Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Система интегрированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса"

Выпускная квалификационная работа

Автор: Рябцева Анна Евгеньевна, студентка, ГБОУ СПО СО "Камышловский педагогический колледж", город Камышлов, Свердловская область



В раздел среднее профессиональное образование







Текстовая HTML-версия публикации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работа
Система интегрированных уроков как средство формирования уважи-

тельного отношения к природе у обучающихся 4 класса
050146 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Рябцева А. Е., студентка 4 А группы
Руководитель:
Семёнова А. В., преподаватель валеологических дисциплин Камышлов, 2015
Пояснительная записка 1 раздел. Теоретико-методологическое обоснование формирования уважительного отношения к природе у обучающихся 4 А класса Развитие и взаимодействие общества и природы может быть гармонич- ным лишь в том случае, если наука, образование и культура в целом будут содействовать формированию новых нравственных критериев, направленных на осознание единства человека и природы, понимание природы как наивысшей ценности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспи- тания личности гражданина России, Планируемые результаты начального общего образования ставят перед учителями следующие цели: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём че- ловека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и при- родой; - формирование бережного отношения к богатствам природы и обще- ства, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в при- родной и социальной среде; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия россий- ского общества. В Концепции модернизации российского образования одно из цен- тральных положений занимает новое социальное требование формирования экологически грамотной личности, относящейся к природе как ценности. В программе «Школа 2100», по которой работает 4 А класс МКБОУ СОШ №3 КГО, нет тем по окружающему миру, которые бы позволяли фор- мировать уважительное отношение к природе у младших школьников. Вследствие этого нами выделены противоречия между:
- необходимостью формирования уважительного отношения человека к природе и недостаточной ориентацией современного начального школьного образования на присвоение личностью данной ценности; - потенциалом начального школьного образования по формированию у школьников уважительного отношения к природе и отсутствием механизма его формирования; - требованиями Концепции духовно-нравственного развития и станов- ления и личности гражданина России о формировании уважительного отно- шения к природе у младших школьников и отсутствием тем по окружающе- му миру по программе «Школа 2100» в 3, 4 классах, позволяющим формиро- вать и развивать ценность природы. Исходя из противоречий, следует
проблема
: недостаточное внимание и время уделяется формированию уважительного отношения к природе у младших школьников. На основании проблемы сформулирована
тема проекта:
«Система ин- тегрированных уроков как средство формирования уважительного отноше- ния к природе у обучающихся 4 класса».
Цель проекта
– разработать, обосновать и пробировать систему инте- грированных уроков как средство формирования уважительного отношения к природе младшего школьника.
Задачи:

1.
рассмотреть специфику формирования уважительного от- ношения у младших школьников;
2.
рассмотреть особенности разработки и проведения инте- грированных уроков в начальной школе;
3.
разработать систему интегрированных уроков, формирую- щих уважительное отношение к природе;
4.
пробировать разработанные конспекты интегрированных уроков на практике, формирующих уважительное отношение к природе у обучающихся 4 класса;

5.
выявить педагогические условии реализации системы инте- грированных уроков, формирующих уважительное отношение к при- роде у обучающихся 4 класса.
Объект исследования:
процесс формирования уважительного отно- шения к природе у обучающихся 4 класса.
Форма проектирования:
система интегрированных уроков, направ- ленных на формирование уважительного отношения к природе у обучаю- щихся 4 класса.
Методы исследования:
анализ нормативных документов, методиче- ских материалов, синтез (логическое соединение выдержек из разных источ- ников), обобщение, конкретизация, проектирование конструктов интегриро- ванных уроков.
Практическая

