Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Система воспитательной работы в колледже"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Автор: Мокрянская Эльвира Рафаэльевна, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ "Пермский краевой колледж искусств и культуры", город Пермь, Пермский край

Смотреть презентацию



В раздел среднее профессиональное образование



1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский краевой колледж искусств и культуры»
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема:

«Система воспитательной работы в

колледже»
Преподаватель специальных дисциплин Мокрянская Эльвира Рафаэльевна
Пермь, 2014

2 Слайд 1. Неотъемлемым направлением деятельности любого образовательного учреждения является воспитательная работа. Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в Колледже, социальным заказом социума, родителей и самого студента. Прежде чем перейти к проблематике организации воспитательной системы колледжа, хочется обозначить круг основных воспитательных проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Первая
- это проблема снижения общего уровня морали и нравственности поступающих. Как ни странно, но исследования социологов показали, что на снижение уровня воспитанности влияет чрезвычайная информированность человека. Данный диссонанс приводит к тому, что достижения науки, технический прогресс, выраженный в доступности и открытости любой информации, часто используются не на благо, а во вред молодому человеку, не способному, порой, в силу своего возраста и психологических характеристик отличить хорошее от плохого. Проблемы недостатка воспитания – это проблемы, идущие из семьи. Они связаны с безучастностью родителей в воспитании детей, низким уровнем достатка и порой необразованностью и невоспитанностью самих родителей.
Вторая
проблема - увеличение контингента несовершеннолетних студентов, за жизнь, здоровье, сохранность, которых мы несем сверхвысокую ответственность. На начало этого учебного года в колледже приступили к занятиям 317 человек, из них 130 несовершеннолетние. Это составляет 41% от общего числа студентов, в прошлом учебном году 44%. Большинство нынешних студентов, видимо в силу их юного возраста, не самостоятельны, не умеют себя организовать, не способны принимать решения (тем более верные решения). Несмотря на эти проблемы, хотелось бы отметить, что для нашего учебного заведения, учитывая его специфику (мы представляем сферу искусства и культуры), воспитательная функция стоит на одной ступени с получением профессиональных знаний, умений и навыков. Наш студент как обладатель особенно ценных знаний, должен иметь высокий уровень воспитанности, чтобы использовать приобретенные в колледже умения на благо и себе, и обществу в целом. Значительный показатель количества несовершеннолетних студентов и багаж проблем связанных с воспитанием детей до поступления в колледж привел к необходимости совершенствования всей системы воспитательной
3 деятельности в целом . При этом особое внимание было уделено активизации работы с родителями и студенческим самоуправлением колледжа. Слайд 2. Итак, рассмотрим модель взаимодействия таких звеньев как: УПРАВЛЕНИЕ, СОУПРАВЛЕНИЕ, САМОУПРАВЛЕНИЕ в рамках воспитательного процесса. Слайд 3. СОУПРАВЛЕНИЕ воспитательной деятельностью представлено в нашем учебном заведении совместной работой администрации колледжа, кураторов учебных групп с родителями. Хочу заострить ваше внимание на том, что в соответствии с законом об образовании первым заказчиками образовательной услуги являются родители, законные представители студентов, поэтому одним из важных аспектов воспитательной работы является выстраивание взаимодействия с родителями. Также разработка и внедрение родительского соуправления позволяет, на сегодняшний день, активизировать стремление родителей к участию в работе колледжа. Ранее управление носило эпизодический характер, в нём не было системы, периодичности, чётко выделенных направлений. Формами родительского соуправления в колледже являются:  родительское собрание групп  общее родительское собрание  -родительский комитет учебной группы  -родительский комитет колледжа Деятельность этих органов осуществляется на основе Устава колледжа, Положения о родительском комитете колледжа и других локальных нормативных актов. Рассмотрим подробнее каждую из форм родительского соуправления.
Общее

родительское

собрание
– является общепринятой формой взаимодействия образовательного учреждения с родителями студентов, которая организуется и проводится в начале учебного года с целью освещения общих вопросов, касающихся организации учебного процесса. Традиционно в нашем колледже проводятся
Родительские

собрания

специальностей (отделенческие)

