Петр Ильич Чайковский Балет,,Щелкунчик”
Учебно-методическое пособие
Автор: Остапенко Линна Илларионовна, преподаватель, ГБОУ СПО "Пермский музыкальный колледж", г.Пермь
В раздел среднее профессиональное образование
Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края
Государственная бюджетная образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Пермский музыкальный колледж»
Петр Ильич Чайковский
Балет ,,Щелкунчик”
Серия ,,Сказка в музыке”
Учебно – методическое пособие для учащихся Детской музыкальной школы
Автор – составитель:
Преподаватель ПМК Л.И.Остапенко
Пермь, 2013
Утверждено на заседании методического объединения отделения фортепиано ПМК 12.02.2013 года. Зав.отделением М.А.Окуневич Рецензенты: Преподаватель ПМК Г.И.Ткаченко Доцент кафедры Специального фортепиано ПГАИК Н.И.Шамарина
3 Методическое пособие является первым из серии ,,Сказка в музыке” и рекомендуется в качестве интегрированного учебного пособия для учащихся Детских музыкальных школ, Детских школ искусств, музыкальных студий, а также для широкого круга любителей музыки. В пособии представлены фрагменты из балета – феерии Петра Ильича Чайковского ,,Щелкунчик” с использованием материала из сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана ,,Щелкунчик и Мышиный король” и иллюстраций художников Л.А.Гладневой, В.Павловой, И.Егунова. Пособие состоит из нескольких разделов: - Методические рекомендации; - Биография П.И.Чайковского; - Драматургия балета; - Содержание балета. Музыкальные фрагменты. Иллюстрации; - Список используемой литературы. Раздел ,,Драматургия балета” – для преподавателей. Раздел с нотными примерами и иллюстрациями предназначен для совместной работы учителя и ученика в классе. К пьесам предлагаются методические указания. Знакомство с музыкой балета будет интересным, занимательным, расширит кругозор маленького музыканта. Пьесы могут быть использованы в педагогическом репертуаре учащихся. Автор – составитель.
4
I.Методические рекомендации.
В 1892 г. в процессе работы над балетом Чайковский сам подготовил сюиту из балета ,,Щелкунчик”, и она была исполнена прежде постановки балета на сцене. Композитор включил в нее восемь номеров: увертюру, марш из 1 действия, 6 танцев из дивертисмента – танец сластей и игрушек, танец феи Драже, трепак, арабский танец, китайский танец и вальс цветов. В пособии представлены 23 небольших по объему и разной степени трудности переложения в две руки ( композитор Веселова), и в четыре руки (редактор Яцкевич), а также произведения в оригинальном переложении П.И.Чайковского ( ,,Рост елки”, ,,Битва”, ,, Мышиный король”, ,,Andante фа мажор”).
Цель:
- расширение музыкального кругозора учащихся; - воспитание и формирование художественного вкуса детей.
Задачи:
-
образное, содержательное исполнение разнохарактерных музыкальных пьес; - приобретение и развитие навыков ансамблевого музицирования; - ознакомление с различными музыкальными жанрами, формами, приобретение разнообразных технических приемов. Все пьесы носят программный характер. Это помогает педагогу в работе над эмоционально – образным восприятием музыки учащихся. Выразительное исполнение основано на изучении композиторского замысла, на стремление исполнителя проникнуться настроением музыки и с помощью своих эмоциональных возможностей передать слушателям образы данного произведения. Основное внимание педагога должно быть обращено на развитие мышления ребенка, его музыкальности, фантазии, умения слушать себя. Часть фрагментов в пособии представлены в ансамблевом переложении в четыре руки. Фортепианный ансамбль – один из видов занятий среди учащихся музыкальных школ, т.к. он дает радость общения, чувство взаимной поддержки и удовлетворения от совместной работы. Ансамблевая игра является мотивацией к успешным занятиям в музыкальном классе, т.к. это наиболее доступный вид музицирования. Играя в ансамбле с
5 преподавателем, ребенок чувствует себя увереннее, раскованнее, испытывает удовольствие от общения, т.к. достигается эффект: шире становится диапазон и мощь звучания, динамические оттенки приобретают яркие краски. Учитывая индивидуальные данные и возможности ребенка, педагог может стимулировать интерес ученика к изучению музыки, дать толчок к воображению. Чтобы работа над произведением была успешнее, педагог должен сам ярко, эмоционально исполнять пьесы. Образы близки и соответствуют возрастному кругозору ребенка. Балет начинается ,,Увертюрой”, далее представлены ,,Марш” и ,,Галоп”. Музыкальный образ веселого
,,Марша”
основан на сопоставлении мужественного и женского элементов. Это момент игры, показаны основные черты обобщенного образа детей – подвижность, жизнерадостность, здоровье, активность. Фанфары первой темы (триоли на 2-ую долю такта) необходимо исполнять цепкими пальцами, точным прикосновением к клавиатуре, минимальными движениями. Четко, ритмически упруго играются повторяющиеся ноты, изображающие дробь барабана. Стройно должны звучать аккорды и терции в левой руке. При исполнении каждой ритмической фигурки надо согласовать штрих с движением руки, а при выработке штриха отличать движение ,,от рояля”- как бы щипком и движении ,,в рояль”. Короткая педаль возможна на длинных опорных аккордах.
,,Галоп”
– легкий, изящный характер, 2-х дольная метрика, создает образ веселых детей, для темы характерна простота, незамысловатость. При исполнении важно добиться ритмической точности при передаче мелодии из одной руки в другую. Короткая педаль берется только на опорный аккорд.
,,Колыбельная”
– мелодия нежная, печальная, лирическая, развивает музыкальность ребенка. Играя эту пьесу, учащийся должен опираться пальцами на крайние голоса фактуры, рельефно ощущая их мелодическое развитие. Ноты, заполняющие гармонию, берутся более легкими пальцами, четверти нижнего голоса должны быть связаны между собой в одну непрерывную линию. Они играют роль педали, поэтому прежде чем пользоваться ею (педалью) , надо добиться связного , беспедального
6 звучания. Можно представить себе партию левой руки в исполнении разных инструментов и поиграть ее двумя руками. Ощущение свободного веса руку на кончик пальца позволит найти нужный тембр и качество звучания. Достижение протяжного звука и умение слушать его – главные задачи при исполнении пьесы.
,,Рост елки”
. Основа темы – восходящее движение восьмых нот и секвенционное развитие. Движение мелодии – это бесконечное устремление вверх, звучит , как ожидание радости, чуда, а обогащение, заполнение темы происходит за счет тембрового, фактурного, гармонического, ритмического развития. При игре следует избегать подчеркивания 1-х долей каждого такта, стремиться исполнять мотивы, фразы на едином движении, дыхании к вершинам, добиваться гибкости фразировки. Трепетный фон создает аккордовая пульсация в партии левой руки. Педаль осторожно подхватывает каждую гармонию. Легкое прозрачное звучание верхнего регистра допускает ,,педальную дымку”.
,,Битва”
– сцена сражения игрушек и мышей . Присутствует яркая образность. Короткие темы и мотивы объединены ровным фактурным движением – фоном. В оркестре отдельные короткие фразы, разбросанные по разным регистрам, исполняют разные инструменты. Такого оркестрового звучания следует добиваться и на фортепиано. Для исполнения этой пьесы нужно, чтобы ученик обладал крепкими пальцами и ярким темпераментом. Аккорды в левой руке играются ровно, четко, свободным кистевым движением. Педаль короткая, берется на акцентированные длинные ноты.
,,Мышиный король”
(клавир, переложение П.И.Чайковского) – сказочно-фантастический образ. Тема со скачками и синкопами имеет изобразительный характер. Фактура пьесы содержит большое количество разнообразных штрихов и требует внимания. 1-ая часть изложена чередованием ломаных аккордов, требующих выработки быстрой реакции ученика при смене пальцевых позиций, при этом надо ясно слышать мелодическое движение во всех голосах. Педаль – связующая и колористическая, далее – короткая прямая педаль нужна лишь для подчеркивания опорных моментов ритмического рисунка.
