"Особенности организации учебной и производственной практик в Братском политехническом колледже при реализации ФГОС"
статья
Автор: Ларионова Маргарита Владимировна, мастер производственного обучения, ГБПОУ ИО БрПК, город Братск, Иркутская область
В раздел среднее профессиональное образование
Ларионова М.В.
мастер производственного обучения
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
Россия, г. Братск
Особенности организации учебной и производственной практик в
Братском политехническом колледже при реализации ФГОС
Изменения, происходящие сегодня в обществе, затрагивают все сферы деятельности. Выпускник Братского политехнического колледжа (БрПК) должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат. Решению этой задачи способствует введение в действие нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов. Программы учебной и производственной практик являются составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию федеральных государственных образователь- ных стандартов начального профессионального образования (ФГОС НПО) и федеральный государственный образовательный стандарт среднего профес- сионального образования (ФГОС СПО). Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профес- сиональной деятельностью. Особенностью процесса учебной и производстве- нной практики является формирования профессиональных умений и навыков. Учебным планом БрПК предусмотрен режим учебных практик,
которые проводятся при освоении студентами профессиональных компе- тенций в рамках профессиональных модулей. Могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями по дням (неделям), при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ОПОП НПО и ОПОПСПО по осваиваемой профессии. В нашем колледже проходят учебную практику в основном рассредоточено – один, два раза в неделю. Но есть такие профессии и специальности, по которым проходят учебную практику концентрированно: 1. «Мастер отделочных строительных работ», в 1 ом полугодии по ПМ 1- Выполнение штукатурных работ и 2 ом полугодии по ПМ 3 - Выполнение малярных работ. 2. По специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), во 2 ом полугодии по ПМ 01 – Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организаций, ПМ 05 – Выполнение работ по профессии рабочего, Кассир. Учебная практика проводится в мастерских, лабораториях и цехах. Конечно наши цеха, мастерские и лаборатории не достаточно оснащены оборудованием, инструментом и т.д. по таким профессиям как «Мастер отделочных строительных работ», «Секретарь», «Мастер по обработке цифровой информации». Мы нашли выход из этого положения, в этих группах организуется прохождение практики на предприятиях города. Например, обучающиеся групп «Секретарь», «Мастер по обработке цифровой информации» походят практику в О/УФМС по ИО в г. Братске и Братском районе; Военный комиссариат города Братск Иркутской области. Для них составляется график очередности выходов на данные рабочие места. Или возьмем группу «Мастер отделочных строительных работ» у нас не имеется полностью оборудованного «Участка краскозаготовки», но эти
участки имеются на предприятиях: ООО «Жилтрест»; ООО «Стройсервис»; ООО «Защита», где обучающие осваивают профессиональные компетенции по профессиональному модулю Выполнение малярных работ. Чтобы повысить интерес и мотивацию к выбранной профессии для студентов первых и вторых курсов организуются экскурсии на предприятия нашего города, где в дальнейшем, они будут проходить производственную практику и некоторые из студентов останутся на постоянную работу. На экскурсиях студенты наглядно знакомятся с предприятиями города, новейшими технологиями, оборудованием и историей этого предприятия. Экскурсии укрепляют позиции ребят в правильности выбора профессии. Также для студентов проводятся «День специалиста» это встречи с ветера- нами труда и передовиками производства. После встреч студенты становя- тся ближе к пониманию профессии, профессиональным знаниям . Ежегодно проводятся конкурсы «Лучший по профессии», «Мастер класс» по всем специальностям. Показав все свои знания и умения по изученным профес- сиональным модулям, студенты чувствуют гордость за свою профессию. Это ещё одна ступенька студентов к профессиональному росту и мастерству, к вершине знаний. Для педагогов, мастеров производственного обучения - это передача опыта молодым специалистам, студентам, реализация идей и планов. Совершенствование основ профессионального мастерства студентов и их специализации это заключительный, период учебной практики. К концу учебной практики студенты должны выполнять производственные работы с производительностью труда, равной производительности труда квалифици- рованных рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации. От качества подготовки и прежде всего уровня профессиональных знаний и навыков зависит конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда.
В раздел среднее профессиональное образование