значимость

работы:
разработанная система уроков может быть использована педагогами младших классов на уроках и вне- урочных занятиях. Сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы жи- вем, и, конечно же, - с окружающей природой. Ведь именно природа по пра- ву является неисчерпаемой кладовой развития человека - интеллектуального, физического, духовного. Пагубное воздействие на природу - результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Природа - это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетво- рения его физиологических и материальных потребностей. Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманных чувств детей средствами природы. Наиболее благоприятным этапом для решения этих задач является младший школьный возраст. В этом возрасте закладываются основы, фунда-
мент личности, его ценностные ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе раннего школьного детства воспитать правильное восприятие при- роды, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением. В качестве психологического условия формирования нового сознания в отношении к экологии рассматриваются ответственность человека за сохра- нение окружающей природной среды и субъект-субъектный характер отно- шения к природным объектам (растениям и животным), а также уважитель- ное отношение к миру природы. Эти идеи прослеживаются в работах А. В. Гагарина, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Д. Н. Кавтарадзе, А. Н. Камнева, И. Т. Суравегиной, А. Е. Тихоновой, В. А. Левина и др. Как показывают исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмо- циональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан соб- ственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать за- ключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры. Воспитание уважительного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придер- живается С. Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте. Установлена связь между уровнем знаний об окружающей действи- тельности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление пред- ставлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способ-
ствуют углублению нравственных представлений. У детей младшего школь- ного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осо- знания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регулято- ров поведения. Исследования A.A. Люблинской показали, что у младших школьников встречаются некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Данная проблема заключа- ется в специфике возраста и в организации учителем процесса формирования у младшего школьника отношений с окружающим миром. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у детей систему пред- ставлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему цен- ностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Од- нако, как показывает практика, реализовать эти задачи непросто. Одним из механизмов решения этой проблемы является интегрирован- ные уроки. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Ин- теграция способствует формированию целостного взгляда на мир, понима- нию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в пе- дагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Самая эффективная в настоящее время форма реализации интегратив- ных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дис- циплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой
неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникно- вением этих знаний. Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, по- скольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения преду- сматривает создание принципиально новой учебной информации с соответ- ствующим содержанием учебного материала , учебно-методическим обеспе- чением, новыми технологиями . Историей данного вопроса занимались следующие ученные, В.И. Заг- вязинский, Г.Н. Сериков, Л.Д. Федотова, И.Я Курамшин, Т.Л.Рамзаева, Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова и другие. Понятие интеграции в современном мире употребляется очень широко и рассматривается в различных аспектах. Дословно латинское "integrafio" - восстановление, восполнение; "integer" - полный, цельный. Следовательно, интеграция-"объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восста- новление какого-либо единства". Что же такое интегрированный урок? По мнению Н. В. Васильевой, интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисци- плинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке все- гда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисци- плины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточ- нению материала ведущей дисциплины. В. И. Загвязинский считает интегрированный урок специально органи- зованным уроком, цель которого может быть достигнута лишь при объеди- нении знаний из разных предметов, направленным на рассмотрение и реше- ние какой-либо пограничной проблемы, позволяющим добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающим в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многооб- разии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих уча- щихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию ло- гики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддер- живает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет повысить эф- фективность уроков. В-четвёртых, за счет усиления интеграции в образовании высвобожда- ются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развития исследовательской деятельности учащихся, а также дополнитель- ных уроков практической направленности. В-пяттых, интеграция дает возможность для самореализации, самовы- ражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. [9] Что дает данная работа учителю?  Рождение нового уровня мышления – глобального, интегриро- ванного, а не замкнутого в своей узкой специализации.  Освобождает учебное время для изучения другого явления.  Исключает дублирование учебного материала.  Усиление межпредметных связей. Что дает данная работа ученику?  Активизация мыслительной деятельности.  Интенсификация учебного материала.
 Расширение сферы получаемой информации.  Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с раз- личных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.  Снижение перегрузок. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получе- ния глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различ- ных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На та- ком уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение пе- реносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование лично- сти творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетент- ной. Целями интегрированного обучения являются: 1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащих- ся на основе интеграции предметов. 2. Повышение и развитие интереса учащихся к предметам. 3. Формирование ценностных установок к окружающему миру. 4. Формирование представления о гармоническом единстве мира и месте человека в нём. Такие цели обучения приводят к формированию у детей критическо- го мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества реше- ний выбрать наиболее оптимальное. Задачи интегрированных уроков: • создание у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и об- ществом, природой и наукой, культурой и искусством; • возможность использовать в ходе обучения современные интер- активные методики и объективно оценивать достижения учащихся; • развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыс- лить, планировать свою деятельность;