7
,,Вальс снежинок”
– картина природы. Это поэма зимы, жемчужина всего первого акта. Вальс по своей музыке свободен и разнообразен, построен на сопоставлении двух контрастных образов: теме падающего снега и теме хора без слов, которую условно можно назвать темой ,,привета природы людям”. Тема падающего снега – причудливая, оживленная и одновременно внутренне грустная музыка. Холодноватый, призрачный, фантастический характер вальса. Легкая фактура, слегка заостренный ритмический рисунок прерывистых интонаций создает впечатление переменчивости, зыбкости, напоминает бегающие световые блики. Трудность исполнения мелодических интонаций преодолима, если их играть гибким движением кисти, с ее подъемом на конец интонации, выдерживать паузы, при активности пальцев. Неглубокая прямая педаль подчеркивает каждый штрих.
Дивертисмент
– сюита из шести характерных танцев.
,,Шоколад”
(Испанский танец) – быстрый, темпераментный. Первая тема- мужественно – волевая, вторая – грациозная, певучая. Основная ,,изюминка” заключена в использовании кастаньет. При исполнении обратить внимание на разнообразие ритмов, игру ритмических акцентов, стараться показать богатство оркестровых красок на фортепиано. При работе над штрихами, возможно ,местами объединять движением кисти, т.е. ноты, которые группируются вокруг сильной доли такта. Педаль короткая, прямая.
,,Кофе”
(Арабский танец) – медленный, томный, грустный, вместе с тем страстный танец. Основа – грузинская народная колыбельная песня, записанная Ипполитовым – Ивановым. ,,Качающееся” и одновременно неподвижное остинато квинты создает фон для постепенного, медленного развития песни. При исполнении следует обратить внимание на смещение акцентов в теме, сначала на первую долю такта, в следующей – на вторую, а далее – на третью. Аккомпанемент выдержан с начала до конца на единой формуле. Интересны динамические обозначения в музыке танца, почти все время ,,р” и ,,рр”, а самая громкая звучность ,,mf”.
,,Чай”
(Китайский танец). Скерцозный характер, противопоставление контрастных регистров: низкого (фагота) и высокого (флейта). Разнообразные штрихи, октавные скачки в мелодии требуют четкости, легкости исполнения,
8 а чтобы прозвучала гибкая фраза, надо, чтобы ученик услышал мелодичную линию, звучащую на едином динамическом ,,спуске”. Аккомпанемент требует особого внимания: необходимо добиваться легкого стаккато в басу. Педаль легкая, короткая.
,,Трепак”
(Русский танец) – народная русская пляска. Прообразом оригинального трепака послужила народная камаринская. Характер задорный, удалой. Пьеса достаточно сложная: в легком staccato необходима пальцевая активность; четкое выполнение всех разнохарактерных штрихов, контрастов в динамическом развитии, услышать и передать воображаемое звучание волынки, провести мелодическую линию в левой руке в среднем голосе. Педаль короткая, берется на сильную долю такта.
,,Танец пастушков”
- легкий, манерный, изящный танец. Грациозную песенную тему в оркестре ведут три флейты на фоне pizzicato струнных. При исполнении пьесы ,,отточенные” движения кончиков пальцев создают легкую звучность, не требующую педали, труден ,,взлетающий”в верхний регистр пассаж из группы шестнадцатых длительностей, которые следует играть на едином движении кисти руки.
,,Мамаша Жигонь и паяцы”
– заключительный танец сюиты. В нем использована подлинная французская песенка ,,Жирофле – Жирофля”. Тема танцевального характера. Создавая образ, пианист должен одновременно передать все нюансы интонирования мелодии, все оттенки динамики, играть смело. Работая над аккомпанементом во 2-ой партии, необходимо до автоматизма довести ритмическую основу, незаметно, передавать музыкальную ткань из одной руки в другую. Короткая прямая педаль берется на сильную долю такта.
,,Вальс
цветов”
– поэма весны, расцвета жизни. Чайковский продолжает традиции больших массовых вальсов ,,Лебединого озера” и ,,Спящей красавицы”, воспевает весну, красоту расцветающей природы. При исполнении вальса необходимо чувствовать ровность мелодического движения, четкость акцентов на сильную долю такта в первой теме, легкость и ,,отточенность” штрихов, чутко слышать и гибко воплощать богатое и разнообразное интонирование мелодии.
9 Педаль прямая берется на 1-ую долю такта, снятие на 2-ую или на 3-ю долю в зависимости от мелодической линии.
,,Па-де-де
(Pas-de-deus)”
– симфоническая и танцевальная кульминация всего балета. Этот большой дуэт называют ,,поэмой о юности , симфоническим гимном любви”. Тема первой части Па-де-де-Andante предельно проста – это нисходящий звукоряд в пределах октавы. Повторяемый несколько раз , он окрашивается то мажорным, то минорным ладом. Главная задача исполнителя в этой пьесе – работа над качеством звука, его тембром, стремление к чуткости интонирования. Следует обратить внимание на сочетание мелодии и аккомпанемента: исполнителю надо найти ощущение гибкого движения шестнадцатых нот в левой руке, чутко реагирующего на все нюансы интонационного развития мелодии. В данном фрагменте мелодия сразу начинается с высокого уровня эмоционального подъема, что требует от пианиста мысленной психологической подготовки перед началом игры. Звучание должно быть насыщенным. ,,
Вариация II” (
Танец феи Драже). Женская вариация возникла из замысла Петипа, в программе которого указывалось: ,,Надо, чтобы было слышно падание капель воды в фонтане”. Колористическое ,,чудо” заключается в использовании нежного и чистого тембра челесты. Характер темы изящный , грациозный, исполняется очень легко, штрих – стаккато. Фактура пьесы содержит разнообразные штрихи и требует к себе особого внимания. Первая часть изложена в основном, стаккато, напоминающим pizzicato струнной группы оркестра. Этот штрих создает настроение загадочности. Во второй партии возникает трудность игры при чередовании нисходящих гаммообразных пассажей и аккордов, требующих выработки быстрой реакции при смене пальцевых позиций. Педаль короткая прямая нужна для подчеркивания опорных моментов ритмического рисунка.
,,Финальный вальс”.
Сфера праздничности, массовой танцевальности. Чайковский ,,сочетает присущую вальсу волнообразность мелодии с русской напевностью и плавностью дыхания”.(Асафьев Б.В. Избранные статьи о русской музыке. Вып. II с.26)
10 При исполнении слушать, чтобы короткие трехзвучные интонации мелодии, паузы не нарушали естественное дыхание фразы: музыка звучит непринужденно, празднично. Аккомпанемент играется легко. Басы подхватываются неглубокой короткой педалью. Итак, богатство образов, яркость и разнообразие средств выразительности, содержащихся в пьесах (фрагментах) из балета ,,Щелкунчик”, создают простор для фантазии музыканта, возможность возникновения различных трактовок, вариантов исполнительских замыслов. Данные выше рекомендации не являются исчерпывающими, единственно возможными и в основном преследуют цель помочь исполнителю и педагогу найти самостоятельное решение.
11
II.
Петр Ильич Чайковский. Биография.
(1840 – 1893)
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода, Ильи Петровича Чайковского и его жены Александры Андреевны. В жизни отец был мягким, сердечным, жизнерадостным и общительным человеком. Мать была моложе своего мужа почти на двадцать лет. Всем сердцем любя детей, она воспитывала их без баловства и проявляла свои чувства очень сдержанно. Высокая, статная Александра Андреевна очаровывала всех своей добротой и приветливостью. Она получила образование в одном из Петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У нее был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Любимым романсом Пети был ,,Соловей” Алябьева. Первые восемь лет жизни маленький Петя провел на родине, в Воткинске, а затем до 1850 г. – в г. Алапаевске на Урале.
