы остаемся в ожидании…
"Масленица". Февраль.
"Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир." П.А.Вяземский. ,,Масленица на чужой стороне”. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова. В воображении возникают сценки народного праздника, в музыке слышатся, то переборы гармоники, звон бубенцов русских троек, то веселье ярмарочных балаганов, шум толпы или пляска. Виртуозное сочинение, требующее быстрой реакции исполнителя на частые смены образов. Основные трудности при исполнении – мгновенные переключения с одного характера на другой, красочные контрасты, разнообразие штрихов при сохранении быстрого темпа. Аккорды первых двух тактов берутся цепкими пальцами и весомой кистью. Педаль короткая.

8
В т.3-4 туше меняется: ,,отточенные” концы пальцев создают более легкую звучность, не требующую педали. Отрабатывая ,,пальцевое” staccato, необходимо объединить группы шестнадцатых одним движением кисти руки. Настойчивые повторения ,,размашистых" интонаций (ломаных аккордов) (т.9-22), а также подчеркивания вторых долей такта, придают музыке характер удалой русской пляски. Кульминация первого раздела – звонкий ,,поток” шестнадцатых staccato . Упруго и очень четко исполняется ритмическая фигура с синкопой и двумя завершающими аккордами (т.25-26) . Тема среднего раздела первой части (т.27-58) носит танцевальный характер, заложенный в упругом ритме и штрихах (синкопы). При исполнении можно представить различные тембры звучания оркестровых инструментов. ,, Взлетающий” в верхний регистр и подводящий к репризе первой части пьесы пассаж шестнадцатыми длительностями можно играть единой позиционной аппликатурой 1-2-3-4/ 4-3-2-1, с использованием на черных клавишах 1-го и 4-го пальцев. Далее, через мгновенную люфт-паузу, цепко сыграть аккорды гармошечных наигрышей (начало репризы 1-й части). Средняя часть пьесы, не нарушая указанияListesso tempo, должна прозвучать как бы sostenuto, т.к. меняется характер образа, возможно, это театрализованное представление на Масленице (К.Н.Игумнов говорил, что здесь медведя водят). Разные стороны образа передаются с помощью контрастной динамики, штрихов, тембров. Меняются тональности, звучность перемещается в более высокий регистр, нарастает напряженность. Смена образа – появление звона ,,бубенцов” – должна прозвучать контрастно: более легкое туше, педальная дымка придадут больше звонкости колориту верхнего регистра. В репризе пьесы – интересный авторский замысел: постепенное затухание звуков праздника, удаление образов. Отзвуки пляски с ее характерными штрихами чередуются с тянущимся звучанием аккордов и плавным движением октав. Особенно важен такт с паузой и знаком ферматы, во время которого надо успеть ,,пережить” предыдущие события, дослушать исчезающие звуки, мгновенно перестроить свое эмоциональное состояние и очень ярко и энергично исполнить заключительную реплику.

9

"Песнь жаворонка". Март.
"Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны" А.Н.Майков ,,Поле зыблется цветами” Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Исполняя начало пьесы, учащемуся следует обратить внимание на спокойное, размеренное движение аккомпанирующих звуков в партии левой руки. Связная линия терцией играется весомым, несколько вязким туше; в ноту ,,соль” 5-й палец ,,погружается” менее глубоко, повторяя ее, не отрываясь от клавиши. Необходимо добиться ,,легато” без помощи педали и лишь затем слегка ,,окрашивать” ею каждую четверть такта. Выразительная мелодия исполняется иным тембром; важно почувствовать вершину фразы, распеть верхний звук. Задача исполнителя – научиться переключать вес руки и характер пальцевого туше с одной партии на другую, в которой звучит мелодия. Педаль короткая, неглубокая, обогащающая тембр отдельных звуков мелодии. Средняя часть по характеру более оживленная, взволнованная. Мелодическая линия смело ,,взлетает” вверх, напоминая порывистый полет птиц. Мелодия изобилует форшлагами, триольными элементами (подражание птичьему щебету), появляются синкопы, тридцать вторые ноты. Необходимо ,,проговаривать” все мелкие длительности, обратить внимание