и

учебных

групп.
На такие собрания
4 родители собираются не реже 1 раза в семестр. Как правило, на первых собраниях кураторами освещаются такие вопросы такие как: Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами проживания в общежитии, спецификой обучения в колледже, морально-этическими нормами поведения, а также решаются организационные вопросы. Последующие собрания нацелены на повышение качества успеваемости студентов, чаще всего проводятся кураторами во 2-м семестре по результатам промежуточной аттестации.
Родительский комитет учебной группы
– действует, как правило, в период между родительскими собраниям. В родительский комитет входят самые инициативные родители. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости. Даты заседаний устанавливаются в каждой группе индивидуально. Чаще представители РК учебной группы оказывают помощь в решении вопросов, связанных с организацией концертно-театральной деятельности: организация участия в творческих конкурсах, организация досуговых мероприятий. Также налажена работа по привлечению представителей РК группы на заседания ПЦК для совместного решения вопросов неуспеваемости и пропусков.
Родительский

комитет

колледжа
– можно назвать Высшим органом родительского соуправления колледжа. В него входят самые инициативные представители всех учебных групп колледжа. Для организации систематической работы представителями РК совместно с педагогическим составом колледжа было принято решение сформировать инициативные группы: Слайд 4 1. По учебно-воспитательной работе, 2. По материально – техническому обслуживанию 3. По концертной деятельности 4. По медицинскому обслуживанию 5. По организации маркетинговой деятельности и PR 6. По разработке нормативно-правовой базы (Положение о РК) 7. Дисциплинарная комиссия Таково состояние взаимодействия колледжа с родителями на сегодня. Анализируя деятельность такого звена воспитательной системы как родительское соуправление можно отметить положительную динамику ее активности:
5 1. Организовываются родительские собрания в начале учебного года 2. Работают родительские комитеты групп. 3. Запущена и функционирует новая модель родительского комитета колледжа Родители понимают специфику обучения в нашем колледже и стараются создать комфортные условия для творческого процесса обучения, быта и досуга студентов. Принимают решения совместно советом колледжа по результатам межсессионной и промежуточной аттестациям, участвуют в разработке нормативных документов. Но, не смотря на все положительные стороны данной деятельности, есть еще ряд недостатков в работе с родителями. Например, необходимо усиление роли родителей в повышении качества успеваемости студентов, ведь они в первую очередь поступают к нам, чтобы получить качественное образование и стать компетентными специалистами в социально-культурной сфере. На мой взгляд, повышать качество успеваемости можно за счет активизации работы родительских комитетов учебных групп на ПЦК. Апробирование работы дисциплинарной комиссии РК колледжа совместно с представителями Подразделения по делам несовершеннолетних на заседаниях Советов кураторов по результатам м/а и п/а. За счет усиления роли родителей в профилактике правонарушений, создав в РК колледжа инициативную группу по профилактике и пр. Стоит отметить, что деятельность родительского комитета должна носить регулярный, а не эпизодический характер. Следующее звено воспитательной системы - это
студенческое

самоуправление
. Цель
студенческого

самоуправления
в колледже – это вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность; подготовка студенческих лидеров; создание условий для профессионального, творческого, физического и духовного развития молодёжи. Студенческое самоуправление способствует реализации потенциала студентов, расширению их кругозора, формированию коммуникативных навыков, развитию инициативы, самостоятельности, самодеятельности и организаторских способностей. В колледже разработана Модель студенческого самоуправления.
Слайд 5.

6 В системе самоуправления задействованы – Председатель студенческого Совета, секретарь, лидеры СС, которые возглавляют 3 направления: совет старост учебных групп, актив общежития, студенческий клуб. У каждого из направлений есть свои цели и задачи, функции: Ведущая цель
совета

