"Образы русской природы в музыке".
Учебно - методическое пособие
Автор: Остапенко Линна Илларионовна, преподаватель, ГБОУ СПО "Пермский музыкальный колледж", г. Пермь
В раздел среднее профессиональное образование
Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края
Государственная бюджетная образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Пермский музыкальный колледж»
Образы русской природы в музыке.
Часть 2.
Учебно - методическое пособие для студентов, учащихся, преподавателей ПМК.
Автор – составитель:
преподаватель Пермского
музыкального колледжа Остапенко
Линна Илларионовна
Пермь 2011
2
Содержание.
Стр. I. История создания и издания цикла ,,Времена года”……………...3 II. Методические рекомендации………………………………………………...4 1.,,Песнь косаря” Июль………………………………………………………….5 2.,,Жатва” Август……………………………………………………………….…..7 3.,,Охота ” Сентябрь…………………………………………………………..…..8 4.,,Осенняя песнь” Октябрь…………………………………………..……..9 5.,,На тройке” Ноябрь……………………………………………………..….…11 6.,,Святки” Декабрь ……………………………………………………..……….12 III. Музыкальные фрагменты………………………………………………………14 1.,,Песнь косаря” Июль………………………………………………………….14 2.,,Жатва” Август……………………………………………………………….…..16 3.,,Охота ” Сентябрь…………………………………………………………..…..19 4.,,Осенняя песнь” Октябрь…………………………………………..….…..21 5.,,На тройке” Ноябрь…………………………………………………..…….…23 6.,,Святки” Декабрь ……………………………………………………..……….26 IV. Список используемой литературы………………………………………..29
3
I. История создания и издания цикла ,,Времена года”
В конце 1875 – первой половине 1876 года П.И.Чайковский написал цикл пьес для фортепиано ,,Времена года” по заказу Н.М. Бернарда – редактора и издателя петербургского журнала ,,Нувеллист”. Приглашение к сотрудничеству не было для него неожиданным – еще раньше, с 1873 года, композитор написал для этого журнала, и несколько его романсов было опубликовано. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но из его содержания можно заключить : во-первых, что композитора это предложение заинтересовало; во-вторых, Чайковскому был предложен большой по тем временам гонорар; в-третьих, названия пьес придуманы издателем, Чайковский лишь одобрил их. Журнал выходил первого числа каждого месяца. Чайковский должен был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го числа предыдущего месяца. К середине декабря уже были готовы первые две пьесы цикла. Когда дело дошло до публикации, Н.Бернард предложил еще одно ,,усовершенствование”: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Против этой идеи Петр Ильич не возражал. Издатель подобрал эпиграфы к пьесам из произведений русских поэтов, к которым Чайковский обращался в своем творчестве: В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.А.Фета. Свое название - ,,Времена года” – этот цикл получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за соответствующий месяц, т.е., когда Н.Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Сборнику присвоен, как принято в музыке, номер опуса – 37 bis. ,,Bis” требует пояснения: в данном случае это уточнение указывает на то, во-первых, что существует другое произведение под этим номером (без ,, bis”), это Большая соната соль мажор для фортепиано. Во-вторых, что ,,Времена года” получили свое обозначение как опус позднее, когда следующие номера по списку сочинений композитора уже были присвоены другим сочинениям: 38 - Шесть романсов, 39 - ,,Детский альбом” (1878). Тема ,,Времена года” (весна, лето, осень зима) привлекала многих композиторов, поэтов, художников. Именно так называются четыре скрипичных концерта Антонио Вивальди, так же называет четыре части своей оратории ,,Времена года” Йозеф Гайдн. Так же построены ,,Времена года” (,,Балет для оркестра”, 1945) американского композитора Джона Кейджа. В балете А.Глазунова ,, Времена года”(1899) действие начинается с зимы. Симфоническая сюита английского композитора сэра Эдварда Джеман, написанная в это же время, начинается с ,,Весны”, а последняя часть - ,,Зима” – имеет подзаголовок ,,Святки” и совпадает по сюжету со ,,Святками”
4
(,,Декабрь”) Чайковского. У Чайковского цикл пьес начинается с первого месяца года . Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро "Времена года" стали необычайно популярными и у музыкантов - любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. Об особенности формы пьес ,,Времен года”. Все пьесы этого цикла написаны в трехчастной форме, которую в самом обобщенном виде можно выразить формулой: А – В – А1. Эта конструкция называется простая трехчастная форма. В конце каждой пьесы мы вновь слышим первоначальный музыкальный материал в том же или почти в том же виде, в каком он изложен в начале (в разделе А). Это облегчает понимание музыкального материала пьесы, открывает простор для фантазии как исполнителя, так и слушателя. Часть пьес написана в сложной трехчастной форме.