10
на четкое и ясное выполнение штрихов, ритма синкоп и фигур с триолями. Педаль осторожная, неглубокая. В результате возвращается спокойная распевная тема. В заключении пьесы (т.8) вновь обращаем внимание на штрихи, паузы, используем лёгкую, почти незаметную педализацию.
"Подснежник" Апрель.
"Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином..." А.Н.Майков Из цикла стихотворений ,,На воле”. Эпиграф верно передает настроение музыки, ее образ: зарождение новой жизни, проблески света, тепла. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса "Подснежник" написана в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. Пьеса написана в 3-х частной форме. Первая тема очень светлая мажорная по колориту, состоит из коротких мелодических фраз, которые при исполнении учащийся должен объединить общим дыханием динамического подъема к вершине первого предложения. Чтобы добиться гибкости фразировки, надо определить опорные точки мелодии, относительные и главную: это – первые доли 2-го и 4-го тактов и три ноты ,,си-бемоль” в 5-м, 6-м, 7-м тактах. Ошибки у учеников – это примитивные подчеркивания первых долей каждого такта.

11
Аккордовая пульсация в партии левой руки трепетная, вальсовая. Педаль неглубокая, одна на такт с постепенным подъемом к концу каждого такта. В середине части пьесы при сохранении темпа Allegretto, можно сделать акцент на указание poco rubato. Здесь в характере движения появляется некоторая статичность: ритмическая пульсация построена на аккордах, разбросанных по регистрам, что несколько тормозит движение.Tempo rubato проявляется в небольшой выразительной оттяжке первых звуков, характерной для Чайковского ,,интонации вздоха” и в легкой гаммообразной мелодии, ,,взлетающей вверх”. Изящный вальсовый аккомпанемент исполняется штрихом staccato. Педаль углубляет распевность каждой ноты первой интонации. Следует обратить внимание на штрихи в восходящем пассаже. Весь пассаж нужно сыграть, чутко ощущая пальцами каждую ноту, можно разнообразить градации динамических оттенков. Музыка средней части передает более интимные настроения, образ предстает как бы крупным планом, более эмоциональным, показывается как бы с разных сторон. Педализация этой части зависит от динамики, регистра, гармонической окраски. В репризе окраска звука меняется на светлую, ,,холодную” – в первом периоде, ,,теплую” – в среднем регистре, характер развития музыки вновь приобретает активность, устремленность вперед. Кода построена на последних интонациях репризы. Проведение фразы (как бы эхо) в верхнем регистре, дробление интонаций мелодии и аккордовой пульсации аккомпанемента требуют утонченного звучания и легкой педализации, слегка замедляется последняя интонация перед заключительным аккордом со знаком ферматы, дослушать его и мягко снять с педали.

12

"Белые ночи". Май.
"Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!" А.А.Фет ,,Еще майская ночь” Из цикла стихотворений ,,Природа” Белые ночи в Петербурге, в мае месяце, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Музыка пьесы не только ,,рисует” пейзаж, но и передает состояние души человека, его эмоциональную реакцию на красоту природы. Это гимн природе и человеку. Пьеса написана в 3-х частной форме. Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге. Фактура начала пьесы – ясная, стройная; легкие изложенные ,,арпеджиато”, гармонии как бы переливаются в звуки мелодии, интонации которой устремляются в верхний регистр ,,к призрачному свету”. Исполнителю необходимо услышать и рельефно выявить имитации в 3-м и в 4-м тактах (особенно выразителен подголосок на квинтовой интонации в альтовом голосе, напоминающий вступление валторны con sordino). Иная эмоциональная окраска и гармонизация (т.14-19) меняет характер музыки. В последних тактах 1-й части (т.17-18) можно сделать небольшое sostenuto.Необходимо дослушивать тянущиеся звуки окончаний мелодических интонаций после мягкого снятия на педали имитаций в партии левой руки. В средней части музыка звучит взволнованно. Короткие фразы мелодического голоса необходимо объединить в непрерывный

13
мелодический поток пульсацией шестнадцатых нот. Учащимся не следует брать слишком быстрый темп, это - Аllegretto, следует пропеть каждую ноту и подголоски зыбкой фактуры. Педализация тонкая, чутко контролируемая слухом: в кульминации – глубокая и длительная. Расширить кульминацию во времени можно за счет более длительной ее подготовки (начать crescendo с 19-го такта). Сокращенная реприза средней части (средняя часть написана в трехчастной форме) варьирует первоначальное изложение музыкального материала. В 3-й части пьесы повторяется музыкальный материал 1-й части без изменений, однако последнюю интонацию Чайковский расширяет до трех тактов, тем самым выписывая в тексте замедление (указание retenuto в нотном тексте отсутствует).

