Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Техника речи-неотъемлемая часть сценической речи, условие и база речевой культуры актёра"

Методическое пособие

Автор: Николаева Валентина Николаевна, преподаватель сценической речи, ГБОУ СПО- техникум "Самарское областное училище культуры и искусств", город Самара, Самарская область



В раздел среднее профессиональное образование



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТЕХНИКУМ
«САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Техника речи – неотъемлемая часть сценической речи,

условие и база речевой культуры актера».
ПМ. 01. Художественно-творческая деятельность. МДК 01. 02. Исполнительская подготовка.
РАЗДЕЛ 2. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071501 Народное художественное творчество (по видам) Вид: Театральное творчество Самара 2014
2 «Утверждено» на заседании предметно-цикловой комиссии народного художественного творчества по виду «Театральное творчество» Протокол № ___ от_______________ 20___ г. Председатель ПЦК _____________________________ Любаев Д.В. Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета Протокол № _____ от ____________20_____г. Старший методист______________________________ Гаршина Ю. П. Заместить директора по учебной работе ___________Дерябина Н.К. Составитель: Николаева В.Н., преподаватель театральных дисциплин ГБОУ СПО – техникума «Самарское областное училище культуры и искусств». Рецензенты: Добросолец И.И.
-
старший преподаватель кафедры театральной режиссуры ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» Дьячкова Н.В.,- преподаватель театральных дисциплин ГБОУ СПО - техникума «Самарское областное училище культуры и искусств». Сценическая речь: методическое пособие «Техника речи – неотъемлемая часть сценической речи, условие и база речевой культуры актера» по специальности 071501 Народное художественное творчество (по видам) Вид: Театральное творчество/Сост. В.Н. Николаева.- Самара: ГБОУ СПО Т «СОУКИ», 2014. Методическое пособие «Техника речи – неотъемлемая часть сценической речи, условие и база речевой культуры актера» разработано для студентов 1-3 курсов специальности 071501 Народное художественное творчество (по видам). Вид: Театральное творчество. Оно познакомит обучающихся с моделью речевого тренинга и технологией его проведения, поможет выявить речевые проблемы обучающихся в процессе проведения тренинга и оценить результативность речевого тренинга в исполнительской работе. Материалы методического пособия могут быть использованы обучающимися в процессе прохождения ими учебной и производственной практики.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Если не делать, хотя бы одного из упражнений очень настойчиво, упражнения не принесут никаких результатов. Михаил Чехов Упражнения значат очень многое в жизни театра: для многих актеров тренинг стал дорогой в творчестве. Питер Брук
Цель:
Познакомить с методикой преподавания техники речи в контексте работы над прозой
Задачи:
- познакомить с моделью речевого тренинга; - познакомить с технологией проведения речевого тренинга; - выявить речевые проблемы обучающихся в процессе проведения тренинга; - оценить результативность речевого тренинга в исполнительской работе; - поделиться профессиональным опытом в преподавании дисциплины «Сценическая речь» (в рамках учебной программы). Техника речи – это неотъемлемая часть сценической речи, условие и база речевой культуры спектакля – конечного художественного продукта театрального искусства. Сценическая речь – повседневная речь, преобразованная человеком в соответствии с требованиями сцены. Речь искусственная, т.е. более совершенная, чем обычная. Синтез яркой четкой дикции с естественностью интонации. Для того, чтобы речь была естественной, убедительной, осмысленной, понятной, образной (а эти качества именно и существенны для сценической речи), нужно овладеть целым рядом элементов слова на сцене. Для этого необходима разнообразная методика работы.
4 Творческий тренинг по технике речи – пробы, поиски оптимальных способов и приемов совершенствования голосо-речевых и пластических выразительных средств актера в упражнениях и в их разнообразных вариациях. Речевой тренинг – это не безграничная муштра: «Делай только так, а не иначе!», а целостная система выразительных средств актера – речевых, голосовых, дикционных, пластических, музыкальных, интонационно- мелодических. Технология проведения речевого тренинга подчинена принципиальной методической и творческой последовательности: ощущение – движение – звучание. Такой прием насыщает содержанием каждое мгновение индивидуального, парного, группового упражнения и помогает находить собственные вариации той темы, которая составляет его смысловую суть и тех игровых условий, которые превращаются в стихию творчества: восприятие – воображение – воздействие. Ввод в действие механизмов воображения непременное условие всех упражнений: индивидуальных, парных, групповых. Тончайшие нюансы голосовой и речевой выразительности на сцене связаны с внутренней жизнью актера в образе с насыщенностью каждого высказывания духовными и душевными мотивировками, смысловыми искренними чувствами. Голос и речь – выразители творческого проникновения актера в глубины авторского текста, в «зерно» образа. Сценическая речь – это актерские вариации в средствах выражения сценического образа. Театральная речь – во многом речь экспрессивная, овладение ее законами и живой сценической разговорностью немыслимо вне эмоций, чувств, образности. Занимаясь голосом, дыханием и дикцией, нельзя забывать, что самая сокровенная героиня творчества – мысль! В любом упражнении тренинга, в любом сценическом поступке, во всяком жесте, движении, в каждом чувстве, в каждом звуке, слове, высказывании – первенствует мысль. «Мысль – это сила, господин начальник!» - восклицает один из героев СлавомираМрожека. Без внимания нельзя оставить и такое мощное явление актерской выразительности, как физическая жизнь тела. Комплексная система упражнений
5 речевого тренинга – смешанная форма организации учебных занятий (по дикции, дыханию, голосу) основана на принципе соединения движения и речи. Действие в этих упражнениях должно характеризоваться ясным сознанием цели, как в любом упражнении по актерскому мастерству. Основной критерий успешного воспитания техники речи – умение актера сознательно управлять своими речевыми и голосовыми возможностями в любой сценической ситуации. Игровой метод ведения комплексного тренинга позволяет использовать сложные движения и предметы. Вариативность – вот основа продуктивного тренинга
Оборудование:
униформа, предметы для игрового тренинга (скакалки).
6
Вступление к тренингу по теме:

«Комплексная система упражнений по технике речи»

Упражнение 1.
«Здравствуйте!» (театральное приветствие: прыжок «Фонтан»).
Упражнение 2.
«Представьтесь, пожалуйста». (Прыжок «Фонтан»).
Упражнение 3.
«Кто присутствует на уроке?» (Прыжок «Фонтан»). При выполнении упражнений контролировать дыхание (вдох - выдох) в условиях короткой фразы.
1.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Многократное повторение определенных артикуляционных упражнений позволит нам почувствовать артикуляционные мышцы, позволит разобраться в ощущениях, сопровождающих работу мышц, позволит произвольно управлять этой работой. «Если из массы мышц, действующих до настоящего момента разом, то есть совокупно, выделяется деятельность одной и эта одинокая мышца часто упражняется в одном и том же направлении, тогда и ощущение, вызываемое сокращением ее, должно необходимо представляться сознанию с более и более определенным характером» 1 . Начинать артикуляционную гимнастику лучше с наиболее простых, доступных упражнений. При артикуляционной тренировке обязательно пользуйтесь зеркалом. Оно помогает подчинить органы речи сознательному упражнению.
7
ГИМНАСТИКА ГУБ

Упражнение 1. «Волейбольная сетка».
Верхняя и нижняя губы – это края волейбольной сетки. Уголки губ – точки ее закрепления. Расправьте «волейбольную сетку» так, чтобы стали видны ее «клетки» (зубы и частично десны передних верхних зубов). «Натяните» ее. Особенно упругим должен быть верхний «шнур». Снимите сетку «со столбов» (губы возвращаются в положение покоя). «Натягивание сетки» должно осуществляться только губными и лицевыми мышцами. Шейные мышцы подключать нельзя.
Упражнение 2. «Маятник».
Собранные пятачком губы – маятник часов. Вот эти часы заведены и маятник начал совершать ритмичные, равномерные движения влево и вправо. Амплитуда и скорость перемещения маятника может меняться.
Гимнастика языка

