"КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ОЛИГОФРЕНИЕЙ В СТЕПЕНИ ИМБЕЦИЛЬНОСТИ)"
Статья
Автор: Чибичян Анна Рудольфовна, учитель-дефектолог, ГКОУ РО детский дом "Аревик", с.Чалтырь, Мясниковский район, Ростовская область
В раздел среднее профессиональное образование
КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С УМЕРЕННОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ОЛИГОФРЕНИЕЙ В СТЕПЕНИ ИМБЕЦИЛЬНОСТИ)
(из опыта работы)
Для успешной интеграции в современное общество умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни. Поэтому одна из приоритетных задач сегодня в работе с умственно отсталыми детьми лишенными родительской заботы - их социализация, говоря проще, полноценная подготовка их к самостоятельной жизни в современных условиях. В своей статье я хочу остановиться, на мой взгляд, важнейших принципах проведения коррекционной работы с умственно отсталыми детьми и начальных этапах работы по преодолению недостатков в развитии. Готовность к самостоятельной жизни наших детей предполагает элементарное – что, будучи взрослыми, они будут любить и уметь трудится, правильно выстраивать свои отношения с окружающими людьми, иметь адекватную, т.е. соответствующую своим возможностям жизненную перспективу . Детям с умеренной умственной отсталостью (имбецилов) свойственна крайняя бедность эмоционального и социального опыта, выраженное недоразвитие всех сторон личности: страдает высшая нервная деятельность, эмоционально-волевая сфера, регуляция поведения, не развито общение, речь, мышление, не сформирован образ «Я», не формируются представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом и культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность осознать характер своих отношений с окружающими, соотнести свои конкретные личностные интересы с общими интересами коллектива. Они не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Начинать коррекционную работу с такими детьми надо как можно раньше, проводить, ее регулярно, а не эпизодически. Только в этом случае можно добиться определенных положительных результатов. Учитывая все выше описанные особенности детей с умеренной умственной отсталостью , остановлюсь на важнейших принципах проведения коррекционной работы. Главное в работе с детьми-имбецилами практическая направленность всех занятий. Словесное обучение или обучение, основанное только на значительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно
неприемлемо и бесполезно. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение происходит на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Взрослый показывает приемы выполнения задания, затем сопряжено с ребенком многократно повторяет действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно развивать у глубоко отсталых детей речь, корректировать недостатки их мышления, формировать положительные эмоционально - волевые качества. Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, их необходимо обучить навыкам самообслуживания: еде, умыванию, одеванию и раздеванию, а также элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда. Дети с умеренной умственной отсталостью в еде очень неопрятны, торопливы и неаккуратны. Не умеют пользоваться ложкой, захватывать пищу губами. Этому необходимо учить ребенка, иначе самостоятельно он не научится. Поначалу учим ребенка пользоваться ложкой, управляя его рукой. Затем побуждаем ребенка губами захватывать пищу. Ложку лишь подносим ко рту и чуть касаемся его губ. Ребенок при этом наклоняет голову, раскрывает рот и делает необходимые движения губами. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно. Для того чтобы выработать аккуратность, мы поступаем следующим образом: даем детям не всю порцию сразу, а делим ее на несколько частей и докладываем на тарелку по мере того, как ребенок ее съедает. Так невольно вырабатывается привычка - есть медленнее, а, следовательно, аккуратнее. Овладение умыванием - длительный процесс, состоящий из ряда этапов. Прежде всего детей приучаем к воде, сначала к теплой, а затем к холодной. Лучше всего это проводить в дидактических играх: «Купание кукол» - взрослый вместе с ребенком купает кукол; «Плыви, плыви, кораблик» - пускают лодочки; «Достань затонувший предмет» и так далее. Затем проводят подготовительные упражнения: протирания сухих рук, складывание ладоней как при умывании лица. Здесь хорошо использовать лексический материал, сопровождать движения потешками, стихами, понятными детям. Далее, держа ладони ребенка в своих, потираем их друг о друга, проводим ими по лицу. Очень важно в процессе деятельности разговаривать с детьми: называть части тела и предметы, которыми приходится пользоваться при умывании, а ребенок должен повторять их за взрослыми. Необходимо поощрять каждое самостоятельное движение ребенка, что сделает процедуру умывания для него очень приятной. Теплая, приятная вода, душистое, мягкое мыло, пушистое махровое полотенце играют не