• формирование у школьников коммуникативных качеств, нрав- ственных ценностей; • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопе- реживать, самоуважения; • формирование бережного отношения к природе и ко всему живо- му. Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:  Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин.  Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисципли- нам.  Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, нако- нец, курсов. Интегрированные уроки имеют определенные
преимущества
:  Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес.  Способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, прак- тической, прикладной.  Обладая большой информативной емкостью, способствуют уве- личению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каж- дого школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания  Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда. Интегрированный урок обеспечивает возможность формирования уважительного отношения к природе, так как мир, окружающий детей, по- знается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не да- ют представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Разработанные конспекты интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса построены на основе следующих принципов: 1. Личностно-ориентированный принцип - система влияний на учени- ка: учет особенностей развития личности каждого, уровня сформированности интересов, этических норм и ценностных ориентаций. 2. Принцип соответствия требованиям современного общества и об- щественно значимым ценностям .- раскрытие перед обучающимися роли природы в жизни человека, необходимости в уважительном отношении к ней. 3. Нравственная ценность отбора содержания является также важней- шим принципом воспитательной. Так, тематика уроков окружающего мира должна касаться проблем формирования уважительного отношения к приро- де. 4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализу- ется посредством организации разнообразной деятельности детей во время урока: участие в организации труда, общения, которые направлены на по- мощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков. 5. Принцип учета потребности учащихся. Разработанные конспекты уроков позволяют учесть уровень познавательных интересов младших школьников. При разработке конспектов была осуществлена интеграция следующих предметных областей: окружающего мира и русского языка, окружающего мира и литературного чтения, окружающего мира и математики, окружаю- щего мира и изобразительного искусства, окружающего мира и технологии. Формирование уважительного отношения к природе проходит в три этапа:
1этап – формирование у обучающихся выделять нравственное явление из других, определять его существенные признаки, принимать нравственную норму как необходимую; приобретение социальных знаний. 2 этап - обоснование необходимости следования нравственному прави- лу на основе расширения круга этих правил и усложнения ситуаций; получе- ние обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. 3 этап - переход к самосознанию, самоизучению и самовоспитанию. Создание представлений о нравственных особенностях своей личности; по- лучение начального опыта самостоятельного общественного действия, фор- мирование социально приемлемых моделей поведения. В ходе планирования уроков были выбраны такие формы организации работы, как индивидуальная работа, работа в парах, группах, а также фрон- тальная работа. Это обусловлено тем, что сочетание всех видов организации работы позволяет добиться большей эффективности деятельности на уроке. Также были отобраны разные методы обучения:  словесные методы ( позволяют в кратчайший срок передать боль- шую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения): рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой;  наглядные методы ( методы, при которых усвоение учебного мате- риала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обу- чения наглядного пособия и технических средств): метод иллюстраций и метод демонстраций;  практические методы (основаны на практической деятельности обучающихся): упражнения, практические работы;  репродуктивный метод обучения (повторение (многократное) способа деятельности по заданию учителя);  метод проблемного изложения (учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие проти- воречия).
Такой выбор обусловлен тем, что использование методов в системе позволяет эффективнее и точнее достичь поставленных целей.
2 раздел. Обоснование структуры и содержания системы интегриро- ванных уроков Педагогическое проектирование – обязательный этап деятельности лю- бого педагога, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать пред- положительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать её результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождение и протекания тех или иных действий, процессов, систем. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. В.С. Безрукова выделяет 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование. Первый этап – педагогическое моделирование (создание модели) – раз- работка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практи- ческого использования. Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для ис- пользования в конкретных условиях реальными участниками воспитатель- ных мероприятий. Данный этап предполагает пробацию сборника интегриро- ванных уроков, формирующих уважительное отношение к природе (диплом- ный проект). Требования к планированию, организации и проведению интегриро- ванных уроков:
 Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.  Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.  Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепро- верка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, ко- торое поддерживает главную цель.  Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.  Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.  Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов. Разрабатывая такой урок, необходимо учитывать: 1.
Цель урока –
э
то может быть необходимость сокращения сроков изу- чения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.). 2.
Подбор объектов
, т.е. источников информации, которые бы отвеча- ли целям урока. 3
. Определение системообразующего фактора
, т.е. нахождение осно- вания для объединения разнопредметной информации (это - идея, явление, понятие или предмет). 4.
Создание новой структуры курса,
т.е. изменение функционального назначения знаний. 5.
Переработку содержания
– разрушение старых форм, создание но- вых связей между отдельными элементами системы). [16] Интегрированный урок требует тщательного планирования, так как обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Технология подготовки интегрированных уроков состоит из несколь- ких этапов.

