"Дифференциация звуков Ш-Ч"
Индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения
Автор: Хмелинина Анна Игоревна, учитель класса слабослышащих, МКС(К)ОУ С(К)ОШ, город Ноябрьск, ЯНАО
В раздел среднее профессиональное образование
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения
«Дифференциация звуков Ш-Ч»
Цель
Формирование произношения:
формировать умения дифференцировать звуки Ш-Ч в слогах, словах, фразах соблюдая словесное ударение, орфоэпические нормы;
Развитие слухового восприятия:
формировать умения различать и распознавать на слух речевой материал по теме «Книга - твой друг».
Задачи
Образовательные:
- Формировать и развивать навыки восприятия и воспроизведения звука Ш-Ч в различных фонетических позициях; - Упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; -Закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный; -Формировать и совершенствовать навыки восприятия и воспроизведения устной речи
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое восприятие на речевом материале по теме «Книга - твой друг»; - Различать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры речи; - Развивать навык самоконтроля за произношением;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и потребность в самостоятельной устной речи; -Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Оборудование
Экран, картинки, карточки, видеоролик, призентация.
Формы
организации
деятельности
Индивидуальное занятие
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Используемые
цифровые
образовательные
ресурсы
Развитие произношения (1 часть – 20 мин)
I. Организационный момент. 1.Проверка слухового аппарата, настрой учащихся на работу. (Проверка аппарата, предъявление слогов на слух) - [Па] - [паПа] - [паПАпа] - [Папапа] (Учащийся выполняет поручения, отвечает на вопросы) []-речевой материал предъявляется за экраном (на слух) - [Поздоровайся] - [Как ты слышишь?] - [Сядь правильно.] -[Какое сегодня число?] -[Какой сегодня день недели?] -[Какая сегодня погода?] -[Ты готов слушать и говорить?] Учащийся повторяет с выделением ударного слога -Здравствуйте. - Я слышу хорошо - Я сел - Сегодня 23 января - Сегодня пятница - Сегодня холодно, идет снег - Да, я готов слушать и говорить II.Дифференциация звуков Ш-Ч в слогах, словах, фразах. 2.1 Дифференциация звуков Ш-Ч в прямых слогах (Целевая установка) - Будем правильно произносить все звуки - Прочитай по табличке. -Хорошо говори звуки Ш-Ч. ША – ЧА ША – ЧА ШУ – ЧУ ШУ – ЧУ ШЫ – ЧИ ШИ – ЧЫ ШО – ЧО ШО – ЧО
2.2 Дифференциация звуков Ш-Ч в интервокальных слогах 2.3 Дифференциация звуков Ш-Ч в слогах со стечением согласных - Прочитай по табличке. -Хорошо говори звуки Ш-Ч. - Прочитай по табличке. -Хорошо говори звуки Ш-Ч. АША – АЧА ОША – ОЧА УША – УЧА ЫША – ЫЧА АШО – АЧО ОШО – ОЧО УШО – УЧО ЫШО – ЫЧО АШУ – АЧУ ОШУ – ОЧУ УШУ – УЧУ ЫШУ – ЫЧУ АШЫ – АЧИ ОШЫ – ОЧИ УШЫ – УЧИ ЫШЫ – ЫЧИ ШНА – ЧНА ШМА – ЧМА ШВА – ЧВА ШДА – ЧДА ШНО – ЧНО ШВО – ЧВО ШДО – ЧДО ШНУ – ЧНУ ШМУ – ЧМУ ШВУ – ЧВУ ШДУ – ЧДУ ШНЫ – ЧНЫ ШМИ – ЧМИ ШВИ – ЧВИ ШДИ – ЧДИ
2.4 Дифференциация звуков Ш-Ч на материале слов. 2.3.Дифференциация звуков Ч-Ш на материале фраз. (Восприятие на слух) - [Что ты сделал?] - [Ты, молодец, хорошо справился с заданием.] - Я прочитал слоги по табличке. - Я молодец - Послушай и повтори [Ща—ча, щу—чу: освещать—свеча, помещать— помечать, пищать—печать, трещать—встречать, угощать—укачать, угощу—молчу] [Щё—чё: щётка—чётки, сгущённый—копчёный] [Щи—чи: щит—чиж, клещи—плечи, ящик—мячик, трещит—рычит, пищит—мычит, ищите—учитель] [Ще—че: щель—качели, щепка—чепчик, щегол—чехол, ущелье—ученье, щетина—четыре] - [Ты молодец, очень хорошо справился с заданием.] -Ща—ча, щу—чу: освещать— свеча, помещать—помечать, пищать—печать, трещать— встречать, угощать—укачать, угощу—молчу -Щё—чё: щётка—чётки, сгущённый—копчёный -Щи—чи: щит—чиж, клещи— плечи, ящик—мячик, трещит— рычит, пищит—мычит, ищите— учитель -Ще—че: щель—качели, щепка—чепчик, щегол—чехол, ущелье—ученье, щетина— четыре - Я молодец, я справился. - Послушай фразы и повтори [Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение. ] - Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, молочная пища, копчёная, щука, горячая щека, чудесное угощение.
- Послушай предложения, повтори
-[В чаще грачи. -У Миши ящичек. -У мальчика щётка. - -[В чаще грачи. -У Миши ящичек. -У мальчика щётка.
2.4.Работа с предложениями -Носильщик несёт вещи. -В буфете сгущеное молоко и копчёная колбаса. -Щёткой чищу я щенка. -Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. -В печке весело трещат дрова.] - [Молодец] -Носильщик несёт вещи. -В буфете сгущеное молоко и копчёная колбаса. -Щёткой чищу я щенка. -Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. -В печке весело трещат дрова.] -Я молодец
Развитие слухового восприятия (2 часть – 20 мин)
III. Развитие слухового восприятия текст «Книга - твой друг» 3.1.Повторение речевого материала из предыдущего урока . 3.3.Слуховой диктант Послушай текст. «Книга – твой друг» Что ты услышала? - Сейчас будем слушать, и говорить фразы из текста «Книга – твой друг». - Слушай внимательно! (Повторение фраз с прошлого занятия) - [Книги открывают нам новый мир] - [Книги - это самые тихие и верные друзья] - [Не ленись и читай!] - Слушай новое предложение - [Каким должен быть идеальный друг?] - [Послушай еще раз]. - [Веселый, интересный] - [Надежный, яркий] - [Умный, понимающий] - [Книга такой друг] - Книги открывают нам новый мир - Книги - это самые тихие и верные друзья - Не ленись и читай - Каким должен быть идеальный друг? - Веселый, интересный - Надежный, яркий - Умный, понимающий
- [Она всегда рядом] - [Книга - твой друг] - Молодец! - Книга такой друг - Она всегда рядом - Книга - твой друг 4. Итог занятия - [Что ты делал на уроке?] - [Ты молодец!] - [Ты хорошо слушал и говорил.] - [Попрощайся!] - Я слушал, говорил, отвечал на вопросы. -Я молодец. - Я хорошо слушал и говорил. - До свидания.
В раздел среднее профессиональное образование