Упражнение 1. «Шпага».
Исходное положение – губы сомкнуты, челюсти раздвинуты. Язык принимает форму «шпаги». Кончик языка острие «шпаги». Укол в правую щеку, затем в левую. «Покажи» укол (кончик языка), «Коли!» (язык выдвинуть вперед). Тело языка упругое, крепкое. При команде «закройся!» язык оттянуть назад. __________________________________________________ 1 М.И.Сеченов. Рефлексы головного мозга. - М.: Академии наук, СССР, 1961. стр. 53.
8
Упражнение 2. «Часы».
Исходное положение

рот открыт, принимает форму «циферблата». Язык – «стрелки» часов. Они двигаются и показывают на циферблате цифры (12 – 3 – 6 - 9).
Упражнение 3. «Сахариночка».
Выдвинуть медленно язык вперед, кончиком языка достать кристаллик «сахара» и унести его в рот, оттянуть язык назад, рот закрыть.
Упражнение 4. «Лошадка».
Щелкать языком, изображая скачущую лошадку. Артикуляционная установка звукоряда гласных: И Э А О У Ы. Темпо – ритм может меняться.
Упражнение 5. «Стрелки часов».
Собранные пятачком губы совершают движение по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. При выполнении этого упражнения нужно следить за плавностью и темпо – ритмом движения губ.
Упражнение 6. «Точилка».
Сомкнутые, сильные, собранные пятачком губы, как бы преодолевая сопротивление дерева затачиваемого карандаша, вытягиваются вперед насколько возможно. Достигнув предела, губы на мгновение «сбрасывают» рабочий тонус, возвращаются в естественное положение, затем снова собираются пятачком, будто стянутые бечевкой и повторяют движение вперед. Сначала упражнение делается медленно, затем темп постепенно становится быстрым. Челюсти при выполнении упражнения сомкнуты, находятся в состоянии покоя.
Упражнение 7. «Пошлепывание губ».
При выполнении упражнения добиваться того, чтобы звук напоминал открываемую бутылку шампанского, был сильным.
9
Упражнение 8. «Лопата, желобок, винт».
Язык принимает лопатообразную форму, затем превращается в «желобок», «винт». Исходное положение – рот открыт.
2.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Требования к организации дыхания актера – это последовательность дыхательных движений:
1.
Сокращение диафрагмы;
2.
Расширение грудной клетки в нижней и средней части;
3.
Подтягивание нижних стенок живота. Целесообразность такой последовательности исходит из физиологии дыхания. Вдыхательная мускулатура осуществляет вдох по смешанно диафрагмальному типу. Активность мышц брюшного пресса при речевом выдохе, когда на протяжении всего произнесения фразы должен поддерживаться один и тот же средний уровень давления внутри легких, необходимый для регулировки подсвязочного давления, приобретает, т.о. существенное значение. Но по ряду физиологических причин, речевому дыханию в быту подобная организация дыхательных движений свойственна весьма редко. Исходя из этого, неотъемлемой стороной голоса является перестройка природного дыхательного навыка, специальная тренировка мышечного аппарата дыхания, поиски верной координации дыхания и органов голосообразования. При воспитании техники сценического дыхания использование движения имеет важное преимущество формирование дыхательных навыков происходит применительно к конкретной форме двигательной деятельности, соответственно характеру и интенсивности того или иного движения. При четком согласовании дыхания со структурой того или иного движения двигательная энергия этих мышц автоматически включается в регулировку выдоха независимо от глубины дыхания.
10
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