Первый этап
работы подготовительный. Он включает в себя следую- щие элементы: планирование, организация творческой группы, конструиро- вание содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Планирование урока.
Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уро- ков, их тематику и сроки проведения, что позволит четко определить их роль и место в проведении интегрированных уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока – до- стичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформи- ровать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раз- дела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводит- ся как обобщающий. В процессе календарно-тематического планирования необходимо опре- делить оптимальное количество интегрированных предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:  Перегруженности материала урока, излишней детализации и от- сутствию целостности подаваемого материала.  Переутомлению учащихся вследствие перегруженности инфор- мацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке.  Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности дей- ствий учителей в ходе урока. На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать те- матику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наибо- лее удачный вариант – совместное планирование предстоящих уроков.
На первый взгляд создается впечатление, что проблем с планированием интегрированных уроков нет. Однако анализ показывает, что существующие программы имеют слабые интегрированные связи, что не способствует инте- грации знаний. В процессе планирования уроков необходимо определить основания интеграции. Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыки для их интеграции с исто- рией. Для этого и необходимо проанализировать программы этих предметов.
Конструирование содержания урока
. На первом этапе урок модели- руется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разрабо- тать композицию урока, определить ее основные части. Для этого педагог, методом «брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагает различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели. Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятель- ного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Затем он приступает к созданию плана-конспекта уро- ка. Рассмотрев весь собранный материал, учитель производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы со- здать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.
Репетиционный этап.
На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке. Опыт педагогов-стажистов показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполне- ние заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.
Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, кото- рый поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.
Второй

