"Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ для студентов, обучающихся по специальностям 071901 Библиотековедение базовой подготовки"
статья
Автор: Веснин Игорь Николаевич, преподаватель информатики, ГПОУ РК "Колледж культуры", город Сыктывкар, Республика Коми
В раздел среднее профессиональное образование
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ
ИМ. В. Т. ЧИСТАЛЕВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И НФОРМАТИКА И ИКТ
для студентов, обучающихся по специальностям
071901 Библиотековедение базовой подготовки
Сыктывкар
2014
«УЧЕБНО-ПРОГРАММНЫЕ ИЗДАНИЯ»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
071901 Библиотековедение базовой подготовки
Разработчик Веснин Игорь Николаевич преподаватель Рецензент: Ляшок Вячеслав Алексеевич - доцент, заведующий кафедрой естественно-научного и математического образования ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО" Рекомендована Методическим советом ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева» Протокол № ___ от « _ » _____ 20 ___ г. Председатель совета М.А.Анкудинова © ГОУ СПО «Коми республиканский 2014 колледж культуры им. В. Т. Чисталева
3
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины -4
Структура и примерное содержание учебной дисциплины -7
Условия реализации учебной дисциплины -11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины-14
1.ПАСПОРТ
рабочей программы учебной дисциплины
И
НФОРМАТИКА И
ИКТ
1.1 Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 071801 Социально-культурная деятельность (по виду Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений (углубленная подготовка) 071901 Библиотековедение базовой подготовки Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников сферы культуры при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в обязательную часть цикла ОД 01. Базовые учебные дисциплины Федерального компонента среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
•
освоение
системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
•
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
•
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
•
воспитание
ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
•
приобретение
опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной, проектной и познавательной деятельности.
5 Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Изучение предмета «
М
АТЕМАТИКА И
ИКТ»
ПО
данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач.
Общеобразовательные
задачи.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессиональной деятельности. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих общих и профессиональных компетенций. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую, направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям гуманитарного профиля в учреждениях СПО.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначения и функции операционных систем;
владеть компетенциями:
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __________
117
_ часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __
78
__часов, самостоятельной работы обучающегося ______________
39
часов.
7
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
Вид учебной работы
Объем
часов
1 Максимальная учебная нагрузка (всего) 117 2 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78 3 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39 Итоговая аттестация в форме зачёта
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
И
НФОРМАТИКА И
ИКТ
№
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала;
лабораторные работы и практические занятия;
самостоятельная работа обучающихся;
курсовая работа (проект)
Уровень
усвоения
Макс. уч.
нагрузка
Самост.
Учебн.
Нагрузка
Обязательные учебные занятия
Всего
В том числе
групповые
Инд. 1
чел
До 25
чел
До 15
чел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Информация. Информационные процессы
1. Техника безопасности в компьютерном классе. Информация. 1 1 2 2. Единицы количества информации Самост. работа – подготовить сообщение. 2 1 2
Кодирование информации. Системы
счисления
3. Системы счисления. Кодирование информации. П/Р Редактирование текста Самост. работа – подготовить сообщение. 2 3 1 2 4. Системы счисления. Самост. работа – решение примеров. 2 3 1 2 5. Представления чисел в разных системах счисления. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2 6. Самостоятельная работа по теме «Системы счисления» Пр. работа. Редактирование текста. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2
Алгоритмы
7. Алгоритмы и их свойства Построение алгоритмов. Самост. работа – составление алгоритмов 1 3 1 2 8. Языки программирования. Basic. Построение алгоритмов на языке Basic Самост. работа – составление алгоритмов 3 3 1 2 9. Линейные алгоритмы на языке Basic Самост. работа – составление алгоритмов 3 3 1 2 10. Алгоритм ветвления по условию. Полная и сокращённая формы 2 2 1 2 11. Практическая работа: Построение алгоритмов с использованием ветвления 3 2 1 2 12. Алгебра логики. Логическое сложение, Таблицы истинности. Логические выражения. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2 13. Циклический алгоритм. Назначение. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2 14. Практическая работа: Построение алгоритмов с использованием цикла. Самост. работа – решение примеров. 3 2 1 2 15. Использование алгоритмов для решения задач 3 4 2 2
9 Самост. работа – решение примеров. 16.
Зачёт №1 Контрольная работа №1
3 3 1 2 17.
Резерв
2 2
Всего за 1 семестр
51 17 34
2 семестр
Моделирование
18. Компьютерное моделирование. Самост. работа – подготовить сообщение. 2 3 1 2 19. Проектирование компьютерной модели. Самост. работа – проектирование модели 2 3 1 2 20. Дискретные модели данных в компьютере. Самост. работа – работа с программой 2 3 1 2
Устройство компьютера
21. 1Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип. Практ. работа Настройки рабочего стола Самост. работа – настройка рабочего стола 2 3 1 2 22. Компьютерные устройства. Практическая работа. Форматирование текста Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2 23. Устройства хранения информации. Практическая работа. Приёмы работы с фрагментами текста Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2 24. Периферийные устройства компьютера. Практическая работа. Приёмы работы с фрагментами текста Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2
Файловая система
25. Файловая система - как информационная модель. Практическая работа. Форматирование абзаца 2 3 1 2 26. Файловая система. Практическая работа. Форматирование абзаца. Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2 27. Файловая система. Свойства файлов Практическая работа Создание файловой структуры Поиск файлов 2 3 1 2
Операционная система. Виды ПО
28. Операционная система. Самост. работа – работа с текстом. 1 3 1 2 29. Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Защита информации. Практ. работа. Создание табличных элементов в документе. Самост. работа – работа с текстом 1 3 1 2 30.
Зачёт №2
Работа с файлам 2 3 1 2
Информационные технологии
31. Создание табличных элементов в документе. 2 3 1 2
32. Ms Word. Вставка графических объектов втекстовый документ. 2 3 1 2 33. Практическая работа. Работа с графическими объектами в документе. 2 3 1 2 34.
Зачёт №3
по теме: «Создание текстового документа». 2 3 1 2 35. Графический редактор. Paint 1 3 1 2 36. Создания и редактирование изображений. Самост. работа – работа с программой 2 3 1 2 37.
