Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Систематизация и обобщение знаний по физике"

Педагогический проект

Автор: Коробова Марина Михайловна, преподаватель физики, ОГБОУ СПО "ДТК", город Димитровград, Ульяновская область



В раздел среднее профессиональное образование



1
Ульяновский институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования.

Педагогический проект

Систематизация и обобщение знаний учащихся по

физике
Выполнил: преподаватель физики г. Димитровграда Коробова М.М 2013г.
2
Современный урок систематизации и обобщения знаний

учащихся.
В процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация. Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни». Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.
3 № п.п. Сравниваемые признаки Традиционный урок повторения-обобщения Современный урок обобщения и систематизации знаний 1 Учебные цели урока 1) повторить и закрепить пройденный материал; 2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде. 1) актуализировать зна- ния учащихся; 2) углубить полученные знания; 3) обобщить знания; 4) систематизировать прикладные и фундамен- тальные знания. 2 Развивающие цели урока Развить умения: 1) группировать объекты; 2) выделять сходства и различия между ними; 3) приводить знания в систему. 1) устанавливать связи внутри физических понятий, теорий, законов, физической картины мира; 2) выделять существен- ные признаки изучаемых явлений, понятий; 3) устанавливать причинно-следственные связи между ними. 3 В основе систематизации Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем. Решение задач и анализ полученных результатов, выраженный в виде клас- сификации и выводов. 4 Способ представления знаний Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала. Знание представляется в соответствии с его познавательным значением. 5 Форма работы на уроке Обзорные лекции, уроки- семинары. 1) итоговые беседы; 2) семинарские занятия обобщающего характера; 3) уроки-конференции; 4) просмотр учебных и научно-популярных фильмов; 5) круглый стол; 6 Форма обучения Информационно- объяснительное обучение. Деятельностное, развивающее обучение. 7 Время организации урока В конце изучения темы или раздела курса. На любом этапе изучения темы.
4
Приемы систематизации
Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе избранного принципа. Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, так как освобождает ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов. Эти сведения и факты, – часто как будто даже разрозненные, – будучи сгруппированными в более крупные единицы (или блоки информации), легче удерживаются в сознании, в случае необходимости их можно быстро воспроизвести. Использование систематизации не только упорядочивает знания человека об объектах познания, но и служит для него источником новых знаний. Ушинский писал о систематизации знаний так: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями». Систематизация знаний в педагогическом словаре означает «составленное из частей, соединение». Метод этот позволяет более продуктивно использовать память, упорядочивает знания учащихся и вместе с тем служит источником новых знаний. Говоря о систематизации и последовательности, я имею в виду не только сообщение системы знаний, но так же «приучение» учащихся к системности и последовательности в их учебном труде. Используемые мной приемы систематизации знаний учащихся коротко можно изложить так: 1. Изучение темы я начинаю с обзора, отражающего основное содержание изучаемого материала, для чего составляю план и раскрываю суть и связь каждого пункта плана, показывая их взаимозависимость. 2. При изучении темы (раздела) учащиеся готовят письменные и устные ответы обобщающего характера. 3. С целью систематизации знаний учащихся о причинно-следственных связях составляются таблицы (классификационные, обобщающие, сводные). 4. Проведение уроков с целью обобщения изученного материала (темы, раздела).
5
Таблицы
Таблицы в процессе систематизации знаний играют неоценимую роль. Когда нужно усвоить обширный по объему материал, выделить несколько линий для сопоставления и сравнения отдельных его элементов, учащиеся испытывают затруднения. Частично эти затруднения можно снять при использовании групп демонстраций, кино- и диафильмов, а также путем составления схем и таблиц. Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать взаимосвязь между изученными фактами и явлениями. При этом схемы и таблицы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся. В основу обобщения и группировки материала при повторении следует положить основные физические характеристики явлений или способы их описания. В курсе физики есть разделы, объединяющие физические явления различной природы одинаковыми способами их описания. Например, проработав тему «Электростатика», необходимо систематизировать сведения о поле точечного заряда и об однородном поле. В таких условиях ученик не может ограничиться простым пересказом одного или нескольких параграфов учебника. Ответ на такой вопрос требует от него активной работы мысли: нужно из материала целой темы выделить лишь тот, который относится непосредственно к заданию, затем привести в систему, логически связав отобранные сведения. Способ достижения систематизации знаний учащихся путем составления таблиц наиболее прост и доступен, он позволяет показать красивое единство в многообразии количественных и качественных характеристик, как в рамках отдельных разделов и тем, так и в рамках полного курса физики.
6
1. Классификационные таблицы
Один из приемов систематизации – классификация, то есть распределение объектов по группам на основе какого-либо существенного признака. Классификация позволяет выделить существенно общее, что объединяет объекты в систему. Классификация может осуществляться с помощью схем и таблиц. (Приложения 1, 1а) У многих учащихся профессиональных училищ логическое мышление развито слабо, поэтому я предлагаю им вначале сравнение предмета и явлений по какому-либо общему признаку. Например, при изучении темы «Механическое движение» даю задание классифицировать движение по траекториям и скоростям.
Виды механического движения
Прямолинейное Криволинейное Равномерное Неравномерное После изучения темы учащиеся составляют более сложную схему:
Механическое движение,