этап
подготовки и проведения урока –
исполнительный
. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмо- циональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание про- блемной ситуации или интересного случая. Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художе- ственно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступле- ния.
В заключительной части
урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся силь- ное эмоциональное воздействие.
Третий этап – рефлексивный.
На этом этапе проводится анализ уро- ка. Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования про- фессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тща- тельно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из сле- дующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексив- ный.
При планировании требуется тщательное определение оптималь-

ной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
При проектировании интегрированного урока необходимо учитывать следующие особенности его структуры:
1. предельная чёткость, компактность, сжатость учебного материала; 2. логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; 3. большая информативная ёмкость учебного материала, используе- мого на уроке; 4. в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трёх различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для её реализации; 5. интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утом- лённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды дея- тельности в ходе урока. 6. При проектировке системы интегрированных уроков мы соблю- дали ряд этапов:  Подготовительная работа, которая включает анализ объекта проек- тирования, выбор формы проектирования, теоретическое обеспече- ние проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, матери- ально-техническое обеспечение проектирования, правовое обеспе- чение проектирования;  Разработка проекта, то есть выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, написание рабо- ты;  Проверка качества проекта, в которую входит мысленное экспери- ментирование применения проекта, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проек- та.
При разработке системы интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе, мы руководствовались принципами педагогического проектирования: а) принцип целостности и системности педагогического процесса; б) целенаправленности педагогического процесса; в) гуманистической направленности педагогического процесса; г) сознательности и активности личности в педагогическом процессе; д) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на че- ловека; е) принципы природосообразности и гуманизации; ж) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализа- ции к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. При разработке системы были учтены основные этапы проектирования, предложенные М.В. Шакуровой. Выбранный подход не противоречит подхо- ду к этапам педагогического проектирования В.С. Безруковой, а лишь кон- кретизирует и дополняет его. 1. Подготовительная работа  Анализ объекта проектирования.  Выбор формы проектирования.  Теоретическое обеспечение проектирования.  Методическое обеспечение проектирования.  Пространственно-временное обеспечение проектирования.  Материально-техническое обеспечение проектирования.  Правовое обеспечение проектирования. 2. Разработка проекта  Выбор системообразующего фактора.  Установление связи и зависимости компонентов. 3. Написание проекта 4. Проверка качества проекта (экспертная оценка проекта)
5. Корректировка проекта 6. Принятие решения об использовании проекта 7. Оценка результатов, подведение итогов. При проектировании целесообразной является следующая форма про- ектирования - система интегрированных уроков, направленных на формиро- вание уважительного отношения к природе у младших школьников. Согласно толковому словарю С. Ожегова, система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящих- ся во взаимной связи частей. Система уроков включает в себя набор взаимосвязанных и взаимозави- симых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроиз- вести целое. Система интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников – это методиче- ское пособие, предназначенное для учителей начальных классов, с целью об- легчить организацию процесса обучения детей по формированию уважи- тельного отношения к природе. Систематичность данных уроков заключается в наличии множества элементов (конспектов интегрированных уроков), единой цели для всех эле- ментов, наличии связей между ними, целостности, определенной структуре и иерархичности, относительной самостоятельности элементов Разработанная система интегрированных уроков состоит из следую- щих частей: 1. Титульный лист 2. Аннотация 3. Содержание 4. Пояснительная записка 5. Основная часть 6. Список литературы Охарактеризуем данные части:
1) На титульном листе указывается название системы, год издания, место. 2) Аннотация содержит краткое описание предназначения данной системы, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания. 3) В пояснительной записке указывается актуальность, перечень ча- стей, цель, рекомендации по использованию. 4) Основная часть системы содержит непосредственно сами кон- спекты интегрированные уроки, направленные на формирование уважи- тельного отношения к природе у младших школьников 5) Список литературы содержит источники, с помощью которых со- ставлялся данный сборник, указывается номер, автор, название книг, ме- сто и год издания. Система конспектов интегрированных уроков, направленных на фор- мирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса, по- строена на основе принципа от простого к сложному, постепенно переходя от первого этапа формирования уважительного отношения к природе к третье- му.
3 раздел. Педагогические условия реализации сборника интегрирован- ных уроков Пробация системы интегрированных уроков, направленных на форми- рование уважительного отношения к природе у младших школьников может осуществляться при организации процесса обучения и воспитания. Идея пробации заключается в том, что мы провели интеграцию содер- жания учебного материала по всем предметным областям начальной школы с экологическим содержанием, позволяющим формировать уважительное от- ношение к природе, разработали и будем реализовывать получившуюся си- стему интегрированных уроков. Замысел пробации данного проекта заключается в том, чтобы способ- ствовать формированию уважительного отношения к природе у младших школьников через систему интегрированных уроков. Педагогическая цель: формирование уважительного отношения к при- роде через реализацию системы интегрированных уроков. Цель пробации: оценка действенности разработанной системы интегри- рованных уроков, определение рекомендаций по её совершенствованию, до- казательство действенности данных уроков как средства формирования ува- жительного отношения к природе у младших школьников. Для реализации цели необходимо достижение задач: 1) подбор диагностических методик, направленных на определение уровня уважительного отношения к природе, планирование интегрированных уроков, представленных в системе (отношение родителей, детей к природе, их представление об уважительном отношении к природе); 2) организация первичной диагностики, позволяющей оценить от- ношение младших школьников к природе; 3) осуществление пробации системы интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обу- чающихся 4 класса;