последнюю роль в желании ребенка – имбецила умываться и делают этот процесс желанным. Очень сложно ребенка - имбецила научить одеваться самостоятельно. Тем не менее, необходимо, вооружаясь терпением, многократно возвращаться к показу одних и тех же действий, причем порядок их выполнения должен оставаться неизменным. Сначала действие зарождается как совместное. Вначале мы помогаем ребенка держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда снимают кофту, вместе с ребенком снимаем заранее расшнурованные ботинки. Поощряются малейшие самостоятельные движения ребенка. Позднее, по мере овладения необходимыми умениями, ребенок выполняет многие действия самостоятельно. Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения, которые проводятся на специальных дидактических пособиях. Это жилетки с пуговицами разной величины, дощечки и вырезанные из них сапожки для шнуровки с проделанными в них отверстиями в два ряда. Только после выработки определенного умения ребенок переходит к действиям с реальными предметами. Необходимо поощрять даже незначительный успех, любую попытку сложить и положить вещь в определенное место. Этим создаются привычка к аккуратности и формируются положительные установки поведения. Умственно отсталые дети отличаются замедленностью физического развития. Поэтому большое внимание нужно уделять развитию у детей двигательных навыков и предметно - практической деятельности. В силу снижения познавательной деятельности у детей -имбецилов не возникает потребности к движению, обусловленной желанием посмотреть на что - то, потрогать интересующий их предмет, поиграть с ним. Лучше всего учить ребенка двигаться в процессе игры: откатывать от него мячик или удалять какую-либо другую игрушку и побуждать ее взять. Побуждать его сорвать цветочек, поднять веточку; дать возможность порезвиться в саду, на лужайке. Специфическим движениям, необходимым для овладения актами прямостояния и прямохождения, тоже часто приходится обучать. Умственно отсталого ребенка учим правильно садиться, вставать, правильно сгибать колени, прыгать, перескакивать, слегка наклонив при этом туловище вперед. Упражняться в этом глубоко умственного отсталого ребенка приходится долгое время. Важно сформировать различные способы захвата, удерживания предметов и действий с ними. Обучение происходит в процессе игры с игрушками. Для развития мелких движений можно использовать работу с пластилином, бумагой, мозаикой и так далее.
Обычно мы начинаем с очень простых заданий: раскатать из пластилина палочку, затем концы слепить, получится колечко, из колечек можно составить цепочку. Раскатать рукой шарик, распластать шарик, слепить гриб и многое другое и тому подобное. Бумагу используют для того, чтобы научить ребенка приему отщипывания, отрывания клочков бумаги. Сначала отщипывают кусочки от любой части листа бумаги. Делает это большим и указательным пальцами правой руки, в ходе отщипывания можно чередовать указательный и средний палец. Когда движение освоено, можно предложить выполнить следующим образом: отщипывать с одной стороны листа, или кругом листа, а также по ограничивающей линии, проведенной карандашом. Это очень хорошее упражнение по укреплению пальцев рук. Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой. И чем мельче клочки бумаги, тем больше напряжение пальцев, тем интенсивнее упражняется рука. Можно также менять бумагу и разглаживать ее рукой, сгибать бумагу по прямой линии в любом направлении; сгибать лист пополам, совмещая углы и стороны. Развитию мелких движений хорошо служит и работа с мозаикой. С помощью взрослого дети учатся выкладывать различные фигурки, дорожки и так далее. Например, строится дорожка из чередующихся цветов - красного и синего. В ходе выполнения задания проводится и работа по различению цветов. Большое внимание в работе с детьми следует уделять обучению действиям в предметно - практической деятельности. Дети учатся с помощью взрослого выполнять следующие действия с предметами: катать шарики в определенном направлении, бросать мелки предметы в сосуд с узким горлом; перекладывать предметы из одной коробки в другую; складывать