Зачёт №4
Коллаж Самост. работа – работа с программой 2 3 1 2
Коммуникационные технологии
38. Сервисы сети Internet Практ. раб. Поисковые системы и поиск информации в Internet 3 1 2 39. Практ. раб. Использование эл. почты Поиск информации и сохранение. 2 3 1 2 Всего за 2 семестр 66 22 44 Максимальное количество часов 117 39 78
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики Технические средства обучения
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания Технические средства обучения (средства ИКТ) Мультимедийный компьютер 11шт Сканер с приставкой для сканирования слайдов 1шт Принтер лазерный 1шт Цифровая фотокамера 1шт Мультимедиа проектор 1шт Штатив для проектора 1шт Экран (на штативе или навесной) 1шт
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
ЛИТЕРАТУРА
№
Выходные данные печатного издания
Год
издания
Гриф
1 Кушниренко, А. Г. Информатика 7—9 кл. [Текст]: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Я. Н. Зайделъман. - М.: Дрофа, 2007 Рекомендовано 2 «Обязательный минимум содержания образования по информатике № (приказ МО РФ от 30.06.99№56) 1999 3 «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М: Издательский дом «Дрофа», 2000 4 Информатика: базовый курс [Текст] / Под ред. С.В. Симонович. – СПб: Изд-во «Питер», 2003 Рекомендовано 5 Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ [Текст]: Учебник 10 классс Базовый уровень / Н. В. Макарова, Г.С Николайчук, Ю. Ф. Титова. – СПб: Изд-во «Питер», 2009 Рекомендовано 6 Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ: практикум 8-9 класс [Текст]: / Н.В. Макарова. – СПб: Изд-во «Питер», 2009 Рекомендовано 7 Макарова, Н.В. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Н.В.Макарова. – М.: Издательство «Финансы и статистика» 2008 Рекомендовано 8 Борисов, Н.А. Информационные компьютерные сети [Текст]: / Н. А.Борисов, А.А. Лукин. - М.: ИМПЭ им. А.С. Г РИБОЕДОВА , 2002 9 Ляхович, В.Ф. Основы Информатики [Текст]: / В.Ф.Ляхович, С.О. Крамаров. – М., 2003 Рекомендовано 10 Информационные технологии. Пособие для 10-11 классов. Под. Ред. Христочевского С.А. [Текст] 2001 Допущено 11 Семакин, И. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст] / И. Семакин, Т. Шеина. – М., 2004 12 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Базовый уровень. Москва, Бином. Лаборатория знаний 2013 Рекомендовано 13 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. Москва, Бином. Лаборатория знаний 2013 Рекомендовано 14 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва, издательский центр «Академия» 2013 Допущено 15 Молочков В.П. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Москва, издательский центр «Академия» 2012 Рекомендовано 16 Сергеева И.И; Музалевская А.А; Тарасова Н.В; Информатика. Москва, ИД «Форум» - ИНФРА-М 2013 Допущено
13 Интернет-ресурсы Язык программирования Лого Электронные учебники по HTML, Word, Excel, VBA Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам: сайт А.П. Шестакова СПРавочная ИНТерактивная система по ИНФОРМатике "Спринт-Информ" САПР КОМПАС-3D в образовании Разбор олимпиадных задач по информатике Орловский региональный компьютерный центр "Помощь образованию": электронные учебники и методические материалы по информатике и ИТ Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям (Центр компьютерного обучения "Специалист") Олимпиады и конкурсы по программированию в Екатеринбурге (Уральские олимпиады) Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей: сайт К.Ю. Полякова Методическая копилка для учителя информатики Методика сайтостроения в школе: электронное учебно-методическое пособие Математика и программирование: сайт В.И. Тишина Макинтош и образование: сайт М.Е. Крекина Конструктор школьных сайтов (Некоммерческое партнерство "Школьный сайт") Конструктор образовательных сайтов (проект Российского общеобразовательного портала) Информатика в школе: сайт А. Богданова Задачи по информатике (сайт МЦНМО) Журнал "Компьютерные инструменты в образовании" Журнал "Информатика и образование" Виртуальное методическое объединение учителей информатики Омской области Виртуальное методическое объединение учителей информатики (сайт Е.Р. Мухутдинова) Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" Информатика и ИКТ в образовании Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал ECDL (The European Computer Driving Licence): сертификация навыков владения компьютером Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor) Библиотека алгоритмов Алгоритмы, методы, исходники Энциклопедия персонального компьютера Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» Теоретический минимум по информатике Самарский лицей информационных технологий Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей Портал CITForum Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих Изучаем алгоритмизацию Некоторые математические алгоритмы Математика и программирование Уральские олимпиады по программированию и математике Тесты по информатике и информационным технологиям (Центр образования "Юниор") Онлайн-тестирование по информационным технологиям (проект учебного центра "Сетевая академия") Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов Олимпиада по кибернетике для школьников Олимпиадная информатика Visual Basic для детей HTML-справочник CodeNet — все для программиста Российская интернет-школа информатики и программирования Программируем на Лого Первые шаги: уроки программирования Открытые системы: издания по информационным технологиям Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» Дидактические материалы по информатике и математике Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» Виртуальный компьютерный музей Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой Московский детский клуб «Компьютер» Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) Клякс@: Информатика в школе. Компьютер на уроках Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума История Интернета в России Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой Информатика и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО Информатика и информационные технологии в образовании Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Банк средств для оценки результатов обучения
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
№
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1.
Информация. Информационные процессы
Знания:
Понятие единицы информации Количественные измерения информации Тест «Биты байты» Тест «Клавиатура» Самостоятельная работа студентов.
15 Виды информационных процессов
Умения:
Определять количества информации Переводить размерности количества информации 2.
1.
Кодирование информации. Системы
2.
счисления
Знания:
Различные формы представления информации Основные использующиеся системы счисления
Умения:
Представлять количества информации в изученных системах счисления Переводить количества информации из одной системы счисления в другую Тест «Арифметика двоичной системы счисления» Тест «Двоичная система счисления» Тест «Восьми и шестнадцатеричная системы счисления» Самостоятельная работа студентов. 3.
Алгоритмы
Знания:
Определение и свойства алгоритма Виды алгоритмов Графическое представление алгоритмов
Умения:
Определять вид алгоритма Отображать графически алгоритм Пользоваться основными видами алгоритмов на языке Basic
3.
Тест «Свойства алгоритмов» Тест «Бейсик1» Тест «Доп к Бейсик1» Самостоятельнаые работы студентов. Зачёт №1 Контрольная работа №1 4.
Моделирование.
