"Рабочая программа по психологии общения"
Рабочая программа
Автор: Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель психологии, ОГБОУ СПО "Черемховский медицинский техникум", город Черемхово, Иркутской области
В раздел среднее профессиональное образование
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения программы
Образовательная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 060101 «Лечебное дело» 1
.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы
:
1.3.
Цели
и
задачи
учебной
дисциплины
–
требования
к
результатам
усвоения
учебной дисциплины:
В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять приемы и способы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа; самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48 в том числе: теоретические занятия 6 практические занятия 42
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10 в том числе: 1.Индивидуальная домашняя работа (самоанализ) 2 3.Отработка компетенций в ЛПУ 2 4.Работа в команде 2 5.Изучение дополнительной литературы 4 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
(Лечебное дело)
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
1
2
Раздел 1.
Основные
закономерности
процесса общения
Тема 1.1
Определение
общения. Значение
общения в жизни
человека. Виды
общения. Структура
общения
Содержание учебного материала
1. Понятие «общения». Обмен информацией – коммуникация. Взаимодействие в процессе совместной деятельности - интеракция. Перцепция – восприятие другого человека 2. Общительность. Характерные черты потребностей человека. Характеристики личности. Взаимосвязь деятельности и общения. Специфика обмена информацией между людьми
Практическое занятие
1. Методы исследования общения 2. Определение видов общения (решение задач)
Самостоятельная работа обучающегося
1. Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями 2. Реферат: Взаимосвязь общения и деятельности 3. Исследование «Особенности общения в современном мире»
Тема 1.2
Барьеры в общении
Практическое занятие
1. Коммуникационные барьеры. Авторитарная и диалогическая коммуникация. Речь. Речевая деятельность. Виды речи. Передача информации. Обратная связь
Тема 1.3
Функции общения.
Стили общения
Практическое занятие
1. Непосредственное общение. Проблемы косвенного общения. Массовое общение. Как развивать общительность. Типы межличностного общения. Типы коммуникаций - ролевая и личностная 2. Уровни общения
Тема 1.4
Межличностная
коммуникация:
взаимоотношения в
малых группах.
Ведение беседы
Практическое занятие
1. Основные направления изучения личности в общении. Познавательные процессы, обеспечивающие продуктивное общение: внимание, мышление, память, воображение и др. 2. Эмоционально-волевые процессы, оптимизирующие общение. Интуиция в общении
Тема 1.5
Психологические
способы воздействия
на контактантов в
процессе общения
Практическое занятие
1. Убеждение. Внушение. Влияние авторитета на эффективность убеждения и внушения. Место и время осуществления воздействия 2. Заражение. Подражание. Учет индивидуальных особенностей личности в общении. Прямое и отсроченное воздействие. Эксперименты Патрика и Лиддела. Формы изменения способов воздействия
Тема 1.6
Технологии
общения
Практическое занятие
1. Приемы воздействия. Стадии профессионального общения. Речевые способности и их роль в профессиональном общении. Средства, повышающие эффективность коммуникативного воздействия. Выработка умений органично и последовательно действовать в публичной обстановке 2. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и сосредоточенности. Управление инициативой. Развитие мимики, пантомимики. Преодоление внушаемых характеристик
Тема 1.7
Роли и ролевые
ожидания
Практическое занятие
1. Понятие социальной роли. Основные понятия – социальная роль и социальный статус. Значимость социальной роли. Внутренняя структура личности. Виды и характеристики социальных ролей. Характеристики социальной роли. Мотивация роли. Понятия ролевого исполнения. Влияние социальной роли на развитие личности. Смысловой подражания. Анализ социальных ролей
Тема 1.8
Психология
слушания
Практическое занятие
1. Процесс активного слушания. Определение основных понятий – сосредоточение, понимание, запоминание. Анализ и критическое слушание. Факторы от которых зависит процесс слушания 2. Виды слушания. Особенности активного слушания. Пассивное слушание. Эмпатия. Варианты проявления. Слушание публичного выступления. Умение концентрироваться. анализировать содержание. Умение слушать критически. Умение конспектировать. Ведение беседы. Способы межличностной коммуникации. Деловая беседа. Варианты развития диалога в беседе. Техника слушания в беседе. Техника расспроса в беседе. Эффективность в беседе. Правила эффективного слушания
Раздел 2.