4) проведение повторной диагностики отношения младших школь- ников к природе, анализ полученных результатов, выявление недостатков си- стемы и формирования рекомендаций по ее совершенствованию. Гипотеза, выдвигаемая и проверяемая нами в ходе пробации, будет за- ключаться в том, что интегрированные уроки будут способствовать форми- рованию уважительного отношения к природе, если: 1) интегрированные уроки будут строиться с учётом деятедьностно- го подхода; 2) будут учитываться возрастные особенности (степень утомляемо- сти и т.д.); 3) будет обеспечено систематическое проведение интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у младших школьников; 4) у детей будет большой эмоциональный отклик, т. е. младшие школьники будут сами заинтересованы в формировании у них уважи- тельного отношения к природе, будут занимать активную позицию в этом. Пробация системы интегрированных уроков будет осуществляться на протяжении преддипломной практики на базе МКБОУ СОШ №3 КГО в 4 А классе. Новизна продукта заключается в том, что увидев слабое место в низком потенциале по формированию уважительного отношения к природе у обуча- ющихся 3,4 классов по УМК «Школа 2100», мы разработали, систематизиро- вали и создали продукт – систему интегрированных уроков, направленных на формирование уважительного отношения к природе у обучающихся 4 класса. Пробация предполагает последовательную реализацию трех основных этапов: 1) подготовительный, включающий в себя отбор диагностического инструментария, разработку необходимых интегрированных уроков;
2) практический – проведение первичной диагностики, реализация проекта; 3) итоговый, предполагающий проведение вторичной диагностики, анализ и сравнение результатов 2 замеров, формулировку выводов о дей- ственности интегрированных уроков на формирование уважительного отно- шения к природе у младших школьников, корректировку сборника, если она необходима. В пробации будут задействованы следующие субъекты: автор проекта (учитель начальных классов), учащиеся начальных классов. Учитель начальных классов (автор проекта) несет ответственность за:  подбор диагностических методик адекватных возрасту участни- ков эксперимента;  соблюдение всех гигиенических и эргономических требований к проведению оздоровительных мероприятий;  системное и систематичное планирование и проведение оздоро- вительных мероприятий. Участники эксперимента несут ответственность за:  соблюдение всех требований, предъявляемых педагогом;  участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Педагогические условия, которые могут оказать влияние на результат пробации: 1. Стиль общения педагога, его отношение к детям. 2. Педагогические принципы, определяющие особенности организа- ции оздоровительных мероприятий. 3. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей. 4. Создание специфических условий, необходимых для проведения интегрированных уроков. 5. Планомерное и целесообразное проведение интегрированных уро- ков.
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов будет выступать уважительное отношение к природе у учащихся. Показателем действенности интегрированных уроков и разработанного сборника является отсутствие от- рицательной динамики по такому показателю, как уважительное отношение к природе. Обоснование выбора диагностических методик: Нами был подобран набор диагностических методик, направленный на изучение уровня сформированности уважительного отношения к природе у младших школьников. В ходе пробации системы и оценки её действенности возможно приме- нение диагностического инструментария:  наблюдение;  анкетирование. Набор диагностических методик включает:  «Систему оценки уважительного отношения к природе» Моисеевой Л. В., целью которой является выявление уважительного отношения младшего школьника к природе, показатели: соотнесение уровня эко- логических знаний и характера поведения в природе, практическая природоохранительная деятельность с учетом мотивов, интерес к при- роде, желание реализовать свои позиции в поступках, эмоциональное отношение к природе, природоохранная пропаганда, оценка состояния среды. По данным показателям проставляются баллы от 1 до 5. Под- считывается сумма баллов по каждому показателю. Выделено 5 уров- ней сформированности уважительного отношения к природе у млад- ших школьников: до 10б. - низкий уровень, 10-15б. – уровень ниже среднего, 16-20б. – средний уровень, 21-25 б. - уровень выше среднего, 26-30 б. - высокий уровень.  Анкету В. И. Воронова «Сформированность у учеников системы знаний и осознанного уважительного отношения школьников к природе», целью которой является выявление уровня знаний и осознанности уважи-
тельного отношения к природе. Обучающимся необходимо 9 высказываний, указав вариант ответа ( (да
«+»
; нет
«-»;
не знаю
«□»
). За каждый правиль- ный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформиро- ванности экологической культуры определяется по шкале.  Личностный тест по выявлению уровня экологической культуры. Его целью является выявление собственного отношения к природе. обучаю- щимся нужно прочесть вопрос в таблице, выбрать один из трех ответов и об- вести соответствующее число напротив каждого вопроса. Получившиеся баллы сложить. Таким образом, выбранные методики соответствуют предъявляемым требованиям и позволят исследовать особенности ценностных ориентаций младших школьников, а также сопоставление двух результатов двух кон- трольных замеров, с использованием подобранных методик, позволит сде- лать вывод о действенности разработанной системы.. Данные методики соответствуют всем психометрическим основам: - методики предполагают перевод сырого балла в стеновой и содержат соответствующие шкалы, поэтому считают данные методики стандартизиро- ванными; - содержание методик соответствует поставленной цели, следователь- но, они являются валидными; - полученные при помощи данных методик результаты относительно стабильны и постоянны, следовательно, им свойственно такое качество как надежность. Для успешной организации экспериментальной деятельности необхо- димо соблюдение ряда педагогических условий. Под педагогическими усло- виями мы понимаем совокупность взаимосвязанных условий необходимых для воздания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием технологий, обеспечивающих формирование личности с за- данными качествами. Эти условия включают в себя социально- педагогические и психолого-дидактические.

Социально-педагогические условия
: 1) необходимые для проведения интегрированных уроков средства обучения (ТСО); 2) наличие в классе самих детей; 3) творчески работающий учитель, использующий разнообразные методы работы, умеющий заинтересовать, привлечь внимание учащихся; 4) доверительность отношений между учащимися и учителем, осно- ванных на взаимном уважении, обеспечивающая благоприятную обстановку в классе, что особенно важно при реализации данного проекта.
Психолого-дидактические условия
: 1) мотивация учащихся для проявления ими активности, включения их в оздоровительную деятельность; 2) соблюдение дидактических принципов и правил организации об- разовательного процесса для повышения его эффективности в области фор- мирования уважительного отношения Реализация условий может осуществиться через ниже указанные прин- ципы:  принцип сознательности (через осмысление учащимися значимости собственной деятельности);  принцип активности (включение детей в активную деятельность на уроке);  принцип прочности (повторение и закрепление полученных знаний и умений);  принцип систематичности и последовательности (организация инте- грированных уроков в системе, с четкой последовательностью);  принцип доступности и посильности (учет возрастных и индивиду- альных особенностей). Учёт данных принципов и реализация их на практике будут способ- ствовать достижению цели нашего проекта.


В раздел среднее профессиональное образование