"Модульно-компетентностный подход при планировании содержания и проведения практики"
статья
Автор: Трифонова Ольга Николаевна, мастер п/о, ГАОУ СПО СТГХСТ им.П. Мачнева, Самара
В раздел среднее профессиональное образование
Модульно-компетентностный подход при планировании содержания и проведения
практики
Трифонова Ольга Николаевна, мастер производственного обучения
Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста НПО и СПО является
определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного
вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное
отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные
ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое
строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и
отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым
принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для
сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в
форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.
Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют
относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или
организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального
узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня
целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу,
уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Модульная структура состоит из
взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и
подсистемы. В содержании профессионального образования именно модуль как новая
структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам
обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и
соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен,
прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно
осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их
совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.
В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение
теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.
При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин,
сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и
перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний,
которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в
конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает:
· предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания
существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих
фрагментов из учебных дисциплин;
· установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального
модуля;
· разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует
качественного обновления материально-технической, информационно-библиотечной базы
учебного заведения;
· повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению; · ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др. Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг). В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов. Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку: 1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем; 2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности; 3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов. Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля. Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов НПО и СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений НПО и СПО.
· повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению; · ведение административно-управленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др. Для внедрения модульной технологии компетентностного подхода в учебный и образовательный процесс необходим комплексный подход, который предусматривает специальную подготовку педагогических работников, разработку предметных модулей, дидактических и методических средств, оценку качества эффективности модульного обучения, как для студентов, так и для педагогов. Методологической основой по модульному обучению являются психологическая готовность, педагогическое мастерство, программное и дидактическое обеспечение, педагогические исследования (диагностика и мониторинг). В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода центральным моментом являются такие формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Таким образом, происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность обучающегося. Преподаватель при этом выступает в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, действуя, скорее как руководитель (администратор) и партнер (заказчик), чем как источник готовых знаний и директив для студентов. Реализация модульно-компетентностного обучения предполагает разработку: 1) структуры модуля (модульной программы), отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем; 2) учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности; 3) системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемой с учетом соответствующих принципов и механизмов. Каждый модуль должен отражать планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения. Границы модуля при его разработке определяются уровнем компетентности, т. е. совокупностью теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после изучения модуля. Структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить рекомендации (в виде критериев) по изучению дисциплины и прохождению оценки компетентности. При этом учебное занятие носит практикоориентированную форму.
Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов НПО и СПО характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений НПО и СПО.
В раздел среднее профессиональное образование