Материальная точка
Характеристики механического движения Траектория ускорение путь перемещение мгновенная скорость Относительное механическое движение система отсчета
7 При изучении темы «Агрегатное состояние вещества» вначале я знакомлю учащихся с простейшей классификационной схемой, выражающей отношения рода и вида. Затем, используя данные схемы и учебник, и, естественно, при активном участии всего класса, заполняем обобщающую таблицу, с помощью которой будут приведены в систему знания учащихся о свойствах, внутреннем строении вещества в каждом из агрегатных состояний. Вид вещества Особенности движения молекул Взаимодействие молекул Примеры расположения молекул (рис.) Расстояние между молекулами Свойства вещества
Агрегатное состояние вещества
Твердое Жидкое Газообразное Плазменное
8
2. Сводные таблицы
Значительное внимание я уделяю формированию у учащихся физических понятий. Для этого организую на уроках заполнение сводных таблиц. Поначалу ученики выполняют эту работу с моей помощью, затем – самостоятельно, что дает им возможность работать с учебником. В результате ребята получают полную и достаточно систематизированную картину изученных в течение года формул, логически осмысливают материал, прочно его усваивают и запоминают. В дальнейшем к этим таблицам ученики обращаются при решении задач (например, таблица 1-А, а также таблицы №№ 9 и 9-а. Приложение 1). Таблица 1-А Название физической величины Обозначение Единицы измерения Формула Систематизации знаний способствует также установление причинно- следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, выделение основных признаков того или иного явления, рассмотрение конкретного объекта как части целой системы. Остановлюсь здесь на примере построения таблицы при изучении темы «Построение изображения с помощью линзы». Предлагаю заполнить таблицу в процессе экспериментального задания, цель которого – проследить изменение положения и вида изображения с изменением расстояния до линзы. План работы: 1. Построить геометрическое изображение каждого из указанных положений предмета относительно линзы и охарактеризовать полученный результат. 2. Каждый из результатов проверить на опыте, то есть, получив соответствующее изображение, сравнить его с построением геометрическим. При коллективном обсуждении результатов внимание учащихся обращается на переход количественных изменений в качественные. Цель графического отображения наблюдаемых феноменов – сконцентрировать внимание учащихся на особенностях изучаемого явления, повысить их мыслительную активность и интерес, научить анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемое, проводить эксперименты, работать с приборами (табл. №10. Приложение 1).
9
3. Обобщающие таблицы
Однако систематизация не сводится только к классификации. К систематизации приводят также установление причинно-следственных связей и отношений между изучаемыми фактами, выделение их основных признаков, рассмотрение конкретного объекта как части целой системы. Этой цели, например, служит выделение основных понятий внутренней энергии тел, что изучается в различных разделах курса физики и химии. Применение при этом схемы (табл. №1-б) помогает учащимся систематизировать и обобщить ранее полученные сведения. После заполнения этой схемы предлагаю учащимся самостоятельно разработать схему, отражающую основные способы изменения внутренней энергии тел. После обобщения получаем таблицу №2. (Приложение 1). С учащимися первого курса при изучении темы «Молекулярная физика» мы составляем таблицу «Термометры», систематизируя исторические знания. Заполняется таблица после изучения темы при коллективном обсуждении, учащиеся при этом рассказывают о практической значимости термометров и о способах их изготовления. Ведущая роль при оформлении таблицы принадлежит докладчикам. Таблица же дает возможность проследить последовательность операций при изготовлении термометра, дает представление о труде различных специалистов – мастеров и ученых, заставляет задуматься учащихся и о своей роли в жизни, о своих