Восприятие и
познание людьми
друг друга
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Виды социальных
взаимодействий.
Взаимодействие в
общении
1. Виды социальных взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействия: кооперация и конкуренция. Методы психологического общения. Понятие «харизмы» 2. Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и
развитие «аттракции». Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный
Практическое занятие
1. Методы исследования умения взаимодействовать 2. Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия 3. Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения
Самостоятельная работа обучающегося
1. Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. 2. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении 3. Реферат «Использование различных механизмов в общении с младшими школьниками» 4. Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями 5. Реферат: Проблемы общения в истории этики и философии 6. Реферат: Формирование культуры общения
Тема 2.2
Передача
информации при
общении
Практическое занятие
Задание 1. Упражнение «первое знакомство» опишите себя так, чтобы человек, с которым вы впервые должны встретиться, сразу же вас узнал, но отойдите от стереотипа и сделайте упор на какую-либо особенность, индивидуальную черту, присущую вам. Запишите описание на листочке. Ведущий зачитывает текст, участники определяют, чей это портрет. Вопрос: Какие требования вы предъявляете к себе при передаче информации, а какие к другим? Задание 2. Самодиагностика коммуникативных и организаторских способностей по тесту КОС. Как соотносятся уровни коммуникативности и организаторских способностей? Задание 3. «Телефонограмма» Все участники выходят за дверь и заходят по одному. Каждому входящему предыдущий участник передает сообщение. По завершению требования к передаче информации существуют и какие были из них нарушены. Повлияли ли личные особенности на восприятие и передачу информации? Задание 4. Самодиагностика. Определение ведущей системы восприятия. Тест «Один раз увидеть или услышать»
Тема 2.3
Умение
договариваться.
Эффективные
технологии общения
Практическое занятие
Технология беспроблемного общения. Методы для достижения соглашения. Чувство собственного достоинства. Самоценно. Влияние самооценки человека на его взаимодействие с окружающими людьми. Что необходимо учитывать при заключении договора. Представление о самом себе. Решение ситуационных задач по теме
Тема 2.4
Этика общения и
культура общения
Практическое занятие
1. Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения». Характеристика способов овладения культурой общения. Ценности общения 2. Этические принципы общения. Ценностная ориентация процесса общения, ценности. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям
Тема 2.5
Правила культуры
общения
Практическое занятие
1. Исследование нравственной культуры личности учащихся 2. Составление нравственного портрета будущего медицинского работника 3. Составление таблицы «Ценности общения»
Тема 2.6
Умение вести беседу
Практическое занятие
Задание 1. Законспектировать правила ведения беседы «Психология общения» Задание 2. Подготовьте и проведите беседу по выбранной заранее теме в парах (один отрабатывает техники ведения беседы, другой – техники слушания) Задание 3. Оцените эффективность общения следование правилам и т.д.
Тема 2.7
Техники слушания
Практическое занятие
Задание 1. Рассказ от имени предмета. Каждый выбирает свой предмет и по очереди должен рассказать от имени предмета о его жизни, проблемах, как он относится к другим и как хотел бы, чтобы относились к нему. Второй участник использует различные техники слушания (активное, эмпатическое). Затем происходит смена позиций Задание 2. Обсуждение результатов. Что было проще – рассказывать или слушать? Какая техника слушания была более эффективной? Какую технику слушания чаще используете вы в жизни? Задание 3. Игра «Подражание»
Раздел 3.
