"Подвижные игры - средство развития двигательной активности детей с синдромом Дауна"
статья
Автор: Цвиринько Ирина Владимировна, воспитатель, ГКУ ДДИ "Южное Бутово", Москва
В раздел среднее профессиональное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1 Доклад на тему: «Подвижные игры - средство развития двигательной активности детей с синдромом Дауна» Воспитатель гр. 3.1.50 Цвиринько И.В.2 При наличии разнообразных средств развития координационных способностей детей одним из лучших являются подвижные игры.Смысл детских игр заключается в том, что они, нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, их создают, формируют и совершенствуют. Сила игры - в ее эмоциональности и увлекательности. Интересную и доступную для ребенка игру всегда сопровождают радость и удовольствие, Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка,которая оказывая особое воздействие на организм умственно отсталого ребенка, больше, чем другие средства,удовлетворяют его естественные потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии - вынужденному спутнику ребенка с нарушениями в развитии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, закаливанию (особенно на свежем воздухе) и тем самым профилактике соматических заболеваний. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы детей. Подвижные игры хороши тем, что в них, как правило, ис- пользуются знакомые и естественные движения: бег, ходьба, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с предметами. Ими можно заниматься без специальной подготовки, потому что в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять соответственно интеллектуальным и физическим возможностям ребенка. Желание ребенка играть - главный стимул, который побуждает его к игровой деятельности. Но вызвать интерес, сформировать потребность играть часто сопряжено с трудностями, так как при нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность, замедленная обучаемость, плохая восприимчивость к новому. Поэтому выбор коррекционно-развивающих игр для детей с отклонениями интеллекта требует особого внимания. И здоровые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся, даже более младшего возраста. Он - иной по своим
3 проявлениям. Требования, предъявляемые в игре, не должны превышать действительных возможностей ребенка. Непонимание ситуации, ото- бражаемой в игре, систематические переживание неуспеха могут привести к негативным последствиям - отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости, а иногда и к агрессивности, т.е. формированию патологических черт личности. Подвижные игры должны быть не только доступными по сложности, но и эмоционально разнообразными, должны учитывать личностные интересы детей, нести целительную радость каждому ребенку. В процессе игры важно создавать праздничную обстановку ,включая речетатив и дикламацию. Единой классификации подвижных игр нет даже для здоровых детей. В педагогической практике и научной литературе встречаются десятки признаков, по которым группируются подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-эстафеты, игровые упражнения, игровые композиции, имитационные игры, игры с предметами, игры с преимущественным использованием различных физических упражнений (бег, прыжки, метание и т.п.), направленные на развитие физических качеств, различающиеся координационной сложностью; величиной нагрузки; подвижные игры, переходные к спортивным; игры, основанные на межпредметных связях; «пальчиковые» игры; игры, систематизированные по педагогическим задачам, игры для детей с различными отклонениями и заболеваниями и многие другие. Та же картина наблюдается и в подвижных играх, рекомендованных для детей с умственной отсталостью. Причем многие игры совпадают, и это естественно, потому, что главная функция игры - забава, развлечение - свойственна всем детям - как здоровым, так и с ограниченными возможностями, и достигается одними и теми же средствами. Просто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии медленнее осваивают
4 подвижные игры, как и любую другую деятельность, а некоторые им и вовсе недоступны. Но очевидным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно- развивающие задачи. Организация играющих детей - важная предпосылка для успешного хода игры.Условно наших детей можно поделить на «деятелей»и «созерцателей». «Деятели» любят передвигаться с места на место и лишь недолго могут оставаться в одной позе. Они вполне терпимы к новым, еще не освоенным позам, в том числе и рискованным. Не любят долго сидеть на руках, предпочитают двигаться. И двигаться быстро. «Созерцатели» предпочитают наблюдать, играть с игрушками,находясь в одной, достаточно статичной, позе. Чтобы двигаться им нужна значительная мотивация. Они очень осторожны и внимательны, пугаются новых поз и движений. Такие дети любят, когда их держат на руках, довольны, оставаясь долго в таком положении. «Созерцатели» двигаются медленно, так им лучше удается удерживать равновесие и контролировать положение тела в пространстве. Объем активных движений, как правило, бывает ограничен. Учитывая тип ребенка, мы получаем возможность правильно подобрать вид игры, верно рассчитать степень его участия, составить более полное представление об их мотивации. Известно, что многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому при обучении основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Подражание остается основным методом обучения. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо терпение .Терпение – вот, что труднее всего!Если мы не дадим ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится
5 управлять своим телом и не станет сильнее.Если малышу не удается совершить сложное действие, нужно разбить задание не несколько легко преодолимых частей. Необходимо предоставить ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе. Ине жалеть похвал. Хвалить малыша надо не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша. Нужно сделать так, чтобы ребенку не надоедало повторять одно и то же. Проявляя изобретательность и придумывая, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации у ребенка надолго сохраниться интерес к игре.Все действия нужно комментировать вслух, произнося слова четко и достаточно громко. Важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия. Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу. Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.Выбор
6 игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д. При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера сочетаются с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными. Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения. . Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, это игры чаще всего индивидуального порядка. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулкив дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин. Индивидуальный подход к каждому ребенку во время игр и упражнений является непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Особенный ребенок, как правило, любит играть один, не ищет себе партнера, а двигательные задания с удовольствием выполняет вдвоем с воспитателем. Педагог должен заниматься индивидуально с каждым ребенком, развивая его движения. При проведении игры воспитатель стремиться к тому, чтобы повысить ее эффективность и в то же время следит за тем, чтобы не допустить
7 чрезмерной физической нагрузки, плохо влияющей на детский организм. Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность), выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли отдохнуть. Новые игры целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7- 10 дней. В этом случае дети снова проявляют к ним интерес. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них Подвижные игры для наших детей должны быть простыми и понятными
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИГРЫ-ИМИТАЦИИ.
Эти игры хорошо развивают, координацию и крупную моторику.
8
«Поезд».
Дети самых разных возрастов, начиная от года и заканчивая младшим школьным возрастом, обожают игру «в тоннель». Построить его можно из стульев, из ковра или одеяла, свернутых в рулон. Малышу понравится «ехать на четвереньках» через тоннель. А если поезд скажет «ту- ту-ту» и прибавит ход, машиниста потом трудно будет остановить. Если же ребенок боится проходить через тоннель, обозначьте его границы с помощью веревок, выложенных с обеих сторон.
«Летите, голуби!»
Для этой игры вам нужно сделать бумажных голубей (или самолетики). Устройте соревнование: чей «голубь» дальше долетит.
«Солнечные зайчики»
. Для этой игры вам понадобится маленькое зеркало и солнечная погода. Отпускайте веселых солнечных зайчиков погулять и попросите кроху за ними погоняться.
«Воробушки».
Представьте, что вы воробушки, прыгучие и непоседливые. Можно подпрыгивать и одновременно помахивать руками. Пусть ребенок прыгает на двух ногах на месте или вперед и назад. Если малышу это трудно дается, держите его сначала под мышки, потом за руку.
«Прыгаем через лужи».
Вы можете найти настоящие лужи и прыгать через них (более экстремальный вариант). А можете нарисовать их мелом на асфальте и перепрыгивать.
Перекатывание мяча
Поймать мяч в возрасте 2—3 лет — пока что высший пилотаж для ребенка. Трудные навыки метания и ловли можно тренировать перекатыванием мяча по земле. Сядьте на пол друг напротив друга, вытяните ноги в стороны и
9 перекатывайте мяч друг другу так, чтобы он не выходил «за поле». Это упражнение хорошо развивает зрительную концентрацию и точность движений. Можно усложнить задачу и перекатывать одновременно два мяча.
ИГРЫ С ПОТЕШКАМИ
. Используйте потешки и прибаутки в качестве сопровождения активных игр. Это развивает детскую фантазию, образное мышление, навыки сценического мастерства. Попросите малыша выполнять те движения, которые соответствуют тексту. Если ему трудно сообразить, покажите пример, как можно «шевелить ушами», «мерзнуть», «греть лапочки» и т. д. «Зайка шел» Зайка шел, Зайка шел. (шагаем) Капусту нашел, (разводим руки в стороны, удивление на лице) Сел Поел Встал (садимся, делаем вид, что едим, встаем) И дальше пошел, (шагаем) «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки согреть.