делах. Итак, заставляя работать мысль, расширяя кругозор знаний учащихся о физических приборах, которые мы используем в жизни, я прививаю интерес к предмету, учу делать выводы, выделять из прочитанного главное (табл. №№ 3, 4. Приложение 1). При изучении нового материала я использую таблицы, с помощью которых формирую такие интеллектуальные умения и навыки, как умение анализировать, сравнивать и обобщать, ибо таблицы моделируют логическую структуру объяснения, позволяют выделить опорные пункты суждений, выражают суть явлений через посредство ключевых слов, предложений, формул, рисунков. Таблицы представляют собой ценное наглядное пособие при изучении конкретного физического понятия, формируют у учеников зрительные образы изучаемых объектов. Примерами таких таблиц могут служить такие, как «Диэлектрики в электрическом поле», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Применение I-го закона термодинамики», «Электроизмерительные приборы» (таблицы №№ 5, 6, 7, 8. Приложение 1). Постоянная работа по составлению таблиц способствует созданию обобщающих таблиц, которые определяют содержание и структуру всей темы или даже целого раздела. Основное требование к таким таблицам – максимум информации при минимуме объема. Формирование обобщающих таблиц на уроках физики является и средством эстетического воспитания, они способствуют глубокому, а главное, творческому усвоению знаний предмета. К обобщающим таблицам я неизменно обращаюсь и при подготовке к экзаменам. Так, на повторительно-обобщающих уроках использую
10 обобщающие таблицы по темам «Законы Ньютона», «Электрический ток в различных средах», «Виды механического движения», «Волны. Их природа и свойства», «Силы в природе», и другие (табл. №№ 11,12,13,14,15,16,17,18. Приложение 1). Итак, система работы с обобщающими таблицами и схемами позволяет конкретизировать образовательные цели и содержание планирования учебного материала, пробуждает у обучающихся интерес к знаниям.
Обобщающие уроки
Процессы систематизации и обобщения знаний должны осуществляться во всех звеньях и на всех этапах учебной деятельности. Однако более высокий уровень обобщения знаний достигается при подготовке и проведении обобщающих уроков. В целях формирования у учащихся правильных (т.е. научных) взглядов на явления природы и их органическое единство, в целях систематизации знаний учащихся и приведения их в стройную систему после прохождения любой темы урок обобщения – необходимость. Урок такой дает большие возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся, стимулирует их самостоятельную учебную деятельность. В процессе обобщения у учащихся вырабатываются важные приемы деятельности мыслительной (речь – об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, систематизации и т.п.), что положительно влияет на развитие их познавательных способностей. Обобщающие уроки играют значительную роль и в нравственном воспитании учащихся. Использование на уроках материала о работах и научных заслугах отечественных и зарубежных ученых и изобретателей позволяет знакомить учащихся с вкладом выдающихся ученых в науку, технику, а также с теми сторонами их жизни и деятельности, которые характеризуют нравственные черты личности. Иначе говоря, обобщающие уроки вносят существенный вклад в формирование научного мировоззрения. На уроках обобщения знаний могут применяться различные методы и средства. Единого принципа организации таких уроков нет, что открывает широкую дорогу интересному экспромту, педагогическому творчеству. Однако выбор определенной формы проведения урока зависит, прежде всего, от сложности материала, который нуждается в обобщении, от его объема, а также от характера ученического коллектива. Я, например, провожу обобщающие уроки, используя самые разные виды учебных занятий, – семинары и конференции, круглые столы, уроки-диспуты и уроки- соревнования по темам «Основы термодинамики», «Законы постоянного тока», «Электростатика», «Силы в природе». Некоторые обобщающие уроки из моей практики я привожу в «Приложении 2».
11
Приложение 1.

