Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация выступлений творческого коллектива на примере концертной программы".

Разработка урока

Автор: Дерябина Татьяна Сергеевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБОУ СПО - техникум "Самарское областное училище культуры и искусств", город Самара, Самарская область



В раздел среднее профессиональное образование



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕХНИКУМ «САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Подготовила: преподаватель

Дерябина Т.С.

Специальность:
071801 Социально-культурная деятельность (по видам) (углубленная подготовка)
Вид:
Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.
Курс 4, группа 4 СКД (9)

Тема занятия:
Организация выступлений творческого коллектива на примере концертной программы.
Тип учебного занятия:
урок комбинированный.
Вид учебного занятия:
урок решения творческих и профессиональных задач.
Форма проведения занятия:
групповая.
Время:
90 минут.
Методы и приемы обучения:
а) метод словесной и наглядной передачи информации со зрительным восприятием (беседа в сопровождении компьютерной презентации и показом видеофрагментов); б) репродуктивный метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (практическая работа в группах); в) метод стимулирования и мотивации студентов (выполнение творческого задания); г) метод контроля и самоконтроля (самооценка);
Цель

занятия:
формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении технологии подготовки и проведения концертной программы.
Задачи занятия:

1. Образовательные:
- дать общее представление понятию «концерт»;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за общий успех; - приобщение к культуре внешнего вида ведущего концертной программы и культуре проведения культурно-досугового мероприятия.
3. Развивающие:
- развитие профессионально-значимых качеств личности, коммуникативных и творческих способностей и дарований обучающихся в области народного художественного творчества; - развитие познавательной активности обучающихся.
Обеспечение учебного занятия:
- учебно-методические средства (план урока, журнал «Народное творчество», компьютерная презентация к уроку, видеоролики с записями проведения концертов); - раздаточный материал (кроссворд, карточки – задания группам, аналитическая таблица, таблица «Сценарно-режиссерский ход», оценочные листы); - технические средства (мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран).
Понятийный аппарат учебного занятия:
Концерт, фестиваль, фольклорный праздник, элементы композиционного построения.
Ход учебного занятия.

1. Организационный этап
(3 минуты)
Цель этапа:
организация учебного занятия, подготовка обучающихся к работе, создание психологического настроя, организация мотивации, приветствие обучающихся, проверка явки обучающихся, объявление темы и цели урока.
2. Проверочный этап
(10 минут)
Цель

этапа:
установление уровня усвоения изучаемого материала на предыдущем занятии; повторение ранее полученных знаний.
12. Герой колыбельных песен, которым пугали детей. (Волчок) 13. Герой колыбельных песен, волшебное существо. (Дрема) 16. Кроватка, в которой усыпляли малышей (старинное слово) (Люлька) 17. Способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения. (Традиция)
По вертикали:
2. Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения. (Крещение) 4. Группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение. (Этнос) 6. Обрядовая песня, которая исполняется в ночь под Рождество. (Колядка) 7. Процесс этнического становления народа. (Этногенез) 8. Массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. (Фестиваль) 9. Замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. (Загадка) 10. Совокупность произведений народного творчества, включенных в практическую жизнь народа. (Фольклор) 14. Песня, исполняемая при укачивании ребенка. (Колыбельная) 15. Установленный порядок, последовательность действий при проведении обряда или церемонии. (Ритуал) 18. Строго определенные обычаями те или иные действа. (Обряд)
10
ф
9