предметы в коробку таким образом, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывать и закрывать коробки, матрешки; нанизывать шары на шнур, предметы с отверстиями на стержень. Управляться с простейшим конструктором - закручивать руками крупные деревянные или пластмассовые гайки на толстый стержень с резьбой. Кроме того, ребенок, поставленный в определенную ситуацию, учится использовать различные предметы как орудия действия, например, достать предмет, находящийся в труднодоступном месте, при помощи палки. Детей также обучаем умению использовать стул или скамейку для доставления высоко лежащих предметов. Эти навыки дети должны использовать в быту. Однако из характерных проявлений аномального развития глубоко умственно отсталых детей их неумение играть. У этих детей нет замысла игры, Игра носит манипулятивный характер, бессмысленное переставление игрушек с места на место. Задача педагога - научить ребенка - имбецила играть. Это важно не только с точки зрения организации свободного времени ребенка. В процессе игры происходит коррекция всех психических функций
ребенка - внимания, памяти, мышления, восприятия, развивается его эмоционально - волевая сфера. Для занятий с детьми должен быть устроен специальный игровой уголок, где были бы игрушечная больница, игрушечная мебель, посуда, предметы быта, одежда, набор кукол и так далее. Игрушки нужно подбирать яркие, красочные, чтобы привлекать внимание ребенка. Игровые ситуации побуждают его к высказываниям, воздействуют на чувства. Взрослый должен быть активным участником игры, а игра должна занимать значительное место в режиме дня ребенка. Аксессуары к играм и игрушки следует периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним. Большое внимание должно быть уделено развивающим играм. По этому поводу хочу сослаться на книгу, составленную А.А.Катаевой и Е.А.Стребелевой: «Игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников». Я считаю, что эта книга должна быть настольной книгой дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. Творческий подход воспитателя в проведении предложенных в книге дидактических игр и упражнений, обязательный учет индивидуальных особенностей детей - имбецилов дают превосходные результаты. Определенное внимание должно быть уделено и подвижным играм. Дети при этом учатся лазить, бегать, прыгать, ходить по выложенному на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогают организовать движения, вырабатывают нормальную походку. Значительное место в системе воспитательной коррекционной работы с детьми - имбецилами занимает обучение их бытовому труду. Существует ошибочное мнение, что глубоко умственно отсталые дети не способны выполнять даже самую элементарную домашнюю работу. Их не стараются этому научить, тем самым ставя этих детей в полную зависимость от окружающих, приучая их к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная, неправильная позиция. Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта, показывает, что им вполне доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В более старшем возрасте они в состоянии овладеть мытьем полов, стиркой, глажением мелкого белья и так далее. Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами. Это залог их самостоятельной жизни, элементарного простейшего
I
общественно - полезного труда. При обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослыми те или иные действия,
ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Еще раз подчеркну: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения к заданию. Даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить. Итак, я остановилась лишь на некоторых аспектах коррекционной работы с умеренно отсталыми детьми. Но, на мой взгляд, они наиболее существенны в их социальной адаптации.
Чибичян Анна Рудольфовна
–
у
читель-дефектолог государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного)детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Аревик» с.Чалтырь Мясниковского района (ГКОУ РО детский дом «Аревик»)
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии (составитель Т.М.Лифанова) - М.: Просвещение, 1995г. 2. Дети с отклонениями в развитии. Под редакцией Т.А.Власовой. - М: Просвещение, 1984г. 3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М: «Бук - Мастер», 1993г. 4. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью. Институт дефектологии. - М.: Ж. Дошкольное воспитание, № 1, 1991г. 5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1986г.
В раздел среднее профессиональное образование