II. Методические рекомендации.
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал ,,святой восторг” при общении с природой. ,,…Я еще не встречал человека, - писал Чайковский, - более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи.” В предложенном ему цикле ,,Времена года”, ставшим уникальным в своем жанре , композитора привлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями. В искренних , правдивых музыкальных образах двенадцати пьес все выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского. Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времен года волнующе передает и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. Цель: - знакомство с музыкальными образцами русской классической музыки, а также с литературным содержанием ( стихи русских поэтов); - расширение музыкального кругозора учащихся;
5
- воспитание и формирование художественного вкуса детей. Задачи: - образное, содержательное исполнение разнохарактерных музыкальных пьес; - воспитание любви к родному краю, используя произведения живописи, литературы и музыки - ознакомление с различными музыкальными жанрами, формами, приобретение разнообразных технических приемов. Все пьесы носят программный характер. Это помогает педагогу в работе над эмоционально – образным восприятием музыки учащихся. Выразительное исполнение основано на изучении популярных фрагментов русской классики. Изучение пьес цикла ,,Времена года” Чайковского можно начинать в старших классах ДМШ, ДШИ. Исполнение требует определенного уровня пианистического мастерства, развитого воображения, слуховой культуры. Существует практика концертного исполнения этого цикла студентами старших курсов колледжа. В каждой пьесе возникают свои задачи, прежде всего в передаче образа в его развитии, только прочувствовав, услышав музыку своим внутренним слухом, можно найти нужные средства выразительности. Основные трудности, касающиеся формы и темпа: 1. Трехчастная форма всех пьес выдвигает проблему контраста крайних частей и средней части, трактовки 3-й части как варианта, связанного с дальнейшим развитием образа или как повтора 1-й части без изменений. 2. Быстрые темпы некоторых пьес требуют мобилизации исполнительской воли, умения в заданном времени осмыслить и прослушать фактуру. Результатом такой работы будет точный выбор темпа, соответствующего уровню мастерства и мышления пианиста.
"Песнь косаря". Июль.
"Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!" А.В.Кольцов Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения
6
трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. Музыка создает образ русского человека в труде и в общении с природой. В пьесе три больших раздела. Они родственны друг другу по характеру. Пьеса начинается сразу с высокого уровня эмоционального подъема, что требует от пианиста мысленной психологической подготовки перед началом игры. Звучание мелодии песенного склада, построенной на широких интервалах, должно быть насыщенным, с компактным, хорошо выстроенным по вертикали аккордами гармонией. Выполняя лиги, следует объединить мелкие интонации более длинным дыханием фразы. В средней части пьесы, в более быстром движении мелькающих аккордов сопровождения, можно услышать сходство со звучаниями русских народных инструментов. Трудность фактуры этого раздела – это различие штриха в партиях правой и левой руки. Продолжение песни звучит в полную силу, как бы в исполнении хорового tutti (т.22-23).В песне слышна удаль, размах. Важно додержать и дослушать аккорды половинной длительности, попадающие на слабые доли тактов, почувствовать упругость ритма. При исполнении фигураций ломаных аккордов, необходимо ощутить паузы. Аккорды исполнять цепкими энергичными пальцами (с опорой на пятые пальцы обеих рук) при легких движениях кисти. Необходимо точно рассчитать diminuеndo на протяжении четырех тактов, подводящих к репризе, появление триолей успокаивает, сглаживает остроту предыдущего ритмического рисунка. В репризе мелодия остается без изменений, но появляется новый элемент – фигурации триолей, которые смягчают мужественный характер песни. Еще один новый элемент (т.6-7) – синкопа, которая вносит легкую взволнованность. Основная трудность в партии левой руки: следует найти разные тембры в двухголосии, добиться постепенности diminuеndo на протяжении последних восьми тактов. В конце пьесы песня удаляется, затихает, остаются лишь триоли, исчезающие в верхнем регистре (образ дороги, уходящей за горизонт). Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе".
7
"Жатва". Август.
"Люди семьями Принялися жать, Косить под корень Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрыпит музыка." А.В.Кольцов Из стихотворения ,,Урожай” Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. “Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок “Скерцо”. И в действительности, “Жатва” - это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. Характер музыки радостный, темп быстрый. Многоликость образов, частые смены светотеней переданы композитором с помощью богатого набора выразительных средств и пианистических приемов. Это ,,игра “ звуков и ритмов, выполняемая с помощью разнообразных штрихов, требует выработки точных пианистических приемов (в каждой фразе надо найти опорные точки и группировать вокруг них остальные звуки объединяющим движением кисти руки, держа пальцы близко к клавиатуре). Проблемы перед исполнителем – передать ритмическое многообразие. При тактовом размере 6/8 периодически встречаются сбои на ¾ ( т. 3, 11, 24 – 32, 33-36), появляются синкопированные созвучия (т.19,23). Главное, ощутить пружинящую пластику каждого ритмического перебоя, каждой синкопы. Кульминация 1-й части - волнообразные пассажи шестнадцатых, которые находят свое продолжение в октавных фигурациях, должны быть осмыслены как мелодическая линия, не следует подчеркивать метрические доли в пассажах октавами и аккордами. При переходе к средней части пьесы, на последних аккордах 1-й части нужна небольшая пружинящая темповая оттяжка и люфт-пауза. И то, и другое надо прочувствовать, отрегулировать во времени и сделать естественным. Музыка средней части спокойная по характеру, это ,,отдых после трудового дня”. Основная задача исполнителя – добиться плавности,
8
связности мелодических линий каждого из четырех голосов, вслушаться в полифоничность музыкальной ткани, передать тембр данного регистра. Повторяющиеся ноты в конце каждого двутакта могут быть сыграны одним пальцем или с подменой пальцев но подъеме кисти руки, объединяющем три последние ноты каждого второго такта. При исполнении средней части допустимо небольшое tempo rubato: это скажется , прежде всего , на ритмическом элементе: ,,четверть, восьмая, четверть с точкой” , который слышится то более взволнованным, то спокойным, распевным. Интонация с этим ритмом звучит с каждым разом все спокойнее и тише, плавно включаясь в пульс 3-й части, в которой музыкальный материал 1-й части Чайковский повторяет без изменений, однако исполнитель может начать репризу 3-й части в звучности ,,форте” (по контрасту с ,,пиано” в 1-й части), что придаст больше яркости и цельности заключения пьесы.
