"Обучение двигательным приемам труда"
статья
Автор: Галактионова Надежда Иколаевна, учитель начальных классов, ГСОУ специальная(коррекционная) школа-интернат, город Вышний Волочек, Тверская область
В раздел среднее профессиональное образование
ГСОУ Специальная (коррекционная) школа-
интернат г. Вышний Волочек.
«ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ
ПРИЕМАМ ТРУДА».
Галактионова Н.Н.
На уроках труда учащиеся осваивают некоторые двигательные трудные приемы. Основные из них: приемы разметки (разметка путем сгибания бумаги по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу и картон с помощью мерочки, шаблона, линейки), приемы обработки материала (вытягивание, скатывание и сплющивание пластилина, прокалывание отверстий, резание), приемы соединения деталей, приемы контроля (наложением на глаз, измерение). Эти приемы подразделяются также на безорудийные ( скатывание, вытягивание пластилина, витье шнурка и т. д.) и орудийные, т.е. выполнение с помощью инструментов. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные приемы. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течении четырех лет, применяя их при работе то с бумагой и картоном, то с тканью, то с природным материалом. Каждый орудийный прием состоит из трех частей: результата труда, орудия труда и двигательной программы. Учитель должен хорошо знать, из каких именно компонентов складывается конкретный прием, чтобы представить себе, что и как он будет показывать и объяснять, на что обратить внимание учеников, какие возможны ошибки. Рассмотрим. например. как должно проходить знакомство с приемом резания ножницами. Вначале учитель демонстрирует результат приема – разрез по линии разметки. при разглядывании разрезанной полоски бумаги учитель обращает внимание детей на то, что разрез сделан точно по линии разметки, что это не случайно, так как она служит ориентиром при резании. Требование резать по линии влечет за собой соблюдение следующего правила – разметку производить по той стороне бумаги, которая в детали будет изнаночной. Затем рассматривается орудие труда: из каких частей состоят ножницы, как соединены они, где находится режущая часть, где кольца, одинаковые ли их размеры. Вначале дети разглядывают инструмент учителя, затем находят соответствующие характеристики инструмента на своих ножницах. Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). Для показа двигательной программы учителю нужно собрать детей вокруг себя, показать, как правильно держать инструмент, а затем выполнять прием в том положении, которое требуется для правильной работы, сначала в нормальном, а затем в медленном темпе. Следует подчеркнуть, что умение держать инструмент имеет немаловажное значение для выработки правильного приема. Так, учителя далеко не всегда обращают внимание на то, как дети держат ножницы: полагается большой палец вставлять в верхнее кольцо, средний – в нижние кольцо, указательным- поддерживать ножницы в вертикальном положении относительно плоскости листа. Объясняя и показывая трудовые действия, нужно помнить, что учащиеся младших классов, как правило, со многими приемами вообще незнакомы или выполняют их неверно. Поэтому учитель должен свое объяснение сделать максимально расчлененным и понятным, во время показа обращать внимание детей на самые, казалось бы, элементарные вещи. Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. Например, ножницами по прямой линии разметки режут вперед; синхронное движение рук при резани по кривым линиям – с поворотом бумаги левой рукой справа налево или слева направо; прямой стежок выполняется справа налево и т. д. В ряде случает приходится прибегать к наглядным пособиям. Так, ученики долго не могут усвоить понятия «справа налево», «слева направо». В помощь им привлекают плакат, на котором стрелкой обозначены эти характеристики. После демонстрации двигательной программы приема учащиеся на своих местах упражняются в его выполнении. Вначале упражнения проводятся без материала. Учитель
предлагает детям взять инструмент , проверяет как они держат; затем под счет учителя производится движение. Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий школьник должен научится следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным перемещением инструмента. Если в начале овладения приемом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный. Младшие школьники долго не могут справиться с этой задачей. Поэтому учитель при знакомстве с каждым новым приемом и закреплении его должен напоминать им о зрительно-кинестетическом контроле, указывая, за чем нужно следить, и на примерах показывая, к чему приводит отсутствие контроля. при показе трудовых приемов учитель может использовать макеты, детали увеличенных размеров. Младшим умственно отсталым школьникам свойственны недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие посторонних жестов, излишняя резкость при реализации трудовых действий. Учитель, начиная с первых занятий, должен готовить руки к выполнению приема. Эта подготовка может осуществляться непосредственно перед его проведением или во время физминуток: сжимание кистей в кулак и разжимание; вращение кистей; потряхивание; потирание ладоней; поочередное нажимание кончиками пальцев на стол; похлопывание по столу. Непосредственно перед выполнением приема можно отрабатывать отдельные движения, используя инструменты. За несколько минут, отводимых на ознакомительные упражнения, весьма сложно добиться усвоения детьми показанного приема. Настоящее овладение приема наступает им при изготовлении объекта. В это время учитель внимательно наблюдает, как ученики осуществляют приемы, особенно новые, и дает указания к правильному их выполнению. Если прием сложен и есть опасения, что дети будут ошибаться, следует перед практической работой провести тренировочные упражнения или выполнить двигательную программу, попросив затем кого-либо из учеников показать ее.
В раздел среднее профессиональное образование