14

"Баркарола" Июнь.
"Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звезды с таинственной грустью Будут над нами сиять" А.Н.Плещеев Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь жители передвигались на лодках и пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. “Баркарола” - еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Пьеса написана в 3-х- частной форме. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Плавное раскачивание аккомпанемента в партии левой руки необходимо отработать с помощью соответствующих штрихам движений руки. Основная трудность: сыграть мелодию плавно, без толчка ,,пересечь” сильную долю такта, несмотря на то, что гармонический бас и ,,тяжелый” 1-й палец провоцирует здесь опору. Может помочь изменение аппликатуры или более интенсивное ,,ведение смычка” – кисти руки к вершине фразы. Учащийся с помощью слуха выравнивает звуковую линию мелодии, добиваясь распевного звучания. В середине 1-й части (сложной трехчастной формы пьесы) композитор ставит в тексте знаки tenuto на каждой восходящей линии мелодии: здесь можно, не обрывая пальцев от клавиш, придать каждому звуку дополнительную весомость кистью руки. Педализация в этой части - непрерывная, глубокая, лишь в конце фраз (особенно на имитациях) она становится более легкой. В начале пьесы необходима длинная единая педаль, включающая первые звуки мелодии (педальная лапка постепенно поднимается к концу 2-го такта, оставляя лишь легкие отзвуки предыдущей гармонии, на которые и ,,накладывается” начало мелодии. Это умение ,,дышать” педалью, т.е. владения градациями ее глубины.

15
Средняя часть начинается с более приглушенного колорита: создается эффект возникающей издали песни. Педаль легкая, подчеркивает начало каждой залигованной интонации и мягко снимается на паузы, настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным. Следующий раздел средней части Allegro giocoso убедительнее продолжить звучание в характере песни, оживляя ее подголосками, штрихами. Кульминация средней части – арфообразные арпеджиато, которые звучат в верхнем регистре. Очень выразительный переход к репризе – это речитативная фраза с говорящей интонацией и последний аккорд со знаком ферматы: необходимо почувствовать в нем ожидание происходящих ,,событий”, дослушать постепенное исчезновение его звуков на педали. Музыка 3-й части пьесы – это воспоминание. Снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Фактура коды звукоизобразительна: она напоминает всплески волн. В партии правой руки 2 плана звучания: мелодия нижнего голоса играется напевно, тянущимся звуком, ,,верхушки” гармоний берутся более легким туше, педаль колористическая: в верхнем регистре возможна одна педаль на ряд гармоний, в среднем – нужны более частые подмены, в речитативных фразах- на отдельные звуки. Последний изобразительный штрих – длинная ,,волна”, как бы набегающая на берег и растворяющаяся в пространстве.

16

III. Музыкальные фрагменты.

1.,,У камелька”. Январь.


17


18

2.,,Масленица”. Февраль.




19


20

3. ,,Песнь жаворонка”. Март.


21




22

4. ,,Подснежник”. Апрель.


23


24

5. ,,Белые ночи”. Май.


25


26

6. ,,Баркарола”. Июнь.


27


28


29

IV. Список используемой литературы.
- К 16 Как исполнять русскую фортепианную музыку , М.: Издательский дом ,,Классика – XXI”, 2009; - Малинина И.В. ,,Детский альбом” и ,,Времена года” П.И.Чайковского”, М.: ООО,,Престо”, 2003; - Прибегина Г.А. ,,Петр Ильич Чайковский”. Альбом. М.: ,,Музыка” , 1984. -Прибегина Г.А. ,,Петр Ильич Чайковский” , М.: ,,Музыка” , 1984; - Рапацкая Л.А. ,,Русская музыка в школе”, М.: ,,Владос”, 2003; - ,,Искусство”. Учебно – методическая газета №1 (361) 2007. Издательский дом ,,Первое сентября” (1-15 января), статья: Майкапар А. ,,П.И.Чайковский ,,Времена года”. Урок музыки.







В раздел среднее профессиональное образование