Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование коммуникативной мотивации при обучении иностранному языку"

статья

Автор: Мартемьянова Наталья Дмитриевна, преподаватель английского языка, КГАОУ СПО Пермский базовый медицинский колледж, город Пермь Пермский край



В раздел среднее профессиональное образование







Текстовая HTML-версия публикации


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ

ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Мартемьянова Наталья Дмитриевна преподаватель английского языка КГАОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж» Иностранные языки становятся одним из главных факторов социально- экономического и общекультурного прогресса общества. Через знание иностранного языка можно получить доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственного общения с представителями других народов, поэтому престиж предмета "иностранный язык" в качестве образовательной дисциплины повышается, и понятие мотивации выходит на первый план. Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации, кроме того, от учащихся требуется наличие определенной базы и коммуникативных способностей. Нередко это вызывает определенные сложности и мотивированность в изучении иностранного языка исчезает. Интерес к процессу изучения иностранного языка держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. В целях сохранения интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы, т.е. создавать такие условия, при которых возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. А это значит, что для учителя иностранного языка имеет большое значение не столько заинтересованность учащихся в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата. Различают несколько разновидностей внутренней мотивации к изучению иностранного языка: 1) коммуникативная мотивация - определяющаяся на основе потребности в общении, подразумевает интерес к предмету с точки зрения выражения собственного мнения учащимися на уроках иностранного языка; 2) лингвопознавательная - заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых знаков; 3) инструментальная мотивация - мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определённым видам работы. По моему мнению, одной из главных разновидностей внутренней мотивации является коммуникативная мотивация, так как коммуникативность – это первая потребность изучающих иностранный язык. Данный тип мотивации труднее всего сохранить, потому что в сфере родного языка иностранный язык предстает как искусственное средство общения. Это означает, что и «естественные ситуации», которые используются на занятии, носят, в сущности, искусственный характер. Поэтому нужно обращаться к воображению учащихся, к фантазии, к игре. Широкие возможности для активизации учебного процесса представляет использование ролевых игр. «Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь
обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету» (О.А.Колесникова). Выделяют несколько видов ролевой игры: контролируемая (участники получают необходимые реплики), умеренно-контролируемая (участники получают общее описание сюжета и своих ролей), свободная (участники сами выбирают обстоятельства общения), эпизодическая (разыгрывается отдельный эпизод) и длительная (в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов). В своей практике я применяю ролевые игры, в процессе которых разыгрываются социальные роли. Такие роли носят обобщенный характер, «наталкивают» на действия в рамках известного стереотипа:  житель Перми - гость города (тема «Как спросить дорогу»);  доктор-пациент (тема «На приеме у врача», «Инфекционные заболевания»);  фармацевт-покупатель (тема «В аптеке»);  медсестра - мама больного ребенка (тема «Заболевания и уход за больными»);  врач «Скорой помощи» - пострадавший или очевидец происшествия (тема «Первая помощь»). Часто использую также роли вымышленных персонажей, не имеющих личностных характеристик и действующих в различных ситуациях; например, в семье заболел ребенок, и члены семьи (мама, отец, бабушка) стараются убедить его соблюдать постельный режим, принимать лекарства и пить больше жидкости. Ролевой игре предшествует большая подготовительная работа: тщательно отбирается речевой материал, отрабатываются лексико - грамматические клише, готовятся коммуникативные задания (карточки с вопросами, схемы, иллюстрации, упражнения). Перед игрой необходимо также распределить роли, поставить задачу, по которой участники должны высказываться, например:  Вы впервые приехали в Пермь, обратитесь с вопросом к прохожему, как добраться до самой лучшей гостиницы, используя при этом известные Вам формулы вежливости;  Вы случайно оказались на месте происшествия, если пострадавший в сознании, расспросите его о его состоянии или вызовите «Скорую помощь» и объясните врачу, что произошло;  Вы - мама заболевшего скарлатиной (корью, коклюшем) ребенка; расспросите пришедшую на патронаж медицинскую сестру о действиях, которые вам необходимо предпринять. Подготовленные коммуникативные задания выдаются участникам перед игрой. В процессе игры необходимо создать благоприятные условия для общения, преподавателю не стоит немедленно исправлять замеченные в речи учащихся ошибки, лучше разобрать наиболее часто встречающиеся ошибки позднее. По окончании игры преподаватель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. происходит обмен мнениями, что получилось, а над чем еще стоит поработать. Таким образом, ролевая игра мотивирует речевую деятельность, а именно: 1) вызывает потребность в общении, стимулирует интерес в общении на иностранном языке;
2) способствует развитию речевых навыков; 3) воспитывает самостоятельность, умение найти оптимальное решение в определенных условиях; 4) развивает умение слушать и слышать собеседника, находить с собеседником компромисс; 5) развивает умение лаконично излагать свою мысль; 6) способствует более прочному и глубокому усвоению материала. Можно сделать вывод, что использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса и позволяет сохранить интерес учащихся к изучению иностранного языка. Еще одним эффективным средством формирования положительной мотивации, на мой взгляд, является наглядность. Наглядность связана с содержанием мыслительной деятельности говорящего и служит неким «переходным мостом» от опорного к самостоятельному высказыванию. Средства наглядности, которые применяются для предъявления речевой ситуации, могут быть разнообразными. В своей практике я использую:  предметы ухода за больными (грелка, горчичники, банки и т.п.) с заданием прокомментировать сферы их применения;  ситуативные рисунки (пострадавшего с кровотечением, со сломанной рукой, пострадавшего в обмороке, в шоке) с заданием описать все симптомы и способы оказания помощи;  фотографии (семьи, квартиры/дома) с заданием описать изображенное;  диаграммы (например, сердца) с заданием восполнить пробелов в тексте;  генеалогическое дерево с заданием рассказать о себе и своей семье и другие. Важно, что с применением таких средств наглядности учащиеся говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать речевые задачи, используя имеющийся запас знаний и навыков. Такой вид речевой деятельности как чтение также способствует формированию коммуникативной мотивации. Для обучения чтению я тщательно подбираю тексты различной тематики в соответствии с требованиями стандарта. Наряду с текстами общей направленности («Профессиональное образование в России», «Медицинское образование в Великобритании и США», «Система здравоохранения в Великобритании и США» и т.п.) я подбираю профессионально – ориентированные тексты по обучаемым в колледже специальностям («Оказание первой помощи при ожогах», «Транспортировка пострадавших», «В больнице», «Сбор анамнеза», «Строение зубов», «Диета беременных» и т.п.). Подбор текстов нацелен на реализацию коммуникативных возможностей говорения. Таким образом, в условиях искусственной среды учебного процесса именно преподавателю отводится большая и сложная роль в развитии мотивации, что чрезвычайно важно для создания позитивной атмосферы на занятии и, в конечном итоге, для успешного овладения иностранным языком.


В раздел среднее профессиональное образование