"Социальные технологии как основа, оказывающая существенное влияние на процесс профессионального самоопределения".
статья
Автор: Родионова Наталья Юрьевна, преподаватель биологии, географии, ГБПОУ ИО Братский политехнический колледж, Город Братск Иркутская область
В раздел среднее профессиональное образование
Н.Ю. Родионова
ГБПОУ ИО
Братский политехнический
Колледж
Социальные технологии как основа, оказывающая существенное влияние на процесс профес-
сионального самоопределения.
«Ученик - не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные
на формирование условий жизни и развития общества, общественных отноше-
ний, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, со-
здания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с
учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между
общественным прогрессом и экономическим развитием. По практической
направленности различают социально-экономические, организационно-
распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социаль-
ные технологии. По способам реализации различают социальные технологии:
- основанные на государственном патернализме;
- основанные на самозащите каждой отдельной личности;
- совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самоза-
щиту личности.
Профессиональная ориентация молодежи — проблема не новая. Если вести от-
счет от времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в
1903 г. или специализированного бюро в Бостоне в 1908 г., теория и практика
профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. В силу
изменения требований к подготовке кадров, на всех этапах развития общества
профориентационная работа приобретала новое качество.
В современных условиях глобальная информатизация общества будет
одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Благодаря
стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий
возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, фор-
мируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому
перед системой образования сегодня встаёт новая проблема – подготовить под-
растающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным
действиям, профессиональной деятельности в высоко информационной среде.
Поэтому одним важнейшим направлением современного образователь-
ного процесса является информатизация.
Информатизация – комплекс мер, направленных на обеспечение полного
использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех
видах человеческой деятельности. Главную роль в этом процессе играет интел-
лект и знания.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых челове- ком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профес- сии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препят- ствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить не- обходимое образование. В ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» основной задачей педагогического коллектива стало проектирование системы работы по профо- риентации, поиск новых форм и методов взаимодействия, подбор диагностик личностных и нравственных качеств. Такую трудоемкую работу сложно прово- дить в одиночку, к тому же необходима постоянная координация деятельности. Коллектив работает над созданием системы взаимодействия в профориентаци- онной работе с учащимися учреждений образования г. Братска и Братского района. Для того чтобы работа по профориентации стала практико- ориентированной, необходим анализ реальной ситуации рынка вакансий. Если взять структуру занятости, то на одного специалиста с высшим об- разованием требуются два со средним и десять с начальным профессиональным образованием. Рис.1 диаграмма профессиональной подготовки кадров Об этой же проблеме свидетельствует диаграмма профессиональной под- готовки кадров (Из «Программы развития рынка труда в Санкт–Петербурге на 2006-2015 годы), рис. 1. Цель педагогического коллектива колледжа: обеспечение необходимого качества подготовки специалистов в соответствии с Госстандартом СПО, НПО, требованиями работодателя и современными социально-экономическими усло- виями развития общества, формирование высокого уровня их готовности к профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда. Педагогический коллектив работает под девизом: знаем, умеем, научим. На основании договоров школ с Братским политехническим колледжем о сотрудничестве и совместной деятельности по профориентации к работе при- влекаются: со стороны школы:
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
выс.проф.
ср.проф.
