К.Г.Паустовский "Последний чёрт" (3-й час)
урок по чтению и развитию речи
Автор: Абрамова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГКСОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат г.Вязники", город Вязники Владимирская область
Смотреть презентациюВ раздел среднее профессиональное образование
1
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 7 «а» классе
Учитель: Абрамова М.В., 1 квалификационная категория
Тема урока:
К.Г.Паустовский «Последний чёрт» (3-ий час)
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
формировать читательскую компетентность у учащихся с ОВЗ
Задачи урока:
1) Образовательные: отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность); учить пересказывать и читать по ролям; учить ориентироваться в тексте через выборочное чтение; расширять кругозор учащихся через сообщение информации о пеликане и узкоколейной ж/д. 2) Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в микрогруппе и парах; 3) Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и классификацию) через выполнение заданий и анализ прочитанного рассказа; развивать связную устную речь учащихся через беседу и пересказ; развивать зрительное восприятие через составление разрезных картинок и слуховое восприятие и внимание через выполнение упражнений физминутки.
2
Ход урока:
I Оргмомент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости. Я думаю, вы соберетесь, сосредоточитесь и покажите все свои умения, будите правильно и полно отвечать на вопросы и выполните с легкостью все задания. Итак, начинаем наш урок чтения.
II Речевая разминка
- Перед вами на доске предложение. Чтобы прочитать его, вам нужно двигаться по стрелкам. ( У страха глаза велики. Не так страшен чёрт, как его малюют.) - Как называют предложения, высказывания, в которых заключена народная мудрость? (пословицы). - Правильно. На доске – пословицы. Расшифруйте теперь еще две пословицы по пиктограммам. (Трусливому зайке и пенёк – волк. Волков бояться – в лес не ходить.) - Какой общей темой можно объединить все четыре пословицы? О чём они? (о трусости) - Трусость – это черта характера. Быть трусливым – хорошо или плохо? - Назовите противоположную черту характера (храбрость, смелость) - Надеюсь, вы все вырастите храбрыми и смелыми мужчинами и сможете постоять не только за себя, но и за свою Родину. - Догадайтесь, почему я для начала нашего урока выбрала пословицы про трусость? (потому что мы читаем рассказ, где главный герой дед Митяй испугался чёрта)
III Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы дочитаем рассказ «Последний черт» до конца, будем беседовать по содержанию рассказа и в конце урока перескажем вторую часть по плану. - Вам интересно, чем закончиться рассказ?
IV Актуализация опорных знаний
а) беседа - Но для начала давайте вспомним, кто является автором рассказа? - Что мы знаем о его жизни? - Какие рассказы он писал? (о природе, о животных, о любви к своей стране) - Вспомните и назовите некоторые из них. («Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и др.) - К.Паустовский написал много произведений, которые посвятил России, её людям, природе. В 5-6 классах вы познакомились с рассказами «Кот Ворюга» и
3 «Заячьи лапы». Те, кто прочитал эти и другие произведения Паустовского, скажет, что этот писатель очень любил природу и её обитателей. - «Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля», - так писал великий писатель. И мы в этом ещё раз убедились. б) «угадай» писателя - На доске портреты великих русских писателей. Найдите среди них портрет Паустовского К.Г. - Как зовут остальных писателей? (Пушкин, Гоголь, Крылов) - Давайте теперь вспомним годы жизни Константина Георгиевича. На доске записаны числа, самое маленькое число – год рождения писателя, самое большое – год его смерти. (Учащиеся определяют: 1892-1968) - Сколько лет прожил Паустовский? (76 лет) - Итак, мы читаем рассказ Паустовского «Последний чёрт». - Чтобы проверить ваши знания по первой части рассказа, я подготовила вам тест. в) тест на экране 1. Кто главный герой рассказа « Последний чёрт »? свинья , напавшая на деда Митяя ; дед Митяй ; Рувим . 2. Кличка деда Митяя в деревне : 20 процентов ; 10 процентов ; 10 долей 3. Почему бабы перестали ходить на озеро ? там не было ягод ; испугались чёрта ; озеро было слишком далеко от деревни 4. Как чёрт напугал деда Митяя ? закричал на него ; клюнул в ногу ; укусил за руку (краткое обсуждение)
V Проверка домашнего задания
- Теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание. Что вам было задано? (читать по ролям половину второй главы)
4 - Сколько человек будет задействовано при чтении (дед, слова автора, «чёрт», автор, т.к. диалог ведется от 1 лица) Вопросы к Д/З: 1.В какое время суток путники пришли на Глухое озеро? 2. Когда они услышали странный голос? 3. Как вел себя дед на озере? ОЦЕНИВАНИЕ!