12 В семье было шесть детей, за воспитанием которых следила гувернантка – француженка Фанни Дюрбах. Фанни прожила в семье всего около четырех лет, но память о ней, как о лучшем друге его детства, Петр Ильич сохранил на всю жизнь. Фанни особенно любила Петра, который оказался на редкость способным. Она рассказывала: ,,Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Это был ,,стеклянный ребенок”. Особенную любовь Петя проявлял к литературе и истории. Едва овладев грамотой, он уже пытался сочинять стихи – на русском и французском языках. В раннем же возрасте мальчик познакомился с отрывками из опер Моцарта, Вебера и других западно-европейских композиторов в исполнении механического органа, так называемой оркестрины. Видя это, родители пригласили сыну учительницу музыки Марию Марковну Пальчикову. Но родители, отдавая должное способностям мальчика, отнюдь не думали готовить из него музыканта, и решили отдать его в десятилетнем возрасте в Училище правоведения в Петербурге. Все свободное от занятий время Чайковский мог отдавать музыке. Он много играл и часами фантазировал на фортепиано. Кроме того он пел в школьном хоре, которым руководил отличный знаток хорового искусства Г.А. Ломакин. Увлекся Чайковский и литературой, дружил с будущим поэтом А.Н.Апухтиным, учившимся с ним в одном классе. У соучеников и педагогов Петр завоевал большую симпатию во многом благодаря его к умению играть на фортепиано, мальчика стали называть ,,Чаинькой” . Отец Чайковского, видя серьезное отношение сына к занятиям музыкой, пригласил к мальчику известного в то время музыкального педагога Р.Кюндингера . Со своим учителем Петр много играл произведений в четыре руки, посещал воскресные симфонические концерты. Однако, Кюндингер ответил отрицательно на вопрос Ильи Петровича – следует ли сыну всецело посвящать себя музыке. В 1859 году Чайковский заканчивает Училище правоведения и поступает на службу в Министерство юстиции. С полным равнодушием он исполняет свои служебные обязанности, хотя в силу природной дисциплины делает это аккуратно. Петр много музицирует, посещает театры, концерты, близко знакомится с музыкой русских композиторов – Глинки, Даргомыжского, Серова, увлекается балетом . К
13 этому времени относятся его первые композиторские опыты. Лишь в 1861 г. Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. В1862 году Чайковский писал сестре А.И.Давыдовой:,, Я поступил во вновь открывшуюся Консерваторию. В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - я просто хочу делать только то, к чему меня влечет призвание: буду ли я знаменитый композитор, или бедный учитель, - но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей”. И никто не мог предположить, что этот молодой человек станет всемирно известным, величайшим композитором, Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепиано с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы для голоса и фортепиано, множество фортепианных пьес. В этом сборнике мы познакомим Вас с замечательным балетом П.И.Чайковского ,,Щелкунчик.”
14
Драматургия балета.
В 1892 году П.И Чайковский закончил балет – феерию ,,Щелкунчик”, премьера которого состоялась 6 декабря 1892г на сцене Мариинского театра в Петербурге. Впервые Чайковский прочитал сказку Э.Т.А. Гофмана ,, Щелкунчик и Мышиный король” в 1882 году, о чем он сообщил в письме из Рима ( Письмо от 22.01.1882 г. С.В.Флерову) , назвав сказку ,,превосходной” и похвалив ее перевод. В творчестве Гофмана Чайковскому была особенно близка тема романтического порыва, стремление человека к своей мечте через борьбу и страдания, а в ,,Щелкунчике и Мышином короле” – мягкая улыбка и искренняя серьезность. Основа сюжета – одно из самых светлых произведений Гофмана – детская сказка. Писатель создает прекрасный фантастический мир, который в глазах детей столь же реален, как и окружающая их действительность. Сказка написана с доброй улыбкой и вместе с тем с величайшей серьезностью. Она светла и радостна, хотя образы ночи возникают и здесь. Добро, Справедливость, Верность, Храбрость побеждают Зло и коварство в нелегкой борьбе. Сферы волшебного и реального едины. Мир фантастики живет по законам человеческого общества. Он населен существами добрыми и злыми, богатыми и бедными , справедливыми и несправедливыми, но в этом мире случаются чудеса, и добро побеждает. Проникнуть сюда может не каждый , даже хороший человек. Жизнь природы и, казалось бы , неподвижных вещей, способны познать только самые тонкие , поэтические натуры, а для этого надо быть Художником, Мечтателем. Взрослые не могут познать этот мир, даже если в детстве они были восприимчивы к поэзии и красоте. С годами они становятся к ней все более слепы и глухи . Балет ,,Щелкунчик” - это глубоко новаторское произведение, в котором появляется новая в театральной музыке композитора тема – тема детства, т.е. духовного роста человека, юношеского предчувствия любви, ожидание счастья. Чайковский сумел раскрыть особенности детской психики. Смелая
15 героиня, девочка Маша, защищает игрушечного Щелкунчика, предводителя оловянных солдатиков, на которого нападает полчище мышей. Таким образом, сказочная аллегория тесно переплетена с реалистическим раскрытием действительности, а средствами музыки показана основная идея балета: борьба Добра со Злом, победа Света над Мраком, порыв к счастью и достижение его. Два акта балета неравнозначны по своей драматургической нагрузке. Первый насыщен множеством разных событий, второй по сценарию танцевально – статичен, в нем почти ничего не происходит. В первом акте преобладает принцип многопланового контраста: бытовые и фантастические сцены, разнообразные события внешней, реальной жизни и бурная, насыщенная значительными событиями ночная жизнь. В сценах реальных - безоблачный детский праздник, веселье взрослых контрастирует с загадочной фигурой Дроссельмейера. В ночных сценах война игрушек и мышей контрастирует с чарующим колдовством роста елки. Первый раздел первого акта – картины детского праздника, приготовление к елке, момент ее зажигания, танцы детей и родителей, затем – появление Дроссельмейера, раздача подарков и знакомство с Щелкунчиком. Снова танцы детей и родителей, прощание и уход гостей (преобладают небольшие танцевальные сюиты). Следующий раздел – несколько симфонических поэм, в которых постепенно возрастает роль танцевальности. Первая кульминация и первое чудо в восприятии детей – сцена украшения елки и момент ее зажигания. Вторая кульминация (второе чудо) – сцена оживления кукол. Следующее чудо – ночная сцена роста елки, затем – превращение Щелкунчика в прекрасного принца.(,,Рост елки”, ,,Битва”, ,,Анданте”, ,,Вальс снежных хлопьев.”) Третья фантастическая сцена - ,,Битва” - построена как изобразительная картина. В ней несколько волн, и они точно отражают все этапы борьбы, ее напряжение и спады. Н.В.Туманина пишет: ,, Обаяние этой сцены заключается в ее двойственности: с одной стороны она рождает ощущение
16 ,,кукольности”, ,,игрушечности” битвы, с другой стороны, поражает жуткой и мрачной остротой образов”. Сцена состоит из двух динамических волн. Первая из них заканчивается победой мышиного войска, вторая – поединком Щелкунчика и мышиного короля, во время которого Маша бросает башмачок в короля и тем спасает Щелкунчика. Жемчужина всего первого акта - ,,Вальс снежных хлопьев”. Это первый массовый классический танец, который после многочисленных пантомимных сцен естественно обогащает танцевальностью все действенные сцены первого акта балета. Основной эффект трио – введение хора, поющего без слов за сценой. Драматургия второго акта при всем отличии от первого имеет и некоторые общие черты. Его большая завершенность, самостоятельность и дивертисментность подчеркнуты обрамлением. Вступительный и заключительный эпизоды построены на одном тематическом материале. Это образ прекрасного волшебного города, в который вступают герои ,как в мечту. Два больших раздела составляют второй акт. Первый – дивертисмент, характерная национальная сюита: герои входят в мир удивительный, чужой, интересный, но не враждебный. Открытие мира продолжается. Второй раздел – лирическая танцевальная сюита (Pas de deux), окаймленная двумя большими массовыми вальсами. Почти все танцы дивертисмента имеют два названия: ,,Шоколад” (Испанский танец), ,,Кофе” (Арабский танец), ,,Чай”(Китайский танец), ,,Трепак”(Русский танец), ,,Мамаша Жигонь и паяцы”( Французский танец ,,Паяцы”). Основа сюиты – принцип контраста, все танцы лаконичны, самостоятельны, оригинальны, в каждом есть свой тембровый или ритмический эффект.