Знания:
Понятие модели Классификация моделей Основные этапы моделирования Информационные модели
Умения:
Правильно разбивать поставленную задачу по этапам моделирования Правильно определять задачи и цели каждого этапа моделирования Создавать информационную модель Самостоятельная работа по вопроснику 5.
Устройство компьютера.
Знания:
Состав и назначение компьютерных устройств Основные характеристики компьютерных устройств
Умения:
Тест «Компьютерные устройства»
Определить конфигурацию компьютера, предназначенного для определённых целей 6.
Файловая система.
Знания:
Виды и назначение файловых систем Основные отличия файловых систем Структуру файловой системы
Умения:
Правильно использовать файловую систему Тест «ОС и файловая система» Тест «Файловая система и ПО» Практические работы 7.
Операционная система. Виды ПО.
Знания:
Назначение операционных систем Общие характеристики существующих операционных систем Основные виды существующего программного обеспечение Назначение видов программного обеспечения Умения: Определять тип установленной операционной системы Инсталлировать и деинсталлировать программное обеспечение Тест «Файловая система и ПО» Практические работы Зачёт №2 8.
Информационные технологии.
Умения:
Настроить Windows Сконфигурировать файловую систему Правильно пользоваться программами обслуживания ОС Пользоваться текстовыми редакторами Пользоваться графическими редакторами Тест «Кнопки Word» Практические работы Зачёт №3 9.
9. Коммуникационные технологии.
Знания:
Что такое Интернет
Умения
: , Поиск информации в компьютерной сети Практические работы
Тестовые задания для проведения промежуточной аттестации
17
Арифметика двоичной системы счисления
Двоичное число 100 - 001 это двоичное…. Двоичное число 1100 - 001 это двоичное…. Двоичное число 1110 - 001 это двоичное…. Двоичное число 010 - 001 это двоичное…. Двоичное число 100 + 001 это двоичное…. Двоичное число 101 + 001 это двоичное…. Двоичное число 111 + 001 это двоичное…. Двоичное число 100 + 100 это двоичное…. Двоичное число 101 + 101 это двоичное…. Двоичное число 110 + 101 это двоичное…. Двоичное число 110 - 001 это двоичное…. Двоичное число 001 - 001 это двоичное…. Двоичное число 101 - 001 это двоичное…. Двоичное число 101 * 001 это двоичное…. Двоичное число 101 * 010 это двоичное…. Двоичное число 101 * 0100 это двоичное…. Двоичное число 01 * 01 это двоичное…. Двоичное число 01 * 10 это двоичное…. Двоичное число 101010 / 10101 это двоичное…. Двоичное число 101010 / 001 это двоичное…. Двоичное число 1000 / 010 это двоичное…. Двоичное число 1010 / 101 это двоичное….
Измерение количества информации
Какое количество информации в выражении "Что посеешь, то и пожнёшь!" (вместе с кавычками) Сколько символов в одном байте? Сколько символов в одном бите? Сколько символов в одном килобайте? Сколько символов в одном мегабайте? Сколько байт в одном мегабайте? Сколько килобайт в одном мегабайте? Сколько мегабайт в одном гигабайте? Сколько бит в одном килобайте? Сколько в одном байте бит? Сколько в одном бите байт?
Восьми и шестнадцатеричная система счисления
Шестнадцатеричное число F это десятичное…. Шестнадцатеричное число E это десятичное…. Шестнадцатеричное число D это десятичное…. Шестнадцатеричное число C это десятичное…. Шестнадцатеричное число B это десятичное…. Шестнадцатеричное число A это десятичное…. Десятичное число 15 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 14 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 13 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 12 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 11 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 10 это Шестнадцатеричное…. Восьмеричное число 111 это десятичное…. Восьмеричное число 110 это десятичное….
Восьмеричное число 1000 это десятичное…. Восьмеричное число 1001 это Двоичное. Восьмеричное число 7 это Двоичное. Восьмеричное число 17 это Двоичное. Восьмеричное число 11 это Двоичное.
Двоичная система счисления
Двоичное число 1010 это десятичное…. Двоичное число 101 это десятичное…. Десятичное число 10 это двоичное…. Двоичное число 111 это десятичное…. Двоичное число 1101 это десятичное…. Двоичное число 100000 это десятичное…. Двоичное число 100001 это десятичное…. Десятичное число 8 это двоичное…. Десятичное число 16 это двоичное…. Десятичное число 17 это двоичное…. Десятичное число 3 это двоичное…. Десятичное число 5 это двоичное….
Доп к Бейсик1
Какая конструкция называется неполной командой управления ходом выполнения Условие в команде управления ходом выполнения программ записывается Неполная команда управления ходом выполнения программ Полная команда управления ходом выполнения программ Какое количество и какого типа данные необходимо ввести после этой команды Каков будет результат работы программы Каков будет результат работы программы Каков будет результат работы программы
Обобщённый тест по ЕГЭ
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют Информацию из оперативной памяти можно сохранить на внешнем запоминающем устройстве в виде "Программа, хранящаяся во внешней памяти, после вызова на выполнение попадает в ... и обрабатывается ..." На рисунке изображена общая схема устройства компьютера. Какого устройства недостаёт в этой схеме? Файл tetris находится на диске С: в каталоге GAMES, который является подкаталогом каталога DAY. Выберите полное имя файла. Драйвер - это Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера Сообщение, записанное буквами из 32-х символьного алфавита, содержит 40 символов. Какой объём информации оно несёт. + 200 бит Системная дискета необходима для Прибор преобразующий аналоговый сигнал в цифровой и обратно, называют Последовательность двоичных кодов 01110011 01110100 01101111 01110101 переведите в шестнадцатеричное представление Программа, позволяющая управлять внешними устройствами компбютера, называется Из предложенных формул динамической (описывающей изменения состояния объекта) является
19 Дискеты, книги, картины позволяют информацию в основном Переведите двоичное число 10111101 в восьмеричную систему счисления Переведите десятичное число 345 в шестнадцатеричную систему счисления Выберите пару объектов, о которых можно сказать, что между ними существует отношение "объект -модель" Чёткое разделение шагов и их последовательное выполнение отражены в свойстве алгоритма, называется Переведите двоичное число 110111101011101111 в шестнадцатеричную систему Вычислите результат сложения двух чисел, записанных римскими цифрами MCCM+LXX111 Как записывается и передаётся информация в ЭВМ Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объём информации оно несёт. Текст занимает 0,25 Кбайт в памяти компьютера. Сколько символов содержит текст Для чего предназначены трансляторы ЭВМ Программное обеспечение можно разделить на В расчёте на кого строится алгоритм Для определения типа файла необходимо знать Системные файлы имеют расширение Вычислите результат сложения двух чисел, записанных рмскими цифрами MCM+LXIV Свойство алгоритма, характеризующее возможность решения однотипных задач из некоторого класса, называется "Программа, хранящаяся во внешней памяти, после вывода на выполнение попадает в... и обрабатывается..." Какие модели используются для описания динамических моделей "Каталог содержит информацию о....., хранящихся...." Переведите шестнадцатеричное число АВ в восьмеричную форму Переведите двоичное число 10111101 в восьмеричную форму Какое количество информации содержит один разряд двоичного кода Информация, хранимая в книгах, на магнитных носителях, грампластинках называется Выберите пару объектов, о которых можно сказать, что между ними существует отношение "объект -модель" + Земля - глобус - собака - щенок - А.С. Пушкин - Н.Н. Гончарова - гражданин Иванов - 1956 г.р. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 8 бит информации. Чему равно N К аудиоинформации можно отнести информацию, которая передаётся посредством К объектно-ориентированным языкам программирования относят язык На остановке останавливаются автобусы 5,15 и 19 маршрутов,маршрутное такси 40, троллейбусы 2 и 7, и несколько трамваев. Сообщение о том, что на остановку подошёл трамвай 5 маршрута, содержит три бита информации. Сколько всего маршрутов трамваев останавливается на этой остановке Примером хранения числовой информации может служить Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Автоматизированный прибор производит 20 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 1 байт информации. Какой объём памяти потребуется компьютеру для записи измерений, сделанных за 1 минуту Предложены команды 1. создать файл home.txt 2. создать каталог TOWN 3. создать каталог STREET 4. войти в созданный документ 5. сделать диск А: текущим
