"Афганистан-ты боль моей души..."
классный час
Автор: Терещенко Яна Владимировна, преподаватель, ОБОУ СПО "Калиновский сельскохозяйственный техникум" Курской области, село Калиновка Курской области
В раздел среднее профессиональное образование
АФГАНИСТАН – ТЫ БОЛЬ МОЕЙ ДУШИ…
(сценарий классного часа) Автор: Терещенко Яна Владимировна, преподаватель ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области Предложенный сценарий может быть использован при проведении классных часов для студентов или старшеклассников. Мероприятие способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, ответственности; содействию формирования и развития русских, национальных черт и традиций.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
: Рассказать о войне в Афганистане; показать героизм солдат и офицеров в этой войне; воспитать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к подвигу воинов – интернационалистов.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
: литературно-музыкальная композиция
УЧАСТНИКИ
: старшеклассники, студенты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ
: проектор, интерактивная доска, презентации, видеоролики.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Ребята! Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём. 25 декабря 1979 году начался ввод советских войск в Афганистан. Война длилась 10 долгих лет. 15 февраля 1989 года – начало вывода советских войск из Афганистана. Прошло 25 лет с окончания той войны. Со временем историки разберутся, почему и как эта война начиналась, кто стоял у её истоков… Решать эти проблемы – не наша задача. Наш долг состоит в том, чтобы сохранить эту войну в памяти, сохранить такой, какой запомнили её отправившиеся воевать в далёком 79-м году советские мальчишки… Воскрешению этой памяти и посвящён наш с вами сегодняшний вечер.
Ход классного часа
«АФГАНИСТАН – ТЫ БОЛЬ МОЕЙ ДУШИ…»
(параллельно рассказу на экране медленно транслируется слайдовая презентация из фотографий с советско-афганской войны)
Первый ведущий.
После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в Советских вузах. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришёл брат последнего монарха – Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27 - 28 апреля 1978 года воинские части, верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причём социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.
Второй ведущий.
Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот, представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану. И вот 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. (Видеоролик о вводе советских войск в Афганистан) Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулось (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолёт (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить! (Звучит песня «Афганистан» с меняющимися кадрами»)слова Р.Бисерова
Первый ведущий.
Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь и поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков. Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. И это изменило её характер: противники кабульских властей, фактически объявили войну национально-освободительной и провели её под религиозными знамёнами. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом, как иностранная интервенция. И чем активнее
были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление оппозиции, привлекавшей на свою сторону всё более широкие слои населения. Противниками почему-то оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось. (Видеоролик «Война в Афганистане»)
Первый ведущий.
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе. Есть великое право: забывать о себе. Есть великое право: пожелать и посметь! Стала вечною славой мгновенная смерть. Р.Рождественский В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях. (Меняющиеся кадры презентации) Казаков Анатолий Евгеньевич писал: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан… Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане. Гордов Леонид Андреевич: «Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал. Сейчас нахожусь на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо… А уж не взыщите!» Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб. Милованов Сергей Александрович: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твоё получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идёт нормально, ещё немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги своё здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днём солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и всё, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня
помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, ещё раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». С какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упрёков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся не один раз, звучит как молитва», как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма Сергея щемит так сердце. А как тревожно было матерям. (Звучит песня «Минута молчания»)слова А.Шевченко
Второй ведущий.
Много для солдат значила дружба, друзья и появились такие строки: 1-й чтец: За наградами мы не гонялись, Просто делали то, что могли. Мы с душманами яростно дрались, За свободу афганской земли. Не забыть фронтовые нам будни, Марш-броски и засады в горах. И палящее солнце к полудню, И скрипящий песок на зубах. А когда возвратились обратно, На российской родимой земле. Поминали друзей многократно, Что погибли на этой войне. До сих пор ноют раны средь ночи, И скупая мужская слеза, Застилает усталые очи - Что ж ты сделала с нами, война! К.Соколовский
Первый
ведущий.
Было много медсестёр в афганских госпиталях. Пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы – ко всему они привыкли. Они понимали, как нужны израненным бойцам ласковые женские руки, что снимали у раненых боль, возвращали к жизни. И не случайно воины много стихотворений посвятили им, своим сестричкам. 2-й чтец: Над солдатом склонилась в тревоге сестра, Он молчит, даже стона нет сутки. В медсанбат поступил он из боя вчера Весь изранен, оторваны руки.