Таблица 1

Таблица 1-а
Поперечные Продольные Механические волны Период Частота Длина волны Скорость волны Инфразвуковые Звуковые Ультразвуковые Громкость Высота Тембр Амплитуда Механические колебания Свободные Гармонические колебания Вынужденные Математический маятник Груз на пружине Резонанс Период Частота Амплитуда Формулы периодов для математического маятника и груза на пружине Закон гармонических колебаний
12
Таблица 1-б

Таблица 2
Способы изменения внутренней энергии тел Работа Теплопередача Химические реакции Трение Сжатие, растяжение, кручение Дробление Конвекция Излучение Теплопроводность Эндотермические Экзотермические Потенциальная энергия, обусловленная силами молекулярного взаимодействия Энергия внутримолекулярного взаимодействия (химич. энергия) Энергия электронных оболочек атомов и ионов Внутриядерная энергия Энергия гравитационного взаимодействия частиц Внутренняя энергия тел Кинетическая энергия хаотического движения молекул (поступ., колеб., вращ.)
13
Термометры

Таблица 3
Используемое свойство Расширение жидкостей при нагревании Виды термометров Ртутные (от -35 0 до 750 0 С) Спиртовые (от -80 0 до 70 0 С) Шкала немецкого физика Фаренгейта 1724 г. (Применяется в США и ряде других стран). t 0 – температура смеси тающего льда, поваренной соли и нашатыря. t 1 = 32 0 F - температура таяния льда. t 2 = 212 0 F – температура кипения воды. Интервал между точками 1 и 2 разделен на 180 делений. Отсюда формула перевода температуры по Фаренгейту в температуру по Цельсию: t 0 С =   F F t 0 0 32 9 5   Шкала французского физика Р. Реомюра 1730 г. (Практически не используется). t 0 = 0 0 R - точка таяния льда. t = 80 0 R - точка кипения воды. Шкала имеет 80 делений: 1 0 R = 1,25 0 С Шкала шведского ученого А. Цельсия 1712 г. t 0 = 0 0 С - точка таяния льда. t = 100 0 С – точка кипения воды при нормальном атмосферном давлении 760 мм. рт. ст.
Температура

Таблица 4
1. Какое свойство объекта или явления характеризует? Состояние теплового равновесия термодинамической системы, а именно: степень отклонения этого состояния от состояния, принятого за нулевое. 2. Частные значения величины Температура кипения, температура плавления, критическая температура 3. Обозначение Т 4. Способ измерения Прямой (сравнение с эталоном) 5. Единица измерения (в СИ) Кельвин (К) 6. Прибор для измерения Термометр, термопара 7. Ее связь с другими величинами     2 3 T n р   8. Интервал изменения 0<T<10 15 K 9. Границы применимости Применима для систем, состоящих из большого числа частиц 10. Определение величины Температура – физическая величина, характеризующая состояние теплового равновесия любой термодинамической системы и указывающая степень его отклонения от состояния, принятого за нулевое.
14
Диэлектрики в электрическом поле

Таблица 5

Явления (опыты)

Модели

Величины
1. Диэлектрик Проводник РАЗНОЕ! 2. Диэлектрик Проводник ОБЩЕЕ! Проводник Диэлектрик Неполярный Полярный 0 0 1   Е Е Проводник: Е = 0 Диэлектрик:         . . 0 0 1 / 0 диэл пров E E E E Е    Предсказания Опыты на проверке предсказаний 1. Внутри проводника нет поля. 2. Наведенные заряды в проводнике располагаются на поверхности. 3. При зарядке проводника заряд располагается на поверхности. 4. Диэлектрик ослабляет внешнее поле. 1. Опыт с электрометром, закрытым шариком. 2. Опыт по разделению заряда (снимаем шарик). 3. Опыт с сеткой Кольбе (при зарядке). 4. Опыт с полиэтиленовыми пакетами. 5. Опыт с электростатическим маятником и двумя разными пластинками.
Параллельное и последовательное соединения