"Охота". Сентябрь.
"Пора, пора! Рога трубят: Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах." А.С.Пушкин Из первой строфы поэмы ,,Граф Нулин” Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова “охота”, означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы, картины русских художников. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта. Эта пьеса виртуозного склада, требующая от исполнителя высокого уровня технического мастерства. Разноплановость фактуры, сопоставление регистров создают впечатление перемещения образов в пространстве, ощущение далей, наполненных воздухом. Исполнителю надо добиться ясного, четкого, рельефного рисунка музыкальной ткани, играть крепкими, волевыми пальцами. Необходимо определить планы звучания, например, в начале пьесы 1-м планом можно выделить партию правой руки, вторым, чуть тише – звучание охотничьих рогов в левой руке. С 7-го такта эти трубные сигналы левая рука передает правой, и они звучат уже 1-м планом в более
9
высоком регистре и т.д. Диапазон звучания можно расширить от меццо форте до фортиссимо и рассчитать нарастание звучности на подъемах к кульминациям. Педаль играет большую роль в создании образа, то длительная и глубокая, то более короткая и мелкая. Следует обратить внимание и на ритмические особенности музыки: это – синкопированные созвучия (т.3-8), можно сгруппировать несколько созвучий вокруг ,,опоры” одним движением руки. Если крайние части – это радостный, шумный выезд на охоту людей страстных , сильных в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак, то в средней части картина меняется: это уже сама охота с выслеживанием дичи. На смену яркой звучности появляются короткие одноголосные фразы с легкой гармонической поддержкой. Такая фактура требует от исполнителя отточенности штриха, легких движений пальцев и кисти руки, педаль короткая, неглубокая. Во второй половине средней части звуковая картина постепенно оживляется: появляются фанфары. Подход к кульминации требует от исполнителя расчета в постепенности нарастания силы звучности вплоть до ,,вершины”. Четырехзвучные аккорды надо играть объединяющим движением руки ,,в рояль” (три аккорда как бы нанизываются на одно движение). Начало 3-й части пьесы – продолжение напряженной ритмической пульсации фанфар. Далее музыка 1-й части повторяется без изменений.
"Осенняя песнь". Октябрь.
Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят..." А.К.Толстой Из стихотворения ,,Осень”(,,Песни, очерки”). Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о
10
русской жизни и жизни русской природы. “Осенняя песнь” – одна из лучших элегий Чайковского. Поэтическая пьеса – как исповедь души , вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный ,,поющий голос” , основной мотив которого позднее опускается в средние голоса ,, виолончельный регистр”, и дополняется подголосками в верхнем голосе. При исполнении мелодии учащийся должен найти выразительную, естественную интонацию, неяркий, проникновенный тембр звука, создающий настроение грусти. Играя синкопированные ноты, следует обратить внимание на их переход в группы восьмых длительностей, сделав его пластичным, без толчка с помощью легкого кистевого движения. Умение переносить вес руки на те, или иные пальцы становится необходимым в тактах, где фактура обогащается подголосками и особенно при наличии двухголосия в партии одной руки. Полезно поучить этот раздел совсем без педали, максимально мобилизуя для достижения нужного звучания пальцы, кисть руки и уши. В средней части пьесы выразительность более открытая, взволнованность более непосредственная. Педализация более глубокая на каждую четверть такта, отдельно на бас и на верхнюю часть гармонии (лучше, если на 2-й и 4-й четверти будет полупедаль). В одноголосной заключительной мелодии, подводящей к 3-й части пьесы, необходима речитативная свобода произнесения интонацией, основанная на точном выполнении ритмического рисунка при непрерывном ощущении триольного пульса. Третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает нас к начальным печальным ,,вздохам”, и к первоначальному настроению и колориту звучания. Последние семь тактов музыки построены на непрерывном чередовании интонаций ,,вздоха” и ,,выдоха”, звучность постепенно затихает. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой ,,morendo”, что означает, ,,замирая”, как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.
11
"На тройке". Ноябрь.
"Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши". Н.А.Некрасов Из стихотворения ,,Тройка” Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Звучит раздольная песня. Пентатоническая основа ее мелодии, взлеты интонаций на интервалы кварты, квинты, сексты придают ей национально – русскую окраску. При исполнении следует ,,распеть” каждую интонацию, смягчить штрих staccato, приблизив его к non legato. Короткие интонации, повторы ритмического рисунка, мелкая штриховая детализация объединяется исполнителем в длинную фразу широкого дыхания. Педаль неглубокая должна помочь в распеве мелодии. Средний раздел 1-й части контрастный по характеру и фактуре. Мелодия приобретает иную, печально сникающую интонацию, звучит в одноголосном изложении. Аккомпанемент - это плавные ,,переборы гитары”, заполняющие остановки между интонациями, и как бы продлевающие длинные звуки голоса. Педаль неглубокая, короткая, сохраняет ,,дыхание” пауз, слегка подхватывая гармонические арпеджио. В репризе 1-й части мелодия, изложенная аккордами, звучит ярко, на большом динамическом подъеме, придает музыке размах, удалую силу. Фигурации триолей каждый раз устремляются вверх, поддерживая жизнерадостный тонус также взлетающих вверх интонаций песни. Но в конце 1-й части Чайковский выписывает двухтактовое дополнение, что дает исполнителю постепенно снять эмоциональное напряжение. Средняя часть пьесы – жанровая сценка. Энергичные танцевальные ритмы вступают в диалог с яркими переливами – перезвонами колокольцев под дугой. При исполнении определенную трудность представляет
12
ритмический рисунок, а также штрихи, которые придают музыкальному образу задорный, не без доли юмора, оттенок. Необходимо почувствовать остроту подчеркивания слабых долей 2-го, 3-го и 4-го тактов, пружинящую ,,оттяжку”каждого sf (сфорцандо). Аккорды staccato , имитирующие звон бубенцов, можно, по желанию , слегка завуалировать педалью, сохраняя четкость пальцевой артикуляции и ритмическую волю. При повторах музыкального материала разнообразие динамических оттенков и гибкое распределение времени может оживить исполнение. Темп 3-й части – более оживленный, чем в начале пьесы из-за характера движения moto в перезвоне бубенцов. Мелодия песни звучит эмоционально. Шестнадцатые ноты играются пальцевым staccato (учить с преувеличенной активностью пальцев без вибрации кисти). При переходе к среднему разделу 3-й части, необходимо дослушать конец фразы и немного придержать движение шестнадцатых (т.8, 3-й части). Мелодию здесь обрамляют линии фигураций, для исполнения которых требуется пианистическая ,,прилаженность”. При возможности коду можно исполнять еще подвижнее и обобщение: образ тройки удаляется, детали уже не так четко просматриваются.
"Святки". Декабрь.
,,Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали". В.А.Жуковский Из баллады ,,Светлана” Святки - время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Образ пьесы - уют дворянской усадьбы. Доброе, радостное настроение рождественских праздников Чайковский передает с помощью жанровой основы – ритма вальса. Основная мелодия выдержана в стиле бытовой музыки. Короткие трехзвучные интонации, многочисленные лиги
13
не должны нарушать естественное дыхание фразы; музыка звучит непринужденно, исполнитель как бы наигрывает ее , как бы напевает мелодию. Аккомпанемент играется легким туше, педаль неглубокая, короткая. Интересный характерный прием: трехдольный ритм в партии левой руки сочетается с двухдольностью мелодии. В середине 1-й и 3-й части возможно более оживленное движение. Сквозной пульс ритма вальса сочетается с tempo rubato (т.7, 23). В середине 1-й части возможно более оживленное движение: образ как бы приближается к слушателю. Трио – средняя часть пьесы, которой свойственна полифоничность, имитационное строение, исчезает вальсовая формула аккомпанемента. Здесь необходимо обратить внимание на ритмику (синкопы), прерванные интонации в конце фраз, придающие звучанию причудливость (святочные гадания девушек). В конце части органный пункт ноты ре – диез создает настроение ожидания: возвращение к музыке 1-й части. Кода звучит в характере animato. Динамический план, указанный автором, должен быть точно выполнен (нарастание звучности и спад ее к концу пьесы). Основная трудность – передача имитаций голосов и контрастирующих штрихов (легкого пальцевого staccato и плавного legato в мелодической линии). Каждую пьесу можно воспринимать как картинку природы или народной жизни, поэтому ассоциации с живописными произведениями не только русских, но и современных художников могли бы оживить фантазию ученика.
14
III. Музыкальные фрагменты.
1. ,,Песнь косаря”. Июль.
15
16
2. ,,Жатва”. Август.
17
18
19
3. ,,Охота”. Сентябрь.
20
21
4. ,,Осенняя песнь”. Октябрь.
22
23
5. ,,На тройке”. Ноябрь.
24
25
26
6. ,,Святки”. Декабрь.
27
28
29
IV. Список используемой литературы.
- К 16 Как исполнять русскую фортепианную музыку , М.: Издательский дом ,,Классика – XXI”, 2009; - Малинина И.В. ,,Детский альбом” и ,,Времена года” П.И.Чайковского”, М.: ООО,,Престо”, 2003; - Прибегина Г.А. ,,Петр Ильич Чайковский”. Альбом. М.: ,,Музыка” , 1984. -Прибегина Г.А. ,,Петр Ильич Чайковский” , М.: ,,Музыка” , 1984; - Рапацкая Л.А. ,,Русская музыка в школе”, М.: ,,Владос”, 2003; - ,,Искусство”. Учебно – методическая газета №1 (361) 2007. Издательский дом ,,Первое сентября” (1-15 января), статья: Майкапар А. ,,П.И.Чайковский ,,Времена года”. Урок музыки.