17 Завершающий этап действия балета состоит еще из одной циклической формы. Два вальса обрамляют большое Pas de deux – единственную в балете традиционную по форме классическую сюиту, выходящую по своему содержанию и особенностям развития далеко за пределы собственно балетной музыки. ,,Вальс цветов” звучит величаво, празднично, торжественно. Движение выразительных тем направленно от импозантной первой к песенной теме романса средней части. Вальс переходит в Pas de deux – симфоническую и танцевальную кульминацию всего балета. Тема первой части (Andante maestoso) проста, выразительна, экспрессивна, благодаря гармонической окраске, полноте звучания и ритмическому рисунку. В среднем разделе появляется новая песенная тема. Секвенционная разработка одного из ее мотивов приводит к генеральной кульминации, звучащей, как голос скорби и огромной душевной боли. ,,Здесь развивается мысль о сопутствующей мечтам и надеждам юности страстной борьбе за жизнь”, - писал Б.В.Асафьев об Adagio. (Б.В.Асафьев ,,Избранные труды”, т.4 с.108) Отблеск тревожного света Adagio ложится и на вариации солистов. Мужская вариация написана в ритме тарантеллы, в женской ,,Танец феи Драже”, колористическое ,,чудо” заключается в использовании нежного и чистого тембра челесты. ,,Финальный вальс и апофеоз” переключает вновь действие в сферу праздничности, массовой танцевальности. Таким образом, сказка о Добре и Справедливости нашла свое выражение в жанре лирико – характеристического балета, где классический танец чередуется с характерным танцем и пантомимой, танцевальная музыка насыщена симфоническими и оперными приемами развития музыкальных образов, а содержание – внутренним психологизмом.
18
Щелкунчик.
Балет.
Все происходит в Рождественскую ночь, в небольшом немецком городке. Во дворце короля собираются гости на праздник. Звучит увертюра. Вся ее легкая, нежная, блестящая музыка проникнута одним настроением и посвящена образу беззаботного детства.
Увертюра ( фрагмент).
19 Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильберхауса. Хозяин дома раздает подарки. Воинственно, под звуки веселого марша шествуют мальчишки, сделав из подаренных игрушек целый оркестр: здесь и детские трубы , барабаны и ударный инструмент – тарелки, и ,,перепела”, и ,,кукушки”.
Марш ( фрагмент).
20 Легкий изящный галоп создает образ беззаботных веселых детей.
Галоп( фрагмент).
21 Зажигается елка. Дроссельмейер – крестный маленькой Маши преподносит детям четыре механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Новую смешную куклу Щелкунчика Дроссельмейер дарит Маше. Это смешной, большеголовый уродец . Он умеет раскалывать орехи. Озорной Фриц вкладывает ему в рот самый большой орех и у Щелкунчика ломаются зубы. Маша жалеет Щелкунчика и укладывает его спать на кровать любимой куклы. Звучит нежная, печальная, лирическая колыбельная.
22 Гости благодарят короля и его супругу и уходят. Детям велят идти спать. Наступает полночь. Луна освещает гостиную. Маша в ночной рубашке возвращается .Перед сном она хочет взглянуть на своего больного друга. Она подходит к кроватке Щелкунчика, от которого ей кажется, что исходит фантастический свет. Вдруг совершается чудо: елка начинает расти. Все украшения на ней – пряники, игрушки – оживают.
Рост елки (фрагмент).
23
24 Оживает и уродливый Щелкунчик. Но что это? Маша встревожена непонятным, все нарастающим, жутким шорохом и писком. Это со всех сторон появляются огромные мыши. Она хочет уйти, но мыши появляются со всех сторон и Маша забирается на стул… Начинается битва игрушек и мышей.
Битва (фрагмент).
25 Появляется Мышиный король. Его приветствует армия мышей. И в тот миг, когда , казалось, гибель Щелкунчика неизбежна, Маша – нежная девочка с добрым сердцем – решительно и самоотверженно вступает в борьбу с кошмарным злом. Любовь и жалость побеждают страх в ее душе. Защищая любимую игрушку, она кидает в Мышиного царя свою туфельку…
26 Вдруг Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он благодарит свою спасительницу и приглашает ее в волшебное кондитерское царство - Конфитюренберг . Отправляясь в путешествие, Маша и Щелкунчик попадает в зимний заснеженный лес. Их медленный лирический танец-дуэт (Анданте) становится лирической поэмой о пробуждающихся светлых чувствах, о надеждах, волнении и радости. Музыка его исполнена патетики и в то же время чистоты и нежности.
27 Начинает идти снег. Снежинки окружают юных героев. ,,Вальс снежных хлопьев”(его мелодию подхватывает и женский хор) своей светлой лирикой, напевностью производит после предшествующих тревожных и жутких ночных сцен впечатление очищения от всякой скверны.
Вальс снежинок (фрагмент).
28 В царстве сластей, лакомств и игрушек Машу и Щелкунчика встречает фея Драже. Все благодарят девочку – спасительницу. Начинается праздник.
29 Дивертисмент – сюиту составили шесть характерных танцев. Шоколад – быстрый, темпераментный испанский танец, с характерным прищелкиванием кастаньет.
Шоколад (фрагмент)
30 Кофе – медленный, томный арабский танец, в основу которого положена мелодия грузинской народной колыбельной песни.
Кофе.
(фрагмент)
31 Чай – шуточный китайский танец, с нарочито комическим противопоставлением контрастных регистров оркестра: низкого фагота и высокого – флейт.
Чай ( фрагмент)
Трепак – увлекательная русская народная пляска.
Трепак (фрагмент)
32 Танец пастушков – легкий, изящный, в ритме польки.
Танец пастушков
(фрагмент)
33 Зал заполняется ожившими цветами – розами, нарциссами, гвоздиками. Они кружатся в чарующем вальсе, воспевающем весну, красоту расцветающей природы.
Вальс цветов ( фрагмент).
34 Этот большой дуэт называют ,,поэмой о юности , симфоническим гимном любви, победившей злые силы”.
Па – де – де (Фея Драже и принц Коклюш) (фрагмент).
35
Вариации II ( Танец феи Драже).
(фрагмент)
Изящный и грациозный танец феи Драже звучит в исполнении челесты – французского инструмента, разновидности фортепиано, отличающегося нежным и звонким тембром. Композитор первым в России применил его.
36 Маша и принц Щелкунчик счастливы. Все кружатся в Финальном вальсе, музыка которого полна восторженности, стремительности, блеска, а чередование контрастных эпизодов еще больше подчеркивает полноту жизнеощущения. Его апофеоз исполнен задора и огня.
Финальный вальс ( фрагмент)
.
37
Список используемой литературы.
1. А.Веселова. Сказка в русской музыке. Санкт – Петербург, 2002. 2. Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик. Литературно – художественное издание ,,Омега”: М., 2006. 3. Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. ,,Эксмо”: М., 2007. 4. И. В. Малинина. ,,Детский альбом” и ,,Времена года” Чайковского. ООО,,Престо”, М., 2003 . 5. А.А.Орлова. П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. Таллин, 1955. 6. Г.А.Прибегина. П.И.Чайковский. ,,Музыка”: М., 1984. 7. Ю.Розанова. Симфонические принципы балетов Чайковского: ,,Музыка”: М., 1976. 8. П.И.Чайковский. Щелкунчик. Клавир. Переложение автора. ,,Музыка”: Ленинград, 1982. 9. П.И.Чайковский. 20 отрывков из балета ,,Щелкунчик”. Обработка для фортепиано в 4 руки. ,,Государственное музыкальное издательство”: М.,1959. 10. Ю.Хохлов. Оркестровые сюиты Чайковского. Государственное музыкальное издательство: М., 1961. Электронная библиотека: ,,Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2005.