VI Изучение нового
а) Первичное восприятие (читает учитель) - Закрыли учебники. Сели поудобней. Я вам прочитаю рассказ до конца, а вы слушайте внимательно, обратите внимание на мою интонацию, где я делаю паузы, на ударение в словах. После прослушивания ответите, кем на самом деле оказался чёрт. б) беседа по первичному восприятию - Кем оказался черт? - Как африканская птица оказалась в лесу на озере? - Понравился вам рассказ? в) Лексическое упражнение - В рассказе в словах деда Митяя встречаются слова и выражения, которые в настоящее время не употребляются в нашей речи, но их легко понять. Посмотрите на слайд. Прочитайте и исправьте слова и выражения с точки зрения литературного языка (по цепочке читают): Вот она какая, жизня наша, милок! Погодить надо. Слышь, как зубами кляцает. Дернуло меня с вами сюды переться, старого дурака! И-и-и... милай… Пущай живет на воле, рыбку полавливает. Ослобонили народ от страха. Порты у меня – первый сорт. - Как вы думаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор исправил ошибки в речи старика? (рассказ стал бы не такой самобытный, смешной, не показывал бы всей картины деревенского говора) г) вторичное восприятие (учащиеся читают по цепочке и отвечают на вопросы) 1) кого увидели на озере путники? как выглядел пеликан? чем он был занят? 2) как пеликан попал на озеро?
5 каким словом можно заменить «зверинец»? чем зверинец отличается от цирка? 3) Посмотрите, как изменилась речь деда Митяя, когда он увидел птицу. В его словах чувствуется неловкость, оправдание себя. Как вы думаете, было ему стыдно перед остальными? 4) почему пеликан никуда не уходил от путников? 5) как путники поступили с африканской птицей? 6) на что потратил заработанные деньги дед Митяй? - Как Паустовский относится к своему герою: с насмешкой, с любовью и улыбкой, с издевательством? - Какой момент рассказа изображен на иллюстрации учебника?
Физминутка
Упражнения, направленные не только на снятие мышечного напряжения, но и на активизацию умственной деятельности: игра «Руки-ноги» (руки - это в команде учителя «ноги» и наоборот, «локти» - «колени» и наоборот); меняем местами право – лево; массаж ушных раковин; упр. «Ухо – хлопок – нос» д) Словарная работа - Сейчас вам надо расшифровать ключевое слово на карточке. Для этого вы должны ответить на вопросы и записать свои ответы в поле с цифрами. Каждой букве присваивается своя цифра. (I гр.) - Для III гр. другое задание «Путанница» Ключевое слово: ПЕЛИКАН - Мы выяснили, что вместо черта деда на озере напугал пеликан. Посмотрите на экран – как выглядит эта африканская птица. У пеликанов очень характерный внешний вид: неуклюжее, массивное туловище, большие крылья, короткие и толстые ноги с широкой перепонкой между пальцами, короткий закруглённый хвост. Шея длинная. Клюв длинный, до 47 см, с крючком на конце. На нижней стороне клюва — сильно растяжимый кожаный мешок, используемый для ловли рыбы. Пеликаны — обитатели морских мелководий, неглубоких пресных и солёных озёр, устьев крупных рек. Ходят они неуклюже, но хорошо летают и плавают, могут подолгу парить. С воды поднимаются после разбега. В полёте из-за длинного тяжёлого клюва держат шею буквой S. нырять они не могут, поэтому основной корм, рыбу, добывают непосредственно у поверхности воды. Питаются в основном рыбой, которую вылавливают, опуская голову в воду и подхватывая рыбу. Устраивают коллективные охоты — выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбу на мелководье. Живут пеликаны в основном в тропиках и субтропиках (Австралия, Африка, Южная Америка). - Определите по силуэту птиц (пеликан, попугай, гусь, индюк). На какие две группы можно разделить этих птиц (домашние и экзотические).
V Закрепление изученного
а) Выборочное чтение - Найдите в тексте рассказа и прочитайте описание внешности пеликана. - Почему путники сами не стали ловить пеликана?