старост
– привлечение студентов к организации учебно-воспитательного процесса и улучшения взаимодействия педагогического и студенческого коллективов. Для достижения указанной цели старостат решает следующие задачи: а) представляет и защищает интересы и права обучающихся, доводит до сведения администрации колледжа информацию о проблемах студентов, связанных с учебно-воспитательным процессом, выносит предложения по улучшению учебного процесса; б) информирует общественность об успеваемости и посещаемости студентов учебных групп, готовит рейтинги для информационного экрана; е) распространяет необходимую информацию среди обучающихся о важнейших решениях администрации по регламентации учебных, воспитательных и производственных вопросов; ж) принимает участие в организации контроля за качеством организации питания д) содействует в организации ежегодного медицинского обследования студентов и пр. Заседания совета старост проводятся не реже одного раза в месяц.
Актив общежития.
Цели: Приобщение студентов к самоуправлению; Создание условий для улучшения быта студентов, проживающих в общежитии. Основные задачи актива общежития:  Формирование мотивации к организации и самостоятельному контролю достойных условий жизни в студенческом общежитии;  Поддержка и развитие инициативы студентов в социально-бытовых вопросах;  Содействие развитию ответственности студентов и, а также сотрудничества студентов и администрации общежития в организации жизни студенческого общежития;  Совершенствование у студентов навыков управления коллективом сверстников;
7  Развитие коммуникативной компетентности в сфере разрешении конфликтов, создание благоприятного психологического климата в студенческом коллективе, проживающем в общежитии и пр. Заседания активов общежития проводятся ежемесячно каждый 1 и 3 понедельник при участии воспитателя и коменданта общежития. В прошлом учебном году проведено 20 собраний.
Студенческий клуб
Целью СК является организация внеучебной и досуговой деятельности студентов. Студенческий клуб функционирует по 4-м направлениям: Медиа-центр (создана газета Зачет Слайд 6 студентами специальности библиотековедение, организована творческая группа по работе на радио), спорт-центр (организовывались спортивные соревнования в колледже, студенты участвовали в спортивных соревнованиях городского и краевого уровней, благодаря подключению преподавателя по физкультуре. В рамках этого центра с прошлого года создано любительское объединение «Арт- терапия и творчество», под руководством студсовета. Также, говоря о деятельности студенческого совета, хочу отметить одну из важных функций дисциплинарно-профилактическую, которая направлена на улучшение качества успеваемости студентов. Эта функция реализуется на собраниях студенческого Совета по результатам промежуточной аттестации, куда приглашаются нерадивые студенты, имеющие множество пропусков и неаттестаций. Такая практика воспитательного воздействия на студентов, используемая в нашем колледже долгие годы, является сильным инструментом воздействия на студентов. Таким образом, подводя итоги воспитательного воздействия Студенческого самоуправления на обучающихся колледжа, можно сделать следующие выводы: 1. Студенческое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции обучающегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю, ответственности, выстраиванию взаимоотношений с окружающими 2. Способствует адаптации студентов, организации жизнедеятельности 3. Организации досуга студентов 4. Помогает в организации учебного процесса (совет старост)
8 5. Сектор «Скорая студенческая помощь» выявляет «проблемных» студентов и проводит работу с ними по ликвидации их академических проблем.
Слайд 7
Итак, возвращаясь к рассматриваемым звеньям воспитательной системы, обращаю ваше внимание на звено под названием УПРАВЛЕНИЕ в составе которого директор колледжа, зам.директора по ВЧ, Совет кураторов и непосредственно сами кураторы. Как вы видите данное звено в этой системе является связующим между основными компонентами всей системы, т.е. выступает неким посредником. Проще говоря: это выглядит так: родители - педагогический состав – студенты. Но как я уже сказала в самом начале, первым заказчиками образовательной услуги являются родители, законные представители студентов, которые напрямую должны быть заинтересованы в качестве образования их детей, высоких показателях успеваемости, в быстрой и беспроблемной адаптации студентов, лучших условиях проживания и т.д. И для достижения всего этого, я считаю, необходимо замкнуть цепочку между звеньями, установив прямой контакт между родителями и студентами, через организацию таких форм взаимодействия как: проведение общих собраний студентов с участием родителей, организации совместных мероприятий по профилактике правонарушений, совместная организация досуговых акций, с обязательным присутствием и контролем родителей, создание Совета профилактики неуспеваемости в рамках Студсовета с привлечением представителей родительского комитета пр.)


В раздел среднее профессиональное образование