Таблица 6
Вид соединения Схема Сила тока Напряжение Сопротивление Последовательное I I I   2 1 2 1 U U U   2 1 R R R   Параллельное 2 1 I I I   2 1 U U U   2 1 2 1 2 1 1 1 1 R R R R R R R R     
15
Применение 1-го закона термодинамики к изопроцессам

Таблица 7
Название процесса График процесса Запись 1-го закона Физический смысл записи 1-го закона термодинамики Изохорный V = const P V ΔU = Q A = P ΔU = 0 Внутренняя энергия увеличивается за счет подводимой теплоты Изотермический Т = const P V Q = A ' Внутренняя энергия не увеличивается, переданное количество теплоты идет на совершение работы Изобарный P = const P V Q = ΔU+ A ' Передаваемое количество теплоты идет на изменение ΔU и совершение работы Адиабатный Q = 0 P V ΔU = A Изменение внутренней энергии происходит за счет совершения работы
Электроизмерительные приборы

Таблица 8

Вид

сравнения

№ п/п

Вопросы

Описание свойств
Амперметр Вольтметр Сходные свойства 1 Внешний вид Одинаков Одинаков 2 Внутреннее устройство Одинаково Одинаково Различные свойства 1 Для чего служит прибор? Для измерения силы тока Для измерения напряжения в цепи 2 В каких единицах измеряется сила тока, напряжение? (А) Ампер (В) Вольт 3 Как включается цепь? Последовательное Параллельное 4 Каково сопротивление прибора? Малое Большое 5 Можно ли подключить прибор к источнику тока? Почему? Нельзя. Сгорит, так как у него малое сопротивление Можно, так как у него большое сопротивление
Вывод
: принципиальное устройство приборов одинаково, но сопротивление их различно, неодинаков и способ их включения в электрическую сеть.
16
Таблица 9

Основные понятия

Основные формулы

Частные формулы
E  q F E    2 r q E    S q E 0 2    q П   U (или 2 1    ) q A U  d U E   С U q C  d S C   0  W 2 2 CU   2 2 0 E   
Таблица 9-а

Раздел физики

Формула работы
Механика              Fs A A Fs A Fs A , 180 0 , 90 , 0 cos 0 0     2 2 2 2 2 1 mU mU A   2 2 mU mgh A   Молекулярная физика ) ( 1 2 V V p A   Электростатика A = qEd A = qU Электрический ток A = UIt Rt I A 2  t R U A 2  Оптика 2 2 mU A h   
17
Таблица 10

Таблица 11

Вид

сравнени

я



п/п

Вопросы

Сравниваемые объекты
проводники полупроводники 1. Сходные свойства 1 Проводят ли электрический ток? Проводят 2 Зависит ли от температуры проводимость? Зависит. Проводимость увеличивается при: понижении температуры Повышении температуры 3 Что является носителями зарядов? Электроны Электроны и дырки 4 Внутреннее строение Кристаллы Кристаллы 2.Различн ые свойства 1 Что является носителями зарядов? Электроны Электроны и дырки 2 Каков механизм проводимости? Электронная Электронная и дырочная 3 Оказывает ли внешнее воздействие влияние на проводимость (поле, облучение, свет)? Нет Да 4 Одинакова ли концентрация свободных носителей зарядов в нормальных условиях? Большая Маленькая 5 Как влияет примесь на проводимость? Не влияет Влияет сильно 6 Наблюдается ли явление сверхпроводимости? Да Нет Расстояние от линзы до предмета Изображение расстояние от линзы вид положение размер в каких приборах используется d > 2F F < f < 2F действительное перевернутое уменьшенное фотоаппарат d = 2F f = 2F действительное перевернутое равное предмету F < d < 2F f > 2F действительное перевернутое увеличенное фильмоскоп, кинопроектор d < F f > F мнимое прямое увеличенное лупа, микроскоп
18
Законы Ньютона

Таблица 12
Основной закон динамики Вопрос, на который отвечает закон Формула Рисунок Первый закон Ньютона Когда тело движется без ускорения? а  = 0 при 0  F  3 F  2 F  1 F  4 F  Второй закон Ньютона От чего зависит ускорение? m F a a m F       2 F  3 F  1 F  4 F  а  Третий закон Ньютона Как тела действуют друг на друга? 2 1 F F    1 F  2 F  2 F 
19
Силы в природе