У нее на ресницах слезинки дрожат, Вот сорвутся горячим каскадом. Шевельнул вдруг губами молчавший солдат, Прошептал ей: «Сестренка, не надо. Я все выдержу, только не надо мне слез, Плачь не плачь, а не вырастут руки. Я тебе подарю миллион алых роз За твои сострадания и муки. Я тебе подарю миллион алых роз, Но не так, как художник принцессе. Соберу их в букет, пусть достанет до звезд, Пусть рождается новая песня». Медсестра свои слезы смахнула тайком И к бинтам приложилась губами: «Поправляйся, родной, ну а розы потом Вечной песней останутся с нами… В.Куценко
Второй
ведущий.
Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Отмечая соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая война, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всём поведении маджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, вставшими на сторону непопулярной политической группировки, которая, захватив центральную власть, стала нарушать вековые традиции, оскорбляя чувства верующих. Они были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха. 3-й чтец Не подлежат вовек переоценке, Ни мужество, ни преданность солдат, Которые прошли через Герат, Через душманов жуткие застенки, Через ночные рейды и бои. Через Саланга ленты - серпантины, Не по годам взрослевшие мужчины, Скрывавшие ранения свои. Через Панджшер кровавый и Кабул, Джелалабад и долгое молчанье, Не запятнав ни совести, ни званья, Не проклиная время и судьбу.
Они верны остались до конца, Одной присяге, воинскому долгу... Быть может, и живут они недолго, Что в шрамах и рубцах их юные сердца. К. Соколовский (На фоне слайдов презентации)
Первый ведущий.
История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию заканчивалась для завоевателей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, рода и клана существует своё ополчение, так называемая лашкара. Численность отрядов может составлять от десятков до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии невозможна, если речь не идёт о победе любой ценой. Даже незначительное кровопролитие вызывает здесь цепную реакцию, и по закону кровной мести за оружие берутся те, кто ещё вчера оставался в стороне от борьбы. Сопротивление нарастает со скоростью горной лавины. Этого не учли политики, принимавшие решение о вводе советских войск в Афганистан. Один из афганских лидеров говорил: «Вы не знаете наш народ! Если какое-то племя взялось за оружие, оно его уже не сложит. Единственный выход – всех уничтожить от мала до велика! Такие у нас традиции».
Второй ведущий.
Мотив выгоды среди афганцев также имел не меньшее значение, чем политические или религиозные факторы. Так, голова советского офицера оценивалась в 300 тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днём обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем другого рода. И советские солдаты знали, что «сюрприз» можно жать от каждого, будь то старик, женщина или ребёнок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и «немирным» населением. 3-й чтец БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ. Не забудем тех, кто нам дороги. На чужой земле, но в России, На асфальте разбитого города Умирал солдат за Россию. «Не убит я, я ранен, я знаю. Я живой! На меня посмотрите»- Прокричал солдат, умирая, - «Только маме не говорите». А, зачем их туда посылают, Матерей-то опять не спросили. Почему вас всегда убивают
Самых лучших и самых красивых ? Только зла в душе не носили бы. Генералы - они тоже разные, Кто в окопах с бойцами – красивые. В кабинетах – те безобразные. Ваши судьбы война протаранила Ваши матери с вами под пулями. Поколение ваше израненное. Не сломали бы вас, не согнули бы!.. А глаза у него застывают. «Братцы, бога за меня помолите!» – Прошептал солдат, умирая. «Только маме не говорите». Прошептал солдат, умирая, «Только маме не говорите»… А. Чикунов
Второй ведущий.
У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберёмся. Это наше дело».
Первый ведущий.
Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось. Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадёжным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям. 3-й чтец МОЛИТВА. И опять плачут свечи, Из воска льётся слеза... Опускаются плечи И устала душа. Я молюсь днём и ночью Неумелой рукой, Чтобы Бог дал вам силы Всем вернуться домой. Может, эта молитва, Что родилась в душе, Белой птицей взметнётся К облакам в синеве. И услышит Господь наш Те простые слова,
И вернутся родные С той войны навсегда. В сердце тонкие нити - Между мной и тобой. Возвращайся, мой милый, Возвращайся живой! В.Иванов
Первый
ведущий.
15 февраля 1989 года стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришёл…». (Звучит песня «Молитва») слова И.Жук
Первый ведущий.
Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания. (На фоне презентации слайда с вечным огнём звучит метроном)
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал: Классный руководитель № 2, Москва, 2008. 2. Журнал «Патриот Отечества» № 1, 2006. 3. Журнал «Патриот Отечества» № 10, 2005.
В раздел среднее профессиональное образование