«Пермский музыкальный колледж»
Петр Ильич Чайковский
Балет ,,Щелкунчик”
Серия ,,Сказка в музыке”
Учебно – методическое пособие для учащихся Детской музыкальной школы
Автор – составитель:
Преподаватель ПМК Л.И.Остапенко
Пермь, 2013
Утверждено на заседании методического объединения отделения фортепиано ПМК 12.02.2013 года. Зав.отделением М.А.Окуневич Рецензенты: Преподаватель ПМК Г.И.Ткаченко Доцент кафедры Специального фортепиано ПГАИК Н.И.Шамарина
3 Методическое пособие является первым из серии ,,Сказка в музыке” и рекомендуется в качестве интегрированного учебного пособия для учащихся Детских музыкальных школ, Детских школ искусств, музыкальных студий, а также для широкого круга любителей музыки. В пособии представлены фрагменты из балета – феерии Петра Ильича Чайковского ,,Щелкунчик” с использованием материала из сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана ,,Щелкунчик и Мышиный король” и иллюстраций художников Л.А.Гладневой, В.Павловой, И.Егунова. Пособие состоит из нескольких разделов: - Методические рекомендации; - Биография П.И.Чайковского; - Драматургия балета; - Содержание балета. Музыкальные фрагменты. Иллюстрации; - Список используемой литературы. Раздел ,,Драматургия балета” – для преподавателей. Раздел с нотными примерами и иллюстрациями предназначен для совместной работы учителя и ученика в классе. К пьесам предлагаются методические указания. Знакомство с музыкой балета будет интересным, занимательным, расширит кругозор маленького музыканта. Пьесы могут быть использованы в педагогическом репертуаре учащихся. Автор – составитель.
4
I.Методические рекомендации.
В 1892 г. в процессе работы над балетом Чайковский сам подготовил сюиту из балета ,,Щелкунчик”, и она была исполнена прежде постановки балета на сцене. Композитор включил в нее восемь номеров: увертюру, марш из 1 действия, 6 танцев из дивертисмента – танец сластей и игрушек, танец феи Драже, трепак, арабский танец, китайский танец и вальс цветов. В пособии представлены 23 небольших по объему и разной степени трудности переложения в две руки ( композитор Веселова), и в четыре руки (редактор Яцкевич), а также произведения в оригинальном переложении П.И.Чайковского ( ,,Рост елки”, ,,Битва”, ,, Мышиный король”, ,,Andante фа мажор”).
Цель:
- расширение музыкального кругозора учащихся; - воспитание и формирование художественного вкуса детей.
Задачи:
-
образное, содержательное исполнение разнохарактерных музыкальных пьес; - приобретение и развитие навыков ансамблевого музицирования; - ознакомление с различными музыкальными жанрами, формами, приобретение разнообразных технических приемов. Все пьесы носят программный характер. Это помогает педагогу в работе над эмоционально – образным восприятием музыки учащихся. Выразительное исполнение основано на изучении композиторского замысла, на стремление исполнителя проникнуться настроением музыки и с помощью своих эмоциональных возможностей передать слушателям образы данного произведения. Основное внимание педагога должно быть обращено на развитие мышления ребенка, его музыкальности, фантазии, умения слушать себя. Часть фрагментов в пособии представлены в ансамблевом переложении в четыре руки. Фортепианный ансамбль – один из видов занятий среди учащихся музыкальных школ, т.к. он дает радость общения, чувство взаимной поддержки и удовлетворения от совместной работы. Ансамблевая игра является мотивацией к успешным занятиям в музыкальном классе, т.к. это наиболее доступный вид музицирования. Играя в ансамбле с
5 преподавателем, ребенок чувствует себя увереннее, раскованнее, испытывает удовольствие от общения, т.к. достигается эффект: шире становится диапазон и мощь звучания, динамические оттенки приобретают яркие краски. Учитывая индивидуальные данные и возможности ребенка, педагог может стимулировать интерес ученика к изучению музыки, дать толчок к воображению. Чтобы работа над произведением была успешнее, педагог должен сам ярко, эмоционально исполнять пьесы. Образы близки и соответствуют возрастному кругозору ребенка. Балет начинается ,,Увертюрой”, далее представлены ,,Марш” и ,,Галоп”. Музыкальный образ веселого
,,Марша”
основан на сопоставлении мужественного и женского элементов. Это момент игры, показаны основные черты обобщенного образа детей – подвижность, жизнерадостность, здоровье, активность. Фанфары первой темы (триоли на 2-ую долю такта) необходимо исполнять цепкими пальцами, точным прикосновением к клавиатуре, минимальными движениями. Четко, ритмически упруго играются повторяющиеся ноты, изображающие дробь барабана. Стройно должны звучать аккорды и терции в левой руке. При исполнении каждой ритмической фигурки надо согласовать штрих с движением руки, а при выработке штриха отличать движение ,,от рояля”- как бы щипком и движении ,,в рояль”. Короткая педаль возможна на длинных опорных аккордах.
,,Галоп”
– легкий, изящный характер, 2-х дольная метрика, создает образ веселых детей, для темы характерна простота, незамысловатость. При исполнении важно добиться ритмической точности при передаче мелодии из одной руки в другую. Короткая педаль берется только на опорный аккорд.
,,Колыбельная”
– мелодия нежная, печальная, лирическая, развивает музыкальность ребенка. Играя эту пьесу, учащийся должен опираться пальцами на крайние голоса фактуры, рельефно ощущая их мелодическое развитие. Ноты, заполняющие гармонию, берутся более легкими пальцами, четверти нижнего голоса должны быть связаны между собой в одну непрерывную линию. Они играют роль педали, поэтому прежде чем пользоваться ею (педалью) , надо добиться связного , беспедального
6 звучания. Можно представить себе партию левой руки в исполнении разных инструментов и поиграть ее двумя руками. Ощущение свободного веса руку на кончик пальца позволит найти нужный тембр и качество звучания. Достижение протяжного звука и умение слушать его – главные задачи при исполнении пьесы.
,,Рост елки”
. Основа темы – восходящее движение восьмых нот и секвенционное развитие. Движение мелодии – это бесконечное устремление вверх, звучит , как ожидание радости, чуда, а обогащение, заполнение темы происходит за счет тембрового, фактурного, гармонического, ритмического развития. При игре следует избегать подчеркивания 1-х долей каждого такта, стремиться исполнять мотивы, фразы на едином движении, дыхании к вершинам, добиваться гибкости фразировки. Трепетный фон создает аккордовая пульсация в партии левой руки. Педаль осторожно подхватывает каждую гармонию. Легкое прозрачное звучание верхнего регистра допускает ,,педальную дымку”.
,,Битва”
– сцена сражения игрушек и мышей . Присутствует яркая образность. Короткие темы и мотивы объединены ровным фактурным движением – фоном. В оркестре отдельные короткие фразы, разбросанные по разным регистрам, исполняют разные инструменты. Такого оркестрового звучания следует добиваться и на фортепиано. Для исполнения этой пьесы нужно, чтобы ученик обладал крепкими пальцами и ярким темпераментом. Аккорды в левой руке играются ровно, четко, свободным кистевым движением. Педаль короткая, берется на акцентированные длинные ноты.
,,Мышиный король”
(клавир, переложение П.И.Чайковского) – сказочно-фантастический образ. Тема со скачками и синкопами имеет изобразительный характер. Фактура пьесы содержит большое количество разнообразных штрихов и требует внимания. 1-ая часть изложена чередованием ломаных аккордов, требующих выработки быстрой реакции ученика при смене пальцевых позиций, при этом надо ясно слышать мелодическое движение во всех голосах. Педаль – связующая и колористическая, далее – короткая прямая педаль нужна лишь для подчеркивания опорных моментов ритмического рисунка.