Упражнение 1.
Улучшает условия вдоха и выдоха, активизирует работу диафрагмы. Исходное положение. Пятки соприкасаются, носки несколько развернутые, спина прямая, голова держится прямо, руки по швам. Исполнение. 1. Подняться на носки. Руки развести в стороны. 2. Присесть на носках. Колени вместе. Руки вперед. 3. Подняться на носки. Руки развести в стороны. 4. Вернуться в основную стойку. Темп медленный, счет на четыре при подъеме на носки – вдох, при приседании – выдох.
Упражнение 2.
Укрепляет мышцы передней стенки брюшного пресса. Исходное положение. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Исполнение. 1. Наклонить туловище вперед до горизонтального положения. Руки в стороны, голова приподнята (смотреть вперед). 2. Возвратиться в исходное положение. Темп медленный, счет на два. При наклоне туловища – выдох, при выпрямлении – вдох.
Упражнение 3.
Создает условия для активной работы дыхательных мышц. Исходное положение. Руки на нижних ребрах, большие пальцы назад.
11 Исполнение. 1. Наклон туловища вперед при одновременном нажиме руками на ребра. Локти вперед. 2. Выпрямиться, развести локти вперед. Темп медленный. Счет на два. При наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох.
Упражнение 4.
Затормаживает верхнее дыхание, активизирует диафрагмальное. Исходное положение. Основная стойка. Исполнение. 1. Подняться на носки с одновременным подъемом рук вперед и разведением в стороны. 2. Медленно наклониться вперед, руки касаются носков, опустившись на всю ступню. 3. Темп медленный. Счет на два. При подъеме на носки – вдох, при наклоне – выдох.
Упражнение 5.
Цель та же, что и в предыдущем упражнении. Исходное положение. Руки за головой, пальцы переплетены. Локти назад. Исполнение. 1. Наклон туловища вперед, руки за головой. 2. Вернуться в исходное положение. Темп средний. Счет на четыре. При наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох.
12
Упражнение 6.
Укрепление межреберных мышц. Исходное положение. Ноги на ширине плеч. Руки перед грудью. Исполнение. 1. Поворот корпуса направо, правая рука идет в сторону, левая перед грудью. 2. Вернуться в исходное положение. 3. Поворот корпуса налево, левая рука идет в сторону, правая перед грудью. 4. Вернуться в исходное положение. Темп средний. Счет на четыре. В исходном положении – вдох, при повороте – выдох. Эти упражнения носят подготовительный характер и настраивают нервно-мышечный аппарат актера на последующую систему тренировки, основанную на принципе соединения движения и речи, на материале художественных текстов (стихотворения Р. Рождественского «Упражнение по фонетике»)
Упражнение

7.

Стихотворение

Р.