Таблица 13
Сила Формула Поясняющий рисунок всемирного тяготения 2 2 1 r m m G F  F  F   m 1 r m 2 Тяжести 2 , r M G q г де mq F   M F  m q r Упругости F упр. =kх x . упр F  вес тела         a a q m P a a q m P a mq Р    ), ( ), ( 0 , 0  а  а    а      трения- скольжения N F тр   . N  . тр F  . тр F  N  0 U  q m  q m  а  N = mq mq N 
20
Изопроцессы

Таблица 16
Название процесса Постоя нный параме тр Закон График Объяснение на основе м.к.т. Пример проявления Изотер- мический Т = const m = const PV = const P 1 V 1 = P 2 V 2 Бойля- Мариотта изотерма P V Давление газа зависит от числа ударов молекул о стенки сосуда. Число ударов пропорционально числу частиц. а) Сжатие воздуха компрессором б)расширение газа под поршнем насоса при откачива- нии газа из сосуда Изобар- ный P = const m = const T V = const 2 2 1 1 T V T V  Гей- Люссака изобара V Р 1 Р 2 T При увеличении Т, давление увеличивается, чтобы давление оставалось постоянным, необходимо увеличивать объем. Расширение газа в цилиндре с подвижным поршнем при нагревании цилиндра Изохор- ный V = const m = const 2 2 1 1 T P T P const T P   Закон Шарля Р изохора T При увеличении Т скорость движения молекул увеличивается, следовательно увеличивается и давление при V = const Нагревание газа в любой закрытой емкости, например, в электрической лампочке при ее включении
21
22
23
АНАЛИЗ

успеваемости и качества знаний

за 2007-2008 и 2008-2009 учебные года

Группы ,работающие по традиционным урокам

повторения и обобщения
гр№17, №27 №18 №28 I курс II курс I курс II курс I полуг II полуг I полуг II полуг I полуг II полуг I полуг II полуг 5 0 1 1 1 5 0 0 0 0 4 5 5 6 7 4 4 6 6 7 3 19 22 20 20 3 20 20 20 20 2 4 0 1 0 2 2 0 1 0 Всего 28 28 28 28 Всего 26 26 27 27 %успев 85,71 100,00 96,43 100,00 %успев 92,31 100,00 96,30 100,00 %кач-ва 17,86 21,43 25,00 28,57 %кач- ва 15,38 23,08 22,22 25,93
24
Группы , работающие по современным

урокам обобщения и систематизации

знаний
гр №11 гр №21 гр №15 гр №25 I курс II курс I курс II курс I полуг II полуг I полуг II полуг I полуг II полуг I полуг II полуг 5 0 1 1 2 5 1 2 2 2 4 3 6 5 5 4 4 6 7 7 3 18 20 17 17 3 17 16 17 17 2 4 0 1 0 2 2 0 0 0 Всего 25 27 24 24 Всего 24 24 26 26 %успев 84 100 95,833 100 %успев 91,67 100,00 100,00 100,00 %кач-ва 12 25,93 25,00 29,167 %кач- ва 20,83 33,33 34,62 34,62
25
26 Работая над проблемой систематизации знаний я убедилась в результативности данного метода. Анализ состояния успеваемости и качества знаний учащихся за период 2007- 2008,2008-2009 учебного года в группах работающих по традиционным урокам повторения и обобщения(в дальнейшем будем называть их I группа) и в группах, работающих по современным урокам (II группа) показал: Успеваемость в I группе повысилась на 10,8%,а во II группе на 12%. Качество знаний в I группе повысилось на 11% и составило в среднем 27%,во II на 15% -в среднем 33,8 %. Также во II группе по сравнению с I были выше оценки на выпускных экзаменах. Качество знаний в I группе 29%,во II-35,2%. Считаю, что систематизация знаний помогает учащимся получить более прочные знания, продуктивно использовать память, так как нет необходимости запоминать материал как сумму сведений и фактов. Этот метод позволяет более продуктивно использовать память, упорядочить знания и вместе с тем служит источником новых знаний и прививает интерес к физике.


В раздел среднее профессиональное образование