Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ"

статья

Автор: Суворова Татьяна Николаевна, учитель математики, ГБС(К)ОУ школа-интернат пос.Ильского, пос. Ильский, краснодарский край



В раздел среднее профессиональное образование



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно - развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание. На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Своеобразие познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, по мнению многих педагогов (М.С.Певзнер, В.В.Эк, М.Н.Перова, Э.В.Воронкова, С.Д.Забрамная, Е.Д. Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения математике. Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с особыми образовательными потребностями свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном и зачастую, недифференцированном словаре, слабых вычислительных навыках и т.д. Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций детей с нарушением интеллекта, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приёмов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Урокам математики принадлежит особая роль в решении этой задачи. Структура урока определенного типа не является статичной. Набор структурных элементов, их порядок и количество может меняться. Важно, чтобы это многообразие, динамичность были целенаправленны, обоснованы, взаимосвязаны и давали высокие результаты в развитии учащихся, в восприятии у них базисных знаний по математике, которыми они могли бы пользоваться в изменяющихся условиях повседневной жизни и трудовой
деятельности. Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
Организационный момент
— это статичная часть урока, всегда проводится в начале урока, а быстрота и четкость его проведения свидетельствуют о высокой организованности учащихся. Можно использовать следующие упражнения: 1.Большой интерес вызывают у учащихся начальных классов упражнения вида: «Первым сядет тот, кто...» варианты заданий различные и могут варьироваться от урока к уроку: а) «...кто назовет состав числа 9»; (тема урока «Умножение числа 9». Каждый ученик называет по одному примеру. б) «...кто прочитает примеры таблицы умножения в правильной последовательности». (даны примеры таблицы умножения 9 вразброс, назвать в правильном порядке). в) «...кто правильно ответит на вопрос учителя»: - Назвать число, следующее за числом 8. - Назвать число, предшествующее числу 10. - Назвать число, стоящее между числами 8 и 10. - Назвать наибольшее однозначное число и т.д. Сразу же можно сделать вывод о составе числа и отличии числа от цифры и сообщить тему урока «Умножение числа 8». г) А какие принадлежности необходимы для урока математики можно определить при помощи игры «Молчанка». Учитель показывает предмет, необходимый для этого урока, дети показывают такой же.
Проверка домашнего задания
может проводиться в начале, середине, конце урока, либо не проводиться вообще. Задания для проверки также составляет учитель, они зависят от темы урока и состава класса. а) прочитать примеры по- разному; б) назвать только четные числа, которые получились в ответах ( нечетные, однозначные...); в) составить подобный пример и объяснить его решение ; г) ответы первого столбика увеличить в 10 раз. д) найти сумму чисел, полученных в ответах второго столбика; е) из записанных на доске чисел выбрать те, которые являются ответами 1 столбика. ж) хлопком определить правильный ответ из названных учителем.

Устные

задания
предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами. а) Игра «Математические знаки» направлена на коррекцию памяти на основе установления аналитико-синтетической связи между компонентами: - назвать только знак; - назвать только действия; - назвать только компоненты; - назвать только результат действия. б) Многофункционально упражнение «Числовой ряд». Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом:
1, 12, 6, 50, 31, 7
-назвать только однозначные; -назвать только двузначные; -назвать только круглые десятки; -назвать число, в котором 3 дес. и 1 ед и т.д.; -прочитать числа в прямом порядке; -число, которое стоит третьим по счету; -прочитать числа в обратном порядке; -записать по памяти. Делаем вывод:- Сколько чисел записано на доске? - Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел? - Отличие числа от цифры.
+

-

:

.

в) упражнение «Магический квадрат».
3

6

12

5

10

7
Задания: 1. Определить зависимость в записи чисел. 2. Вставить пропущенные числа. 3. Дать характеристику числам. 4. Записать числа по памяти. Вывод – отличие числа от цифры Определить тему урока на
этапе изучения нового материала
поможет игра «Алфавит». Учитель называет номер, дети определяют букву и составляют тему урока. А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 3-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 4-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33 Главной задачей этапа
закрепление

знаний
является уточнение и закрепление нового материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся применяют знания в аналогичных ситуациях. Решают примеры, задачи такой же степени трудности, отрабатывают приемы вычислительных, чертежных, графических действий, закрепляют выводы, правила, алгоритмы. На этом этапе урока появляются широкие возможности организации самостоятельной работы. При этом каждый ребенок в доступном ему темпе выполняет посильный для него объем работы разной степени сложности. Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются
задания тестового

характера,
которые классифицируются следующим образом:

Тесты с выбором одного правильного ответа.
Пример
Тема. Все действия в пределах 100.
Задание Ответ 1 Если 10 увеличить в 2 раза, будет 12 20 22 2 Если из 14 вычесть 4, будет 10 14 18 3 Если из 42 вычесть 0, будет 40 42 44 4 Если к 13 прибавить 3, будет 10 13 16 5 Если к 25 прибавить 0, будет 20 22 25 6 Если 37 уменьшить на 7, будет 30 37 44
Тесты с выбором всех правильных ответов.
Пример. 1. В каких числах 3 единицы? а) 300; б) 23; в) 3; г) 503; д) 12 2. На сколько надо уменьшить 1м, чтобы получить 10 см? а) на 9см; б) на 9 дм; в) на 90 см; г) на 9м 3. Произведение каких чисел равны 24? А) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4
Тесты на установление соответствия.
Пример. Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.
24 : 4

0 : 1

100 - 1

38

6

99

0

7 + 31

Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно - пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Возможно, поэтому в школе VIII вида изучению геометрического материала уделяется недостаточно внимания, а ведь именно этот раздел математики способствует развитию всех высших психических функций детей с ограниченными возможностями. Учителю необходимо правильно определить место на уроке. Особенно это сделать нелегко в младших классах, где нет специально организованных уроков геометрии, но к геометрическому материалу приходится обращаться почти на каждом уроке математики. Поэтому важно, чтобы, где это возможно, геометрический материал сочетался с арифметическим. Развитие пространственных и геометрических представлений будут способствовать лучшему усвоению математики. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя. В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире.


В раздел среднее профессиональное образование