нач.проф
потребность
выпуск
74%
11%
17,7%
75%
14%
8,3%
- классные руководители; - библиотекарь; - социальный педагог; - педагог-психолог; - учащиеся. со стороны колледжа: - заместитель директора по учебно-производственной работе; - заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - старший мастер; - преподаватели; - мастера производственного обучения; - социальный педагог; - педагог-психолог; - обучающиеся. Профориентационная работа в колледже строится двухступенчато. Первая ступень. Работа реализуется через образовательный процесс, внеурочную и вне- школьную работу с учащимися. Она проводится на базе общеобразовательной школы. Работа с учащимися: -индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; -консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии; -посещение Дней открытых дверей в колледже; -тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; -встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования; -встречи с выпускниками школы, обучающимися колледжа; -оформление информационных стендов по профориентационной ра- боте по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, по- требности рынка труда, оплата и условия труда. Работа с родителями: -собрания по профессиональному самоопределению учащихся; -вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профо- риентационную работу; - пропаганда рабочих профессий среди родителей. Специалисты в сфере занятости свидетельствуют, что личностное самоопределение мо- лодежи может реально снизить социально-экономическую напряжен- ность в регионе, благодаря тому, что сегодняшние выпускники выберут свою профессию с учетом не только своих интересов, но и требований рынка труда. Профориентационная работа с учащимися 9-11 классов проводится в рамках часов, передаваемых школой на изучение предмета «Технология», где
кроме специальных знаний учащиеся получают представление о себе самом, особенностях своей личности, о плане построения профессионального образо- вания и трудоустройства. Профориентационное мероприятие «День Братского политехнического колледжа» ежегодно проходит в каждой школе города. Целью работы в этом направлении является создание условий для форми- рования у выпускника основной школы осознанного выбора в отношении про- филя дальнейшего обучения или направления трудовой деятельности. Вторая ступень Основное внимание обращается на формирование профессионально важ- ных качеств студентов, в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию их профессиональных планов. Ежегодно проводятся областные конкурсы сту- дентов профессионального мастерства по рабочим профессиям. Победители, призёры и все финалисты поощряются ценными, денежными призами, премия- ми. Городской конкурс «Профессионал» по специальности «Секретарь - рефе- рент», в котором принимали участие студентки Братского политехнического колледжа - заняли 3 место; «лучший по профессии автослесарь». По инициати- ве отдела содействия развитию малого и среднего предпринимательства адми- нистрации города Братска прошел городской профессиональный мастер-класс «Современные виды сварки», посвященный Году малого бизнеса в Иркутской области и другие. Создан банк профессий, который представляет собой электронную базу данных о профессиях и специальностях, реализуемых в колледже, возможно- стях построения непрерывной образовательной траектории, требованиях рабо- тодателей. Кроме того, каждая профессия, специальность имеет подробную профессиограмму. Мы работаем высококвалифицированным педагогическим коллективом, с высоким уровнем материально-технического оснащения колледжа, возможно- стью дополнительной профессиональной подготовкой, возможностями для раз- вития творческой и спортивной деятельности студентов, бесплатное получение информационно-справочных услуг через библиотеку, медиатеку и Интернет. Ведется планомерная работа по изучению рынка труда с целью подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей. Анализ выпуска 2011 года и трех последних лет показывает, что ни один выпускник не зареги- стрирован в качестве безработного. Таким образом, реализация двухступенчатого подхода к профориента- ционной работы с учащимися и студентами Братского политехнического кол- леджа возможна только в процессе планомерно проводимой работы, усилиями всех социальных партнеров заинтересованных в стабилизации экономики и по- вышении жизненного уровня каждого жителя нашего города. 1.Алтухов В.В. Как найти себя на рынке труда? «Профкарьера» как ин- струмент выбора профессионального пути, Студенческая Ярмарка, РТВМедиа, 2006, вып.2.
2.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М., Екатеринбург, 2004. 3.Орлова Е.А. Профориентация: работаем с жизненными установками. Психологическая диагностика . 2006.
Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых челове- ком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профес- сии оказывает влияние множество факторов – это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препят- ствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить не- обходимое образование. В ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» основной задачей педагогического коллектива стало проектирование системы работы по профо- риентации, поиск новых форм и методов взаимодействия, подбор диагностик личностных и нравственных качеств. Такую трудоемкую работу сложно прово- дить в одиночку, к тому же необходима постоянная координация деятельности. Коллектив работает над созданием системы взаимодействия в профориентаци- онной работе с учащимися учреждений образования г. Братска и Братского района. Для того чтобы работа по профориентации стала практико- ориентированной, необходим анализ реальной ситуации рынка вакансий. Если взять структуру занятости, то на одного специалиста с высшим об- разованием требуются два со средним и десять с начальным профессиональным образованием. Рис.1 диаграмма профессиональной подготовки кадров Об этой же проблеме свидетельствует диаграмма профессиональной под- готовки кадров (Из «Программы развития рынка труда в Санкт–Петербурге на 2006-2015 годы), рис. 1. Цель педагогического коллектива колледжа: обеспечение необходимого качества подготовки специалистов в соответствии с Госстандартом СПО, НПО, требованиями работодателя и современными социально-экономическими усло- виями развития общества, формирование высокого уровня их готовности к профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда. Педагогический коллектив работает под девизом: знаем, умеем, научим. На основании договоров школ с Братским политехническим колледжем о сотрудничестве и совместной деятельности по профориентации к работе при- влекаются: со стороны школы:
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
выс.проф.