15

11
с к о р о г о в о р к а з р л а и
14

7

16
л ю л ь к а г т к э к а у о т л
4

13
д р е м а л н
6
о э к л ы
5
ф о л ь к л о р и с т и к а б
8
г о н е ф

3. Изучение нового материала
(50 минут)
Цель

этапа:
усвоение новых знаний; первичная проверка понимания студентами изученного материала. Теоретическая часть занятия.
3.1.
Теоретическая часть занятия проводится в виде интерактивной лекции. Преподаватель со студентами работает по слайдам на тему: «Методика подготовки и проведения концерта» Содержание учебного материала. Концерт – от итальянского «кончерто» – состязание, соревнование. Концерт – публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой) На сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта. Виды сценических выступлений: концерты (сольные, сборные, отчетные, тематические и др.); фестивали народного художественного творчества; фольклорные праздники художественного творчества (песни, танца, музыки и др.) Концерты принято подразделять на различные виды: - по целевому назначению: отчетные (например, творческий коллектив отчитывается перед школой за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь); конкурсные (участие в смотре художественной самодеятельности); праздничные (выступление в честь праздника в школе); юбилейные (юбилей школы, юбилей коллектива самодеятельности и т.п.) - по месту постановки: стационарный (выступление на своей привычной сцене); выездной, гастрольный. - по составу участников: сольные (выступления одного исполнителя);
зрителя, а в школе чаще всего в зале находятся дети и взрослые во время общих торжеств, праздничных концертов. Разный возраст, разный уровень социальной зрелости, адаптации к жизни, разный уровень культуры, разные возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера. - по содержанию: тематические (посвященные одной теме); политемные (с разными тематическими блоками и направлениями). Тематические концерты в свою очередь, подразделяются на сюжетные и бессюжетные. В сюжетном концерте все номера подчинены единому сюжетному ходу. - в зависимости от числа жанров: одножанровые концерты (литературные или только хореографические, музыкальные концерты); многожанровые, которые чаще всего называются сборными. В сборном концерте встречаются разные исполнители, разные жанры: песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т.д. Алгоритм организации и проведения концерта: 1. Определить тему (форму проведения) концерта. 2. Определить дату, время и место проведения концерта. 3. Составить программу или сценарий концерта. 4. Просмотреть и отобрать концертные номера. 5. Продумать текст конферанса и подготовить ведущих. 6. Подготовить и распространить пригласительные билеты. 7. Оформить и вывесить афиши. 8. Провести репетицию концерта. 9. Организовать и провести концерт. 10. Последействие. При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории. Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть: • режим учебы школьников; • день недели, выходные и праздничные дни; • каникулярный период;
• если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде; нельзя ставить подряд однотипные номера; нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста. Следует также учитывать возраст участников концерта – начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее - не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления. При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки. Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта. В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей - мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения концерта. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности. При подготовке и проведения концерта надо учитывать: кому адресована программа, какие потребности удовлетворяет; какие виды досуговой деятельности включает; краткое содержание предлагаемой досуговой деятельности; предлагаемые формы деятельности; возможные варианты
просмотра студенты заполняют аналитическую таблицу и делают выводы к проделанной работе. (Приложение 2)
3.3.
Самостоятельная работа обучающихся. Преподавателем на уроке используется современная образовательная технология «Технология обучения в сотрудничестве» Преподаватель из состава обучающихся формирует три творческие группы. Преподаватель назначает руководителя каждой группе, студент-руководитель. Члены группы занимаются поиском решения, помогая друг другу. Результаты творческой работы студенты каждой группы фиксируют в таблицу «Сценарно- режиссерский замысел» (Приложение 3) Каждой из групп предлагается выбрать из нескольких предложенных карточек только одну с названием формы организации досуговой деятельности. На карточках указаны следующие формы организации досуговой деятельности: - тематический концерт ко Дню матери «Всё на земле от материнских рук»; - праздничный концерт, посвященный Дню Победы «Дорогами войны»; - театрализованный концерт «Планета почемучек». Задания каждой группе: 1. Разработать сценарно-режиссёрский замысел: ход (события), художественные номера, художественное оформление, музыкальное сопровождение формы организации досуговой деятельности. 2. Руководитель каждой группы осуществляет защиту творческого задания. 3. Участники других групп по окончании защиты задают вопросы.
4. Рефлексивный этап
(15 минут) Преподаватель дает задание составить кластер на тему «Виды концертных программ» Студенты работают в группах по составлению кластера на данную тему. Один человек от группы представляет кластер. (Приложение 4)
5. Итоговый этап
(3 минуты)
Цель

этапа:
дать оценку успешности достижения цели, анализ причин достижения или не достижения цели. Студентам для оценивания собственной деятельности предлагается оценочный лист (Приложение 5)
Приложение 1. Разгадать кроссворд.
10

9

15

11

14

7

16

4

13

6

5

8

2

3

1

18

12

17

Приложение 2.
Аналитическая таблица.