Расположите пронумерованные команды так, чтобы был получен алгорит, с помощью которого на пустой дискете создаётся файл с полным именем А:\TOWN\STREET\home.txt Автоматизированный прибор производит 30 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 2 байт информации. Какой объём памяти потребуется компьютеру для записи измерений, сделанных за 1 минуту Графическая информация хранится в файле с расширением Свойство алгоритма, позволяющее ему содержать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя, называются Максимальное количество разрядов двоичного кода, которые могут передаваться или обрабатываться процессором одновременно, называют Сколько бит необходимо для кодирования одной буквы Какое количество информации может обрабатывать за одну операцию 32- разрядный процессор Свойство алгоритма, характеризующее возможность решения однотипных задач из некоторого класса, называется Образная информация, которую можно хранить на внешних носителях, это Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит\сек, может передать две страницы текста (3600 байт) в течении ... Переведите число 3А4 из шестнадцатеричной системы в десятичную Ваня учится в 1-ом классе и хорошо знает таблицу умножения, но не знает английского языка. Какое из сообщений будет для него информативным - 2*2=16 - My Friend is a Schoolboy + в английском алфавите 26 букв В какой системе счисления справедливо равенство 345+54=440 Наименьшая адресуемая часть памяти компьютера - это За основную единицу измерения количества информации принят К процедурным языкам программирования относят язык Какое максимальоне целое десятичное число можно записать в четырёх разрядах двоичной системы счисления Книга, набранная на компьютере, содержит 150 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке - 60 символов. Каков объём информации в книге
Компьютерные устройства
Процессор выполняет функции…. Что является одной из основных характеристик производительности процессора HDD-дисковод (винчестер) предназначен для Наибольший размер современных ОЗУ равен Чему равна ёмкость CD диска? Что такое КЕШ память? Когда мы выключили ПК пользовательская программа находится в… ОЗУ- это … ПЗУ- это … Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека? Когда мы играем на ПК программа находится в… Чему равна ёмкость дискеты на 3,5" В каких единицах измеряется ёмкость ОЗУ современных ПК Монитор предназначен … Максимальная ёмкость современных HDD равна Пиксель- это….. В ПЗУ хранится Для чего предназначена внешняя память Память- это электронные устройства способные…..
21 Укажите какая характеристика монитора влияет на утомляемость зрения При выключении питания информация в ПЗУ В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны? Модем предназначен для… Информационная емкость стандартных DVD-ROM дисков может достигать При выключении компьютера вся информация стирается При выключении питания информация в ОЗУ Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от В ОЗУ хранится В каких единицах измеряется ёмкость современных HDD Выберите список типов принтеров по убыванию качества печати Во внешней памяти хранится Чем больше точек у графического режима отображения монитора, тем изображение Материнская плата является устройством ввода/вывода? Клавиатура предназначена…. Принтер предназначен для…… Сканер предназначен для…. Максимальное количество винчестеров обычного типа может быть Можно ли считать Flash память частью ОЗУ Что такое модуль Что такое пиксель Отметьте все возможные разрешения экрана монитора Видеокарта это... Звуковая карта это... Сетевая карта это... Какова максимальная скорость передачи данных с помощью модема Какова максимальная скорость передачи данных с помощью модема ADSL Какова максимальная скорость передачи данных с сетевой карты
Свойства алгоритмов
Какие из ниже перечисленных наборов команд являются алгоритмами? 1. Круговорот воды в природе. 2. Поручение герою русской сказки "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". 3. Умножить а на 2. Сложить а с 5. Полученный результат разделить на 3. 4. Достать ключ. Вставить ключ в замочную скважину. Повернуть ключ два раза по часовой стрелке. Вынуть ключ. Открыть дверь. Что называется алгоритмом. Назовите свойство алгоритма, характеризующее набор только тех команд, которые входят в систему команд исполнителя.. Старик должен переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать только старика и одного "пассажира". В каком порядке старик перевезёт "пассажиров"? Не забудь, что волк может съесть козу, а коза - капусту. Найди решение. Что из ниже перечисленного является алгоритмом. -правила техники безопасности -расписание уроков -телефонный справочник +кулинарный рецепт
Назовите свойство алгоритма, которое требует завершения решения задачи за конечное число шагов. Что такое исполнитель алгоритма? Назовите исполнителя выполняющего работу по печатанию документа на принтере.. Назовите свойство алгоритма, которое определяет однозначное действие исполнителя. Что такое система команд исполнителя? Виды алгоритмов:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ
ИМ. В. Т. ЧИСТАЛЕВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И НФОРМАТИКА И ИКТ
для студентов, обучающихся по специальностям
071901 Библиотековедение базовой подготовки
Сыктывкар
2014
«УЧЕБНО-ПРОГРАММНЫЕ ИЗДАНИЯ»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
071901 Библиотековедение базовой подготовки
Разработчик Веснин Игорь Николаевич преподаватель Рецензент: Ляшок Вячеслав Алексеевич - доцент, заведующий кафедрой естественно-научного и математического образования ГАОУДПО (пк) С РК "КРИРО" Рекомендована Методическим советом ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева» Протокол № ___ от « _ » _____ 20 ___ г. Председатель совета М.А.Анкудинова © ГОУ СПО «Коми республиканский 2014 колледж культуры им. В. Т. Чисталева
3
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины -4
Структура и примерное содержание учебной дисциплины -7
Условия реализации учебной дисциплины -11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины-14
1.ПАСПОРТ
рабочей программы учебной дисциплины
И
НФОРМАТИКА И
ИКТ
1.1 Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 071801 Социально-культурная деятельность (по виду Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений (углубленная подготовка) 071901 Библиотековедение базовой подготовки Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников сферы культуры при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в обязательную часть цикла ОД 01. Базовые учебные дисциплины Федерального компонента среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
•
освоение
системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
•
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
•
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
•
воспитание
ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
•
приобретение
опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной, проектной и познавательной деятельности.