Рождественского

«Упражнение

по

фонетике».
Мы – гласные, Мы – гласные, Стоглазые и властные. Мы – в вашем первом крике. На фронте. И на рынке. В «Ура!» И в «Помогите!» На сцене, На могиле. В страдании И в злобе…
13 Мы – как фундамент в слове. Кричите, если страшно, Кричите, если больно… Мы – в лихости футбольной, Когда – удар и – мимо, Когда орут: «На мы – ы – ы – ло – о!» Мы рвемся из гортани, И вы нас не глотайте Мы не хотим обратно. Мы – гласные. Мы – правда. Счет, или ритмически совпадающие с режимом прыжков стихотворные тексты произносятся в сочетании с предметами.
Упражнение 8. Скакалка.
Ритмически совпадающие с режимом прыжков стихотворные тексты произносятся в сочетании с прыжками через скакалку. Затем этот же текст произносится сразу же в состоянии покоя. Применение движения такой сложности интенсивности вырабатывает умение организовывать речевой выдох при разных режимах дыхания, преодолевая затруднения возникающие в результате повышения физической нагрузки. Прыжки через скакалку активизируют дыхание и создают условия для его ритмической организации. При последующем повторении текста без скакалки дыхание не сразу приспосабливается к изменению физической нагрузки и некоторое время продолжает осуществляться в том же ритме и стой же глубиной что и при прыжках через скакалку. Это приводит к некоторой избыточности дыхания,
14 затрудняет регуляцию выдоха. Применение движений такой сложности и интенсивности вырабатывает умение организовать речевой выдох при разных режимах дыхания. Я скачу, скачу, скачу, Научиться я хочу: Так владеть дыханием чтобы, Звук держать оно могло бы, Высоко ритмично было, И меня не подводило.
Упражнение 9. «Лыжи».
Вдох и выдох ритмичны, по объему воздуха равны. Выдох со звуков «С».
Упражнение 10. «Согревание рук».
Отработка длинного выдоха.
Упражнение 11. «Кто едет в лифте?»
На материале сложных православных имен: Авдифакс, Голиндуха, Аскитрея, Репсилия, Епафродит, Довмонт, Акепсим, Иувентим, Азадан, Фомаида, Фервуфа.
Упражнение 12
.
«Горячий чай».
Отработка длинного холодного выдоха.
Упражнение 13.
«
Проталинка».
Отработка длинного теплого выдоха.
15
Упражнение 14.
«
Массажист».
Подавая дыхание от диафрагмы, направляя его по вертикали, в бесконечность «в космос, подключаем голос на протяжном звуке «М». Концентрируем звук «М» в маске». «Массажируем» этим звуком мягкое небо, твердое небо, носовую полость. В районе «маски» и даже в теменной области черепа найдите ощущение приятной вибрации, дрожания, какой – то щекотливости. Вплетите поочередно в звук «М» каждый из гласных: э, а, о, у, ы. 3.
РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
От звучания гласных в сценическом слове зависит, прежде всего, доходчивость до зрителя самого смысла слова. На примере трех коротких слов – «сын», «сан», «сон» видно, как меняется смысл содержания слова в зависимости от гласных это первое и важнейшее – смысловая – функция лежит на гласных в сценической речи. Каждый гласный имеет свою артикуляционную установку. Цель упражнений – выравнивание гласных по степени интенсивности артикуляции. Гласные создают музыкальность речи.
Упражнение 1. «На месте шагом марш!»
Произнести звукоряд гласных И Э А О У Ы в соединении с движением ходьбой. Гласные произносятся слитно, на одном дыхании.
Упражнение 2. «Раз - два!»
Произнести каждый гласный звукоряда поочередно с другими гласными. Ударение в парном сочетании берет на себя второй гласный. После слитного произнесения пары гласный делаем паузу.
16
Упражнение 3. «Теннисный мяч».
Произнести звукоряд гласных И Э А О У Ы перенося ударения с одного гласного на другой гласный, остальные гласные произносим слитно.
Упражнение 4. «Полоскание горла».
Произнести три раза каждый гласный звукоряда, имитируя полоскание горла звуками. 4.
РАБОТА НАД СОГЛАНЫМИ ЗВУКАМИ
Станиславский сравнивал гласные звуки с рекой, а согласные с берегами. Если берега болотистые, топкие, то река теряет четкость очертаний. Так и со сценическим словом. При вялых, приблизительных согласных она воспринимается зрителем как неопределенная, размытая масса. Упругость, яркость, дальнобойность согласных звуков обеспечивается: точной работой органов артикуляции, энергетической системой речевого аппарата – дыханием, генераторной системой речевого аппарата, голосовыми связками (преобразование звонких согласных). Согласные различаются между собой по месту образования, способу образования, характеру звучания, длительностью и т.д.
Упражнение 1. «Полотер».
Закрепляйте на ноге «щетку», натирайте паркет: Ш – Ж, Ш – Ж, Ш – Ж. Согласные произносятся в такт с движениями щетки.
Упражнение 2. «Садовник».
Садовыми ножницами подрезайте кустарник: Ц! Ц! Ц!
Упражнение 3. «Мотоцикл».
Садитесь за руль, поехали: РРРР. Старайтесь продержать звук как можно дольше, не добирая воздух.
17
Упражнение 4. «Проколотый шар».
Сделать глубокий вдох «наполнить шар воздухом», проколоть его иголкой. На медленном выдохе произнести звук ФФФФ. Старайтесь продержать звук как можно дольше. 5.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОТРАБОТКУ ЗВУКОВЕДЕНИЯ