Оптимизация
процесса общения
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Методы развития
коммуникативных
способностей
1. Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия 2. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности
Практическое занятие
1. Развитие навыков общения 2. Разработка правил эффективного общения 3. Разработка и проведение тренинга общения 4. Разработка и проведение тренинга личностного роста 5. Разработка техники активного слушания
Самостоятельная работа обучающегося
1. Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями 2. Реферат «Барьеры в общении» 3. Подбор литературы «Способы оптимизации общения в коллективе»
Тема 3.2
Разрешение
конфликтов и
стратегии поведения
людей в
конфликтной
ситуации
Практическое занятие
1. Причины возникновения конфликта 2. Методы управления конфликтами 3. Организационные мероприятия по минимизации причин, порождающих конфликт 4. Обучение персонала навыкам бесконфликтного общения
Тема 3.3
Коммуникативная
Практическое занятие
культура
Задание 1. Собери фигуру. Двое участников садятся спиной друг к другу. Один складывает фигуру из 8 спичек. Потом на словах объясняет другому как надо сложить идентичную фигуру. Напарник не может задавать вопросы. Повторить задание, но уже с правом задавать уточняющие вопросы Задание 2. Игра «Кораблекрушение»
Тема 3.4
Общение и
индивидуальные
особенности
человека
Практическое занятие
Задание 1. На каждую букву алфавита напишите черту характера, присущую вам. Какие черты помогают в жизни, какие мешают? Задание 2. Группа делится на две команды. За 5 минут нужно написать как можно больше черт характера. Затем группы по очереди зачитывают черты характера с разъяснениями Задание 3. Подумайте, какие черты присущи общению в вашей семье? Насколько ваше общение отличается от общения ваших родственников? Есть ли слова, выражения, которые вы употребляете, как и ваши родители? Проанализируйте особенности общения в вашей семье Задание 4. Организуется диалог с любой реплики. Второй человек подхватывает разговор, но его задача переключить внимание собеседника на свою тему, сделав это ненавязчиво Задание 5. За что мы ценим того или иного человека? Каждый выбирает в группе человека, который импонирует ему. На листе бумаги каждый пишет пять качеств, которые ему в этом человеке особенно нравятся, при этом, не называя человека. По очереди читаются характеристики и все пытаются определить, о ком идет речь
Тема 3.5
Правила культуры
общения.
Технология
идеального общения
Практическое занятие
Правила культуры общения. Технология идеального общения. Построение общения с различными по характеру собеседниками. Общение с различными собеседниками. Доминантный и недоминантный собеседник. Мобильный и ригидный собеседник. Экстраверт и экстраверсия. Интроверт и интроверсия. Роль общения в онтогенезе человека
Тема 3.6
Культура поведения
человека
Практическое занятие
1. Раскрыть понятие культура поведения (при деловом взаимодействии) и этикета. 2. Сформулировать основные правила этикета ведения переговоров, разговора, приема посетителей и общения с ними, ведения деловой переписки и т.д.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология общения». Оборудование учебного кабинета: столы и стулья для преподавателя и студентов, классная доска, шкаф для хранения наглядных пособий, учебно – методические материалы, информационный стенд. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2005. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 2002. 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,2003. 4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2004. 5. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004 6. Крысько В.Г. Социальная психология. М. Владос Пресс. 2004. 7. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: «Академия», 2004. 8. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002.
Дополнительные источники:
1. Добрович А. Общение: наука и искусство. - М., 1996. 2. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции// Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984. 3. Ковалев Г.А. Воздействие как психологическая категория//Психология воздействия: Проблемы теории и практики. - М.,1989. 4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.,1990. 5. Лабунская В.А. Невербальное общение. - Ростов н/Д, 1986. 6. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования// М., 1975. 7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. 8. Лисина М.И. Общение, личность и психика / Под ред. Рузской А.Г., М., 1997 9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986. 10. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 11. Мелибруда Е. Я, Ты, Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986. 12. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.- Киев,1990. 13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999. 14. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000. 15. Психология влияния (серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000. 16. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.,1981. 17.Психология воздействия: Сб. науч.труд. под ред. А.А. Бодалева - М.,1989.
Электронные образовательные ресурсы.
1. medpsy 2. lossofsoul 3. flogiston
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
освоенные умения:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
усвоенные знания:
- взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Текущий контроль в форме: - практических занятий; - рефератов; - самостоятельных работ Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
В раздел среднее профессиональное образование