"Значимость в логопедической работе таких нетрадиционных методов воздействия как фитотерапия и ароматерапия".
Статья
Автор: Сухорученко Кристина Артуровна, студентка 2 курса логопедии, Т.И имени А.П. Чехова РГЭУ (РИНХ), Таганрог
В раздел среднее профессиональное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Значимость в логопедической работе таких нетрадиционных
методов воздействия как фитотерапия и ароматерапия
. Сухорученко Кристина Артуровна, студентка 2 курса профиля логопедия ТИ имени А.П.Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)
Ключевые слова:
нетрадиционные методы, ароматерапия, фитотерапия, артерапия, музыкотерапия, литотерапия, имаготерапия, неврологическая симптоматика.
Аннотация
В данной статье описываются методы нетрадиционной терапии, применяемые в логопедической практике. В ней раскрываются различные нарушения речи, при которых используются эти 2 вида терапии, а также объясняется их масштабность применения в различных сферах. Кроме фито- и ароматерапии приведены примеры других нетрадиционных методов, имеющих место в логопедической и педагогической работе, а также затрагивается тема применения этих методов в детских садах. Как известно, логопедия - уникальная наука, которая не может существовать в разрыве с психологией и медициной. Безусловно, непосредственно логопедические методы обладают высокой эффективностью, при грамотном их проведении, но, несмотря на это, существуют различные речевые нарушения, которые требуют также и медицинской помощи, без которой устранения дефекта может быть неполноценным или вовсе невозможным. Для этого в логопедической работе существуют нетрадиционные методы воздействия, относящиеся к разновидности альтернативной медицины: фитотерапия и ароматерапия. Им я и хотела бы посвятить статью в рамках логопедической работы. Данные термины понятны практически всем, так как в настоящее время получили широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Фитотерапия - это лечение, основанное на применение различных растительных средств, а ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений. Казалось бы, как это может быть связано с коррекционной работой в логопедии? Как показывает практика, очень тесно. Конечно же, данные
методы, берут своё начало ещё с древних времён египтян и греков, которые написали многочисленные труды об эффективности фитотерапии в лечении любых болезней, и ароматерапии, как необходимом вспомогательном средстве. В логопедии они также не теряют своей силы при таких нарушениях как дизартрия, заикание, алалия, афазия, что обусловлено прочной связью речевых нарушений с нервной системой. Например, при лечении заикания большую роль играет благоприятный психологический фон, без которого не может случиться избавления от дефекта, так как данное нарушение имеет глубокие корни, уходящие в неврологию. Кроме того, при заикании самым сложным является преодоление речевых судорог и логофобии - боязни говорить, из-за которой и происходят эти самые судороги. Именно для борьбы с противосудорожным состоянием и страхом назначается фитотерапия и ароматерапия. Оба метода оказывают успокаивающее воздействие. Они направлены на улучшение памяти, устранение нервозности; способствуют хорошему настроению, повышению внимания и работоспособности. Помимо этого, происходит оздоровление организма в целом, так как данные терапии носят профилактический характер, способны предупреждать различные заболевания, повышают иммунитет. При дизартрии, которая не зря лечится в большей степени неврологом, необходимо нормализовать иннервацию речевого аппарата. При данном нарушении мышцы либо находятся в спастичном состоянии, то есть их тонус повышен, либо в паретичном состоянии, то есть тонус их понижен. В такой ситуации фитотерапия влияет на восстановление тонуса мышц. Причём, рекомендуется не только применять растительные средства внутрь, но и принимать с ними ванны. Для различных состояний мышц при дизартрии применяются определённые фитосредства. При спастической форме требуется расслабить, успокоить мышцы, которые перенапряжены; при паретической применяют тонизирующие отвары для повышения тонуса. Если дизартрия возникла вследствие инсульта, то фитотерапию можно
применять для восстановления прежних функций, нормализуя нервную и сердечно-сосудистую системы. Что касается такого расстройства речи, как афазия, то она чаще всего возникает в результате ишемических инсультов и инсультов, ведущих к кровоизлиянию в мозг, или различных воспалительных процессов головного мозга. Безусловно, в этих случаях фитотерапия могла бы помочь ещё до возникновения тяжёлых последствий, излечив причины, повлекшие за собой в дальнейшем инсульты. При уже приобретённой афазии данный метод также может оказать помощь в восстановлении функций головного мозга, что послужит как выздоровлению человека, так и поможет восстановить его речь в комплексе с многочисленными занятиями. Алалия имеет очень сложный комплекс нарушений, вбирая в себя неврологическую симптоматику: начиная от минимальной мозговой дисфункции, незначительных повреждений нервной системы и, заканчивая сильно выраженными неврологическими расстройствами, такими как парезы, например, и кроме этого, физическую недостаточность и соматическую ослабленность. К примеру, у моторных алаликов фитотерапия и ароматерапия может применяться для повышения уровня высших психических функций, так как у них отмечается недоразвитие внимания, памяти, мышления. Как утверждают психологи, зачастую у таких детей развиваются патологические качества личности, невротические черты характера, они импульсивны и в то же время пассивны, быстро утомляются. Всё это необходимо немедленно исправлять, нормализуя состояние психики и нервной системы. Оба метода терапии входят в здоровьесберегающие технологии, применяемые теперь в детских образовательных учреждениях, что в очередной раз доказывает их эффективность и необходимость использования. В последнее время, наконец, появилась тенденция к всевозможному расширению методического поля в педагогической деятельности, а более выражено это становится именно в детских садах.
Такие изменения, по моему мнению, обладают большой пользой. Среди нетрадиционных методов уже применяются: арттерапия, музыкотерапия - методы, развивающие больше эстетическую сторону; хромотерапия - благоприятно действующая на психологическое здоровье детей; ароматерапия; литотерапия- терапевтическое влияние минералов на организм человека; имаготерапия- психотерапевтическая методика основанная на театрализации каких-либо жизненных ситуаций. Все они хороши, но фитотерапию, наверное, следует отметить в особом порядке, так как здоровье детей, пребывающих в детских садах, очень ослаблено. Они часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями и острыми инфекционными болезнями. Именно поэтому важно проводить меры по предотвращению, предупреждению распространения заболеваний и повышению иммунитета у детей. Для этого необходимо оснащать детские сады фитотерапевтическими средствами, создавая для них положенные условия. Например, в некоторых детских учреждениях уже присутствуют фитококтейли, улучшающие иммунитет. Таким образом, доказанность эффективности фитотерапии и ароматерапии не подлежит сомнению. Подобные методики, по моему мнению, необходимо применять как при логопедическом воздействии, так и при педагогическом.
В раздел среднее профессиональное образование