6 - Как они могли поступить? (убить его или уйти и никому не сообщать о птице) Почему они так не поступили? - А как сделали бы вы? Почему? - Природу надо охранять и беречь и не причинять вреда никому живому, будь то муравей, букашка или экзотическая птица… - Почему рассказ называется «Последний чёрт»? (это был последний страх, последний черт, пугавший жители деревни) б) Работа в микрогруппах - Учащиеся по трое (1 и 2 ряд) собирают разрезные картинки (железная дорога и узкоколейная дорога). - У вас получились две картинки. На обеих изображена железная дорога. Кто самый внимательный определит, в чем разница между железными дорогами на них? (в ширине рельс) Узкоколейная железная дорога – это дорога с шириной рельс меньше стандартных . В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог — 750 мм . Ширина между рельсами обычной железной дороги России - 1520 мм. Узкоколейные железные дороги строились для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт , рудников, отдельных промышленных предприятий. В нашем городе тоже была узкоколейная железная дорога, которая проходила через мост через р.Клязьму на торфоразработки в д.Бурино. сейчас ее нет. - Почему я решила вам рассказать про узкоколейную ж/д? - Найдите в тексте и прочитайте предложение, где говорится об узкоколейной ж/д. в) Работа в парах Учащиеся поворачиваются к соседу сзади и собирают из слогов слова: 1. Но-члег на о-зе-ре (I гр.) 2. Чу-до пти-ца (IIгр.) 3. На-гра-да (III гр.) - Как надо расположить эти слова, чтоб они соответствовали второй части нашего рассказа? г) Пересказ по плану - По получившемуся плану перескажите вторую часть рассказа. ОЦЕНИВАНИЕ!
VI Домашнее задание
с.202-205 читать и пересказывать (I-II гр.) читать и отвечать на вопросы (III гр.)
VII Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы читали, отвечали на вопросы, пересказывали, выполняли задания. - Даня, узнай у Леши Манова, что он узнал нового на уроке? - Леша, теперь ты спроси у Толи, чем ему понравился рассказ? - Толя, поинтересуйся у Антона, видел ли он когда-нибудь живого пеликана? - Подумайте все и ответьте, какая из пословиц (в начале урока были) больше всего подходит к рассказу «Последний чёрт»?
Дополнительный
материал
для урока
или
Д\З:
кроссворд по рассказу на карточках
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 7 «а» классе
Учитель: Абрамова М.В., 1 квалификационная категория
Тема урока:
К.Г.Паустовский «Последний чёрт» (3-ий час)
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
формировать читательскую компетентность у учащихся с ОВЗ
Задачи урока:
1) Образовательные: отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность); учить пересказывать и читать по ролям; учить ориентироваться в тексте через выборочное чтение; расширять кругозор учащихся через сообщение информации о пеликане и узкоколейной ж/д. 2) Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к урокам чтения; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в микрогруппе и парах; 3) Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и классификацию) через выполнение заданий и анализ прочитанного рассказа; развивать связную устную речь учащихся через беседу и пересказ; развивать зрительное восприятие через составление разрезных картинок и слуховое восприятие и внимание через выполнение упражнений физминутки.
2
Ход урока:
I Оргмомент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости. Я думаю, вы соберетесь, сосредоточитесь и покажите все свои умения, будите правильно и полно отвечать на вопросы и выполните с легкостью все задания. Итак, начинаем наш урок чтения.
II Речевая разминка
- Перед вами на доске предложение. Чтобы прочитать его, вам нужно двигаться по стрелкам. ( У страха глаза велики. Не так страшен чёрт, как его малюют.) - Как называют предложения, высказывания, в которых заключена народная мудрость? (пословицы). - Правильно. На доске – пословицы. Расшифруйте теперь еще две пословицы по пиктограммам. (Трусливому зайке и пенёк – волк. Волков бояться – в лес не ходить.) - Какой общей темой можно объединить все четыре пословицы? О чём они? (о трусости) - Трусость – это черта характера. Быть трусливым – хорошо или плохо? - Назовите противоположную черту характера (храбрость, смелость) - Надеюсь, вы все вырастите храбрыми и смелыми мужчинами и сможете постоять не только за себя, но и за свою Родину. - Догадайтесь, почему я для начала нашего урока выбрала пословицы про трусость? (потому что мы читаем рассказ, где главный герой дед Митяй испугался чёрта)
III Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы дочитаем рассказ «Последний черт» до конца, будем беседовать по содержанию рассказа и в конце урока перескажем вторую часть по плану. - Вам интересно, чем закончиться рассказ?