«Пермский музыкальный колледж»
Образы русской природы в музыке.
Часть 2.
Учебно - методическое пособие для студентов, учащихся, преподавателей ПМК.
Автор – составитель:
преподаватель Пермского
музыкального колледжа Остапенко
Линна Илларионовна
Пермь 2011
2
Содержание.
Стр. I. История создания и издания цикла ,,Времена года”……………...3 II. Методические рекомендации………………………………………………...4 1.,,Песнь косаря” Июль………………………………………………………….5 2.,,Жатва” Август……………………………………………………………….…..7 3.,,Охота ” Сентябрь…………………………………………………………..…..8 4.,,Осенняя песнь” Октябрь…………………………………………..……..9 5.,,На тройке” Ноябрь……………………………………………………..….…11 6.,,Святки” Декабрь ……………………………………………………..……….12 III. Музыкальные фрагменты………………………………………………………14 1.,,Песнь косаря” Июль………………………………………………………….14 2.,,Жатва” Август……………………………………………………………….…..16 3.,,Охота ” Сентябрь…………………………………………………………..…..19 4.,,Осенняя песнь” Октябрь…………………………………………..….…..21 5.,,На тройке” Ноябрь…………………………………………………..…….…23 6.,,Святки” Декабрь ……………………………………………………..……….26 IV. Список используемой литературы………………………………………..29
3
I. История создания и издания цикла ,,Времена года”
В конце 1875 – первой половине 1876 года П.И.Чайковский написал цикл пьес для фортепиано ,,Времена года” по заказу Н.М. Бернарда – редактора и издателя петербургского журнала ,,Нувеллист”. Приглашение к сотрудничеству не было для него неожиданным – еще раньше, с 1873 года, композитор написал для этого журнала, и несколько его романсов было опубликовано. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но из его содержания можно заключить : во-первых, что композитора это предложение заинтересовало; во-вторых, Чайковскому был предложен большой по тем временам гонорар; в-третьих, названия пьес придуманы издателем, Чайковский лишь одобрил их. Журнал выходил первого числа каждого месяца. Чайковский должен был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го числа предыдущего месяца. К середине декабря уже были готовы первые две пьесы цикла. Когда дело дошло до публикации, Н.Бернард предложил еще одно ,,усовершенствование”: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Против этой идеи Петр Ильич не возражал. Издатель подобрал эпиграфы к пьесам из произведений русских поэтов, к которым Чайковский обращался в своем творчестве: В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.А.Фета. Свое название - ,,Времена года” – этот цикл получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за соответствующий месяц, т.е., когда Н.Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Сборнику присвоен, как принято в музыке, номер опуса – 37 bis. ,,Bis” требует пояснения: в данном случае это уточнение указывает на то, во-первых, что существует другое произведение под этим номером (без ,, bis”), это Большая соната соль мажор для фортепиано. Во-вторых, что ,,Времена года” получили свое обозначение как опус позднее, когда следующие номера по списку сочинений композитора уже были присвоены другим сочинениям: 38 - Шесть романсов, 39 - ,,Детский альбом” (1878). Тема ,,Времена года” (весна, лето, осень зима) привлекала многих композиторов, поэтов, художников. Именно так называются четыре скрипичных концерта Антонио Вивальди, так же называет четыре части своей оратории ,,Времена года” Йозеф Гайдн. Так же построены ,,Времена года” (,,Балет для оркестра”, 1945) американского композитора Джона Кейджа. В балете А.Глазунова ,, Времена года”(1899) действие начинается с зимы. Симфоническая сюита английского композитора сэра Эдварда Джеман, написанная в это же время, начинается с ,,Весны”, а последняя часть - ,,Зима” – имеет подзаголовок ,,Святки” и совпадает по сюжету со ,,Святками”
4
(,,Декабрь”) Чайковского. У Чайковского цикл пьес начинается с первого месяца года . Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро "Времена года" стали необычайно популярными и у музыкантов - любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. Об особенности формы пьес ,,Времен года”. Все пьесы этого цикла написаны в трехчастной форме, которую в самом обобщенном виде можно выразить формулой: А – В – А1. Эта конструкция называется простая трехчастная форма. В конце каждой пьесы мы вновь слышим первоначальный музыкальный материал в том же или почти в том же виде, в каком он изложен в начале (в разделе А). Это облегчает понимание музыкального материала пьесы, открывает простор для фантазии как исполнителя, так и слушателя. Часть пьес написана в сложной трехчастной форме.