7
,,Вальс снежинок”
– картина природы. Это поэма зимы, жемчужина всего первого акта. Вальс по своей музыке свободен и разнообразен, построен на сопоставлении двух контрастных образов: теме падающего снега и теме хора без слов, которую условно можно назвать темой ,,привета природы людям”. Тема падающего снега – причудливая, оживленная и одновременно внутренне грустная музыка. Холодноватый, призрачный, фантастический характер вальса. Легкая фактура, слегка заостренный ритмический рисунок прерывистых интонаций создает впечатление переменчивости, зыбкости, напоминает бегающие световые блики. Трудность исполнения мелодических интонаций преодолима, если их играть гибким движением кисти, с ее подъемом на конец интонации, выдерживать паузы, при активности пальцев. Неглубокая прямая педаль подчеркивает каждый штрих.
Дивертисмент
– сюита из шести характерных танцев.
,,Шоколад”
(Испанский танец) – быстрый, темпераментный. Первая тема- мужественно – волевая, вторая – грациозная, певучая. Основная ,,изюминка” заключена в использовании кастаньет. При исполнении обратить внимание на разнообразие ритмов, игру ритмических акцентов, стараться показать богатство оркестровых красок на фортепиано. При работе над штрихами, возможно ,местами объединять движением кисти, т.е. ноты, которые группируются вокруг сильной доли такта. Педаль короткая, прямая.
,,Кофе”
(Арабский танец) – медленный, томный, грустный, вместе с тем страстный танец. Основа – грузинская народная колыбельная песня, записанная Ипполитовым – Ивановым. ,,Качающееся” и одновременно неподвижное остинато квинты создает фон для постепенного, медленного развития песни. При исполнении следует обратить внимание на смещение акцентов в теме, сначала на первую долю такта, в следующей – на вторую, а далее – на третью. Аккомпанемент выдержан с начала до конца на единой формуле. Интересны динамические обозначения в музыке танца, почти все время ,,р” и ,,рр”, а самая громкая звучность ,,mf”.
,,Чай”
(Китайский танец). Скерцозный характер, противопоставление контрастных регистров: низкого (фагота) и высокого (флейта). Разнообразные штрихи, октавные скачки в мелодии требуют четкости, легкости исполнения,
8 а чтобы прозвучала гибкая фраза, надо, чтобы ученик услышал мелодичную линию, звучащую на едином динамическом ,,спуске”. Аккомпанемент требует особого внимания: необходимо добиваться легкого стаккато в басу. Педаль легкая, короткая.
,,Трепак”
(Русский танец) – народная русская пляска. Прообразом оригинального трепака послужила народная камаринская. Характер задорный, удалой. Пьеса достаточно сложная: в легком staccato необходима пальцевая активность; четкое выполнение всех разнохарактерных штрихов, контрастов в динамическом развитии, услышать и передать воображаемое звучание волынки, провести мелодическую линию в левой руке в среднем голосе. Педаль короткая, берется на сильную долю такта.
,,Танец пастушков”
- легкий, манерный, изящный танец. Грациозную песенную тему в оркестре ведут три флейты на фоне pizzicato струнных. При исполнении пьесы ,,отточенные” движения кончиков пальцев создают легкую звучность, не требующую педали, труден ,,взлетающий”в верхний регистр пассаж из группы шестнадцатых длительностей, которые следует играть на едином движении кисти руки.
,,Мамаша Жигонь и паяцы”
– заключительный танец сюиты. В нем использована подлинная французская песенка ,,Жирофле – Жирофля”. Тема танцевального характера. Создавая образ, пианист должен одновременно передать все нюансы интонирования мелодии, все оттенки динамики, играть смело. Работая над аккомпанементом во 2-ой партии, необходимо до автоматизма довести ритмическую основу, незаметно, передавать музыкальную ткань из одной руки в другую. Короткая прямая педаль берется на сильную долю такта.
,,Вальс
цветов”
– поэма весны, расцвета жизни. Чайковский продолжает традиции больших массовых вальсов ,,Лебединого озера” и ,,Спящей красавицы”, воспевает весну, красоту расцветающей природы. При исполнении вальса необходимо чувствовать ровность мелодического движения, четкость акцентов на сильную долю такта в первой теме, легкость и ,,отточенность” штрихов, чутко слышать и гибко воплощать богатое и разнообразное интонирование мелодии.
9 Педаль прямая берется на 1-ую долю такта, снятие на 2-ую или на 3-ю долю в зависимости от мелодической линии.
,,Па-де-де
(Pas-de-deus)”
– симфоническая и танцевальная кульминация всего балета. Этот большой дуэт называют ,,поэмой о юности , симфоническим гимном любви”. Тема первой части Па-де-де-Andante предельно проста – это нисходящий звукоряд в пределах октавы. Повторяемый несколько раз , он окрашивается то мажорным, то минорным ладом. Главная задача исполнителя в этой пьесе – работа над качеством звука, его тембром, стремление к чуткости интонирования. Следует обратить внимание на сочетание мелодии и аккомпанемента: исполнителю надо найти ощущение гибкого движения шестнадцатых нот в левой руке, чутко реагирующего на все нюансы интонационного развития мелодии. В данном фрагменте мелодия сразу начинается с высокого уровня эмоционального подъема, что требует от пианиста мысленной психологической подготовки перед началом игры. Звучание должно быть насыщенным. ,,
Вариация II” (
Танец феи Драже). Женская вариация возникла из замысла Петипа, в программе которого указывалось: ,,Надо, чтобы было слышно падание капель воды в фонтане”. Колористическое ,,чудо” заключается в использовании нежного и чистого тембра челесты. Характер темы изящный , грациозный, исполняется очень легко, штрих – стаккато. Фактура пьесы содержит разнообразные штрихи и требует к себе особого внимания. Первая часть изложена в основном, стаккато, напоминающим pizzicato струнной группы оркестра. Этот штрих создает настроение загадочности. Во второй партии возникает трудность игры при чередовании нисходящих гаммообразных пассажей и аккордов, требующих выработки быстрой реакции при смене пальцевых позиций. Педаль короткая прямая нужна для подчеркивания опорных моментов ритмического рисунка.
,,Финальный вальс”.
Сфера праздничности, массовой танцевальности. Чайковский ,,сочетает присущую вальсу волнообразность мелодии с русской напевностью и плавностью дыхания”.(Асафьев Б.В. Избранные статьи о русской музыке. Вып. II с.26)
10 При исполнении слушать, чтобы короткие трехзвучные интонации мелодии, паузы не нарушали естественное дыхание фразы: музыка звучит непринужденно, празднично. Аккомпанемент играется легко. Басы подхватываются неглубокой короткой педалью. Итак, богатство образов, яркость и разнообразие средств выразительности, содержащихся в пьесах (фрагментах) из балета ,,Щелкунчик”, создают простор для фантазии музыканта, возможность возникновения различных трактовок, вариантов исполнительских замыслов. Данные выше рекомендации не являются исчерпывающими, единственно возможными и в основном преследуют цель помочь исполнителю и педагогу найти самостоятельное решение.
11
II.
Петр Ильич Чайковский. Биография.
(1840 – 1893)
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода, Ильи Петровича Чайковского и его жены Александры Андреевны. В жизни отец был мягким, сердечным, жизнерадостным и общительным человеком. Мать была моложе своего мужа почти на двадцать лет. Всем сердцем любя детей, она воспитывала их без баловства и проявляла свои чувства очень сдержанно. Высокая, статная Александра Андреевна очаровывала всех своей добротой и приветливостью. Она получила образование в одном из Петербургских институтов, знала языки, много читала, любила музыку. У нее был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Любимым романсом Пети был ,,Соловей” Алябьева. Первые восемь лет жизни маленький Петя провел на родине, в Воткинске, а затем до 1850 г. – в г. Алапаевске на Урале.