IV Актуализация опорных знаний
а) беседа - Но для начала давайте вспомним, кто является автором рассказа? - Что мы знаем о его жизни? - Какие рассказы он писал? (о природе, о животных, о любви к своей стране) - Вспомните и назовите некоторые из них. («Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и др.) - К.Паустовский написал много произведений, которые посвятил России, её людям, природе. В 5-6 классах вы познакомились с рассказами «Кот Ворюга» и
3 «Заячьи лапы». Те, кто прочитал эти и другие произведения Паустовского, скажет, что этот писатель очень любил природу и её обитателей. - «Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля», - так писал великий писатель. И мы в этом ещё раз убедились. б) «угадай» писателя - На доске портреты великих русских писателей. Найдите среди них портрет Паустовского К.Г. - Как зовут остальных писателей? (Пушкин, Гоголь, Крылов) - Давайте теперь вспомним годы жизни Константина Георгиевича. На доске записаны числа, самое маленькое число – год рождения писателя, самое большое – год его смерти. (Учащиеся определяют: 1892-1968) - Сколько лет прожил Паустовский? (76 лет) - Итак, мы читаем рассказ Паустовского «Последний чёрт». - Чтобы проверить ваши знания по первой части рассказа, я подготовила вам тест. в) тест на экране 1. Кто главный герой рассказа « Последний чёрт »? свинья , напавшая на деда Митяя ; дед Митяй ; Рувим . 2. Кличка деда Митяя в деревне : 20 процентов ; 10 процентов ; 10 долей 3. Почему бабы перестали ходить на озеро ? там не было ягод ; испугались чёрта ; озеро было слишком далеко от деревни 4. Как чёрт напугал деда Митяя ? закричал на него ; клюнул в ногу ; укусил за руку (краткое обсуждение)
V Проверка домашнего задания
- Теперь проверим, как вы подготовили домашнее задание. Что вам было задано? (читать по ролям половину второй главы)
4 - Сколько человек будет задействовано при чтении (дед, слова автора, «чёрт», автор, т.к. диалог ведется от 1 лица) Вопросы к Д/З: 1.В какое время суток путники пришли на Глухое озеро? 2. Когда они услышали странный голос? 3. Как вел себя дед на озере? ОЦЕНИВАНИЕ!
VI Изучение нового
а) Первичное восприятие (читает учитель) - Закрыли учебники. Сели поудобней. Я вам прочитаю рассказ до конца, а вы слушайте внимательно, обратите внимание на мою интонацию, где я делаю паузы, на ударение в словах. После прослушивания ответите, кем на самом деле оказался чёрт. б) беседа по первичному восприятию - Кем оказался черт? - Как африканская птица оказалась в лесу на озере? - Понравился вам рассказ? в) Лексическое упражнение - В рассказе в словах деда Митяя встречаются слова и выражения, которые в настоящее время не употребляются в нашей речи, но их легко понять. Посмотрите на слайд. Прочитайте и исправьте слова и выражения с точки зрения литературного языка (по цепочке читают): Вот она какая, жизня наша, милок! Погодить надо. Слышь, как зубами кляцает. Дернуло меня с вами сюды переться, старого дурака! И-и-и... милай… Пущай живет на воле, рыбку полавливает. Ослобонили народ от страха. Порты у меня – первый сорт. - Как вы думаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор исправил ошибки в речи старика? (рассказ стал бы не такой самобытный, смешной, не показывал бы всей картины деревенского говора) г) вторичное восприятие (учащиеся читают по цепочке и отвечают на вопросы) 1) кого увидели на озере путники? как выглядел пеликан? чем он был занят? 2) как пеликан попал на озеро?
5 каким словом можно заменить «зверинец»? чем зверинец отличается от цирка? 3) Посмотрите, как изменилась речь деда Митяя, когда он увидел птицу. В его словах чувствуется неловкость, оправдание себя. Как вы думаете, было ему стыдно перед остальными? 4) почему пеликан никуда не уходил от путников? 5) как путники поступили с африканской птицей? 6) на что потратил заработанные деньги дед Митяй? - Как Паустовский относится к своему герою: с насмешкой, с любовью и улыбкой, с издевательством? - Какой момент рассказа изображен на иллюстрации учебника?