Упражнение 1. «Диалог с природой».
На материале стихотворного текста. - Что тебе милей всего, сосна? - Высота – вот страсть моя и гордость! - Что тебе милей всего, скала? - Твердость! - Море, что тебе милей всего? - Широта земли, моя безбрежность! - Что тебе, весна, всего милей? - Нежность! - Что тебе, зима, милей всего? - Белизна на белоснежном поле! - Птица, что тебе милей всего? - Воля! Текст стихотворения соединяется с движением. Каждая строка стиха имеет своё положение тела. Перегруппировка движений происходит медленно, плавно. Исходное положение – наклон туловища вперед.
18 Порядок выполнения движений: 1. Подъём туловища (медленное) 2. Наклон туловища 3. Приседание 4. Кувырок 5. Положение лёжа на полу, руки вверх 6. Перекаты туловища на полу вправо и влево 7. Подъём туловища 8. Сидя на полу, ноги подтянуты 9. Сидя на полу, кисти рук на полу 10. Повороты в положении сидя вправо и влево 11. Подъём туловища до положения стоя 12. В положении стоя
Упражнение 2. Упражнение с предметом
Упражнение с предметом на отработку длинного выдоха, на материале стихотворения С. Маршака «Дом, который построил Джек». Движение и предмет выбираются самостоятельно.
С. Маршак «Дом, который построил Джек».
Вот дом, Который построил Джек. А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
19 А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. Вот кот, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. А это корова безрогая, Лягнувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. А это старушка, седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста,
20 Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Заключительный этап тренинга. Упражнение 1. Прыжок «Фонтан».

21
Список основной литературы
1. Васильев Ю.А. Сценическая речь: ритмы и вариации. - СПБ., 2009. 2. Васильев Ю.А. Сценическая речь: голос действующий. - М.: Академический проект , 2010. 3. Пронина М.П. Тайны нашей речи и слуха: монография.- СПБ, 2009. 4. Савкова З.В. Монолог на сцене: Учебное пособие. - СПБ, 2009. 5. Сарабьян Э. Научитесь говорить так чтобы Вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского.- М.: АСТ, 2013. 6. Сладкопевцев В.В. Искусство декламации.- СПБ, 2010. 7. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. для детей. Метафора.- М., 2012.
22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Строение речевого аппарата

23
Уклад голосовых складок

Профиль органов артикуляции

24
Артикуляционное упражнение «Лопаточка»

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

25
Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Артикуляционное упражнение «Горка»

26
Артикуляционное упражнение «Трубочка»

Артикуляционное упражнение «Часики»

27
Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Артикуляционное упражнение «Качели»

28
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Артикуляционное упражнение «Маляр»

29
Использование в тренинге предметов (мяча)

30
Использование в тренинге предметов

(скакалки)

31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ОПИСАНИЕ РЕЧИ ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И.А. Куприн «Гранатовый браслет»
«Желтков в продолжении нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белыми и не двигались, как у мёртвого».
И.А. Гончаров «Обломов»