5 Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Изучение предмета «
М
АТЕМАТИКА И
ИКТ»
ПО
данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач.
Общеобразовательные
задачи.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессиональной деятельности. Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих общих и профессиональных компетенций. Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую, направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся. В программе учтены особенности содержания обучения по профессиям и специальностям гуманитарного профиля в учреждениях СПО.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначения и функции операционных систем;
владеть компетенциями:
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося __________
117
_ часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __
78
__часов, самостоятельной работы обучающегося ______________
39
часов.
7
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№
Вид учебной работы
Объем
часов
1 Максимальная учебная нагрузка (всего) 117 2 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78 3 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39 Итоговая аттестация в форме зачёта
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
И
НФОРМАТИКА И
ИКТ
№
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала;
лабораторные работы и практические занятия;
самостоятельная работа обучающихся;
курсовая работа (проект)
Уровень
усвоения
Макс. уч.
нагрузка
Самост.
Учебн.
Нагрузка
Обязательные учебные занятия
Всего
В том числе
групповые
Инд. 1
чел
До 25
чел
До 15
чел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Информация. Информационные процессы
1. Техника безопасности в компьютерном классе. Информация. 1 1 2 2. Единицы количества информации Самост. работа – подготовить сообщение. 2 1 2
Кодирование информации. Системы
счисления
3. Системы счисления. Кодирование информации. П/Р Редактирование текста Самост. работа – подготовить сообщение. 2 3 1 2 4. Системы счисления. Самост. работа – решение примеров. 2 3 1 2 5. Представления чисел в разных системах счисления. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2 6. Самостоятельная работа по теме «Системы счисления» Пр. работа. Редактирование текста. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2
Алгоритмы
7. Алгоритмы и их свойства Построение алгоритмов. Самост. работа – составление алгоритмов 1 3 1 2 8. Языки программирования. Basic. Построение алгоритмов на языке Basic Самост. работа – составление алгоритмов 3 3 1 2 9. Линейные алгоритмы на языке Basic Самост. работа – составление алгоритмов 3 3 1 2 10. Алгоритм ветвления по условию. Полная и сокращённая формы 2 2 1 2 11. Практическая работа: Построение алгоритмов с использованием ветвления 3 2 1 2 12. Алгебра логики. Логическое сложение, Таблицы истинности. Логические выражения. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2 13. Циклический алгоритм. Назначение. Самост. работа – решение примеров 2 3 1 2 14. Практическая работа: Построение алгоритмов с использованием цикла. Самост. работа – решение примеров. 3 2 1 2 15. Использование алгоритмов для решения задач 3 4 2 2
9 Самост. работа – решение примеров. 16.
Зачёт №1 Контрольная работа №1
3 3 1 2 17.
Резерв
2 2
Всего за 1 семестр
51 17 34
2 семестр
Моделирование
18. Компьютерное моделирование. Самост. работа – подготовить сообщение. 2 3 1 2 19. Проектирование компьютерной модели. Самост. работа – проектирование модели 2 3 1 2 20. Дискретные модели данных в компьютере. Самост. работа – работа с программой 2 3 1 2
Устройство компьютера
21. 1Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип. Практ. работа Настройки рабочего стола Самост. работа – настройка рабочего стола 2 3 1 2 22. Компьютерные устройства. Практическая работа. Форматирование текста Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2 23. Устройства хранения информации. Практическая работа. Приёмы работы с фрагментами текста Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2 24. Периферийные устройства компьютера. Практическая работа. Приёмы работы с фрагментами текста Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2
Файловая система
25. Файловая система - как информационная модель. Практическая работа. Форматирование абзаца 2 3 1 2 26. Файловая система. Практическая работа. Форматирование абзаца. Самост. работа – работа с текстом 2 3 1 2 27. Файловая система. Свойства файлов Практическая работа Создание файловой структуры Поиск файлов 2 3 1 2
Операционная система. Виды ПО
28. Операционная система. Самост. работа – работа с текстом. 1 3 1 2 29. Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Защита информации. Практ. работа. Создание табличных элементов в документе. Самост. работа – работа с текстом 1 3 1 2 30.
Зачёт №2
Работа с файлам 2 3 1 2
Информационные технологии
31. Создание табличных элементов в документе. 2 3 1 2
32. Ms Word. Вставка графических объектов втекстовый документ. 2 3 1 2 33. Практическая работа. Работа с графическими объектами в документе. 2 3 1 2 34.
Зачёт №3
по теме: «Создание текстового документа». 2 3 1 2 35. Графический редактор. Paint 1 3 1 2 36. Создания и редактирование изображений. Самост. работа – работа с программой 2 3 1 2 37.