Физминутка
Упражнения, направленные не только на снятие мышечного напряжения, но и на активизацию умственной деятельности: игра «Руки-ноги» (руки - это в команде учителя «ноги» и наоборот, «локти» - «колени» и наоборот); меняем местами право – лево; массаж ушных раковин; упр. «Ухо – хлопок – нос» д) Словарная работа - Сейчас вам надо расшифровать ключевое слово на карточке. Для этого вы должны ответить на вопросы и записать свои ответы в поле с цифрами. Каждой букве присваивается своя цифра. (I гр.) - Для III гр. другое задание «Путанница» Ключевое слово: ПЕЛИКАН - Мы выяснили, что вместо черта деда на озере напугал пеликан. Посмотрите на экран – как выглядит эта африканская птица. У пеликанов очень характерный внешний вид: неуклюжее, массивное туловище, большие крылья, короткие и толстые ноги с широкой перепонкой между пальцами, короткий закруглённый хвост. Шея длинная. Клюв длинный, до 47 см, с крючком на конце. На нижней стороне клюва — сильно растяжимый кожаный мешок, используемый для ловли рыбы. Пеликаны — обитатели морских мелководий, неглубоких пресных и солёных озёр, устьев крупных рек. Ходят они неуклюже, но хорошо летают и плавают, могут подолгу парить. С воды поднимаются после разбега. В полёте из-за длинного тяжёлого клюва держат шею буквой S. нырять они не могут, поэтому основной корм, рыбу, добывают непосредственно у поверхности воды. Питаются в основном рыбой, которую вылавливают, опуская голову в воду и подхватывая рыбу. Устраивают коллективные охоты — выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбу на мелководье. Живут пеликаны в основном в тропиках и субтропиках (Австралия, Африка, Южная Америка). - Определите по силуэту птиц (пеликан, попугай, гусь, индюк). На какие две группы можно разделить этих птиц (домашние и экзотические).
V Закрепление изученного
а) Выборочное чтение - Найдите в тексте рассказа и прочитайте описание внешности пеликана. - Почему путники сами не стали ловить пеликана?
6 - Как они могли поступить? (убить его или уйти и никому не сообщать о птице) Почему они так не поступили? - А как сделали бы вы? Почему? - Природу надо охранять и беречь и не причинять вреда никому живому, будь то муравей, букашка или экзотическая птица… - Почему рассказ называется «Последний чёрт»? (это был последний страх, последний черт, пугавший жители деревни) б) Работа в микрогруппах - Учащиеся по трое (1 и 2 ряд) собирают разрезные картинки (железная дорога и узкоколейная дорога). - У вас получились две картинки. На обеих изображена железная дорога. Кто самый внимательный определит, в чем разница между железными дорогами на них? (в ширине рельс) Узкоколейная железная дорога – это дорога с шириной рельс меньше стандартных . В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог — 750 мм . Ширина между рельсами обычной железной дороги России - 1520 мм. Узкоколейные железные дороги строились для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт , рудников, отдельных промышленных предприятий. В нашем городе тоже была узкоколейная железная дорога, которая проходила через мост через р.Клязьму на торфоразработки в д.Бурино. сейчас ее нет. - Почему я решила вам рассказать про узкоколейную ж/д? - Найдите в тексте и прочитайте предложение, где говорится об узкоколейной ж/д. в) Работа в парах Учащиеся поворачиваются к соседу сзади и собирают из слогов слова: 1. Но-члег на о-зе-ре (I гр.) 2. Чу-до пти-ца (IIгр.) 3. На-гра-да (III гр.) - Как надо расположить эти слова, чтоб они соответствовали второй части нашего рассказа? г) Пересказ по плану - По получившемуся плану перескажите вторую часть рассказа. ОЦЕНИВАНИЕ!
VI Домашнее задание
с.202-205 читать и пересказывать (I-II гр.) читать и отвечать на вопросы (III гр.)
VII Итог урока
- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы читали, отвечали на вопросы, пересказывали, выполняли задания. - Даня, узнай у Леши Манова, что он узнал нового на уроке? - Леша, теперь ты спроси у Толи, чем ему понравился рассказ? - Толя, поинтересуйся у Антона, видел ли он когда-нибудь живого пеликана? - Подумайте все и ответьте, какая из пословиц (в начале урока были) больше всего подходит к рассказу «Последний чёрт»?
Дополнительный
материал
для урока
или
Д\З:
кроссворд по рассказу на карточках
В раздел среднее профессиональное образование