Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Деловая игра как педагогическое условие формирования конкурентоспособного выпускника"

Статья

Автор: Попкова Юлия Владимировна, преподаватель, ГБОУ СПО Мелеузовский механико-технологический техникум, город Мелеуз. Республика Башкортостан



В раздел среднее профессиональное образование



Попкова Ю.В., ГБОУ СПО «Мелеузовский механико-технологический техникум», Республика Башкортостан г. Мелеуз
Деловая игра как педагогическое условие формирования

конкурентоспособного выпускника
«Реагировать на происходящие вокруг нас изменения недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что не реагировать совсем» Р. Акофф
Инновация

(нововведение)
– это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность. Результатом таких преобразований является новшество.
Педагогическая

инновация
– это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. Изречение древних гласит: аудитория – это не только сосуд, который надо наполнить, но и факел, который нужно разжечь.. Преимущество деловых игр состоит в том, что взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры. Деловая игра является одной из активных форм обучения. Она возникла как управленческая имитационная игра, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа заданной
ситуации принимают решения. Игра способствует общению студентов друг с другом. В процессе общения личность развивается и самоутверждается. Несомненное преимущество деловых игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любе другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. Проведение урока «Суд над молоком» по дисциплине «Технология и организация производства молока и молочных продуктов» - один из видов активных, инновационных методов обучения, позволяющих активизировать мыслительную деятельность студентов, повысить качество знаний и интерес к изучаемой дисциплине. Одним из важнейших условий повышения качества знаний по дисциплине является умение преподавателя сделать свой предмет интересным, показать его значимость. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление, волю. К. Д. Ушинский говорил, что «Учение, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Структура деловой игры состоит из следующих этапов: -подготовительный этап -ход игры -подведение итогов
Подготовительный этап
: Задолго до проведения этого мероприятия, студентам доведена цель урока, дано задание – собрать материал, говорящий о пользе и вреде молока. Затем за три недели до проведения распределены роли: судьи, прокурора, адвоката, подсудимого, секретаря, свидетелей. Ознакомление с содержанием игры и функциями участников судебного процесса.
Ход игры
:
Схема расположения участников суда Вступительное слово преподавателя. В процессе суда прокурор, адвокат и судья могут задавать вопросы свидетелям.
Подведение итогов игры
осуществляется преподавателем на основании выступления свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты, последнего слова обвиняемого, прокурора, адвоката, решения судьи. Оценки выставляются каждому участнику игры в соответствии со степенью активности при подготовке и в процессе игры. В конце игры участникам дается возможность высказать свое мнение о целесообразности такой формы проведения занятия. Его положительных и отрицательных сторонах. От правильного распределения ролей зависит эффективность деловой игры. Так, например, чтобы игра была более динамичной с присутствием некоторой доли конфликтности роли адвоката, прокурора и судьи должны исполнять активные студенты. Игровая ситуация – это важный момент деловой игры, это та проблема, которую надо решить. Нет конфликта, нет проблемы – нет игры. Преимущество деловой игры как раз и состоит в том, что здесь за короткий отрезок времени может быть сконцентрировано несколько Судья секретарь прокурор подсудимый адвокат свидетели
конфликтных ситуаций, которые надо разрешить. Например, один из свидетелей говорит о том, что в нашей стране десятилетиями продолжалась гонка за увеличение производства молока путем увеличения поголовья скота, что привело к уменьшению плодородия пастбищ и вытоптанным дочерна угодьям. Адвокат может возразить тем, что в настоящее время увеличивается производство молока не за счет поголовья коров, а за счет снижения потерь молока, увеличения молочной продуктивности, увеличения товарности молока. Судья так же должен задавать вопросы свидетелям. Библиографический список 1 Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко Содержание методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие – М.: Высш. Шк., 1990 г. 2 Н. А. Гришанова Использование активных форм и методов обучения в преподавании спец. дисциплин. – ИПКиСК, 1996г.


В раздел среднее профессиональное образование