Зачёт №4
Коллаж Самост. работа – работа с программой 2 3 1 2
Коммуникационные технологии
38. Сервисы сети Internet Практ. раб. Поисковые системы и поиск информации в Internet 3 1 2 39. Практ. раб. Использование эл. почты Поиск информации и сохранение. 2 3 1 2 Всего за 2 семестр 66 22 44 Максимальное количество часов 117 39 78
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики Технические средства обучения
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания Технические средства обучения (средства ИКТ) Мультимедийный компьютер 11шт Сканер с приставкой для сканирования слайдов 1шт Принтер лазерный 1шт Цифровая фотокамера 1шт Мультимедиа проектор 1шт Штатив для проектора 1шт Экран (на штативе или навесной) 1шт
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
ЛИТЕРАТУРА
№
Выходные данные печатного издания
Год
издания
Гриф
1 Кушниренко, А. Г. Информатика 7—9 кл. [Текст]: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Я. Н. Зайделъман. - М.: Дрофа, 2007 Рекомендовано 2 «Обязательный минимум содержания образования по информатике № (приказ МО РФ от 30.06.99№56) 1999 3 «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М: Издательский дом «Дрофа», 2000 4 Информатика: базовый курс [Текст] / Под ред. С.В. Симонович. – СПб: Изд-во «Питер», 2003 Рекомендовано 5 Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ [Текст]: Учебник 10 классс Базовый уровень / Н. В. Макарова, Г.С Николайчук, Ю. Ф. Титова. – СПб: Изд-во «Питер», 2009 Рекомендовано 6 Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ: практикум 8-9 класс [Текст]: / Н.В. Макарова. – СПб: Изд-во «Питер», 2009 Рекомендовано 7 Макарова, Н.В. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Н.В.Макарова. – М.: Издательство «Финансы и статистика» 2008 Рекомендовано 8 Борисов, Н.А. Информационные компьютерные сети [Текст]: / Н. А.Борисов, А.А. Лукин. - М.: ИМПЭ им. А.С. Г РИБОЕДОВА , 2002 9 Ляхович, В.Ф. Основы Информатики [Текст]: / В.Ф.Ляхович, С.О. Крамаров. – М., 2003 Рекомендовано 10 Информационные технологии. Пособие для 10-11 классов. Под. Ред. Христочевского С.А. [Текст] 2001 Допущено 11 Семакин, И. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст] / И. Семакин, Т. Шеина. – М., 2004 12 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Базовый уровень. Москва, Бином. Лаборатория знаний 2013 Рекомендовано 13 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. Москва, Бином. Лаборатория знаний 2013 Рекомендовано 14 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Москва, издательский центр «Академия» 2013 Допущено 15 Молочков В.П. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебное пособие. Москва, издательский центр «Академия» 2012 Рекомендовано 16 Сергеева И.И; Музалевская А.А; Тарасова Н.В; Информатика. Москва, ИД «Форум» - ИНФРА-М 2013 Допущено
13 Интернет-ресурсы Язык программирования Лого Электронные учебники по HTML, Word, Excel, VBA Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам: сайт А.П. Шестакова СПРавочная ИНТерактивная система по ИНФОРМатике "Спринт-Информ" САПР КОМПАС-3D в образовании Разбор олимпиадных задач по информатике Орловский региональный компьютерный центр "Помощь образованию": электронные учебники и методические материалы по информатике и ИТ Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям (Центр компьютерного обучения "Специалист") Олимпиады и конкурсы по программированию в Екатеринбурге (Уральские олимпиады) Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей: сайт К.Ю. Полякова Методическая копилка для учителя информатики Методика сайтостроения в школе: электронное учебно-методическое пособие Математика и программирование: сайт В.И. Тишина Макинтош и образование: сайт М.Е. Крекина Конструктор школьных сайтов (Некоммерческое партнерство "Школьный сайт") Конструктор образовательных сайтов (проект Российского общеобразовательного портала) Информатика в школе: сайт А. Богданова Задачи по информатике (сайт МЦНМО) Журнал "Компьютерные инструменты в образовании" Журнал "Информатика и образование" Виртуальное методическое объединение учителей информатики Омской области Виртуальное методическое объединение учителей информатики (сайт Е.Р. Мухутдинова) Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" Информатика и ИКТ в образовании Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал ECDL (The European Computer Driving Licence): сертификация навыков владения компьютером Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor) Библиотека алгоритмов Алгоритмы, методы, исходники Энциклопедия персонального компьютера Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» Теоретический минимум по информатике Самарский лицей информационных технологий Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей Портал CITForum Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих Изучаем алгоритмизацию Некоторые математические алгоритмы Математика и программирование Уральские олимпиады по программированию и математике Тесты по информатике и информационным технологиям (Центр образования "Юниор") Онлайн-тестирование по информационным технологиям (проект учебного центра "Сетевая академия") Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям
Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов Олимпиада по кибернетике для школьников Олимпиадная информатика Visual Basic для детей HTML-справочник CodeNet — все для программиста Российская интернет-школа информатики и программирования Программируем на Лого Первые шаги: уроки программирования Открытые системы: издания по информационным технологиям Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» Дидактические материалы по информатике и математике Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» Виртуальный компьютерный музей Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой Московский детский клуб «Компьютер» Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) Клякс@: Информатика в школе. Компьютер на уроках Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума История Интернета в России Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой Информатика и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО Информатика и информационные технологии в образовании Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Банк средств для оценки результатов обучения
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
№
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1.
Информация. Информационные процессы
Знания:
Понятие единицы информации Количественные измерения информации Тест «Биты байты» Тест «Клавиатура» Самостоятельная работа студентов.
15 Виды информационных процессов
Умения:
Определять количества информации Переводить размерности количества информации 2.
1.
Кодирование информации. Системы
2.
счисления
Знания:
Различные формы представления информации Основные использующиеся системы счисления
Умения:
Представлять количества информации в изученных системах счисления Переводить количества информации из одной системы счисления в другую Тест «Арифметика двоичной системы счисления» Тест «Двоичная система счисления» Тест «Восьми и шестнадцатеричная системы счисления» Самостоятельная работа студентов. 3.
Алгоритмы
Знания:
Определение и свойства алгоритма Виды алгоритмов Графическое представление алгоритмов
Умения:
Определять вид алгоритма Отображать графически алгоритм Пользоваться основными видами алгоритмов на языке Basic
3.
Тест «Свойства алгоритмов» Тест «Бейсик1» Тест «Доп к Бейсик1» Самостоятельнаые работы студентов. Зачёт №1 Контрольная работа №1 4.
Моделирование.
