"Использование тестовых дидактических материалов с позиций развивающего обучения"
статья
Автор: Бредихина Наталия Алексеевна, преподаватель химии, ГБПОУ КАИТ №20, г. Москва
В раздел среднее профессиональное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
С ПОЗИЦИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Бредихина Н.А., преподаватель ГБПОУ КАИТ №20 Внедрение новых государственных образовательных стандартов ставит перед преподавателями задачу повысить эффективность учебного процесса, научить студентов самостоятельно приобретать знания, сформировать у них соответствующие компетенции и, в конечном счете, поднять качество подготовки специалистов на совершенно новый уровень. В процессе обучения преподавателю неизбежно приходится контролировать знания студентов, причем, чем чаще и глубже осуществляется контроль, тем знания становятся прочнее. Процесс контроля является, пожалуй, самым ответственным и сложным, он требует высокой квалификации преподавателей и значительных затрат времени. Поэтому усилия педагогов в значительной мере направлены на совершенствование форм и методов контроля, его оптимизацию. Этим объясняется повышенный интерес преподавателей к тестовым способам контроля, особенно с помощью технических средств. Сдерживающим фактором в использовании тестовых способов контроля является отсутствие соответствующих дидактических материалов и большая трудоемкость их разработки. Проводимая работа в колледже в этом направлении по дисциплине «Химия» призвана уменьшить этот пробел и показать возможные области применения тестовых дидактических материалов. Накопленный опыт использования тестовых способов контроля показывает, что тестовые дидактические материалы (ТДМ) можно применять для: - контроля подготовленности студентов к занятиям; - самооценки студентами степени понимания нового материала при первичном закреплении знаний непосредственно на занятии; - самооценки степени понимания изучаемого материала в процессе самоподготовки или самообразования; - репетиционной подготовки на тренажерах-репетиторах; - контроля родителями результатов самостоятельной работы студентов в процессе домашней подготовки.
Описанные в литературе тестовые способы контроля и методика применения ТДМ, практика их использования нацелены на контроль, оценку того, что студент уже усвоил. Используемые мной инновационные технологии ориентируют на иное применение ТДМ: не оценка усвоенного, а выявление неусвоенного, причин неусвоения, непонимания и недопонимания, устранение пробелов в знаниях, т.е. методика применения нацелена не на контроль, а на обучение и развитие. Комплексное использование ТДМ позволяет устранить такой недостаток применения тестовых технологий, как неразвитие внешней устной речи. Это достигается путем объяснения студентами правильности своего решения, сравнения с другими, доказательства своей точки зрения. Автором выпущено электронное учебно-методическое пособие «Тестовые дидактические материалы по дисциплине «Химия». Предложенная в работе методика применения ТДМ позволяет использовать их не только и не столько для контроля, сколько для обучения и развития технического мышления студентов. В заключение можно отметить, что использование данной методики успешно способствует реализации требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (раздел V ФГОС СПО), в т.ч. овладению общими компетенциями «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» и «Организация деятельности коллектива исполнителей» как составляющих характеристики профессиональной деятельности выпускников.
В раздел среднее профессиональное образование