II. Методические рекомендации.
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал ,,святой восторг” при общении с природой. ,,…Я еще не встречал человека, - писал Чайковский, - более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи.” В предложенном ему цикле ,,Времена года”, ставшим уникальным в своем жанре , композитора привлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями. В искренних , правдивых музыкальных образах двенадцати пьес все выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского. Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времен года волнующе передает и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. Цель: - знакомство с музыкальными образцами русской классической музыки, а также с литературным содержанием ( стихи русских поэтов); - расширение музыкального кругозора учащихся;
5
- воспитание и формирование художественного вкуса детей. Задачи: - образное, содержательное исполнение разнохарактерных музыкальных пьес; - воспитание любви к родному краю, используя произведения живописи, литературы и музыки - ознакомление с различными музыкальными жанрами, формами, приобретение разнообразных технических приемов. Все пьесы носят программный характер. Это помогает педагогу в работе над эмоционально – образным восприятием музыки учащихся. Выразительное исполнение основано на изучении популярных фрагментов русской классики. Изучение пьес цикла ,,Времена года” Чайковского можно начинать в старших классах ДМШ, ДШИ. Исполнение требует определенного уровня пианистического мастерства, развитого воображения, слуховой культуры. Существует практика концертного исполнения этого цикла студентами старших курсов колледжа. В каждой пьесе возникают свои задачи, прежде всего в передаче образа в его развитии, только прочувствовав, услышав музыку своим внутренним слухом, можно найти нужные средства выразительности. Основные трудности, касающиеся формы и темпа: 1. Трехчастная форма всех пьес выдвигает проблему контраста крайних частей и средней части, трактовки 3-й части как варианта, связанного с дальнейшим развитием образа или как повтора 1-й части без изменений. 2. Быстрые темпы некоторых пьес требуют мобилизации исполнительской воли, умения в заданном времени осмыслить и прослушать фактуру. Результатом такой работы будет точный выбор темпа, соответствующего уровню мастерства и мышления пианиста.
"Песнь косаря". Июль.
"Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!" А.В.Кольцов Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения
6
трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. Музыка создает образ русского человека в труде и в общении с природой. В пьесе три больших раздела. Они родственны друг другу по характеру. Пьеса начинается сразу с высокого уровня эмоционального подъема, что требует от пианиста мысленной психологической подготовки перед началом игры. Звучание мелодии песенного склада, построенной на широких интервалах, должно быть насыщенным, с компактным, хорошо выстроенным по вертикали аккордами гармонией. Выполняя лиги, следует объединить мелкие интонации более длинным дыханием фразы. В средней части пьесы, в более быстром движении мелькающих аккордов сопровождения, можно услышать сходство со звучаниями русских народных инструментов. Трудность фактуры этого раздела – это различие штриха в партиях правой и левой руки. Продолжение песни звучит в полную силу, как бы в исполнении хорового tutti (т.22-23).В песне слышна удаль, размах. Важно додержать и дослушать аккорды половинной длительности, попадающие на слабые доли тактов, почувствовать упругость ритма. При исполнении фигураций ломаных аккордов, необходимо ощутить паузы. Аккорды исполнять цепкими энергичными пальцами (с опорой на пятые пальцы обеих рук) при легких движениях кисти. Необходимо точно рассчитать diminuеndo на протяжении четырех тактов, подводящих к репризе, появление триолей успокаивает, сглаживает остроту предыдущего ритмического рисунка. В репризе мелодия остается без изменений, но появляется новый элемент – фигурации триолей, которые смягчают мужественный характер песни. Еще один новый элемент (т.6-7) – синкопа, которая вносит легкую взволнованность. Основная трудность в партии левой руки: следует найти разные тембры в двухголосии, добиться постепенности diminuеndo на протяжении последних восьми тактов. В конце пьесы песня удаляется, затихает, остаются лишь триоли, исчезающие в верхнем регистре (образ дороги, уходящей за горизонт). Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе".
7
"Жатва". Август.
"Люди семьями Принялися жать, Косить под корень Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрыпит музыка." А.В.Кольцов Из стихотворения ,,Урожай” Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. “Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок “Скерцо”. И в действительности, “Жатва” - это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. Характер музыки радостный, темп быстрый. Многоликость образов, частые смены светотеней переданы композитором с помощью богатого набора выразительных средств и пианистических приемов. Это ,,игра “ звуков и ритмов, выполняемая с помощью разнообразных штрихов, требует выработки точных пианистических приемов (в каждой фразе надо найти опорные точки и группировать вокруг них остальные звуки объединяющим движением кисти руки, держа пальцы близко к клавиатуре). Проблемы перед исполнителем – передать ритмическое многообразие. При тактовом размере 6/8 периодически встречаются сбои на ¾ ( т. 3, 11, 24 – 32, 33-36), появляются синкопированные созвучия (т.19,23). Главное, ощутить пружинящую пластику каждого ритмического перебоя, каждой синкопы. Кульминация 1-й части - волнообразные пассажи шестнадцатых, которые находят свое продолжение в октавных фигурациях, должны быть осмыслены как мелодическая линия, не следует подчеркивать метрические доли в пассажах октавами и аккордами. При переходе к средней части пьесы, на последних аккордах 1-й части нужна небольшая пружинящая темповая оттяжка и люфт-пауза. И то, и другое надо прочувствовать, отрегулировать во времени и сделать естественным. Музыка средней части спокойная по характеру, это ,,отдых после трудового дня”. Основная задача исполнителя – добиться плавности,
8
связности мелодических линий каждого из четырех голосов, вслушаться в полифоничность музыкальной ткани, передать тембр данного регистра. Повторяющиеся ноты в конце каждого двутакта могут быть сыграны одним пальцем или с подменой пальцев но подъеме кисти руки, объединяющем три последние ноты каждого второго такта. При исполнении средней части допустимо небольшое tempo rubato: это скажется , прежде всего , на ритмическом элементе: ,,четверть, восьмая, четверть с точкой” , который слышится то более взволнованным, то спокойным, распевным. Интонация с этим ритмом звучит с каждым разом все спокойнее и тише, плавно включаясь в пульс 3-й части, в которой музыкальный материал 1-й части Чайковский повторяет без изменений, однако исполнитель может начать репризу 3-й части в звучности ,,форте” (по контрасту с ,,пиано” в 1-й части), что придаст больше яркости и цельности заключения пьесы.