Знания:
Понятие модели Классификация моделей Основные этапы моделирования Информационные модели
Умения:
Правильно разбивать поставленную задачу по этапам моделирования Правильно определять задачи и цели каждого этапа моделирования Создавать информационную модель Самостоятельная работа по вопроснику 5.
Устройство компьютера.
Знания:
Состав и назначение компьютерных устройств Основные характеристики компьютерных устройств
Умения:
Тест «Компьютерные устройства»
Определить конфигурацию компьютера, предназначенного для определённых целей 6.
Файловая система.
Знания:
Виды и назначение файловых систем Основные отличия файловых систем Структуру файловой системы
Умения:
Правильно использовать файловую систему Тест «ОС и файловая система» Тест «Файловая система и ПО» Практические работы 7.
Операционная система. Виды ПО.
Знания:
Назначение операционных систем Общие характеристики существующих операционных систем Основные виды существующего программного обеспечение Назначение видов программного обеспечения Умения: Определять тип установленной операционной системы Инсталлировать и деинсталлировать программное обеспечение Тест «Файловая система и ПО» Практические работы Зачёт №2 8.
Информационные технологии.
Умения:
Настроить Windows Сконфигурировать файловую систему Правильно пользоваться программами обслуживания ОС Пользоваться текстовыми редакторами Пользоваться графическими редакторами Тест «Кнопки Word» Практические работы Зачёт №3 9.
9. Коммуникационные технологии.
Знания:
Что такое Интернет
Умения
: , Поиск информации в компьютерной сети Практические работы
Тестовые задания для проведения промежуточной аттестации
17
Арифметика двоичной системы счисления
Двоичное число 100 - 001 это двоичное…. Двоичное число 1100 - 001 это двоичное…. Двоичное число 1110 - 001 это двоичное…. Двоичное число 010 - 001 это двоичное…. Двоичное число 100 + 001 это двоичное…. Двоичное число 101 + 001 это двоичное…. Двоичное число 111 + 001 это двоичное…. Двоичное число 100 + 100 это двоичное…. Двоичное число 101 + 101 это двоичное…. Двоичное число 110 + 101 это двоичное…. Двоичное число 110 - 001 это двоичное…. Двоичное число 001 - 001 это двоичное…. Двоичное число 101 - 001 это двоичное…. Двоичное число 101 * 001 это двоичное…. Двоичное число 101 * 010 это двоичное…. Двоичное число 101 * 0100 это двоичное…. Двоичное число 01 * 01 это двоичное…. Двоичное число 01 * 10 это двоичное…. Двоичное число 101010 / 10101 это двоичное…. Двоичное число 101010 / 001 это двоичное…. Двоичное число 1000 / 010 это двоичное…. Двоичное число 1010 / 101 это двоичное….
Измерение количества информации
Какое количество информации в выражении "Что посеешь, то и пожнёшь!" (вместе с кавычками) Сколько символов в одном байте? Сколько символов в одном бите? Сколько символов в одном килобайте? Сколько символов в одном мегабайте? Сколько байт в одном мегабайте? Сколько килобайт в одном мегабайте? Сколько мегабайт в одном гигабайте? Сколько бит в одном килобайте? Сколько в одном байте бит? Сколько в одном бите байт?
Восьми и шестнадцатеричная система счисления
Шестнадцатеричное число F это десятичное…. Шестнадцатеричное число E это десятичное…. Шестнадцатеричное число D это десятичное…. Шестнадцатеричное число C это десятичное…. Шестнадцатеричное число B это десятичное…. Шестнадцатеричное число A это десятичное…. Десятичное число 15 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 14 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 13 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 12 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 11 это Шестнадцатеричное…. Десятичное число 10 это Шестнадцатеричное…. Восьмеричное число 111 это десятичное…. Восьмеричное число 110 это десятичное….
Восьмеричное число 1000 это десятичное…. Восьмеричное число 1001 это Двоичное. Восьмеричное число 7 это Двоичное. Восьмеричное число 17 это Двоичное. Восьмеричное число 11 это Двоичное.
Двоичная система счисления
Двоичное число 1010 это десятичное…. Двоичное число 101 это десятичное…. Десятичное число 10 это двоичное…. Двоичное число 111 это десятичное…. Двоичное число 1101 это десятичное…. Двоичное число 100000 это десятичное…. Двоичное число 100001 это десятичное…. Десятичное число 8 это двоичное…. Десятичное число 16 это двоичное…. Десятичное число 17 это двоичное…. Десятичное число 3 это двоичное…. Десятичное число 5 это двоичное….
Доп к Бейсик1
Какая конструкция называется неполной командой управления ходом выполнения Условие в команде управления ходом выполнения программ записывается Неполная команда управления ходом выполнения программ Полная команда управления ходом выполнения программ Какое количество и какого типа данные необходимо ввести после этой команды Каков будет результат работы программы Каков будет результат работы программы Каков будет результат работы программы
Обобщённый тест по ЕГЭ
Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют Информацию из оперативной памяти можно сохранить на внешнем запоминающем устройстве в виде "Программа, хранящаяся во внешней памяти, после вызова на выполнение попадает в ... и обрабатывается ..." На рисунке изображена общая схема устройства компьютера. Какого устройства недостаёт в этой схеме? Файл tetris находится на диске С: в каталоге GAMES, который является подкаталогом каталога DAY. Выберите полное имя файла. Драйвер - это Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера Сообщение, записанное буквами из 32-х символьного алфавита, содержит 40 символов. Какой объём информации оно несёт. + 200 бит Системная дискета необходима для Прибор преобразующий аналоговый сигнал в цифровой и обратно, называют Последовательность двоичных кодов 01110011 01110100 01101111 01110101 переведите в шестнадцатеричное представление Программа, позволяющая управлять внешними устройствами компбютера, называется Из предложенных формул динамической (описывающей изменения состояния объекта) является