Параметры
Праздничный концерт ко Дню милиции Праздничный концерт ко дню Победы «Песня года 1971-1972» Аудитория. Количество номеров в концерте. Многообразие номеров в концерте (разножанровость) Участники концерта. Художественное оформление концерта. Музыкальное оформление в концерте. Роль ведущего в концерте.
Приложение 3.
Сценарно-режиссерский замысел.
№ п/п Элементы замысла Характеристика элемента замысла 1. Сценарный ход. 2. Художественные номера. 3. Художественное оформление. 4. Музыкальное сопровождение.
Приложение 4.
Кластер на тему «Виды концертных программ»

По

целевому

назначе-

нию
Отчетные Конкурсные Празднич- ные Юбилей- ные
Виды

концертных

программ

По месту

постановки
Стационар- ные Выездные Гастроль- ные
По составу

участников
Сольные Групповые Смешан- ные
По

содержанию
Темати- ческие Политем- ные
По составу

аудитории
Взрослая аудитория Детская аудитория Смешанная аудитория
Приложение 5.
Оценочный лист
студента (ки) группы 4 СКД(9) В предложенном оценочном листе оцените Вашу деятельность в достигнутом уровне (5 4 3 2 1) по каждому виду деятельности. № п/п Виды деятельности Критерии оценивания заданий Шкала оценивания деятельности обучающегося на учебном занятии Сумма набранных баллов 1. Решение кроссворда. 5-студент разгадал 18 слов. 4-студент разгадал 16 слов. 3-студент разгадал 14 слов. 2-студент разгадал 12 слов. 1-студент разгадал менее 10 слов. 5 4 3 2 1 (нужное подчеркнуть) 2. Заполнение аналитической таблицы. 5-студент проанализировал разные виды концертных программ с учетом всех параметров; 4-студент проанализировал разные виды концертных программ с учетом ведущих параметров; 3-студент частично использовал параметры для сравнения концертных программ; 2-студент осуществил анализ концертных программ с использованием минимума параметров анализа; 1-студент не проанализировал концертные программы. 5 4 3 2 1 (нужное подчеркнуть) 3. Самостоятельная работа в творческих группах. 5-студент разработал и охарактеризовал все элементы замысла, успешно осуществил 5 4 3 2 1 (нужное подчеркнуть)
защиту творческого задания; 4- студент разработал все элементы замысла и осуществил защиту творческого задания; 3- студент разработал не все элементы замысла, не совсем уверенно осуществил защиту творческого задания; 2- студент разработал не все элементы замысла, не осуществил защиту творческого задания; 1-студент не представил выполненную работу. 4. Составление кластера. 5-студент составил кластер и представил наибольшее количество структурных элементов; 4-студент составил кластер и представил не основные элементы; 3-студент составил кластер и представил минимальное количество структурных элементов; 2-студент составил кластер из нескольких элементов; 1-студент не составил кластер. 5 4 3 2 1 (нужное подчеркнуть)
ОЦЕНКА:

Оценка за урок:
«5» – студент набрал от 20 до 17 баллов; «4» – студент набрал от 16 до 13 баллов; «3» – студент набрал от 12 до 9 баллов; «2» – студент набрал 8 баллов и менее.
Приложение 6.
Словарь новых терминов.

Концерт
– публичное исполнение ряда вокальных, инструментальных музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т.п. номеров. 
Фестиваль
– это массовое празднество, смотр достижений профессионального и самодеятельного художественного творчества. 
Праздничная

культура
– это часть духовной народной культуры, включающая совокупность праздников, праздничных традиций, обычаев, обрядов, церемоний, ритуалов. 
Культурно-досуговая программа
– это комплексная массовая форма культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха. 
Замысел
– это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности. Замысел предполагает продуманность, четкость, разумное соотношение целого и частного и их подчинение художественной целостности. 
Сценарно-режиссерский

ход
– это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно- педагогического воздействия.


В раздел среднее профессиональное образование