«
У неё речь быстрая и не совсем понятная. Когда она говорит, создаётся впечатление, что она боится, что собеседник её не выслушает до конца и поэтому она говорит быстро и бубнит. Голос у неё громкий и грубый».
А.П. Чехов «Палата № 6»
«Говорил он тенором, громко, горячо и не иначе, как негодуя и возмущаясь, или с восторгом и удивлением, и всегда искренно».
А.П. Чехов «Степь»
«Старик говорил так, как будто было очень холодно, с расстановками и не раскрывая, как следует рта, и губные согласные выговаривал он плохо, заикаясь на них, точно у него замёрзли губы». «… Егорушка сквозь полусон слушал, как Соломон голом глухим и сиплым от душившей его ненависти, картавя и спеша, заговорил об евреях; сначала говорил он правильно, по русски, потом же впал в тон рассказчиков из еврейского быта и стал говорить, как когда- то в балагане, с утрированным еврейский акцентом»
А.П. Чехов «Враги»
«Голос Абогина дрожал от волнения; в этой дрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах. Абогин был исренен, но замечательно, какие бы фразы он не говорил, все они выходили у него ходульными, бездушными, неуместно увесистыми и как будто даже оскорбляли и воздух докторской квартиры и, умирающую где- то женщину. Он и сам это
32 чувствовал, а потому, боясь быть непонятным, изо всех сил старался предать своему голосу мягкость и нежность, что бы взять если не словами, то хотя бы искренностью тона».
И.С. Тургенев «Стук … стук … стук!»
«Говорил он очень мало, с запинками, сиплым голосом, без нужды повторяя слова. Особенно вычурных выражений он не употреблял. Иногда впадал в болтливость. Он не умел передавать случившиеся с ним события, сам звук его голоса казался не естественным и фальшивым».
И.С. Тургенев «Рудин»
« … Тонкий звук голоса Рудина не соответствовал его росту и широкой груди. Обилие мыслей мешало Рудину выражаться определённо и точно. Образы сменялись образами; сравнения, то неожиданно смелые, то поразительно верные, возникала за сравнениями. Он не искал слов, они сами послушно и свободно приходили к нему на уста, и каждое слово, казалось, так и лилось прямо из души, пылало всем жаром убеждения. Рудин владел едва ли не вышей тайной – музыкой красноречия. Самый звук его голоса, сосредоточенный и тихий, увеличивал обаяние; казалось, его устами говорило что-то высшее, для него самого неожиданное …»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
«Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрицательно не охотно, и в звуке его голоса было что- то грубое почти дерзкое». «- Здравствуйте, Фенечка,- проговорил он сквозь зубы. - Здравствуйте – с, - отвечала она негромким, но звучным голосом».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
« … говорил он своим медлительным тонким голосом и тем который он всегда почти употреблял с ней, тоном насмешки над тем, кто бы в самом деле так говорил». «Каренин вздохнул, собираясь с духом, но, разрешившись, он уже продолжал своим пискливым голосом, не робея, не запинаясь и подчёркивая некоторые слова».
33
Л.Н. Толстой «Война и мир»
«Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пиесы»
А. М. Горький «Детство»
«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожи не на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеет готовые пышные фразы... Грушницкого страсть была декламировать. Он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; только вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую- то связь с тем, что вы сказали, но которая, в самом деле, есть только продолжение его собственной речи».
В. Гордоченко «Подарок судьбы»
« … А как она говорила! Слова Джемма Произносила в нос, с неким французским акцентом. Голос у неё был немного грубоват, но приятный бархатный. И слушая, её я не допускала даже мысли усомниться в правильности её слов. У неё была отличная дикция – была слышна каждая буковка. Она говорила просто и вместе с тем как- то особенно. Она как Татьяна Ларина, став дамой высшего света не забыла свои корни. И вот эта открытость в разговоре влекла к ней людей».
О. Генри «Среди текста»
«Как только человек заговорил, я обнаружил, что он наделён своеобразным даром. Его голос был точно музыкальный инструмент, звук которого проникает в душу, и он мастерски, хотя и несколько нарочито играл нна этом инструменте …, делая его частью той магической силы, которую обладала его речь».
34
Дж. Х. Чейз «Каменные джунгли»
«Она заметно волновалась, это хорошо было слышно по голосу. Мягкий и бархатный всегда он заметно прерываться и даже переходить на какие то – взвизги. Она старалась всеми силами вскрыть своё смущение. Но слова выходили не естественными, и создавалось ощущение, что она сама себе не верит».
В. Коллинз «Женщина в белом»
«В её манере говорить не было не чего грубого или не скромного. Она говорила очень сдержано и тихо, немного печально и немного настороженно. Она говорила в грациозно- шутливой манере и её голос звучал как музыка». «Его изысканные манеры и блестящие знания языка, возможно, тоже помогали ему утвердиться в моём хорошем мнении. Слушая женщину, он спокойно почтителен и внимателен, на его лице отражается искреннее удовольствие. Когда он говорит о чём либо с женщиной в голосе его звучат мягкие, бархатные интонации, перед которыми, что бы мы не говорили трудно устоять».
35
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3 2. Вступление к тренингу по теме «Комплексная система упражнений по технике речи» …….................................................................................... 6 3. Артикуляционная гимнастика ………………………………………… 6 4. Дыхательная гимнастика ………………………………………………. 9 5. Работа с гласными звуками ……………………………………………. 15 6. Работа с согласными звуками ………………………………………….. 16 7. Упражнения на отработку звуковедения ……………………………… 17 8. Список основной литературы ………………………………………….. 20 9. Приложение 1…………………………………………………………… 21 10. Приложение 2 ………………………………………………………….. 30
36


В раздел среднее профессиональное образование