19 Дискеты, книги, картины позволяют информацию в основном Переведите двоичное число 10111101 в восьмеричную систему счисления Переведите десятичное число 345 в шестнадцатеричную систему счисления Выберите пару объектов, о которых можно сказать, что между ними существует отношение "объект -модель" Чёткое разделение шагов и их последовательное выполнение отражены в свойстве алгоритма, называется Переведите двоичное число 110111101011101111 в шестнадцатеричную систему Вычислите результат сложения двух чисел, записанных римскими цифрами MCCM+LXX111 Как записывается и передаётся информация в ЭВМ Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объём информации оно несёт. Текст занимает 0,25 Кбайт в памяти компьютера. Сколько символов содержит текст Для чего предназначены трансляторы ЭВМ Программное обеспечение можно разделить на В расчёте на кого строится алгоритм Для определения типа файла необходимо знать Системные файлы имеют расширение Вычислите результат сложения двух чисел, записанных рмскими цифрами MCM+LXIV Свойство алгоритма, характеризующее возможность решения однотипных задач из некоторого класса, называется "Программа, хранящаяся во внешней памяти, после вывода на выполнение попадает в... и обрабатывается..." Какие модели используются для описания динамических моделей "Каталог содержит информацию о....., хранящихся...." Переведите шестнадцатеричное число АВ в восьмеричную форму Переведите двоичное число 10111101 в восьмеричную форму Какое количество информации содержит один разряд двоичного кода Информация, хранимая в книгах, на магнитных носителях, грампластинках называется Выберите пару объектов, о которых можно сказать, что между ними существует отношение "объект -модель" + Земля - глобус - собака - щенок - А.С. Пушкин - Н.Н. Гончарова - гражданин Иванов - 1956 г.р. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 8 бит информации. Чему равно N К аудиоинформации можно отнести информацию, которая передаётся посредством К объектно-ориентированным языкам программирования относят язык На остановке останавливаются автобусы 5,15 и 19 маршрутов,маршрутное такси 40, троллейбусы 2 и 7, и несколько трамваев. Сообщение о том, что на остановку подошёл трамвай 5 маршрута, содержит три бита информации. Сколько всего маршрутов трамваев останавливается на этой остановке Примером хранения числовой информации может служить Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Автоматизированный прибор производит 20 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 1 байт информации. Какой объём памяти потребуется компьютеру для записи измерений, сделанных за 1 минуту Предложены команды 1. создать файл home.txt 2. создать каталог TOWN 3. создать каталог STREET 4. войти в созданный документ 5. сделать диск А: текущим
Расположите пронумерованные команды так, чтобы был получен алгорит, с помощью которого на пустой дискете создаётся файл с полным именем А:\TOWN\STREET\home.txt Автоматизированный прибор производит 30 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 2 байт информации. Какой объём памяти потребуется компьютеру для записи измерений, сделанных за 1 минуту Графическая информация хранится в файле с расширением Свойство алгоритма, позволяющее ему содержать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя, называются Максимальное количество разрядов двоичного кода, которые могут передаваться или обрабатываться процессором одновременно, называют Сколько бит необходимо для кодирования одной буквы Какое количество информации может обрабатывать за одну операцию 32- разрядный процессор Свойство алгоритма, характеризующее возможность решения однотипных задач из некоторого класса, называется Образная информация, которую можно хранить на внешних носителях, это Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит\сек, может передать две страницы текста (3600 байт) в течении ... Переведите число 3А4 из шестнадцатеричной системы в десятичную Ваня учится в 1-ом классе и хорошо знает таблицу умножения, но не знает английского языка. Какое из сообщений будет для него информативным - 2*2=16 - My Friend is a Schoolboy + в английском алфавите 26 букв В какой системе счисления справедливо равенство 345+54=440 Наименьшая адресуемая часть памяти компьютера - это За основную единицу измерения количества информации принят К процедурным языкам программирования относят язык Какое максимальоне целое десятичное число можно записать в четырёх разрядах двоичной системы счисления Книга, набранная на компьютере, содержит 150 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке - 60 символов. Каков объём информации в книге
Компьютерные устройства
Процессор выполняет функции…. Что является одной из основных характеристик производительности процессора HDD-дисковод (винчестер) предназначен для Наибольший размер современных ОЗУ равен Чему равна ёмкость CD диска? Что такое КЕШ память? Когда мы выключили ПК пользовательская программа находится в… ОЗУ- это … ПЗУ- это … Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека? Когда мы играем на ПК программа находится в… Чему равна ёмкость дискеты на 3,5" В каких единицах измеряется ёмкость ОЗУ современных ПК Монитор предназначен … Максимальная ёмкость современных HDD равна Пиксель- это….. В ПЗУ хранится Для чего предназначена внешняя память Память- это электронные устройства способные…..
21 Укажите какая характеристика монитора влияет на утомляемость зрения При выключении питания информация в ПЗУ В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны? Модем предназначен для… Информационная емкость стандартных DVD-ROM дисков может достигать При выключении компьютера вся информация стирается При выключении питания информация в ОЗУ Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от В ОЗУ хранится В каких единицах измеряется ёмкость современных HDD Выберите список типов принтеров по убыванию качества печати Во внешней памяти хранится Чем больше точек у графического режима отображения монитора, тем изображение Материнская плата является устройством ввода/вывода? Клавиатура предназначена…. Принтер предназначен для…… Сканер предназначен для…. Максимальное количество винчестеров обычного типа может быть Можно ли считать Flash память частью ОЗУ Что такое модуль Что такое пиксель Отметьте все возможные разрешения экрана монитора Видеокарта это... Звуковая карта это... Сетевая карта это... Какова максимальная скорость передачи данных с помощью модема Какова максимальная скорость передачи данных с помощью модема ADSL Какова максимальная скорость передачи данных с сетевой карты
Свойства алгоритмов
Какие из ниже перечисленных наборов команд являются алгоритмами? 1. Круговорот воды в природе. 2. Поручение герою русской сказки "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". 3. Умножить а на 2. Сложить а с 5. Полученный результат разделить на 3. 4. Достать ключ. Вставить ключ в замочную скважину. Повернуть ключ два раза по часовой стрелке. Вынуть ключ. Открыть дверь. Что называется алгоритмом. Назовите свойство алгоритма, характеризующее набор только тех команд, которые входят в систему команд исполнителя.. Старик должен переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. Лодка может выдержать только старика и одного "пассажира". В каком порядке старик перевезёт "пассажиров"? Не забудь, что волк может съесть козу, а коза - капусту. Найди решение. Что из ниже перечисленного является алгоритмом. -правила техники безопасности -расписание уроков -телефонный справочник +кулинарный рецепт
Назовите свойство алгоритма, которое требует завершения решения задачи за конечное число шагов. Что такое исполнитель алгоритма? Назовите исполнителя выполняющего работу по печатанию документа на принтере.. Назовите свойство алгоритма, которое определяет однозначное действие исполнителя. Что такое система команд исполнителя? Виды алгоритмов:
В раздел среднее профессиональное образование