"Охота". Сентябрь.
"Пора, пора! Рога трубят: Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах." А.С.Пушкин Из первой строфы поэмы ,,Граф Нулин” Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова “охота”, означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы, картины русских художников. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта. Эта пьеса виртуозного склада, требующая от исполнителя высокого уровня технического мастерства. Разноплановость фактуры, сопоставление регистров создают впечатление перемещения образов в пространстве, ощущение далей, наполненных воздухом. Исполнителю надо добиться ясного, четкого, рельефного рисунка музыкальной ткани, играть крепкими, волевыми пальцами. Необходимо определить планы звучания, например, в начале пьесы 1-м планом можно выделить партию правой руки, вторым, чуть тише – звучание охотничьих рогов в левой руке. С 7-го такта эти трубные сигналы левая рука передает правой, и они звучат уже 1-м планом в более
9
высоком регистре и т.д. Диапазон звучания можно расширить от меццо форте до фортиссимо и рассчитать нарастание звучности на подъемах к кульминациям. Педаль играет большую роль в создании образа, то длительная и глубокая, то более короткая и мелкая. Следует обратить внимание и на ритмические особенности музыки: это – синкопированные созвучия (т.3-8), можно сгруппировать несколько созвучий вокруг ,,опоры” одним движением руки. Если крайние части – это радостный, шумный выезд на охоту людей страстных , сильных в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак, то в средней части картина меняется: это уже сама охота с выслеживанием дичи. На смену яркой звучности появляются короткие одноголосные фразы с легкой гармонической поддержкой. Такая фактура требует от исполнителя отточенности штриха, легких движений пальцев и кисти руки, педаль короткая, неглубокая. Во второй половине средней части звуковая картина постепенно оживляется: появляются фанфары. Подход к кульминации требует от исполнителя расчета в постепенности нарастания силы звучности вплоть до ,,вершины”. Четырехзвучные аккорды надо играть объединяющим движением руки ,,в рояль” (три аккорда как бы нанизываются на одно движение). Начало 3-й части пьесы – продолжение напряженной ритмической пульсации фанфар. Далее музыка 1-й части повторяется без изменений.
"Осенняя песнь". Октябрь.
Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят..." А.К.Толстой Из стихотворения ,,Осень”(,,Песни, очерки”). Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о
10
русской жизни и жизни русской природы. “Осенняя песнь” – одна из лучших элегий Чайковского. Поэтическая пьеса – как исповедь души , вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный ,,поющий голос” , основной мотив которого позднее опускается в средние голоса ,, виолончельный регистр”, и дополняется подголосками в верхнем голосе. При исполнении мелодии учащийся должен найти выразительную, естественную интонацию, неяркий, проникновенный тембр звука, создающий настроение грусти. Играя синкопированные ноты, следует обратить внимание на их переход в группы восьмых длительностей, сделав его пластичным, без толчка с помощью легкого кистевого движения. Умение переносить вес руки на те, или иные пальцы становится необходимым в тактах, где фактура обогащается подголосками и особенно при наличии двухголосия в партии одной руки. Полезно поучить этот раздел совсем без педали, максимально мобилизуя для достижения нужного звучания пальцы, кисть руки и уши. В средней части пьесы выразительность более открытая, взволнованность более непосредственная. Педализация более глубокая на каждую четверть такта, отдельно на бас и на верхнюю часть гармонии (лучше, если на 2-й и 4-й четверти будет полупедаль). В одноголосной заключительной мелодии, подводящей к 3-й части пьесы, необходима речитативная свобода произнесения интонацией, основанная на точном выполнении ритмического рисунка при непрерывном ощущении триольного пульса. Третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает нас к начальным печальным ,,вздохам”, и к первоначальному настроению и колориту звучания. Последние семь тактов музыки построены на непрерывном чередовании интонаций ,,вздоха” и ,,выдоха”, звучность постепенно затихает. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой ,,morendo”, что означает, ,,замирая”, как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.
11
"На тройке". Ноябрь.
"Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши". Н.А.Некрасов Из стихотворения ,,Тройка” Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Звучит раздольная песня. Пентатоническая основа ее мелодии, взлеты интонаций на интервалы кварты, квинты, сексты придают ей национально – русскую окраску. При исполнении следует ,,распеть” каждую интонацию, смягчить штрих staccato, приблизив его к non legato. Короткие интонации, повторы ритмического рисунка, мелкая штриховая детализация объединяется исполнителем в длинную фразу широкого дыхания. Педаль неглубокая должна помочь в распеве мелодии. Средний раздел 1-й части контрастный по характеру и фактуре. Мелодия приобретает иную, печально сникающую интонацию, звучит в одноголосном изложении. Аккомпанемент - это плавные ,,переборы гитары”, заполняющие остановки между интонациями, и как бы продлевающие длинные звуки голоса. Педаль неглубокая, короткая, сохраняет ,,дыхание” пауз, слегка подхватывая гармонические арпеджио. В репризе 1-й части мелодия, изложенная аккордами, звучит ярко, на большом динамическом подъеме, придает музыке размах, удалую силу. Фигурации триолей каждый раз устремляются вверх, поддерживая жизнерадостный тонус также взлетающих вверх интонаций песни. Но в конце 1-й части Чайковский выписывает двухтактовое дополнение, что дает исполнителю постепенно снять эмоциональное напряжение. Средняя часть пьесы – жанровая сценка. Энергичные танцевальные ритмы вступают в диалог с яркими переливами – перезвонами колокольцев под дугой. При исполнении определенную трудность представляет
12
ритмический рисунок, а также штрихи, которые придают музыкальному образу задорный, не без доли юмора, оттенок. Необходимо почувствовать остроту подчеркивания слабых долей 2-го, 3-го и 4-го тактов, пружинящую ,,оттяжку”каждого sf (сфорцандо). Аккорды staccato , имитирующие звон бубенцов, можно, по желанию , слегка завуалировать педалью, сохраняя четкость пальцевой артикуляции и ритмическую волю. При повторах музыкального материала разнообразие динамических оттенков и гибкое распределение времени может оживить исполнение. Темп 3-й части – более оживленный, чем в начале пьесы из-за характера движения moto в перезвоне бубенцов. Мелодия песни звучит эмоционально. Шестнадцатые ноты играются пальцевым staccato (учить с преувеличенной активностью пальцев без вибрации кисти). При переходе к среднему разделу 3-й части, необходимо дослушать конец фразы и немного придержать движение шестнадцатых (т.8, 3-й части). Мелодию здесь обрамляют линии фигураций, для исполнения которых требуется пианистическая ,,прилаженность”. При возможности коду можно исполнять еще подвижнее и обобщение: образ тройки удаляется, детали уже не так четко просматриваются.
"Святки". Декабрь.
,,Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали". В.А.Жуковский Из баллады ,,Светлана” Святки - время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Образ пьесы - уют дворянской усадьбы. Доброе, радостное настроение рождественских праздников Чайковский передает с помощью жанровой основы – ритма вальса. Основная мелодия выдержана в стиле бытовой музыки. Короткие трехзвучные интонации, многочисленные лиги
13
не должны нарушать естественное дыхание фразы; музыка звучит непринужденно, исполнитель как бы наигрывает ее , как бы напевает мелодию. Аккомпанемент играется легким туше, педаль неглубокая, короткая. Интересный характерный прием: трехдольный ритм в партии левой руки сочетается с двухдольностью мелодии. В середине 1-й и 3-й части возможно более оживленное движение. Сквозной пульс ритма вальса сочетается с tempo rubato (т.7, 23). В середине 1-й части возможно более оживленное движение: образ как бы приближается к слушателю. Трио – средняя часть пьесы, которой свойственна полифоничность, имитационное строение, исчезает вальсовая формула аккомпанемента. Здесь необходимо обратить внимание на ритмику (синкопы), прерванные интонации в конце фраз, придающие звучанию причудливость (святочные гадания девушек). В конце части органный пункт ноты ре – диез создает настроение ожидания: возвращение к музыке 1-й части. Кода звучит в характере animato. Динамический план, указанный автором, должен быть точно выполнен (нарастание звучности и спад ее к концу пьесы). Основная трудность – передача имитаций голосов и контрастирующих штрихов (легкого пальцевого staccato и плавного legato в мелодической линии). Каждую пьесу можно воспринимать как картинку природы или народной жизни, поэтому ассоциации с живописными произведениями не только русских, но и современных художников могли бы оживить фантазию ученика.
14
III. Музыкальные фрагменты.
1. ,,Песнь косаря”. Июль.
15
16
2. ,,Жатва”. Август.
17
18
19
3. ,,Охота”. Сентябрь.
20
21
4. ,,Осенняя песнь”. Октябрь.
22
23
5. ,,На тройке”. Ноябрь.
24
25
26
6. ,,Святки”. Декабрь.
27
28
29
IV. Список используемой литературы.
- К 16 Как исполнять русскую фортепианную музыку , М.: Издательский дом ,,Классика – XXI”, 2009; - Малинина И.В. ,,Детский альбом” и ,,Времена года” П.И.Чайковского”, М.: ООО,,Престо”, 2003; - Прибегина Г.А. ,,Петр Ильич Чайковский”. Альбом. М.: ,,Музыка” , 1984. -Прибегина Г.А. ,,Петр Ильич Чайковский” , М.: ,,Музыка” , 1984; - Рапацкая Л.А. ,,Русская музыка в школе”, М.: ,,Владос”, 2003; - ,,Искусство”. Учебно – методическая газета №1 (361) 2007. Издательский дом ,,Первое сентября” (1-15 января), статья: Майкапар А. ,,П.И.Чайковский ,,Времена года”. Урок музыки.
В раздел среднее профессиональное образование