10 Вот так, вот так Надо лапочки согреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! «Где мои ручки?» У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (ребенок прячет руки за спиной) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (показывает руки) У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (закрывает уши ладошками) Раз, два, три, четыре, пять —
11 Покажитесь мне опять. (показывает уши) У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (закрывает глаза ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (убирает ладошки от глаз) Экспериментируйте с разными частями тела: лицо, животик, коленки, ножки, пальцы. Интересно и забавно, каким образом ребенок будет их прятать. У каждого найдутся свои оригинальные способы.
Горка.
Пожалуй, самое любимое место для активных игр — горка.. Легче всего сказать: «! Упадешь! Нельзя!». Сложнее, но куда полезнее подстраховать малыша и дать ему шанс испытать страх и восторг одновременно. Начинайте с маленьких горок с пологими склонами. Спуск с наклонной поверхности отлично тренирует мышцы спины и живота, равновесие
Подвижная игра «Найди игрушку.
Необходимо поместить игрушку на видном месте в одном из углов комнаты. Увидев ее, малыш должен подойти к ней. Затем нужно поместить в углу 3-4 игрушки и назвать одну из них. Ребенок должен принести ту игрушку, которую вы назвали.Следующий вариант игры нужно спрятать игрушку, которую ребенку требуется найти,
12 среди других игрушек так, чтобы видна была только какая-то ее часть. Затем назовите игрушку, после чего малыш начинает двигаться, отправляясь на поиски игрушки. Игрушку можно заменить и проделать упражнения заново.
Подвижная игра «Собери шарики»
Взрослый выбрасывает из корзины шарики, различные по величине и цвету и показывает ребенку, как их нужно собирать. "
Волейбол"
. Бросайте малышу воздушный шар, пусть он отбивает его рукой или газетой, свернутой в трубочку. Учите малыша подставлять руки и ловить двумя руками большой легкий мяч.
"Футбол"
. Покажите малышу, как можно ударить по мячу ногой. Сначала это будет неподвижный мяч, положенный вами прямо перед его ножкой, позже он научится бить по движущемуся мячу.
"Баскетбол"
. Покажите малышу, как можно забросить мячик в корзину для мусора, ведро, таз или коробку. Поместите емкость на возвышение. Ребенку понадобится потянуться вверх, чтобы забросить мяч.
"Игра в кегли"
. Вы можете использовать пустые пластиковые бутылки и небольшой мяч.
"Идем по мостику"
. Предлагайте малышу ходить по доске, лежащей на полу. На прогулке он может ходить по бордюру тротуара, причем особенно полезна разноуровневая ходьба, когда одной ногой малыш ступает по бордюру, а другой - по дорожке.
"Перешагивание"
- можно использовать приставную лестнице или стремянку. Положите ее на пол и предлагайте малышу ходить, перешагивая через перекладины.
"Кач-кач"
- используются качели или просто доска, лежащая на бруске. Малыша ставят в центре, он может качаться, перенося вес с одной ноги на другую.
"Прыгаем как зайчики"
. Используйте любую пружинящую поверхность. Это может быть надувной матрас или диван. Возьмите малыша за руки и
13 помогите попрыгать.
Спрыгивание
со
ступенек
. Начните учить этому, используя невысокое возвышение, например тонкую дощечку. Поставьте малыша на нее, станьте перед ним на колени и дайте ему ухватиться за ваши пальцы. Позовите малыша и потяните его вперед.
Ходьба
по
ступенькам
. Как можно больше ходите с малышом по ступенькам. Это развивает силу мышц, координацию движений, учит переносить веса тела и правильно ставить ноги. Сначала учите ребенка подниматься, а только потом - спускаться по ступеням. И, наконец, мы подошли к тому, что так долго обещали, - к
велосипеду
. Если у вас есть машинка, на которой малыш может ездить сидя верхом, перебирая ногами по полу, вы можете начать обучение с нее. Учите ребенка залезать на машинку и слезать с нее, устойчиво сидеть на ней, держаться за руль, регулировать направление движения. Литература: Даунсайд Ап. Двигательное развитие Вашего ребенка Между погремушкой и велосипедом .Жиянова П.
14 Двигательная активность детей с синдромом Дауда. Арифулина Е. Д. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Гамгузова Л.Н.,Мищерякова С. Ю.
В раздел среднее профессиональное образование