"Социально-бытовая адаптация слепых и слабовидящих детей VIII вида"
статья
Автор: Угдыжекова Рада Сергеевна, воспитатель, ГБС (К) ОУ РХ "СПЕЦИАЛЬНАЯ(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ III-IV ВИДОВ", город Абакан, республика Хакасия
В раздел среднее профессиональное образование
Социально-бытовая адаптация слепых и
слабовидящих детей VIII вида.
Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей слабовидящих ,слепых с умственной отсталостью взаимодействие с социальной средой затруднено, способность адекватного реагирования на происходящее изменения снижена, они не воспринимают усложняющихся требований. Дети с дефектами умственного развития испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию со стороны такого ребенка. Специальный класс восьмого вида обеспечивает специальное образование для детей с проблемами со зрением с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в этом классе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессионально- трудовой подготовке. Учащиеся осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам. В основном контингент учащихся специального класса восьмого типа составляет дети с клиническим диагнозом «олигофрения». В большей степени учащиеся данного типа школ – это дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). В специальный коррекционный класс восьмого класса вида ребенка направляют органы управления образованием с согласия родителей и по рекомендации МППК. Коррекционная школа III-IV вида, обучающимся по программе восьмого вида обеспечивает детям с ограниченными возможностями образования, медицинское и психологическое сопровождение. Для этих целей в штат специальной школы включаются соответствующие специалисты, которые тесно взаимодействуют с педагогами. В коррекционной школе осуществляется следующие направления помощи умственно отсталым детям: Диагностическая деятельность – диагностика и прогнозы развития заболеваний; Психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия; Профессиональное консультирование, в том числе разработка трудовых рекомендаций для лиц с умственной отсталостью; Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Социальный педагог и остальные педагоги помогают процессу социальной адаптации, социальной интеграции детей - олигофренов. Особенно важна роль социального педагога на этапе выбора профессии. В коррекционном классе количество учеников не должно превышать 7-8 человек, в остальных классах – не более 12. Сроки обучения в коррекционной школе – от восьми до десяти лет, в зависимости от наличия профессиональной подготовки учащихся. Также в
школах восьмого вида могут функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число учащихся в таком классе в идеале не должно превышать 5-6 человек. Занятия с детьми проходят в условиях группы, в связи с чем, ребенок получает возможность взаимодействия и общения с другими детьми и приучается к обучению в коллективе. Процесс обучения умственно отсталого ребенка должен содействовать его всестороннему развитию. Адекватность поведения и приспособления умственно отсталого человека к жизни в значительной степени определяется уровнем его общего развития: моторики, речи, знаниями, умениями. Процессы развития ребенка в школьном обучении и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям тесно взаимосвязаны. Целью коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление жизни. За время воспитания и обучения умственно отсталого ребенка у него необходимо развивать жизненно важные навыки. Это обязательное условие самостоятельной жизни людей с умственной отсталостью в коллективе, они должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и на производстве простую работу. Достижение поставленных целей обеспечивается решением основных задач работы с детьми с умственной отсталостью. Среди таких задач выделяются: Развитие всех психических функций и познавательной деятельности ребенка в процессе обучения, коррекция недостатков. Основное внимание должно быть направлено на умственное развитие; Воспитание детей с нарушениями психофизического развития, формирование у них правильного поведения – основное внимание направляется на нравственное воспитание; Трудовое обучение и подготовка детей к посильным видам труда, физическое воспитание, самообслуживание; Бытовая ориентировка и социальная адаптация – итог проделанной, за время обучения и воспитания работы. Социальная адаптация детей с отклонениями интеллектуальной сферы особенной необходима. У таких детей часто наблюдаются упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство, что создает сложности воспитания таких детей. Эти отрицательные черты могут достичь своего максимального развития, что сделает человека с отклонениями интеллектуальной сферы опасным для общества. Для воспитания умственно отсталого ребенка важна спокойная обстановка, доброжелательность, единство, четкость и систематичность требований. Все это способствует корректировке негативных черт личности и воспитанию необходимых привычек. У детей с такими особенностями нужно воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности. Основные из них сводятся к нескольким требованиям:
Необходимо научить ребенка адекватно реагировать на обращение; Желательно привить ребенку навыки самозащиты и способность избежать опасности; Обязательная работа над пробуждением и формированием у детей основных положительных эмоций – жалости, сострадания, радости; Нужно уделять внимание внешним формам поведения детей с дефектами в развитии. В сущности, вся система обучения и воспитании умственно отсталых детей сводится к социальной адаптации. Процесс коррекционного обучения и воспитания, направленный на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни. Одна из основных задач обучения и воспитания детей, с диагнозом F-70 максимальное расширение их социальных связей. Воспитательно-коррекционная работа с такими детьми должна способствовать расширению социальных связей. Занятия по бытовой и социальной ориентировке с детьми проходят в форме уроков и экскурсий. Успешность проведения экскурсий во многом зависит от их правильной организации. Перед выходом на экскурсию необходимо провести с детьми короткую беседу, о её теме и целях. Дети должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут наблюдать по дороге. В процессе экскурсии дети должны не только наблюдать за действиями взрослых, но и, если позволяет место, копировать их. Например, при знакомстве с работой магазинов нужно научить детей ориентироваться в торговом зале, знать назначение различных отделов, пробить в кассе чек, обратиться к продавцу, положить покупку в сумку. Именно активные действия способствуют развитию и социальному адаптированию умственно отсталых детей. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за явлениями и предметами окружающей действительности мало эффективны для развития этих детей. После проведения экскурсии необходимо подвести итоги, систематизировать, обобщить и закрепить полученные сведения. Если это не экскурсия, то бытовые сценки разыгрываются на досуге. С помощью разыгрывания разнообразных ситуаций у детей VIII вида формируется диалогическая речь, они тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от хода конкретного игрового сюжета. В ходе воспитательных игровых ситуаций педагог организует общение воспитанников друг с другом и воспитателем. Усваиваются слова, используемые в быту, фразы, выражающие межпредметные отношения, слова речевого этикета. Все эти формы работы способствуют обучению детей диалогической речи и, как следствие, социальному общению. В течение учебного года рекомендуется несколько раз возвращаться к одному и тому же речевому материалу, такой прием способствует более глубокому закреплению материала и способности адекватно реагировать на разыгрываемую ситуацию. В ходе диалогической речи, детей необходимо постоянно активизировать системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации.
Задачи в работе по СБО: Образовательные – обеспечение, усвоение знаний, умений, навыкав; Коррекционно-развивающие – коррекция и развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы; Воспитательные – формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Сроки работы с детьми по СБО рассчитаны на весь период пребывания ребенка в школе - интернат. В школе ведется поэтапная работа по формированию умений и навыков, от простых к сложным. При организации работы по СБО учитываются: Возрастные особенности. Уровень индивидуального развития. Индивидуальные особенности. Медицинские показания. Уровень сформированности знаний, умений, навыков. Личная симпатия детей друг к другу. Доверительные отношения с педагогом. Методы работы в группе 5 «Б» и 6 «Б» класс: Беседы. Экскурсии. Конкурсы. Практикум. Сюжетно – ролевые игры. Работа по СБО в группе ведется по следующим блокам: -Жилище (спальня, класс) - Одежда и обувь. - Кулинария -Мир профессий, профессиональные пробы. Для каждого блока характерны свои цели и задачи, а также знания, умения, навыки, которые должны приобрести воспитанники. Показатели результативности, приобретенные навыки и умения отслеживаются в конце года по трём уровням (высокий, средний, низкий). По анализу результатов мониторинга строится программа работы с воспитанниками на следующий год. Мы уже провели работу по направлениям:
-Спальня, классный кабинет; -одежда, обувь. Это те направления,которые формируют и закрепляют навыки самообслуживания и труда.Наиболее эффективные формы работы: -это работа в мини группах; -работа в парах; -воспитатель – воспитанник; Проводятся в течение учебного года такие мероприятия: Классный час «Моя одежда, мой костюм»; практическое занятие «Создадим уют в своей спальне»; Беседа «Поведение в общественных местах», которое сопровождается экскурсией; беседа с элементами практического занятия «Обувь. Уход за обувью»; Практическое занятие « Замачивание.Р учная стирка. Сушка одежды» ; Занятие «Доброжелательные отношения в группе (о правилах общения со сверстниками) и т.д. Самое главное любить детей, уважать их чувства и все у всех получится.
В раздел среднее профессиональное образование