12 В семье было шесть детей, за воспитанием которых следила гувернантка – француженка Фанни Дюрбах. Фанни прожила в семье всего около четырех лет, но память о ней, как о лучшем друге его детства, Петр Ильич сохранил на всю жизнь. Фанни особенно любила Петра, который оказался на редкость способным. Она рассказывала: ,,Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Это был ,,стеклянный ребенок”. Особенную любовь Петя проявлял к литературе и истории. Едва овладев грамотой, он уже пытался сочинять стихи – на русском и французском языках. В раннем же возрасте мальчик познакомился с отрывками из опер Моцарта, Вебера и других западно-европейских композиторов в исполнении механического органа, так называемой оркестрины. Видя это, родители пригласили сыну учительницу музыки Марию Марковну Пальчикову. Но родители, отдавая должное способностям мальчика, отнюдь не думали готовить из него музыканта, и решили отдать его в десятилетнем возрасте в Училище правоведения в Петербурге. Все свободное от занятий время Чайковский мог отдавать музыке. Он много играл и часами фантазировал на фортепиано. Кроме того он пел в школьном хоре, которым руководил отличный знаток хорового искусства Г.А. Ломакин. Увлекся Чайковский и литературой, дружил с будущим поэтом А.Н.Апухтиным, учившимся с ним в одном классе. У соучеников и педагогов Петр завоевал большую симпатию во многом благодаря его к умению играть на фортепиано, мальчика стали называть ,,Чаинькой” . Отец Чайковского, видя серьезное отношение сына к занятиям музыкой, пригласил к мальчику известного в то время музыкального педагога Р.Кюндингера . Со своим учителем Петр много играл произведений в четыре руки, посещал воскресные симфонические концерты. Однако, Кюндингер ответил отрицательно на вопрос Ильи Петровича – следует ли сыну всецело посвящать себя музыке. В 1859 году Чайковский заканчивает Училище правоведения и поступает на службу в Министерство юстиции. С полным равнодушием он исполняет свои служебные обязанности, хотя в силу природной дисциплины делает это аккуратно. Петр много музицирует, посещает театры, концерты, близко знакомится с музыкой русских композиторов – Глинки, Даргомыжского, Серова, увлекается балетом . К
13 этому времени относятся его первые композиторские опыты. Лишь в 1861 г. Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. В1862 году Чайковский писал сестре А.И.Давыдовой:,, Я поступил во вновь открывшуюся Консерваторию. В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - я просто хочу делать только то, к чему меня влечет призвание: буду ли я знаменитый композитор, или бедный учитель, - но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей”. И никто не мог предположить, что этот молодой человек станет всемирно известным, величайшим композитором, Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепиано с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы для голоса и фортепиано, множество фортепианных пьес. В этом сборнике мы познакомим Вас с замечательным балетом П.И.Чайковского ,,Щелкунчик.”
14
Драматургия балета.
В 1892 году П.И Чайковский закончил балет – феерию ,,Щелкунчик”, премьера которого состоялась 6 декабря 1892г на сцене Мариинского театра в Петербурге. Впервые Чайковский прочитал сказку Э.Т.А. Гофмана ,, Щелкунчик и Мышиный король” в 1882 году, о чем он сообщил в письме из Рима ( Письмо от 22.01.1882 г. С.В.Флерову) , назвав сказку ,,превосходной” и похвалив ее перевод. В творчестве Гофмана Чайковскому была особенно близка тема романтического порыва, стремление человека к своей мечте через борьбу и страдания, а в ,,Щелкунчике и Мышином короле” – мягкая улыбка и искренняя серьезность. Основа сюжета – одно из самых светлых произведений Гофмана – детская сказка. Писатель создает прекрасный фантастический мир, который в глазах детей столь же реален, как и окружающая их действительность. Сказка написана с доброй улыбкой и вместе с тем с величайшей серьезностью. Она светла и радостна, хотя образы ночи возникают и здесь. Добро, Справедливость, Верность, Храбрость побеждают Зло и коварство в нелегкой борьбе. Сферы волшебного и реального едины. Мир фантастики живет по законам человеческого общества. Он населен существами добрыми и злыми, богатыми и бедными , справедливыми и несправедливыми, но в этом мире случаются чудеса, и добро побеждает. Проникнуть сюда может не каждый , даже хороший человек. Жизнь природы и, казалось бы , неподвижных вещей, способны познать только самые тонкие , поэтические натуры, а для этого надо быть Художником, Мечтателем. Взрослые не могут познать этот мир, даже если в детстве они были восприимчивы к поэзии и красоте. С годами они становятся к ней все более слепы и глухи . Балет ,,Щелкунчик” - это глубоко новаторское произведение, в котором появляется новая в театральной музыке композитора тема – тема детства, т.е. духовного роста человека, юношеского предчувствия любви, ожидание счастья. Чайковский сумел раскрыть особенности детской психики. Смелая
15 героиня, девочка Маша, защищает игрушечного Щелкунчика, предводителя оловянных солдатиков, на которого нападает полчище мышей. Таким образом, сказочная аллегория тесно переплетена с реалистическим раскрытием действительности, а средствами музыки показана основная идея балета: борьба Добра со Злом, победа Света над Мраком, порыв к счастью и достижение его. Два акта балета неравнозначны по своей драматургической нагрузке. Первый насыщен множеством разных событий, второй по сценарию танцевально – статичен, в нем почти ничего не происходит. В первом акте преобладает принцип многопланового контраста: бытовые и фантастические сцены, разнообразные события внешней, реальной жизни и бурная, насыщенная значительными событиями ночная жизнь. В сценах реальных - безоблачный детский праздник, веселье взрослых контрастирует с загадочной фигурой Дроссельмейера. В ночных сценах война игрушек и мышей контрастирует с чарующим колдовством роста елки. Первый раздел первого акта – картины детского праздника, приготовление к елке, момент ее зажигания, танцы детей и родителей, затем – появление Дроссельмейера, раздача подарков и знакомство с Щелкунчиком. Снова танцы детей и родителей, прощание и уход гостей (преобладают небольшие танцевальные сюиты). Следующий раздел – несколько симфонических поэм, в которых постепенно возрастает роль танцевальности. Первая кульминация и первое чудо в восприятии детей – сцена украшения елки и момент ее зажигания. Вторая кульминация (второе чудо) – сцена оживления кукол. Следующее чудо – ночная сцена роста елки, затем – превращение Щелкунчика в прекрасного принца.(,,Рост елки”, ,,Битва”, ,,Анданте”, ,,Вальс снежных хлопьев.”) Третья фантастическая сцена - ,,Битва” - построена как изобразительная картина. В ней несколько волн, и они точно отражают все этапы борьбы, ее напряжение и спады. Н.В.Туманина пишет: ,, Обаяние этой сцены заключается в ее двойственности: с одной стороны она рождает ощущение
16 ,,кукольности”, ,,игрушечности” битвы, с другой стороны, поражает жуткой и мрачной остротой образов”. Сцена состоит из двух динамических волн. Первая из них заканчивается победой мышиного войска, вторая – поединком Щелкунчика и мышиного короля, во время которого Маша бросает башмачок в короля и тем спасает Щелкунчика. Жемчужина всего первого акта - ,,Вальс снежных хлопьев”. Это первый массовый классический танец, который после многочисленных пантомимных сцен естественно обогащает танцевальностью все действенные сцены первого акта балета. Основной эффект трио – введение хора, поющего без слов за сценой. Драматургия второго акта при всем отличии от первого имеет и некоторые общие черты. Его большая завершенность, самостоятельность и дивертисментность подчеркнуты обрамлением. Вступительный и заключительный эпизоды построены на одном тематическом материале. Это образ прекрасного волшебного города, в который вступают герои ,как в мечту. Два больших раздела составляют второй акт. Первый – дивертисмент, характерная национальная сюита: герои входят в мир удивительный, чужой, интересный, но не враждебный. Открытие мира продолжается. Второй раздел – лирическая танцевальная сюита (Pas de deux), окаймленная двумя большими массовыми вальсами. Почти все танцы дивертисмента имеют два названия: ,,Шоколад” (Испанский танец), ,,Кофе” (Арабский танец), ,,Чай”(Китайский танец), ,,Трепак”(Русский танец), ,,Мамаша Жигонь и паяцы”( Французский танец ,,Паяцы”). Основа сюиты – принцип контраста, все танцы лаконичны, самостоятельны, оригинальны, в каждом есть свой тембровый или ритмический эффект.