ср.проф.
нач.проф
потребность
выпуск
74%
11%
17,7%
75%
14%
8,3%
- классные руководители; - библиотекарь; - социальный педагог; - педагог-психолог; - учащиеся. со стороны колледжа: - заместитель директора по учебно-производственной работе; - заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - старший мастер; - преподаватели; - мастера производственного обучения; - социальный педагог; - педагог-психолог; - обучающиеся. Профориентационная работа в колледже строится двухступенчато. Первая ступень. Работа реализуется через образовательный процесс, внеурочную и вне- школьную работу с учащимися. Она проводится на базе общеобразовательной школы. Работа с учащимися: -индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; -консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии; -посещение Дней открытых дверей в колледже; -тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; -встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования; -встречи с выпускниками школы, обучающимися колледжа; -оформление информационных стендов по профориентационной ра- боте по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, по- требности рынка труда, оплата и условия труда. Работа с родителями: -собрания по профессиональному самоопределению учащихся; -вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профо- риентационную работу; - пропаганда рабочих профессий среди родителей. Специалисты в сфере занятости свидетельствуют, что личностное самоопределение мо- лодежи может реально снизить социально-экономическую напряжен- ность в регионе, благодаря тому, что сегодняшние выпускники выберут свою профессию с учетом не только своих интересов, но и требований рынка труда. Профориентационная работа с учащимися 9-11 классов проводится в рамках часов, передаваемых школой на изучение предмета «Технология», где
кроме специальных знаний учащиеся получают представление о себе самом, особенностях своей личности, о плане построения профессионального образо- вания и трудоустройства. Профориентационное мероприятие «День Братского политехнического колледжа» ежегодно проходит в каждой школе города. Целью работы в этом направлении является создание условий для форми- рования у выпускника основной школы осознанного выбора в отношении про- филя дальнейшего обучения или направления трудовой деятельности. Вторая ступень Основное внимание обращается на формирование профессионально важ- ных качеств студентов, в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию их профессиональных планов. Ежегодно проводятся областные конкурсы сту- дентов профессионального мастерства по рабочим профессиям. Победители, призёры и все финалисты поощряются ценными, денежными призами, премия- ми. Городской конкурс «Профессионал» по специальности «Секретарь - рефе- рент», в котором принимали участие студентки Братского политехнического колледжа - заняли 3 место; «лучший по профессии автослесарь». По инициати- ве отдела содействия развитию малого и среднего предпринимательства адми- нистрации города Братска прошел городской профессиональный мастер-класс «Современные виды сварки», посвященный Году малого бизнеса в Иркутской области и другие. Создан банк профессий, который представляет собой электронную базу данных о профессиях и специальностях, реализуемых в колледже, возможно- стях построения непрерывной образовательной траектории, требованиях рабо- тодателей. Кроме того, каждая профессия, специальность имеет подробную профессиограмму. Мы работаем высококвалифицированным педагогическим коллективом, с высоким уровнем материально-технического оснащения колледжа, возможно- стью дополнительной профессиональной подготовкой, возможностями для раз- вития творческой и спортивной деятельности студентов, бесплатное получение информационно-справочных услуг через библиотеку, медиатеку и Интернет. Ведется планомерная работа по изучению рынка труда с целью подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей. Анализ выпуска 2011 года и трех последних лет показывает, что ни один выпускник не зареги- стрирован в качестве безработного. Таким образом, реализация двухступенчатого подхода к профориента- ционной работы с учащимися и студентами Братского политехнического кол- леджа возможна только в процессе планомерно проводимой работы, усилиями всех социальных партнеров заинтересованных в стабилизации экономики и по- вышении жизненного уровня каждого жителя нашего города. 1.Алтухов В.В. Как найти себя на рынке труда? «Профкарьера» как ин- струмент выбора профессионального пути, Студенческая Ярмарка, РТВМедиа, 2006, вып.2.
2.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М., Екатеринбург, 2004. 3.Орлова Е.А. Профориентация: работаем с жизненными установками. Психологическая диагностика . 2006.
В раздел среднее профессиональное образование