"Подростковый период как становление индивидуальности"
статья
Автор: Девяткина Наталья Ивановна, воспитатель, ГКС(К)ОУ I-II вида "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36 города Ставрополя", Ставрополь
В раздел среднее профессиональное образование
Подростковый период как становление индивидуальности
Выполнила Девяткина Н.И.
В последнее время все больше изучается работ, посвященных изучению индивидуальности подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Взрослый играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Однако вопрос об индивидуальности, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому это Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности[4; - С.43]. Говоря о подростковом возрасте, важно отметить, что это период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Также, этот возрастной этап называется переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим»[7; С.13].
Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма, а также становления индивидуальности. В это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем[6; С.- 12]. Центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, что и влечёт за собой становление индивидуальности. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают[2; С.-32]. Так и подросток, в своей среде начинает отстаивать своё «Я», в его среде происходят конфликты, непонимания, проявляется или сверх активность или наоборот подавление личности, что в дальнейшем может привести подростка к девиантному поведению. Именно, индивидуальность позволяет ребёнку обеспечивать внутреннюю целостность и относительную
самостоятельность.Основными характеристиками индивидуальности подростка выступают открытость как способность воспринимать любой опыт и двигаться в любом направлении; самобытность - индивидуальная характеристика личности, особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого; субъектность - отвечает за активность познания и преобразования человеком себя и окружающего мира[4;C.-71]. Структура индивидуальности подростков включает мотивационно- ценностный (сфера познавательных интересов, социальные мотивы: избегания, благополучия, достижения и самореализации), рефлексивный (самооценка и рефлексия своих чувств и переживаний), действенно- практический (творческий потенциал, творческие способности подростка) компоненты. В качестве основных критериев индивидуальности подростков выделены следующие: стремление к самосовершенствованию, проявление рефлексии, самостоятельность, неординарность продуктов их музыкально- творческой деятельности. Главным фактором проявления индивидуальности подростка является творческая активность, направленная на познание и самопознание своей индивидуальности. Благодаря творчеству происходит познание и самопознание индивидуальности подростка[2; С.65]. Огромную роль в становлении индивидуальности играет семья. Так например, в семьях, где признается право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Если же стремление подростка стать взрослым во мнении окружающих и в своих собственных глазах подавляется мелочной опекой, излишней жесткостью контроля, недоверием к его возможностям, он начинает «завоевывать» са- мостоятельность самыми разнообразными способами и средствами, и в первую очередь такими, которые, как правило, осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растет, возникают конфликты и взаимные обиды[5; С.23].
Именно в семье происходит постепенное формирование индивидуальности, а также, оболочка семьи становится тесной и человек «вылупливается» из родительской опеки. Происходит второе рождение, когда человек выходит за пределы семьи, включаясь в более широкий социальный контекст. Сейчас уже функции, которые раньше выполняла семья, начинает выполнять более обширное сообщество. Кроме семейного коллектива человека начинает окружать более неопределенное и динамическое сообщество друзей, приятелей и других референтных групп, участие в которых становится более значимым. В семьях, где признается право подростка на известную самостоятельность, где своевременно меняется и отношение к нему и характер требований, он обычно развивается и взрослеет нормально. Если же стремление подростка стать взрослым во мнении окружающих и в своих собственных глазах подавляется мелочной опекой, излишней жесткостью контроля, недоверием к его возможностям, он начинает «завоевывать» са- мостоятельность самыми разнообразными способами и средствами, и в первую очередь такими, которые, как правило, осуждаются. Подросток становится упрямым, непослушным, грубым. Непонимание между ним и родителями растет, возникают конфликты и взаимные обиды [3; С.-42]. В подростковом сообществе подросток получает поддержку и опору, приобретает умения и привычки, позволяющие ему эффективно жить в других референтных группах. Но действительно новое рождение происходит тогда, когда человек, следуя требованиям и программам культуры, начинает понимать сущность этих требований применительно к себе, понимает свою индивидуальность и начинает ее проявлять[1; С.-15]. Таким образом, именно в подростковом возрасте появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии, закладываются основные индивидуальные качества, свойства,
личностные особенности, подростка связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013- С.-15 2. Боброва В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 2011- С.-65 3. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., 2010-С.-42 4. Крутецкий В.А. Психология подростка. – Москва, 2013- С.-43 5. «Развитие личности ребенка», под ред. Фонарева А. М., Москва, 2010- С.-23 6. Рубинштейн С. Л «Основы общей психологии». – М., 2000 – С.-12 7. «Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. М., Просвещение 2010- С.-13
В раздел среднее профессиональное образование