17 Завершающий этап действия балета состоит еще из одной циклической формы. Два вальса обрамляют большое Pas de deux – единственную в балете традиционную по форме классическую сюиту, выходящую по своему содержанию и особенностям развития далеко за пределы собственно балетной музыки. ,,Вальс цветов” звучит величаво, празднично, торжественно. Движение выразительных тем направленно от импозантной первой к песенной теме романса средней части. Вальс переходит в Pas de deux – симфоническую и танцевальную кульминацию всего балета. Тема первой части (Andante maestoso) проста, выразительна, экспрессивна, благодаря гармонической окраске, полноте звучания и ритмическому рисунку. В среднем разделе появляется новая песенная тема. Секвенционная разработка одного из ее мотивов приводит к генеральной кульминации, звучащей, как голос скорби и огромной душевной боли. ,,Здесь развивается мысль о сопутствующей мечтам и надеждам юности страстной борьбе за жизнь”, - писал Б.В.Асафьев об Adagio. (Б.В.Асафьев ,,Избранные труды”, т.4 с.108) Отблеск тревожного света Adagio ложится и на вариации солистов. Мужская вариация написана в ритме тарантеллы, в женской ,,Танец феи Драже”, колористическое ,,чудо” заключается в использовании нежного и чистого тембра челесты. ,,Финальный вальс и апофеоз” переключает вновь действие в сферу праздничности, массовой танцевальности. Таким образом, сказка о Добре и Справедливости нашла свое выражение в жанре лирико – характеристического балета, где классический танец чередуется с характерным танцем и пантомимой, танцевальная музыка насыщена симфоническими и оперными приемами развития музыкальных образов, а содержание – внутренним психологизмом.
18
Щелкунчик.
Балет.
Все происходит в Рождественскую ночь, в небольшом немецком городке. Во дворце короля собираются гости на праздник. Звучит увертюра. Вся ее легкая, нежная, блестящая музыка проникнута одним настроением и посвящена образу беззаботного детства.
Увертюра ( фрагмент).
19 Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильберхауса. Хозяин дома раздает подарки. Воинственно, под звуки веселого марша шествуют мальчишки, сделав из подаренных игрушек целый оркестр: здесь и детские трубы , барабаны и ударный инструмент – тарелки, и ,,перепела”, и ,,кукушки”.
Марш ( фрагмент).
20 Легкий изящный галоп создает образ беззаботных веселых детей.
Галоп( фрагмент).
21 Зажигается елка. Дроссельмейер – крестный маленькой Маши преподносит детям четыре механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Новую смешную куклу Щелкунчика Дроссельмейер дарит Маше. Это смешной, большеголовый уродец . Он умеет раскалывать орехи. Озорной Фриц вкладывает ему в рот самый большой орех и у Щелкунчика ломаются зубы. Маша жалеет Щелкунчика и укладывает его спать на кровать любимой куклы. Звучит нежная, печальная, лирическая колыбельная.
22 Гости благодарят короля и его супругу и уходят. Детям велят идти спать. Наступает полночь. Луна освещает гостиную. Маша в ночной рубашке возвращается .Перед сном она хочет взглянуть на своего больного друга. Она подходит к кроватке Щелкунчика, от которого ей кажется, что исходит фантастический свет. Вдруг совершается чудо: елка начинает расти. Все украшения на ней – пряники, игрушки – оживают.
Рост елки (фрагмент).
23
24 Оживает и уродливый Щелкунчик. Но что это? Маша встревожена непонятным, все нарастающим, жутким шорохом и писком. Это со всех сторон появляются огромные мыши. Она хочет уйти, но мыши появляются со всех сторон и Маша забирается на стул… Начинается битва игрушек и мышей.
Битва (фрагмент).
25 Появляется Мышиный король. Его приветствует армия мышей. И в тот миг, когда , казалось, гибель Щелкунчика неизбежна, Маша – нежная девочка с добрым сердцем – решительно и самоотверженно вступает в борьбу с кошмарным злом. Любовь и жалость побеждают страх в ее душе. Защищая любимую игрушку, она кидает в Мышиного царя свою туфельку…
26 Вдруг Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он благодарит свою спасительницу и приглашает ее в волшебное кондитерское царство - Конфитюренберг . Отправляясь в путешествие, Маша и Щелкунчик попадает в зимний заснеженный лес. Их медленный лирический танец-дуэт (Анданте) становится лирической поэмой о пробуждающихся светлых чувствах, о надеждах, волнении и радости. Музыка его исполнена патетики и в то же время чистоты и нежности.
27 Начинает идти снег. Снежинки окружают юных героев. ,,Вальс снежных хлопьев”(его мелодию подхватывает и женский хор) своей светлой лирикой, напевностью производит после предшествующих тревожных и жутких ночных сцен впечатление очищения от всякой скверны.
Вальс снежинок (фрагмент).
28 В царстве сластей, лакомств и игрушек Машу и Щелкунчика встречает фея Драже. Все благодарят девочку – спасительницу. Начинается праздник.
29 Дивертисмент – сюиту составили шесть характерных танцев. Шоколад – быстрый, темпераментный испанский танец, с характерным прищелкиванием кастаньет.
Шоколад (фрагмент)
30 Кофе – медленный, томный арабский танец, в основу которого положена мелодия грузинской народной колыбельной песни.
Кофе.
(фрагмент)
31 Чай – шуточный китайский танец, с нарочито комическим противопоставлением контрастных регистров оркестра: низкого фагота и высокого – флейт.
Чай ( фрагмент)
Трепак – увлекательная русская народная пляска.
Трепак (фрагмент)
32 Танец пастушков – легкий, изящный, в ритме польки.
Танец пастушков
(фрагмент)
33 Зал заполняется ожившими цветами – розами, нарциссами, гвоздиками. Они кружатся в чарующем вальсе, воспевающем весну, красоту расцветающей природы.
Вальс цветов ( фрагмент).
34 Этот большой дуэт называют ,,поэмой о юности , симфоническим гимном любви, победившей злые силы”.
Па – де – де (Фея Драже и принц Коклюш) (фрагмент).
35
Вариации II ( Танец феи Драже).
(фрагмент)
Изящный и грациозный танец феи Драже звучит в исполнении челесты – французского инструмента, разновидности фортепиано, отличающегося нежным и звонким тембром. Композитор первым в России применил его.
36 Маша и принц Щелкунчик счастливы. Все кружатся в Финальном вальсе, музыка которого полна восторженности, стремительности, блеска, а чередование контрастных эпизодов еще больше подчеркивает полноту жизнеощущения. Его апофеоз исполнен задора и огня.
Финальный вальс ( фрагмент)
.
37
Список используемой литературы.
1. А.Веселова. Сказка в русской музыке. Санкт – Петербург, 2002. 2. Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик. Литературно – художественное издание ,,Омега”: М., 2006. 3. Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. ,,Эксмо”: М., 2007. 4. И. В. Малинина. ,,Детский альбом” и ,,Времена года” Чайковского. ООО,,Престо”, М., 2003 . 5. А.А.Орлова. П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. Таллин, 1955. 6. Г.А.Прибегина. П.И.Чайковский. ,,Музыка”: М., 1984. 7. Ю.Розанова. Симфонические принципы балетов Чайковского: ,,Музыка”: М., 1976. 8. П.И.Чайковский. Щелкунчик. Клавир. Переложение автора. ,,Музыка”: Ленинград, 1982. 9. П.И.Чайковский. 20 отрывков из балета ,,Щелкунчик”. Обработка для фортепиано в 4 руки. ,,Государственное музыкальное издательство”: М.,1959. 10. Ю.Хохлов. Оркестровые сюиты Чайковского. Государственное музыкальное издательство: М., 1961. Электронная библиотека: ,,Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2005.
В раздел среднее профессиональное образование